Урок по истории для 9 класса по теме «Социалистическая индустриализация»

МБОУ «Ахтырская основная общеобразовательная школа»
Колпнянского района Орловской области








Урок по истории с применением ИКТ


9 класс






Туркина Людмила Валентиновна,
учитель истории












2013 год

Цели урока для учащихся: в результате занятия учащиеся смогут
- назвать причины, сущность, последствия индустриализации;
- дать определение понятиям: индустриализация, пятилетка, стахановское движение;
- охарактеризовать индустриализацию в Орловской области.
Задачи:
- образовательная: обеспечить усвоение учащимися причин, сущности, последствий индустриализации страны;
- развивающая: продолжить формирование умений работать с историческим документом, картой, письменно отвечать на вопросы по изученному материалу, делать самостоятельно выводы;
- воспитательная: продолжить воспитывать чувство уважения, интереса к истории своей страны и родного края, к людям, творившим эту историю.

Ресурсное обеспечение: карта №5 «Народное хозяйство СССР к началу Великой Отечественной войны», мультимедийная презентация, учебник А.Данилова, рабочая тетрадь (ч.1) А.Данилова М.: Просвещение, 2010, дополнительная литература «Орёл из века в век. Летопись Орловской области» А.П.Олейникова., Из-во ОРАГС, Орёл, 2003.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые слова - индустриализация, пятилетка, стахановское движение, социалистическое соревнование, календарь событий – 1928-1932 – первая пятилетка, 1935, август – начало стахановского движения.
Ход урока

№№
Этапы урока
Содержание этапа

1.
Организационный момент.
(Настрой учеников на учебную деятельность)
Вы пришли сегодня в класс,
Я очень рада видеть вас.
Пусть в дневник летят пятёрки,
И немножечко четвёртки,
Тройки, двойки – не друзья,
Их в дневнике иметь нельзя.
В классе так заведено,
Все мы вместе заодно,
Все мы дружная семья,
Хоть отдельно каждый – я.
Тема урока «Социалистическая индустриализация.
Индустриализация в Орле и области»

2.
Опрос учащихся
по заданному
на дом материалу.
Актуализация знаний по теме «Духовная жизнь в 20-
е годы» в форме игры.
Игра «Кросс-вопрос». (В игре участвуют трое учеников. Отвечая на вопрос, ученик передвигает свою фишку по дорожке. Если ответил с 5 до 10 вопроса получит оценку 3, от 10 до 15 – оценку 4, больше 15-оценка 5. Победитель кросс-вопроса получает кубок). Приложение №1


3.
Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Целеполагание.
Приоритетные задачи урока: выяснить причины, сущность, последствия индустриализации страны, особенности индустриализации в Орловской области,
продолжить формирование умений работать с историческим документом, таблицами, диаграммой, письменно отвечать на вопросы по изученному материалу, делать самостоятельно выводы,
продолжить воспитывать чувство уважения, интереса к истории своей страны и родного края, к людям, творившим эту историю. Слайд 2

Проблемный вопрос урока!!!
Что помогло Советскому Союзу провести
индустриализацию в сжатые сроки? Слайд 3


4.
Объяснение
нового
материала.
Мультимедийная презентация по плану:
План
Социалистическая индустриализация в СССР:
причины индустриализации
технико-экономическая отсталость СССР
зависимость Советского Союза от импорта машин и оборудования (а это приводило к ослаблению обороноспособности страны)
слайд 4
цель индустриализации: СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, превратить в страну, производящую машины и оборудование.
Слайд 5
Заполнить таблицу в рабочей тетради. Задание №1
источники индустриализации:
- перераспределение средств бюджета в пользу индустриальных отраслей;
- получение дополнительных доходов за счёт экспорта зерна, масла, леса, пушнины, золота, нефти и других товаров;
- повышение прогрессивного налога с НЭПманов и подоходного налога с городского и сельского населения;
- проведение государственных займов у населения;
- соблюдение режима строжайшей экономики в расходовании государственных средств;
- организация соцсоревнования и ударничества.
Слайды 7-8
Индустриализация в годы первых пятилеток.
Слайды 10-13
пятилетка
1928-1932 – первая пятилетка
вторая пятилетка
Заполнить таблицу в рабочей тетради. Задание №3.
3. Трудовой подвиг народа
стахановское движение
социалистическое соревнование
1935, август – начало стахановского движения
(анализ таблиц и диаграммы). Слайд 15-17
4.Индустриализация в Орле и Орловской области. Чтение отрывка из Летописи Орловской области
стр.273-274. Слайд 18
5. Итоги индустриализации.
Анализ таблиц. Слайды 19-21
6. Особенности индустриализации в СССР: слайды 22
Главный источник накопления – перекачивания средств из деревни и трудовой энтузиазм советских людей;
Развитие производства, средств производства – главное направление индустриализации;
Милитаризация экономики, создание мощного военно-промышленного комплекса
Высокие темпы индустриализации


5.
Первичное закрепление нового материала.
Работа учащихся с картой №5 в учебнике
- Внимательно изучите легенду карты.
- Какие отрасли промышленности начали активно развиваться в СССР в ходе индустриализации? (топливная, металлургическая, химическая, машиностроение)
- Найдите на карте крупнейшие стройки первых пятилеток? (Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлические комбинаты, шахты Донбасса и Кузбасса, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы, Туркестано-Сибирская железная дорога)
Работа с историческим документом. Записать ответы на вопросы к документу. Задание №4 в рабочей тетради


6.
Работа по дальнейшему углублению и обобщению знаний учащихся.
Раскрыть смысл высказывания И.Сталина 1935 г. «Жить стало лучше, жить стало веселей». Слайд 23

Ответить на проблемный вопрос урока:
Что помогло Советскому Союзу провести индустриализацию в сжатые сроки?
Слайд 24
Заполнить таблицу «Экономические и социальные последствия индустриализации»


7.
Подведение итогов урока.
Оценки за урок:
- участники игры «Кросс-вопрос»;
- за работу на уроке с историческим документом, с диаграммой, с таблицами по новой теме.

Рефлексия «Цветограмма»




В ходе выполнения домашнего задания учащиеся должны выполнить многовариантный тест задание №5, дать 2 письменных ответа на вопросы задания №2 в рабочей тетради, п. 23









Приложение

Игра «Кросс-вопрос»
(В игре участвуют трое учеников. Отвечая на вопрос, ученик передвигает свою фишку по дорожке. Если ответил с 5 до 10 вопроса получит оценку 3, от 10 до 15 – оценку 4, больше 15-оценка 5. Победитель кросс-вопроса получает кубок)
Кто пользовался преимуществом при поступлении в вузы? (рабочие и крестьяне)
Кто, ценя превыше всего свободу творчества, был эмигрантом? (Бунин, Куприн, Шаляпин Репин и др.)
Назовите основоположника теории современного самолётостроения (Жуковский)
Какие функции выполнял Главлит? (осуществлял контроль за всей печатной продукцией)
Как большевики боролись с религией? (закрывали храмы и монастыри, арестовывали священнослужителей, конфисковывали церковные ценности)
Кто из деятелей культуры поддержал советскую власть? (Бабель, Тренев, Шолохов, Фурманова)
Что было одним из важных направлений внутренней политики государства в 20-е гг.?
О чём свидетельствовало создание в 20-х гг. Главреперткома? (контролировал репертуар театров)
Что получило название «сменовеховство»?
Какой митрополит предал большевиков анафеме? (в январе 1918 г)
Кто сыграл большую роль в создании агитационного искусства - «Окон РОСТА»? (Маяковский)
В каком году выслали из России 160 деятелей культуры? (в августе 1922 г)
Какие положительные стороны имела новая советская школа?
Что такое конструктивизм? (направление в искусстве, выдвинувшую задачу формирования особой среды, окружающей человека)
Каковы основные черты «нового советского искусства»? (создавались художественные студии и клубы)

























































13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



























15 км-вопрос

10 км-вопрос

5 км-вопросы



Социалистическая индустриализация.
Индустриализация в Орле и области"15