Методика проведения практических работ по русскому языку и культуре речи


Методика проведения практических работ
по русскому языку и культуре речи.
Автор разработки: Николаева Л.Д.,
преподаватель русского языка и литературы.
Ст-ца Брюховецкая, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика видеоматериалов3
2. Комплексная дидактическая технология использования видеометода 6
2.1. Общая характеристика видеометода6
2.2. Эффективность видеометода8
2.3. Педагогическая диагностика10
2.4. Использование ролевых игр на уроке15
3. Заключение19

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ
Видео-кино-материалы можно использовать:
•на вводных занятиях для создания мотивации учебной деятельности студентов;
•как источник новейшей информации при изложении учебного материала;
•для показа синтеза процессов и явлений;
•для стимулирования активизации познавательной деятельности студентов;
•для показа практической деятельности специалиста.
Видео-кино-материалы передают учебную информацию различных форм и видов и позволяют:
•наблюдать динамику процессов живой природы, техники, производства;
•увидеть невидимое невооруженным глазом, конструктивные особенности и работу машин и механизмов;
•наблюдать изменение свойств, структуры, и функций происходящих в сырье и материалах при обработке; изучение различных технологий,
•показать специальные методы исследования свойств веществ и материалов.
Использование кино на занятиях не решает проблемы экономии времени, поэтому лучше воспользоваться кинофрагментами.
Кинофрагмент представляет собой микрофильм, на 2-5 минут можно его применить при изучении нового материала, обобщении и для создания проблемной ситуации. Наиболее рационально кинофрагменты использовать как иллюстративный материал в процессе изложения для подтверждения особых положений.
Учебные видеофильмы создаются по учебным темам, требующим динамичного изображения объектов, процессов и явлений. С их помощью можно разрешить сложные мировоззренческие проблемы, раскрыть связи, сущность законов и развитие явлений природы.
Применение видеоматериалов экономично:
•нет нужды заказывать транспорт на объект посещения;
•Вы не зависите от погодных условий;
•не надо подстраивать учебный процесс под технологический, который Вы хотите изучать;
•суммарные затраты на отснятие видеоматериалов меньше, чем на организацию посещения производственного объекта;
•разовые затраты на приобретение видеокамеры обойдутся Вам дешевле, чем каждый раз организовывать занятия на производстве.
Типы учебных видеоматериалов:
•видеофильм;
•видеофрагмент;
•видеосюжет.
Видеофильм готовят профессионалы.
Видеофрагмент снимается преподавателем для сопровождения своего устного выступления (объяснения) и может отражать:
•особенности технологии;
•процесс развития, роста растений и животных;
•обзор посещаемого объекта;
•часть выступления производственников по вопросам изучаемой темы;
•другое.
Видеосюжет снимается самим преподавателем для анализа отснятого ранее видеоматериала (конкретный пример на видеоносителе) и может содержать последний этап решения проблем:
•производственные и другие совещания, собрания;
•полярные мнения производственников;
•споры, конфликты и другое, посвященное вопросам управления.
Видеофрагменты и видеосюжеты можно снимать без озвучивания, отключив запись звука. Это необходимо, если восприятию видеозаписи мешают производственные шумы. В этом случае преподаватель сам озвучивает отснятый материал.
Если тема снимаемого фрагмента хорошо известна преподавателю и отсутствуют посторонние шумы, то преподаватель может сам наговаривать сопроводительный текст во время съемок, включив в видеокамере встроенный микрофон.

2. КОМПЛЕКСНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОМЕТОДА
Поиски эффективных технологий оптимальной организации обучения взрослых привели нашу цикловую комиссию к использованию видеометода.
Вариативность методики его использования, выбор разных этапов применения, удивительная результативность при создании мотивации слушателей на обучение определили комплексную дидактическую технологию с использованием видеометода в нашем педагогическом опыте как доминантную.
2.1 Общая характеристика видеометодаВидеометод. Как мало специальных работ, посвященных этому методу. И даже специальные учебные пособия по педагогике не раскрывают общей методической картины применения видеометода, а тем более комплексной дидактической технологии его использования.
Так, российская педагогическая энциклопедия видеометод рассматривает как видеозапись и относит к учебным фильмам, а в конечном счете к группе технических средств обучения. При этом подчеркивается, что в высшей школе учебные фильмы применяются главным образом для иллюстрации лекции:
- демонстрируются мультипликации;
- раскрываются явления, недоступные невооруженному глазу;
- для студентов мединститутов снимаются ленты, фиксирующие, например, ход хирургической операции;
- фильмы для пединститутов содержат эпизоды педагогических ситуаций и методические рекомендации.
Интересный материал по видеометоду удалось обнаружить в учебном пособии "Педагогика" И. П. Подласого в разделе "Сущность и содержание методов обучения".
Подчеркивая самостоятельность видеометода, заметим, что он служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, т.е. успешно выполняет все дидактические функции.
Строится видеометод в основном на наглядном восприятии информации и предполагает как индуктивный, так и дедуктивный пути усвоения знаний; различную степень самостоятельности и познавательной активности обучаемых; допускает различные способы управления познавательным процессом.
Видеометод имеет высокую эффективность воздействия и поэтому успешно решает как обучающую, так и воспитывающую функции.
Использование видеометода в учебном процессе обеспечивает возможность: а) дать обучаемым более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах; б) повысить роль наглядности в учебном процессе; в) удовлетворить запросы, желания и интересы обучающих; г) освободить преподавателя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, умений, проверкой тетрадей и т.д.; д) наладить эффективную обратную связь; е) организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.
С помощью видеометода эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи. Он полезен для:
1) изложения новых знаний, в частности, очень медленных процессов, которые невозможно наблюдать непосредственно (рост растения, явление диффузии жидкости, выветривание горных пород и т.д.), а также быстрых процессов, когда непосредственное наблюдение не может вскрыть сущности явления (удар упругих тел, кристаллизация веществ и т.д.);
2) объяснения в динамике принципов действия сложных механизмов и машин;
3) обучения алгоритмам выполнения различных видов деятельности;
4) создания специфической языковой среды на занятиях иностранного языка;
5) представления видеодокументов на уроках истории, этики, обществоведения, литературы, укрепления связи обучения с жизнью;
6) организации тестовых испытаний;
7) выполнения тренировочных работ, упражнений, моделирования процессов, проведения необходимых измерений;
8) создания баз (банков) данных для приведения учебно-тренировочных и исследовательских работ;
9) компьютерного учета успеваемости каждого обучаемого, осуществления дифференцированного подхода к организации обучения;
10) рационализации учебного процесса, повышения его продуктивности, обеспечения оптимального объема передачи и усвоения научной информации путем повышения качества педагогического управления.
2.2. Эффективность видеометодаСовременные средства видеоинформации позволяют подчеркивать, выделять наиболее важные места, создавая тем самым благоприятные условия для усвоения не только видеоряда, но и его структуры.
Как видим, И. П. Подласый, бесспорно, вносит свой вклад в разработку концепции дидактической технологии с использованием видеометода. Мы полностью разделяем его точку зрения.
Вот только отношение к педагогу как менеджеру познавательной деятельности, использующему видеометод, на наш взгляд у И. П. Подласого ошибочен. Он недооценивает ни профессионального, ни личностного потенциала педагога. Приведем его высказывания по этому поводу: "Эффективность данного метода мало зависит от личного мастерства педагога, а находится в прямой связи с качеством видеопособий и применяемых технических средств".
А какова наша концепция комплексной дидактической технологии использования видеометода?
Педагогическая ценность видеометода настолько очевидна, что мы включили его в широкий спектр комплексной дидактической технологии.
На наш взгляд, большие дидактические, воспитательные и развивающие возможности таит в себе данный метод при условии использования его:
- в педагогической диагностике, в частности, экспресс-диагностике, проводимой с целью "среза" или определения уровня педагогического мастерства преподавателей;
- в процессе занятий, когда иллюстрируются фрагменты отснятых профессиональных действий участников данной учебной группы с целью объективной оценки выполненного; определения его качества, выявление позитивного и негативного в деятельности; нахождение причин допущенных ошибок, неточностей, некорректности;
- в процессе занятий, когда формируются личностные качества будущих специалистов, предпринимателей, менеджеров; когда шлифуются формы и методы делового общения, создается имидж руководителя; усваиваются коммуникативные средства делового общения в различных производственных ситуациях;
- в видеокурсах.
Так, комплексная дидактическая технология использования видеометода с целью педагогической диагностики основана на включении слушателей в процессы осознания актуальных для них проблем и разработки путей их решения.
При этом, именно благодаря видеометоду, анализируются и критически осмысливаются как индивидуальный опыт слушателей, составляющий основу их педагогического мастерства, так и закрепляются умения и навыки коллективного взаимодействия и совершенствования практики.
И конечно, применение технологии создает условия для организации активной, заинтересованной деятельности.
Чтобы раскрыть собственно методику реализации технологии, обратимся к понятию "педагогическая диагностика".
2.3. Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика - это неотъемлемый компонент педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов.
Отсюда, педагогическая диагностика - это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации обучаемых, а также совершенствование учебных программ и методов педагогического воздействия. Так, усвоение обучающимися учебного материала непосредственно зависит от наличного уровня их познавательного и личностного развития. Оно также определяется мерой сформированности умственной деятельности учащихся, степенью освоения ранее преподанных знаний, умений, навыков. Отсутствие учета этих факторов вызывает затруднения в процессе освоения новой информации, новых приемов познавательной деятельности, их согласования с теми, которые должны были быть освоены ранее.
Развитие педагогической диагностики исторически осуществлялось параллельно с созданием методов психодиагностики. Причем эти процессы взаимно пересекались. Так, большинство психологических тестов либо специально создавались для нужд образования, либо быстро адаптировались для применения в условиях педагогического процесса.
Известно, что уже в начале XX в. психодиагностика сложилась в относительно самостоятельную научно-практическую отрасль, связанную в первую очередь с решением педагогических задач. Отсюда в течение некоторого времени педагогическая диагностика воспринималась как вторичное, подчиненное психодиагностике, направление.
Большинство же исследователей оспаривает это мнение и настаивает на том, что педагогическая диагностику - относительно самостоятельное направление, пересекающееся с психологической диагностикой, но имеющее и собственную специфику, особые задачи и методы.
Главными методами педагогической диагностики выступают тестовые методики (где тесты - средство) и специальные опросы (где вопрос, контрольное задание - средство), используемые в основном для оценки уровня овладения обучаемыми учебным материалом.
Конечно, диагностическая ценность таких заданий ограничена, т.к. они, как правило, составлены достаточно произвольно и не апробированы на крупных выборках тестируемых. Вот почему для определения уровня интеллекта, специальных способностей прибегают к помощи психологических тестов, что помогает оценить и саму динамику умственного развития обучаемых в учебном процессе.
И в то же время мы подчеркиваем целесообразность использования методов педагогической диагностики, помогающих осуществить экспресс-диагностику, сделать оперативный "срез" по наличию у обучаемых определенных знаний, умений, навыков.
Роль педагогической, диагностики, в частности экспресс-диагностики, исключительно велика. Именно она помогает ведущему курс преподавателю определить уровень мастерства слушателей учебной группы; кратчайшим путем погрузить их в проблему семинара; проникнуться соучастием, уважением друг к другу; адаптировать каждого к каждому; организовать коллективную мыследеятельность; вызвать доверие к организаторам семинара и к преподавателю; создать мотивацию, вызвать потребность в заинтересованной, активной работе в процессе обучения.Для этого педагог, объявив тему занятия, дает студентам задание: подготовить роль на 10 - 15 минут по своей ситуации. Оговаривается то обстоятельство, что фрагмент проигрывается и что элемент игры будет присутствовать в течение всего "занятия". Поэтому часть фрагмента студент озвучивает непосредственно, часть просто проговаривает, как, якобы уже проведенный, часть дофантазирует.
Обязателен оргмомент, решающий задачи организации студентов на работу. И затем основная часть фрагмента и в конце вывод, итог (зачастую дофантазированный) по проведенному занятию (что сделано, кто отличился, что не успели, почему и т.д.).
Если группа малочисленная, т.е. до 10 человек, возможность проиграть свой фрагмент получает каждый. Если в группе до 20-ти и более участников, то каждый объединяется в родственную микрогруппу и фрагмент готовится коллективно. Причем, поручение озвучить фрагмент кому-то из группы коллегиально принимается всеми участниками.
Итак, фрагменты проигрываются и снимаются на видео. Причем, остальные слушатели, кроме автора фрагмента, ему "подыгрывают", играя роль.
Паузы между фрагментами не делаются. "Занятия" снимаются друг за другом.
Авторы фрагментов могут использовать доску, имеющуюся наглядность, раздаточный материал, создавать проблемные ситуации и т.д.
Затем начинается просмотр фрагментов на видео. Причем, фрагмент прокручивается только сначала и очень ограниченное время. Цель данного этапа - предоставление возможности автору фрагмента посмотреть на себя со стороны, а остальным - воспроизвести именно этот фрагмент для его анализа и выводов. Во время прокручивания ведущий педагог может останавливать видеозапись, возвращать ее на заинтересовавшую всех позицию и комментировать увиденное. Делает он это высокопрофессионально, корректно, доброжелательно, обращая, в первую очередь, внимание на положительное в педагогическом мастерстве автора "занятия", выделяя типичное, оригинальное. Затем предоставляется слово автору. Он отмечает, что ему понравилось в методике, в поведении, а что нет. Какие особенности своей педагогической деятельности, своего поведения он отметил впервые. Предоставляя слово автору фрагмента, советуем "не грызть свой хвост", как сказал бы Д. Карнеги, а сосредоточиться на позитивном. Наш опыт показывает, что складывающийся десятилетиями стереотип критического к себе отношения ведет к закомплексованности, недооценке себя. Педагоги стесняются говорить о себе добрые слова. Лишь один раз в процессе экспресс-диагностики в нашем Центре на вопрос - "Как Вы выглядите, что Вы можете сказать об уровне своего педагогического мастерства?" - женщина-педагог ответила: "А что, я себе нравлюсь!" Вот поистине аксиоматично изречение: "если хочешь, чтоб тебя любили и уважали другие - люби и уважай себя сам".
Коллективный анализ просмотренного фрагмента организуем необычно. Обращаясь к присутствующим, просим в 1-2 фразах сделать комплимент выступающему. Особенно содержательно, заинтересованно проходит этот этап в наполненных группах. Автор фрагмента только успевает воспринимать то положительное, что увидели коллеги в продемонстрированном фрагменте. Ведь замечают все - и в содержании; и в методике; и в общении; и во владении речью, жестами, мимикой; и в артистизме; и в самоотдаче; и во внешности и т.д. Благодаря коллег за столь высокие комплименты, многие просто со слезами отмечают, что за всю их педагогическую деятельность столь хороших, добрых слов они о себе не слышали.
Иногда нам пытаются подсказать, что мы мало обращаем внимания на негативное, что, мол, мы зря захваливаем слушателей. Но если разобраться, то на недостатки очень тонко, корректно обращает внимание сам ведущий-педагог в своих комментариях. А анализ слушателей мы действительно строим с опорой на позитивное, раскрыв, подчеркнув то ценное, чем они владеют, вдохнув в них желание работать над собой и дальше, совершенствоваться, знать себе цену, гордиться своей профессией, своим делом, своей нужностью, необходимостью.
Обычно вся экспресс-диагностика проходит на одном дыхании, на эмоциональном подъеме каждого слушателя.
Приятно констатировать, что все задачи, которые мы определяем до "среза", успешно решаются. Наш видеометод творит чудеса. За несколько часов первого дня заезда слушателей на семинар мы оптимальным путем погружаем их в специфику проблемы семинара; знакомим друг с другом; вызываем заинтересованность, соучастие друг к другу; адаптируем к условиям работы семинара; благодаря т.н. "психологическому приглаживанию", объективности анализа и оценки, созданию творчески-доброжелательной ауры, определяющей тонкие нити взаимопонимания между педагогом и слушателем, между слушателями, вызываем доверие к организаторам семинара и, конечно, наилучшим образом решаем задачу создания мотивации у каждого слушателя.
Именно видеометод помогает нам определить в принципе педагогическую готовность группы и каждого в отдельности, способствует выявить недостатки в методике, во владении формами и методами педагогического общения. Неоценим этот метод и для определения уровня знаний, касающихся педагогических категорий. А все это помогает нам предметно, с учетом уровня педагогических знаний слушателей, их педагогического мастерства, организовывать каждое отдельное занятие семинара.
Высоко оценивая видеометод в экспресс-диагностике, рекомендуем использовать его не только в системе повышения квалификации ваших учебных заведений, но и в работе со студентами.
Видеометод педагогически целесообразен для систематизации, обобщения положительного опыта педагогической, учебной, производственной деятельности. Отснятый материал по отдельным направлениям, проблемам может влиться в банк, копилку методического материала как отдельного преподавателя, так и всей кафедры. Материал систематизируется, должным образом оформляется, составляется каталог, ведется учет использования как целых кассет, так и отдельных фрагментов и учебном процессе.
Кроме того, владея видеометодом и располагая необходимым техническим оборудованием, можно снимать полностью курсы, читаемые отдельными преподавателями. Сегодня видеокурсы можно использовать в работе с молодыми преподавателями, организуя деятельность Школ педагогического мастерства, курсов, Центров, факультетов повышения квалификации. Хороши видеокурсы и для осуществления самообразования отдельных педагогов. Фрагменты видеокурсов целесообразно использовать и на занятиях со студентами; и для самоподготовки студентов; и для осуществления индивидуально-реабилитационной работы с отстающими студентами, студентами, по каким-то причинам вынужденным заниматься в домашних условиях. И, конечно, видеокурсы являются просто находкой для заочной системы обучения.
Методика записи видеокурсов проста: определить достойного лектора; выбрать необходимые темы для записи; определить условия съемки, пригласив представителей местного телевидения или договорившись со специалистами кафедры технических средств обучения; отснять материал.
Центр, который мы представляем, разработал видеокурсы по темам:
• Пути оптимизации учебно-воспитательного процесса. Развивающее обучение.
• Концепция современных педагогических технологий.
• Сущность программированного обучения. Характеристика и методика разработки опорных плакатов, опорных конспектов, опорных блоков, структурно-логических схем, рабочих тетрадей.
• Модульное обучение: модульное структурирование по организации; по содержанию; блочно-модульное структурирование; модульное концентрированное обучение.
2.4. Использование ролевых игр на уроке.
Эта форма общения ставит своей целью подготовку участников игры к тем ситуациям, которые возникают в их реальной работе и учёбе, она используется для обучения участников принятию решений в условиях неопределенности, в творческой игровой обстановке, где воображение создаёт все основные условия реальной ситуации.
На подготовительной стадии ролевой игры организатор создает психологический настрой на игровую ситуацию, представляет типичную для реальной жизни участников ситуацию, распределяет роли. С группой могут быть проведены психотехнические игры, в процессе которых отсеиваются те участники, которые либо не могут включиться в игровую деятельность, либо неспособны к групповой деятельности из-за высокомерия, повышенного самомнения.
Конечно, организатор ролевой игры может включить всех в игру, но в этом случае он берет на себя ответственность за психологическую безопасность всех участников.
Задача организатора – обеспечить взгляд участника на себя со стороны, помочь ему понять свои сильные и слабые стороны при общении в данной конфликтной ситуации, понять, что ему нужно изменять для успешного в таких конфликтных ситуациях.
Можно дать участнику роль, которую он и в жизни играет (например, из ролей новатора, энтузиаста, реалиста, рационалиста, конформиста, скептика, критика, консерватора, дать ему роль критика, которую он реально играет в своей группе, а можно критику дать роль энтузиаста).На подготовительном этапе участники представляют себе ситуацию, свою роль, мысленно обосновывают своею позицию по отношению к другим участникам, представляют себе развитие ситуации и свои действия в соответствии с ролью. Если возникает необходимость, создается необходимый фон («свита короля», которая помогает «королю» войти в роль), необходимые условия декорации и т.д.
Перед игрой проводится разминка. На этапе игры исполнителем ролей обосновывают свои точки зрения какими-то фактами, доказательствами, ведут себя в соответствии с представленными правилами и ролевыми действиями. В процессе ролевой игры все участники получают живое, эмоциональное представление о создавшейся ситуации, о возникающих при этом проблемах, о возможных путях развития этой ситуации и возможных решениях.
Темы ролевых ситуаций могут быть самыми разнообразными: от знакомства в электричке (она, он, подруга, бабушка – соседка, милиционер, три его друга, случайные зрители разного пола, возраста, образования, отношения к знакомству в электричке) и до инсценировки последних происшествий в колледже, группе, на улице, в дискотеке. Накопленный в ходе ролевой игры опыт обсуждается и оценивается всеми участниками ролевой игры.
В зависимости от цели организатора могут быть различные схемы обсуждения и оценки ролевой игры. Например:
Соответствуют ли действия участников ролевым обязанностям и правилам?
У кого не получилось включение в роль и почему? У кого получилось?
Кто из участников лучше всего взаимодействовал с партнёрами?
Каковы наиболее острые игровые моменты?
Какие переживания были у участников ролевой игры (участники могут выразить это и без слов)?
Какие действия участников ролевой игры можно считать оптимальными, неоптимальными, крайне неудачными, опасными?
Что нужно сделать отдельным участникам, чтобы их действия были оптимальными?
Выбранные рекомендации могут быть детализированы специально созданной группой. При необходимости ролевая игра может быть повторена с той же конфликтной темой.
Итак, мы убедились, что провести собрание не так-то просто.
Прежде чем проводить собрание, надо стать авторитетом в группе, чувствовать состояние собеседников и свои собственные.
Угловые моменты организации собрания – пространственное расположение участников, появление диалога между собеседниками, изменение мнений собеседников, создание доверительного общения, поиск оптимальной формы общения.
Осуществление этих узловых моментов зависит от Ваших целей и меры Вашей активности за результаты общения. В зависимости от цели и меры ответственности Вы выбираете форму общения: дискуссию, мозговую атаку, метаплан, тренинг «Диалог» или ролевую игру.
Конечно, на первых порах будет много неудач. Не надо бояться их. Всеми силами надо стремится к слиянию, к близости с другими людьми, к установлению доверительных, открытых отношений с собеседниками. И нагродой в этом установлении общности будет нам открытие в себя: сначала своего физического тела и его желаний, затем своего социального тела и его целей и затем своего духовно – нравственного тела и его смыслов.
Надо сказать, что открытие физического тела происходит внутри Вас, а открытие социального и духовного тела происходит в собеседнике, он передает это открытие Вас Вам.
Открытие себя как организатора группового общения тоже происходит в участниках группового общения. К сожалению, у нас не часто встретить обсуждение успешности группового общения (другими словами, мы не часто рефлексируем свою деятельность общения). Поэтому на первых порах попросите своего друга (подругу) не вмешиваться в ход организуемого собрания, а следить за ним как наблюдатель – рецензент.
Самое важное в организации общения - появление общности, единства аудитории. Поэтому наблюдатель должен прежде всего отметить характер взаимодействия между участниками собрания (см. приложение № 10 классификация 4 зон взаимодействий организатора общения с аудиторией).
Свидетельством высокого качества группового общения является участие всех собравшихся в общении, непрерывность обсуждения, прогресс в анализе и понимании..Чем больше опыта проведения собраний, тем скорее организатор общения сможет перейти к самооценке. (см. приложение № 2 шкалу самооценки организатора собрания).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Технология основана на включении слушателей в процессы осознания актуальных для них проблем и разработки путей их решения с помощью видеометода.
При этом анализируются и критически осмысливаются индивидуальный опыт слушателей, составляющий основу их педагогического мастерства, закрепляются; умения и навыки коллективного взаимодействия и совершенствования практики. Применение технологии создает оптимальные условия для организации активной заинтересованной деятельности.
Педагогическую же ценность комплексной дидактической технологии использования видеометода трудно переоценить
- работа обучаемых с видеоматериалами развивает зрительную и слуховую память, воображение, мышление;
- способствует наблюдению за особенностями устной речи, жестами, мимикой;
- в значительной степени решает проблему заинтересованности. Подтверждением этого служит следующая китайская пословица: "Скажи мне - я забуду; покажи - запомню; заинтересуй - научусь";- просмотр снятых фрагментов очень эффективен, т.к. пульт управления видеоустановкой позволяет осуществить остановку, повтор сюжета, "манипуляции" со звуком и изображением;
- заинтересованность обучаемых достигается тем, что на экране - они сами.
Кроме того, мы назвали технологию комплексной. Комплекс дидактической технологии включает в себя:
- цель технологии;
- задачи;
- содержание;
- главный метод - видеометод;
- дополнительные методы, приемы, средства, в том числе коммуникативные (речь, жесты, мимику);- форму (экспресс-диагностика; видеокурс; психологический тренинг и т.д.);
- результат.
Подобная методологическая рамка обеспечивает успех занятиям, основанным на использовании видеометода.
Организуется же любая дидактическая технология с учетом особенностей дисциплины, сложности учебного материала, материальных условий, уровня подготовленности студентов и, конечно, педагогического потенциала педагога.