Рабочая программа по внеурочной деятельности по ФГОС ОО Работа с портфолио обучающегося (6 класс)


1.Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897). ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2012 год;
3.Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединение по общему образованию, протокол №1/15 от 8.04.2015г.)
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от от 31.03.2014 №253.«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год.
5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования (Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 N МД-1552/03"Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием"(вместе с "Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся").
6. Учебного плана МОБУ СОШ № 18 г. Сочи на 2015-2016 учебный год.
7. Письмо Министерства Образования и науки Краснодарского края от 20.08.2015г № 47-12606/15-14 Рекомендации по составлению рабочих программам учебных предметов, курсов.
8.Инструктивно – методического  письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС».


Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи, поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формировать умение учиться ставит цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, а это сделает более достоверным и ответственным выбор дальнейшего направления и формы обучения в старших классах. Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности учащихся.
Цели и задачи обучения
Цель:
Создать образовательное пространство, способствующее личностному самоопределению учащихся, оказать им помощь в снятии комплексов низкой самооценки, научить их презентовать свои достижения.
Задачи:
Формировать умение учиться: ставить цели, планировать, организовывать и анализировать собственную учебную деятельность;
Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;
Развивать умения демонстрации собственных достижений и самопрезентацииСоздавать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
Поощрять активность и самостоятельность ученика, расширять возможности обучения и самообучения
Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой
2. Общая характеристика занятий (внеурочная деятельность).
Наряду с введением единого государственного экзамена реалиями сегодняшнего дня в современной российской школе становятся и иные формы контроля качества образования. Одной из форм индивидуальной оценки знаний учащегося, наиболее актуальной в условиях перехода к профильному обучению, называют "портфолио достижений ученика".
Термин "портфолио" прочно входит в нашу жизнь. После выхода из школы ученику придётся столкнуться с тем, что ему необходимо будет уметь "прорекламировать" себя с помощью собранной информации.
Портфолио ученика – это комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами контрольных, диагностических работ и экзаменов является определяющей образовательного рейтинга ученика (а в дальнейшем выпускника) школы.
Портфолио ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время. Состав портфолио ученика и ранжирование сертификатов достижений определяется следующим образом. Учащийся презентует содержание своего портфолио на родительской или ученической конференции, классном собрании, чтобы продемонстрировать самостоятельность мышления, полученные знания, способность анализировать свои успехи, давать им собственную оценку. На презентацию ученик выходит с комментарием к собственному портфолио, который должен отражать собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ.
Результат портфолио включается в суммарный образовательный рейтинг ученика.
Портфолио ученика в первую очередь это механизм построения индивидуальных учебных траекторий учащихся. Портфолио должно помочь ученику, родителям и наставникам правильно выбрать подход и выстроить индивидуальную программу обучения ребенка средней школы. Благодаря такому досье образовательных результатов нашего ученика можно судить о его учебных, творческих, коммуникативных способностях.
3. Место учебного курса в учебном плане.
Данная программа является компонентом учебного плана внеурочной деятельности. Программа рассчитана для 6 класса на 34 часа в год,1 час в неделю.
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты обучения
уметь самостоятельно мотивировать внеклассную деятельность;
сознательно планировать, организовывать и анализировать свою деятельность
быть способным к объективному самооцениванию и самокорректировке результатов;
работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;
быть способным к выбору решения любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
понимать и реализовывать себя как субъект, способный к творческому изменению, самосозиданию.
Метапредметные результаты:
работать с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы.);
общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений;
владеть приемами публичного выступления, уметь презентовать свою деятельность и свои результаты, формулировать проблемные вопросы, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;
решать проблемы с использованием различных источников информации, в том числе электронных;
быть способным к индивидуальной учебной работе, а также при сотрудничестве в парах или группах моделировать и регулировать процессы взаимодействия;
Предметные результаты:
совершенствовать компетентности, необходимые для организации и анализа собственной деятельности
уметь работать с анкетами, тестами, опросниками и т.д.
уметь анализировать собственные результаты, находить пути усовершенствования своих пробелов
уметь систематизировать информацию и раскладывать документы (творч. работы, грамоты и т.д.) в нужные разделы папки «Портфолио»
5. Содержание учебного предмета.

Портфолио как способ саморазвития ученика
Виды портфолио. Структура портфолио. Назначение портфолио.
Кто я? Какой я?
Мой портрет. Осознание себя как личности. Я- часть класса, школы.
Жизненные ценности человека
Цель в жизни. Моё будущее. Самоанализ собственных планов и интересов
Саморазвитие человека
Саморазвитие. Самостоятельность. Ответственность. Самооценка. Как влияет характер человека на его саморазвитие. Как сформировать характер
Учебная деятельность
Учёба – моя работа. Я и школа. Почему на уроках бывает скучно. Как я готовлю домашнее задание
Внеурочная деятельность
Что такое внеурочная деятельность. Хобби. Как управлять своими интересами. Активная деятельность и активный отдых. Здоровый образ жизни. Режим дня. Негативная роль вредных привычек
Публичное выступление
Как подготовить публичное выступление. Презентация портфолио.
Тематическое планирование
№ п/пРазделы, темы Количество часов Основные виды учебной деятельности учащихся
1 Раздел1Портфолио как способ саморазвития ученика 3 Слушание информации, участие в обсуждении, оформление папки «Портфолио»
2 Раздел 2.
Кто я? Какой я? 6 Участие в полилоге, выполнение тестовой работы, заполнение соотв.разделов в папке «Портфолио», выполнение творческой работы
3 Раздел 3.
Жизненные цели человека 3 Слушание информации, участие в диалоге, заполнение соотв. Разделов в папке «Портфолоио», самоанализ собственных планов и интересов
4 Раздел 4.
Саморазвитие человека 7 Участие в полилоге, выполнение тестовой работы, слушание информации
5 Раздел 5
Учебная деятельность подростка 4 Слушание информации, участие в обсуждении, составление памятки «Как правильно подготовить домашнее задание
6 Раздел 6
Внеурочная деятельность 7 Слушание информации, практическая работа, презентация портфолио7 Раздел 7
Публичное выступление 4 Слушание информации, практическая работа, презентация портфолио 6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Портфолио ученика средней школы / авт.- сост. И.Г. Юдина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 223 с.
Портфолио школьника. З.М.Молчанова, А.А.Тимчан. М.Просвещение,2012.
Личностный портфель школьника . З.М.Молчанова, А.А.Тимчан. М.Интеллект-Центр.2011.
Компьютерная программа «Портфолио ученика. Оценка достижений школьников.» Серия «Административное управление образовательным учреждением».Изд-во «Учитель», 2012.
Интернет-материалы.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Компьютер
Интерактивная доска
3. Многофункциональное устройство (принтер, сканер, факс)
4. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения курса ученик должен
знать:
Собственные индивидуально-психологические особенности
Что такое портфолио и для чего его нужно
уметь:
Уметь проводить самоанализ
Искать информацию в различных источниках и грамотно их оформлять
Осуществлять речевой самоконтроль
Создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста;