Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Байки от водяного»


Развивающая задача: Развивать любознательность, мышление и речь детей; Обучающая задача: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного;
Воспитательная задача: Воспитывать бережное отношение к воде
Материал: Клеенка на стол, три-четыре сосуда различной формы, формочки для песка, сухой песок, по два одинаковых стаканчика для каждого ребенка, молоко, ложечки, термометр, термос с кипятком.
Методы и приемы работы: Наглядный, словесный, практический.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадку, чтобы узнать чему посвящается наше занятие.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю капает опять (вода)
Воспитатель: Каким цветом вы изображаете море на своих рисунках?
Дети: Голубым, синим.
Воспитатель: Давайте посмотрим на глобус. Кто знает, что это такое?
Дети: Глобус – макет нашей планеты Земля, макет земного шара.
Воспитатель: Какого цвета на глобусе больше?
Дети: Синего.
(Включается аудиокассета. Слышится спокойное журчание воды.)Воспитатель: В гости к нам сегодня придет Водяной.
Водяной: Здравствуйте! Я так люблю шлепать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться! После этого на руках и ногах переливаются в солнечных лучах прозрачные капельки. Только не понятно, куда исчезает эта вода? И еще. Я на днях хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды – лед. Откуда он взялся?
Воспитатель: Ребята, попробуем ответить на вопросы Водяного?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого надо вооружиться вниманием и терпением.
Опыт 1.
Для его проведения потребуется три сосуда разной формы: круглой, цилиндрической и треугольной. Заполняю их водой.
Воспитатель: Какую форму приняла вода?
(Ответы детей.)
Воспитатель: И так вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.
Водяной насыпает в формочку сухой песок, затем пересыпает его из формочки в ведерко, а затем насыпает горкой на специальный поднос.
Водяной: Видите? Песок тоже меняет форму. Значит песок – жидкость.
Воспитатель: А вы дети как думаете: песок – жидкость?
Дети: Нет.
Воспитатель: Попробуем доказать Водяному, что он ошибается!
Опыт 2.
Воспитатель: Опрокинем стакан с водой. Что происходит?
Дети: Вода растекается.
Воспитатель: А что будет, если опрокинуть ведерко с песком?
Дети: Песок ложится горкой.
Воспитатель: Так что песок – это жидкость?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит, вода и песок – разные вещества: вода – жидкая, песок – сыпучий. Теперь необходимо определить: какого вода цвета?
Водяной: Зачем определять? Я знаю вода белого цвета.
Воспитатель: А вы как считаете?
(Ответы детей)
Опыт 3.
Перед детьми стоят по два одинаковых стакана: в одном – вода, в другом – молоко.
Воспитатель: Ребята, опустите чайные ложечки в стаканы. Что вы видите?
Дети: В стакане с водой ложечка видна, а в стакане с молоком - нет.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод.
Дети: Вода – прозрачная, а молоко – нет.
Воспитатель: Теперь рассмотрим еще одно свойство воды – у нее есть температура.
Водяной: Как это? Вода разве может заболеть? Разве у нее может быть температура?
Воспитатель: Ребята, давайте, с помощью опыта объясним Водяному, может ли у воды быть температура. Но сначала немножко отдохнем.
Проводится игра «Дождик, Лей, веселей!»
Дети выходят на середину комнаты, берут в руки ленты разного цвета и слушают, как стучит дождик (аудиокассета)
Дождик, лей веселей! Теплых капель не жалей
Для лесов, для полей, и для маленьких детей
И для мам, и для пап кап-кап! Кап-кап! (дети взмахивают руками)
Будет, будет лето в радугу одето.
Жаркое солнце яркого цвета, яркого, красивого, желтого и синего.
Зеленого и красного и любого разного! (двигаются подскоками)
По сигналу дети собираются у обруча своего цвета, потом рассаживаются по своим местам.
Опыт 4.
Перед детьми два стакана с водой. В одном вода холодная, в другом – теплая.
Воспитатель: Потрогайте пальчиком воду. Одинаковая ли она? Чем отличается?
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Вода может быть холодной, теплой, горячей.
Воспитатель: Воду измеряют при помощи термометра. (Показываю термометр)
Воспитатель: Вы наверно замечали, что ранним утром трава и без дождя бывает мокрой. Влага, которая днем живет в воздухе, оседает на землю, как только солнышко скроется. Как вы думаете, как называется эта вода?
Дети: Роса.
(Открываю термос с кипятком)
Воспитатель: Что вы видите?
Дети: Пар.
(Держу над паром зеркальце)
Воспитатель: Что вы видите на зеркале?
Дети: Капельки воды.
Водяной: А отчего происходит испарение воды?
Воспитатель: Вот это мы сейчас и узнаем.
Опыт 5.
За неделю до занятия дети налили ровное количество воды в три стакана, сделали отметки уровня воды. Один стакан поставили на полочку, второй, на батарею, третий закрыли крышкой и оставили при комнатной температуре.
Воспитатель: Посмотрите на стаканы. Изменилось ли количество воды? Куда она исчезла?
Дети: Испарилась.
Воспитатель: Где испарение произошло быстрее – в теплом или холодном месте?
Дети: Испарение быстрей происходит в теплом месте.
Воспитатель: Значит, испарение воды зависит от температуры. Что мы сегодня узнали о воде?
Дети: Вода – жидкость. Она не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в который ее налили.
Воспитатель: Это свойство всех жидкостей при нормальных условиях.
Водяной: Что такое нормальные условия?
Дети: Не холодно, не жарко.
Воспитатель: А если мороз? Как вы думаете, что произойдет с водой?
Дети: Вода превратится в лед.
Воспитатель: Снег и лед – это тоже вода, только в твердом состоянии. Что произойдет со льдом, снегом, если их «поселить» в теплое помещение?
Дети: Они растают и превратятся в лужицу.
Водяной: Я люблю, есть снег он похож на мороженное.
Воспитатель: Ребята давайте проверим можно, ли есть снег?
Опыт 6
Наливаю на тарелочку воду, которая осталась от таяния снега, в предварительно приготовленную воронку с фильтром из салфетки.
Воспитатель: Какая вода была в тарелочке?
Дети: Грязная.
Воспитатель: Как она изменилась?
Дети: Стала чистой.
Воспитатель: Какой стала салфетка?
Дети: Грязной.
Воспитатель: Чистый снег на улице? Можно его есть?
Дети: Нет.
Воспитатель: Итак, что можно сказать про воду, снег, лед?
Дети: Это одно и тоже вещество только в разных состояниях.
Воспитатель: Вода, пар, лед – это жидкое, газообразное и твердое вещество.
Водяной: Много я у вас узнал нового и интересного. Но мне пора до свидания детвора.
Воспитатель: Понравилось вам сегодняшняя встреча с Водяным? Что вам запомнилось больше всего?
(Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас давайте нарисуем, как вы видите воду в твердом, жидком и газообразном состоянии.
(Дети выполняют работу)