Словарь основных научных терминов и понятий в педагогическом иследовании


Основные научные термины и понятия
в педагогическом исследовании
(тезаурус)
Возженникова Фарида Леонидовна
преподаватель ГАПОУ «Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж»
Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо свойств или признаков предмета или явления с целью его лучшего изучения.
Адекватность – степень соответствия чего-либо объективным требованиям, условиям, потребностям.
Актуализация – воспроизведение имеющихся у человека знаний, умений, навыков, различных форм поведения и эмоционального состояния в актуальное действие.
Алгоритм – последовательность исследовательских операций, точное выполнение которых позволяет решить проблему исследования.
Анализ – логический метод исследования объектов, позволяющий вычленять отдельные части, элементы, признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных качеств и свойств.
Андрагогика – теория обучения и воспитания взрослых.
Анкетирование – разновидность исследовательского опроса, позволяющего на основе письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе испытуемых.
Аннотация – краткое изложение статьи, книги.
Антиципация – способность предвидеть результаты действий, развитие событий и явлений.
Апробация (не путать с опробированием) - установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методов и результатов исследовательской работы, одобрения ее.
Артефакт – недостоверный факт, искаженный в результате влияния случайных факторов.
Аспект – та или иная сторона предмета, явления, понятия; точка зрения, с которой рассматривается какой-либо объект.
Беседа - исследовательский метод, позволяющий познать особенности личности человека, характер, уровень его знаний, интересов, и т.д. на основе анализа ответов на поставленные вопросы.
Библиография – перечень книг, статей, других источников по какому- либо вопросу.
Валеология – наука о формировании ценностно-ориентированных установок на сохранность, укрепление здоровья и здоровый образ жизни.
Валидность – практическая действенность и полезность конкретного метода исследования.
Вариативный – допускающий варианты, видоизменения частей чего-либо при сохранении основы.
Внутренняя деятельность – деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах, иначе – идеальная деятельность сознания.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.
Генезис – происхождение, возникновение и последующее развитие какого-либо явления или процесса.
Гипотеза – научно-обоснованное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения или его опровержения. Формулировка гипотезы в педагогических исследованиях направлена на определение эффективных условий педагогических процессов.
Деятельностный подход – признание единства психики и деятельности, единства внутренней и внешней деятельности человека.
Диагностика – процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в развитии, общении, а также эффективности функционирования и развития систем, технологий, методик, педагогических проектов.
Диаграмма – разновидность графиков, используемая для наглядного отображения сравниваемых величин. Диаграммы бывают столбчатые, ленточные, круговые, квадратные, секторные, и т.д.
Диверсификация – разнообразие; разнопрофильность; выход за рамки основного содержания деятельности.
Динамика – ход развития какого-либо явления, процесса; движение, развитие, внутренняя энергия.
Дискретный – прерывистый, дробный, состоящий из отдельных частей (например, дискретное наблюдение – один из исследовательских методов).
Доказательство (гипотезы) – система логических умозаключений, приводящих от предположений к доказываемому положению.
Доклад – устное научное сообщение или письменное изложение существа исследования и его выводов, предназначенное для зачитывания вслух.
Задача исследования – конкретизация цели, диктующая совершение необходимых конкретных действий.
Закон (научный) – знание, формулируемое в понятиях, которое имеет свое основание в природе (в объективном бытие).
Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого-либо процесса.
Идеальный объект – предмет исследования на теоретическом уровне, взятый в виде определенной мысленной модели.
Идея – мысль о содержании и способах преобразования действительности при достижении желаемой цели.
Инвариантность – свойство объекта не изменяться при изменении условий, в которых он существует.
Индукция – логический метод исследования, основанный на построении логической цепочки от единичного утверждения к общему.
Инновации педагогические – распространение в образовательной практике педагогических новшеств и нововведений.
Инструментарий – совокупность методов, способов деятельности, применяемых для выполнения этой деятельности.
Интервью – разновидность исследовательского опроса. Предполагает в процессе устного общения выявить опыт, оценку и точку зрения опрашиваемого. Интервью может быть свободным (не регламентированное темой и формой беседы) и стандартизированным (близкое к анкете с закрытыми вопросами).Интерпретация – истолкование, раскрытие смысла, разъяснение смысла полученных результатов, объяснение причин и условий их породивших.
Исследование (педагогическое) – процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания, развития.
Исследовательский метод обучения – метод, при котором учащиеся самостоятельно решают учебно-исследовательские задачи при направляющем влиянии педагога. Перед учащимися выдвигается проблемная задача, для решения которой они должны осуществить операции сравнения, выявления причин и др., выдвинуть гипотезы, проверить их на основе анализа фактов или путем проведения наблюдений и сделать выводы.
Исследовательский подход – исходный принцип, исходная позиция исследовательского поиска.
Категория – предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания. В педагогике основной категорией является категория воспитания.
Когнитивный - имеющий отношение к познанию, мышлению.
Компиляция – работа, составленная путем заимствования из разных источников и не содержащая собственных выводов и идей.
Комплементарный – дополнительный.
Комплексный подход – рассмотрение группы явлений в совокупности.
Конкретизация – воссоздание полного знания о чем-либо с учетом всех признаков и аспектов изучаемого объекта.
Конференция – метод коллективного обсуждения вопросов и проблем, требующих своего решения.
Концепция – 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов, руководящая идея для их трактовки и освещения; ведущий замысел деятельности; 2) система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского подхода.
Корректность (научная) – правильность, точность.
Креативность – уровень творческой одаренности, способности к творчеству.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки.
Личностный подход – последовательное отношение к воспитаннику как к личности, как к самосознательному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.
Логика – наука о законах и формах научного мышления; ход рассуждения, умозаключения; внутренняя закономерность процесса, явления.
Логика исследования – содержание и последовательность (алгоритм) поисковых шагов, обеспечивающих решение поставленных задач.
Метод (исследовательский) – способ получения и обоснования научного знания; совокупность приемов познания предмета исследования.
Методика – различные формы и способы использования методов и приемов, при помощи которых осуществляется познание явлений и процессов.
Методологическая культура – культура мышления, которая предполагает знание определенных правил и приемов научного познания и умение их применять в процессе исследовательского поиска.
Методология – общая система принципов организации, способов достижения и построения научного исследования; учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической деятельности.
Моделирование – процесс создания мысленных моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих существенные свойства, взаимосвязи и элементы исследуемых объектов.
Мониторинг – система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включающая сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих содержание исследовательского процесса.
Наблюдение – общенаучный метод исследования, который предполагает систематическую и целенаправленную фиксацию информации с целью ее сбора и анализа в процессе восприятия специфики протекания изучаемого процесса или явления (объекта исследования). Наблюдение может быть сплошным и выборочным; контролируемым и неконтролируемым; включенным и простым; и т.д.
Наука – форма общественного сознания, в которой отражаются и накапливаются знания о сущности, связях и зависимостях, объективных законах развития природы, общества и мышления.