Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Влияние СМИ и Интернета на формирование языковой и коммуникативной компетенции молодежи». Махачкала: АЛЕФ, 2013 Предложение и его основные признаки (статья)

Караева С.А.
Махачкала, РФ
Караева С.А.
Москва, РФ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
Программа по русскому языку направлена на развитие речи учащихся, на повышение их речевой культуры. Вот почему осознанные знания о предложении и его составных частях, словах, словосочетаниях помогают детям в правильном образовании предложений, в грамматически точном их использовании.
Основная единица синтаксиса - предложение. Русское предложение располагает значительным запасом выразительных средств, понимание и использование которых возможно лишь при осознании этих языковых структур.
Основная направленность речи - это выражение и восприятие мысли, а мысль формулируется в предложении, и от того, как построено предложение, зависит точность передачи и адекватность восприятия информации. Суффиксы и окончания, служебные слова, порядок слов и интонация - все это «работает» в предложении и обслуживает внеязыковое содержание. Именно поэтому знакомств с синтаксисом важно с первых шагов изучения родного языка.
Минимальной единицей синтаксиса является синтаксическая форма слова (или синтаксема). Из синтаксических форм образуются словосочетания и предложения. Предложения, в свою очередь, соединяются в сложные предложения, а также образуют «максимальную» синтаксическую единицу - текст.
Синтаксическая форма слова может использоваться в предложении прямо, независимо от другого слова (В саду все стихло) или входить в предложение за главным, подчиняющим словом, т.е. быть компонентом словосочетания (Беседка стояла в саду).
Русское предложение располагает значительным запасом выразительных средств, понимание и использование которых возможно лишь при осознании этих языковых структур. Рассмотрим особенности работы над предложением, ее принципы и последовательность изучения грамматических форм и типовых предложений в начальной школе.
Прежде всего, необходимо выяснить, что является строительным материалом для предложения, а затем разграничить структурные и функциональные типы синтаксических структур в соответствии с грамматическими правилами и законами. При этом грамматика для конструирования предложений дает правила, абстрагируясь от конкретного. Она изучает структуру предложения вообще, его специфические формы. Строительным материалом для предложения, необходимыми элементами, из которых создается коммуникативная синтаксическая единица, являются распространенные и нераспространенные синтаксические формы. Учащимся полезно показать роль таких форм в конструировании различных типов предложений. Среди имен существительных выделяются, например, связанные (ждать покоя, крыша сарая), свободные, употребляемые и вне словосочетаний (за лесом, на собрании), и конструктивно закрепленные (у строителей отдых, у нее одна книга). От морфологических словоформ, относящихся друг к другу как равноправные, синтаксические формы слова отличаются и своим составом (например, предлог является компонентом синтаксической формы имени), и различиями в синтаксических функциях и возможностях.
Предложение как единица речи - необходимый минимум для выражения мысли. Текст и предложение называют коммуникативным уровнем синтаксиса. Слова и словосочетания, т.е. то, из чего слагаются предложения, представляют докоммуникативный уровень синтаксиса.
Термином «синтаксис» обозначают не только определенную сторону языка, но и раздел лингвистики, занимающийся изучением этой стороны. Синтаксис как наука представляет собой взаимодействие нескольких направлений лингвистической мысли. Поясним это на примере основной синтаксической единицы - предложения, которая рассматривается с точки зрения:

· теории членов предложения;

· теории актуального членения;

· теории речевых актов.
Теория членов предложения предполагает деление этой языковой единицы на составляющие (на синтаксические формы слова и словосочетания), это аналитическая операция, позволяющая ответить на вопрос: «Как образована данная языковая единица?»
Теория актуального членения рассматривает предложение как часть более сложной синтаксической единицы - текста, а также роль предложения в конкретном тексте.
Теория речевых актов рассматривает предложение с точки зрения его коммуникативной направленности, с точки зрения конкретных целей высказывания. Теория речевых актов выявляет условия речевой деятельности, т.е. условия, при которых достигается взаимопонимание между говорящим и слушающим.
Школьный курс синтаксиса основан на теории членов предложения в том виде, в каком она существовала в первых русских учебниках, а принципы этой теории были сформулированы еще античными грамматиками. Учение о членах предложения было создано в рамках грамматики, еще не делившейся на две части - на морфологию и синтаксис, и поэтому оно тесно связано с морфологическим учением о частях речи и их формообразовании. Так была создана морфологическая схема, которая до сих пор используется в школьной практике. По этой схеме подлежащее может быть выражено только именительным падежом, а для выражения сказуемого предназначен глагол или глагол-связка в соединении с другой частью речи; остальные члены предложения выражены существительными в косвенных падежах, прилагательными, наречиями и признаются второстепенными, т.е. необязательными. Но учащиеся в речевой практике используют различные предложения, которые не укладываются в схему, и это подсказывается языковым чутьем.
Академик А.А.Шахматов в книге «Синтаксис русского языка» (1925-1927) также выделяет словосочетание и простое предложение как две определенным образом соотнесенные единицы синтаксиса. Основой синтаксической системы А.А.Шахматов считал простое предложение, которое характеризуется «соответствием законченной единице мышления». Словосочетанию он отводил роль второстепенного конструктивного элемента предложения. [4, 16]
Идею А.А.Шахматова развивает В.В.Виноградов. В синтаксической концепции В.В.Виноградова синтаксис определяется уже как учение о трех единицах: словосочетании, простом предложении и сложном предложении.[2]
Итак, хотя разные научные концепции дают разные перечни синтаксических объектов, наиболее очевидными и бесспорными синтаксическими единицами являются: словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое.
Различия между синтаксическими единицами имеют чисто грамматический характер, а по своему объективному содержанию словосочетание, простое предложение и сложное предложение могут совпадать. Ср.:
Вечернее рассказывание сказок бабушкой – словосочетание.
Вечером бабушка рассказывала сказки. – простое предложение.
Когда наступил вечер, бабушка рассказывала сказки. – сложное предложение.
Здесь три разные синтаксические единицы дают название одному и тому же событию и различаются лишь теми элементами смысла, которые определяются грамматическими различиями между ними.
Основными признаками предложения являются:
а) предикативность;
б) смысловая завершенность;
в) интонационная оформленность.
Предикативность – это важнейшее свойство предложения как единицы языка и речи. Понимание предикативности неоднозначно в русской синтаксической науке. Более широкое признание получила трактовка предикативности акад. В.В.Виноградова. Вслед за многими русскими синтаксистами он обратил внимание на то, что содержание предложения всегда соотнесено с действительностью, с актом коммуникации.
По трактовке В.В.Виноградова, предикативность – это выражение языковыми средствами отношения содержания высказывания (предложения) к действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность, необходимость или вероятность и т.д.).
Грамматическими средствами выражения предикативности, ее важнейшими показателями являются модальность, время и лицо.
Модальность выражает отношение высказывания к действительности как реальное или нереальное (ирреальное). Содержание всякого высказывания всегда мыслится как реальное или не реальное, а только возможное, желательное. Т.е. предложение имеет определенное модальное значение.
Например: Деревья в цвету; Деревья были в цвету; Деревья будут в цвету. – То, о чем говорится в этих предложениях, о чем сообщается, реально. Содержание высказывания относится к действительности как реально существующий факт, поэтому здесь модальность реальная.
А то, о чем сообщается в предложениях Деревья были бы в цвету; Если бы деревья были в цвету; Пусть деревья будут в цвету! мыслится как желаемое, возможное или зависящее от ряда условий. Т.е. содержание высказывания относится к действительности не как реально существующий факт, а только как факт желательный. Поэтому здесь модальность ирреальная.
Средствами выражения модальности являются категории наклонения (изъявительное, сослагательное, повелительное) и особые лексико-грамматические средства (модальные глаголы, модальные слова и частицы).
Общее значение реальности - нереальности сообщаемого прикреплено к конкретному времени: настоящему, прошедшему, будущему. То, о чем говорится в предложениях Я студент; Я был студентом; Я буду студентом, осуществляется в настоящем, прошедшем и будущем времени. Таким образом, синтаксическая категория времени показывает отношение высказывания к моменту речи.
Смысловая завершенность – важнейший признак предложения. Предложение – особая синтаксическая категория, его важнейшая функция – быть средством общения, выражать относительно законченную, завершенную мысль. Группы слов Зеленые идеи бешено спят; Лысиной наоборот; Лапшу высох предложениями не являются, потому что никак не соотносятся с действительностью, не являются грамматически законченным выражением мысли. А всякое предложение обязательно должно выражать законченную мысль.
Мысли, заключенные в предложении, неисчислимо разнообразны: это может быть философское рассуждение, информация о повседневной жизни, фантастическое предположение и многое др. Предложение способно выражать не только мысли, но и чувства, эмоции, вопрос, побуждение.
Интонационная оформленность – обязательный признак любого предложения. Каждое самостоятельное предложение интонационно завершено и отделяется от другого предложения большой разделительной паузой.
Интонация – совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны. Проявляется это в изменениях высоты тона (повышениях, понижениях тона), ритма речи
(соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), внутрифразовых паузах и общего тембра высказывания, который может быть «мрачным», «веселым», «испуганным», «игривым», т.к. зависит от целевой установки.
Любое отдельное слово, если придать ему соответствующую интонацию предложения, может стать выражением целой мысли, т.е. высказыванием.
Словоформы стол, стул, диван не являются предложениями. Но вставим их в контекст:
Стол. Стул. Диван. В этой комнате живет мой брат.
Эти слова, произнесенные с интонацией сообщения, приобрели синтаксическое настоящее время и реальную модальность, т.е. получили предикативность и стали предложениями.
Интонация не только оформляет фразу, различные синтаксические конструкции, но и участвует в выражении мыслей, чувств, волеизъявлений людей: один и тот же отрезок звучащей речи в зависимости от интонации, с которой он будет произнесен, может иметь разное значение.
Итак, основными признаками предложения являются: предикативность, смысловая и интонационная завершенность. Отсюда вытекает определение предложения: Предложение – «это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

ЛИТЕРАТУРА
1. Айтберов А.М. Словосочетание и предложение: вопросы типологии и методики. - Махачкала, 1980.
2. Акимов К.Х. Методика синтаксиса простого предложения/Сб. «Очерки по методике преподавания русского языка в дагестанской национальной школе». - Махачкала, 1992.
3. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове).– М., 1972.
4. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. - Л., 1941.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 1 Заголовок 415