РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мой портфолио» 1 класс


Ростовская область, Азовский район, село Самарское
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарская основная общеобразовательная школа № 2
Азовского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ Самарской ООШ № 2

Приказ от ____________ № ______
Подпись руководителя _______ /Е.Н. Галушко/
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Мой портфолио»
Начальное общее образование 1 класс
Количество часов 33 часа
Учитель Коцубинская Нина Александровна
Программа разработана на основе:
- авторской программы А.В. Иванова «Мой портфолио» М.:-Просвещение,2012.
2015-2016 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой портфолио» для учащихся 1 - 4 классов составлена на основе:
- Закона об образовании РФ;
-Федерального государственного образовательного стандарта НОО;
- Образовательной программы начального общего, основного общего образования школы (компонентов «Планируемые результаты», «Программы формирования УУД», «Программы воспитания и социализации», «Программы коррекционной работы»);
-Календарного учебного графика;
-Положения о внеурочной деятельности;
- Плана внеурочной деятельности МБОУ Самарской ООШ № 2 Азовского района;
- Авторской программы по курсу «Мой портфолио» А,В,Иванова.
Цель программы: социализация учащихся в ходе рефлексии и самооценки динамики личностных, метапредметных результатов внеурочной деятельности
Задачи обучения:
• поддержать высокую учебную мотивацию учащихся;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
• формировать умения учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
выявлять и развивать индивидуальные творческие способности ребенка;
стимулировать обучающихся к выполнению социальных исследований и проектов, созданию творческих работ по итогам праздников, экскурсий, походов и др.
Решение названных задач обеспечит формирование системы ценностей первоклассника:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии (системные культурологические представления о религиозных идеалах);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Портфолио отражает динамику становления обучения, воспитания, развития и социализацию ребёнка. Оно даёт возможность проследить, как в течение школьной жизни меняется ребёнок: его отношение к обучению, степень овладения ЗУН, как постепенно меняется и обогащается мир ребёнка, как складываются и меняются его отношения с ребятами и взрослыми.
В большей степени портфолио отражает социализацию, которую мы понимаем, как адаптацию ребёнка к реальной жизни через овладение разными сторонами социального опыта, ценностными ориентациями (этика, культура, гуманные отношения). А так же:
1.Учащиеся будут иметь представление о портфолио ученика и о портфолио в целом.
2.Учащиеся приобретут навыки работы с документами, позволяющими оценить их достижения в определенной области, за определенный промежуток времени.
3.Учащиеся будут иметь возможность самостоятельно решать такие вопросы как правильно распределять время на дополнительные задания, рассказать о себе, о своём хобби, самоанализ поступков, подготовить сообщение на тему и т. д.
Что даёт портфолио учителю.
Портфолио позволяет проследить личностный рост ребёнка, способствует формированию у него умения учиться, помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает его в учебный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» учителю о чувствах, впечатлениях, страхах, предпочтениях, удачах и неудачах ученика. Это даёт педагогу возможность узнать особенности эмоциональной жизни отдельного ученика и учитывать их в своём общении с детьми.
Но, ведя портфолио, важно соблюдать обязательное условие – демократический стиль общения учителя и учащегося. Важно, чтобы откровения ученика помогли учителю вовремя прийти ему на помощь, а ученику – осознать себя значимым субъектом учебной деятельности, видеть свои успехи, не бояться встречающихся трудностей. Ученик должен быть уверен, что рядом учитель и родители, которые всегда придут на помощь.
Что даёт портфолио родителям.
Портфолио интересно и родителям, так как с его помощью они видят движение ребёнка в овладении ЗУН, его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, трудности и радости.
Важно, чтобы ребёнок в любое время мог взять своё портфолио, что-либо исправить или дополнить, вложить в папку «Мои шедеврики» свои работы.
С разрешения детей можно выкладывать портфолио на родительских собраниях. Показывать его кому-либо можно только с разрешения ребёнка.
Функции портфолио
Диагностическая функция
Позволяет проследить личностный рост ребёнка, формирование у него умения учиться.
Даёт возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении с детьми.
Мотивационная функция
Поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
Контролирующая и оценивающая функция
Это оценка учащимися своих достижений в учебной деятельности. Причём эти страницы помогают ребёнку реально осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт. Задуматься над результатами своего труда.
Воспитательная функция
Важно направить сознание детей на воспитание в себе ученика, человека, узнать о его ценностных ориентациях.
Кроме того, заполняя эти страницы, ребёнок пропускает через себя человеческие ценности, узнаёт значение слов, оценивающих человеческие качества. С помощью этих страниц можно проследить адекватность самооценки. Есть страницы, на которых ребёнок делится своим социальным опытом.
Развивающая функция
Обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
Рейтинговая функция
Показывает диапазон и уровень навыков и умений.
Формы и виды внеурочной деятельности
Данная внеурочная деятельность имеет четкую направленность. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы: индивидуальные занятия; занятия в группах, практическая работа (заполнение папки «Портфолио»), участие в конкурсах.

Место программы во внеурочной деятельности учащихся
Курс внеурочной деятельности «Мой портфолио» входит в план внеурочной деятельности основной образовательной программы начального общего образования и согласно учебному плану МБОУ Самарской ООШ № 2 рассчитан на 1 час в неделю, всего 33 часа в год.

Планируемые результаты освоения программы
В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение первоклассниками:
личностных результатов:
– любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
– готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности,
– способность к организации собственной деятельности;
– развитие готовности к самостоятельным действиям и принятии ответственности за их результаты;
– доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
– формирование уважительного отношения к иному мнению;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
метапредметных результатов:
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– формирование умения находить наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
– формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения;
– использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
воспитательных результатов:
– духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо событии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень:
– приобретение первоклассниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень:
– получение первоклассниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения результатов данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень:
– получение первоклассниками начального опыта самостоятельного общественного действия, освоение социально приемлемых моделей поведения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
– на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
– на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности младших школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
– на третьем уровне создаются необходимые условия для приобретения младшими школьниками элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Содержание программы
Раздел 1. Знакомьтесь, это я.
Мой портрет. Мой досуг. Моя семья. Я о себе…Что меня радует в людях. Моя родословная. Мои родственники по линии мамы / папы. Я познаю мир. Я – гражданин своей Родины. Моя маленькая родина. Моя родная улица. Знаменитые люди села.
Раздел 2. «Мое здоровье»
Распорядок дня. Правила безопасности. Правила пешеходов. Безопасный маршрут «Дом-школа», «Школа- дом».
Раздел 3. Моя школа. Мой класс.
Чему учат в школе. Мой класс. Моя школьная жизнь. Законы школьной и классной жизни. Права и обязанности ребёнка. Мои друзья. Рисунок для друга. Мои добрые дела. Доброта – важная черта характера первоклассника. Как я отношусь к людям.
Раздел 4. Мои учебные достижения.
Учимся ставить цели. Мои цели – 1 класс. Мое созвездие успеха. Путешествие по предметным страницам.
Разделы 5-7. Мои достижения. Мои проектные работы. Пожелания и отзывы. Мои достижения в школе и вне школы. Творческие и игровые проекты. Пожелания и отзывы.

Календарно-тематическое планирование занятий курса.
№ п\п Дата Тема учебного занятия Кол-во часов Содержание деятельности УУД
Теоретическая часть занятия Практическая часть деятельности план факт 1
03.09
Для чего собирают портфолио? Что собирать в папки «Работы»? «Отзывы» 1
Портфолио. Советы по его ведению. Что ты умеешь. Заполнение и оформление страницы для портфолио. Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- оценивать правильность выполнения действий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- сличать способ действия и его результат;
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
-- строить сообщения в устной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- построение рассуждения;
- уметь анализировать, устанавливать недостаток средств для решения задачи и формулировать условия, при которых она будет решена;
- рефлексия способов и условий действий;
- сравнение, сериация, установление аналогий, построение рассуждения.
Коммуникативные УУД:
а) инициативное сотрудничество:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
- ставить вопросы,
- обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, к другим группам;
- формулировать свои затруднения,
- предлагать помощь и сотрудничество;
б) взаимодействие:
- формулировать собственное мнение и позицию,
- задавать вопросы,
- строить понятные для партнёра высказывания,
- строить монологическое высказывание,
- вести устный диалог,
- слушать собеседника;
в) управление коммуникацией:
- определять общую цель и пути её достижения,
- осуществлять взаимный контроль,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь,
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Личностные УУД:
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя);
- учебно-познавательный интерес к новому;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
-уважительное отношение к иному мнению;
-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- самооценка на основе критериев успешной деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
2
10.09
Чему учат в школе.
1
Чему учат в школе. Что уже умеешь делать хорошо. Беседа, заполнение и оформление страницы для портфолио. 3
17.09
Мой портрет. Мой досуг.
1
Рисование своего портрета. Имя, фамилия, отчество. Дата рождения.
Хобби – любимое дело в свободное время Заполнение и оформление страницы для портфолио. Изменения во внешнем виде учащегося. 4 24.09
Моя семья. Я о себе… 1
Члены моей семьи, работа. Наши семейные праздники.
Мои семейные обязанности Беседа, заполнение и оформление страницы для портфолио. Стремление к чему-то хорошему. Достижение поставленной цели. 5. 01.10 Мой класс.
1
Мой класс. Одноклассники. Дата их рождения.
Общие занятия в секциях и кружках Беседа, заполнение и оформление страницы для портфолио.
. 6 08.10 Законы школьной и классной жизни.
1
Законы школьной жизни.
Законы класса Беседа, заполнение и оформление страницы для портфолио. Почему так поступают люди. Каким быть? 7 16.10
Права и обязанности ребёнка.
1
Права ребёнка.
Обязанности ребенка Беседа «Почему так поступают люди. Каким быть?»
8 23.10 Распорядок дня. 1 Распорядок дня в 1классе. Его значение. Беседа, заполнение и оформление страницы для портфолио. 9 30.10
Правила безопасности.
Правила пешеходов. 1
Правила безопасности на дороге. Правила движения по улицам села. Беседа: «Поведение на дороге»
10 13.11 Безопасный маршрут «Дом – школа», «Школа – дом» 1
План безопасного маршрута «Дом – школа»
«Школа – дом». Заполнение и оформление страницы для портфолио. Поведение на дороге. 11 20.11
Мои друзья. Рисунок для друга 1
Верный друг – тот, кто… Пословицы и поговорки о друзьях. Нарисуй картинку для друга Беседа, заполнение и оформление страницы для портфолио. Почему так поступают люди. Каким быть? Черты характера человека 12 27.11
Я учусь писать.
1
Мои лучшие работы по письму.
Выставка письменных работ. Оформление страницы для портфолио. 13 04.12 Учимся ставить цели.
1
Что такое цель. Какой она должна быть.
Намечаем цели. Беседа, заполнение страницы для портфолио. 14 11.12 Моё созвездие успеха. 1
Учимся строить созвездие успеха. Беседа, оформление страницы для портфолио Итоги прошедшего года. Мини-проект выполнение коллажа «Мои успехи». 15 18.12
Мои цели: 1 класс.
1
К чему стремиться в каждой четверти 1 класса. Ставим цели.
Беседа, заполнение страницы для портфолио. 16 25.12
Моя школьная жизнь. 1 Школьная жизнь. Школьные праздники. Презентация «Школьные годы чудесные!» Беседа, заполнение и оформление страницы для портфолио.
Почему так поступают люди. Каким быть? 17 14.01
Математическая копилка. 1 Волшебное превращение фигур. «Оживление» цифр. Игра «Считай, смекай, отгадывай!» Оформление страницы для портфолио. 18 21.01 Я пишу о себе.
Игра-исследование «Мне нравится…»
Меня радует и огорчает…
Как я отношусь к людям.
1
Психологический портрет ученика. Рисуем значок настроения. Заполнение и оформление страницы для портфолио. Почему так поступают люди. Каким быть? Черты характера человека. 19 28.01 Что меня радует в людях. 1
Отношение к людям. Тест. Беседа, заполнение и оформление страницы для портфолио. 20
04.02 Портфель читателя.
1
«Буквы оживают». О любимых книгах
Заполнение и оформление страницы для портфолио. Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- оценивать правильность выполнения действий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- сличать способ действия и его результат;
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
-- строить сообщения в устной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- построение рассуждения;
- уметь анализировать, устанавливать недостаток средств для решения задачи и формулировать условия, при которых она будет решена;
- рефлексия способов и условий действий;
- сравнение, сериация, установление аналогий, построение рассуждения.
Коммуникативные УУД:
а) инициативное сотрудничество:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
- ставить вопросы,
- обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, к другим группам;
- формулировать свои затруднения,
- предлагать помощь и сотрудничество;
б) взаимодействие:
- формулировать собственное мнение и позицию,
- задавать вопросы,
- строить понятные для партнёра высказывания,
- строить монологическое высказывание,
- вести устный диалог,
- слушать собеседника;
в) управление коммуникацией:
- определять общую цель и пути её достижения,
- осуществлять взаимный контроль,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь,
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Личностные УУД:
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя);
- учебно-познавательный интерес к новому;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
-уважительное отношение к иному мнению;
-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- самооценка на основе критериев успешной деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
21 18.02
Перелистаем страницы школьной жизни, выявим наши традиции. Проект: «Какие традиции в 1классе?» 1 Дискуссия: «Традиции и правила моего класса».
Заполнение и оформление страницы для портфолио. Какую эстафету передали нам пятиклассники? Каким новым традициям быть? 22 25.02 Результаты проекта: «Какие традиции в 1 классе?». 1 Традиции. Традиции и правила моего класса. Беседа, заполнение страницы для портфолио. 23 03.03
Моя маленькая Родина – село Самарское.
Моя родная улица. Знаменитые люди села. 1
Что такое Родина? Адрес. Памятные места. Знаменитые люди. Беседа, заполнение и оформление страницы для портфолио. 24 10.03 Мои добрые дела.
Доброта – важная черта характера первоклассника 1
Добрые дела. Копилка добрых дел.
Что такое доброта? Беседа Заполнение и оформление страницы для портфолио. 25 17.03
Я познаю мир. 1 Как можно познавать мир. Анкета. Заполнение страницы для портфолио. 26 31.03
Оцени свои знания по ИЗО.
Оцени свои знания о великих художниках. 1
Что нравилось, что не понравилось. Чему научился.
О ком из художников нравиться рассказывать дома? Беседа. Заполнение и оформление страницы для портфолио Оценивание знаний, умений и навыков по основным разделам курса, изобразительное искусство. 27

07.04
Оцени свои знания по музыке.
Оцени свои знания о великих композиторах России. 1
Что узнали нового? Что нравилось, что не понравилось? Чему научились?
Чью музыку понравилось слушать? Беседа Заполнение и оформление страницы для портфолио. Оценивание знаний, умений и навыков по основным разделам курса музыка. 28 14.04
Оцени свои знания по технологии.
1
Чему научились? Любимый вид работы. Что не понравилось?
Какой природный материал понравилось обрабатывать?
Аппликация или оригами? Дискуссия. Заполнение и оформление страницы для портфолио.
Оценивание знаний, умений и навыков по основным разделам курса технология. 29 21.04
Оцени свои знания по окружающему миру.
1
Что узнали нового. Что хочу узнать? Отгадывание загадок.
Чему научились. Что нравилось и не нравилось на уроках.
Тест Заполнение и оформление страницы для портфолио. Оценивание знаний, умений и навыков по основным разделам курса окружающего мира. 30 28.04
Оцени свои знания по литературному чтению.
1
Анкетирование. Цветовая оценка знаний, умений и навыков. Чему научились.
Чтение наизусть стихов, выученных на уроках
Заполнение и оформление страницы для портфолио. Оценивание знаний, умений и навыков по основным разделам курса литературного чтения 31 05.05
Оцени свои знания по математике.
1
Маленький экзамен. Цветовая оценка знаний, умений и навыков. Что понравилось, что нет на уроках.
Любишь ли ты решать задачи? Беседа
Как ты научился работать с линейкой и карандашом? Что тебе помогает правильно чертить отрезок? Луч? Заполнение и оформление страницы для портфолио. Оценивание знаний, умений и навыков по основным разделам курса математики. Чему научились. Что понравилось, что нет. Пьедестал успехов. 32 12.05
Оцени свои знания по русскому языку 1 Маленький экзамен. Цветовая оценка знаний, умений и навыков. Что понравилось, что нет на уроках.
Заполнение и оформление страницы для портфолио. Оценивание знаний, умений и навыков по основным разделам курса русского языка. Чему научились. Что понравилось, что нет. Пьедестал успехов. 33
19.05 Оцени свои знания. Итоговый урок. 1 Маленький экзамен. Цветовая оценка знаний, умений и навыков. Оценивание знаний, умений и навыков, полученных в 1 классе.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Список литературы:
А.В.Иванов. Мой портфолио 1 класс. /пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. -М.: Просвещение ,2012
«Портфолио ученика начальной школы» Андреева Е.А., Разваляева Н.В. – Москва, «Планета», 2011
«Портфолио ученика. Оценка достижений школьников» - электронное пособие – Волгоград, «Учитель», 2012.
«Портфолио учащегося начальной школы»   Мишакина Т.Л.   Москва, «Ювента», 2007 г.
Особенности помещения:
Кабинет с учебной и игровой зоной
Интернет-материалы,
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска
Материалы ЦОР
Интернет-ресурсы:
http:www.viku.rdf.ru.
http://school-collection.edu.ruСОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНОПротокол заседания Заместитель директора по УВР
М О
МБОУ Самарской ООШ № 2 ___________ /А.В. Панченко/
от ________ 2015 г. № _____ подпись
__________ /Н.А.Коцубинская/ ___________ 2015 г.
подпись рук-ля МО Ф.И.О.
дата