Открытый урок учебной практики по профессии Сварщик


УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПРВ.А.ТРОШИН___________
«___ »_______________ 2016 год
ПЛАН УРОКА
План урока учебной практики с использованием метода обучения в команде STL.
Мастер производственного обучения: Орлова Наталия Ивановна
по професси15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
ПМ.02. «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях»
Тема №1 «Выполнение электросварки»
Тема урока: Сварка нахлесточных соединений.
Структура урока: Комбинированный с элементами новизны (сочетание показа трудовых приемов с элементами рассказа и применением метода обучения в команде STL).
Цель занятия:
1. Образовательная:
- Научиться выполнять сборку и сварку нахлесточного соединения.
2. Воспитательная:
- Воспитание у обучающихся аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к сварочному оборудованию и инструментам;
-сознательности при выполнении работ.
3.Развивающая:
- Формирование навыков производственной самостоятельности, самоконтроля и оценки качества технологических операций;
- увидеть индивидуальноть обучающихся и сохранить её, помочь поверить в свои силы обеспечить его максимальное развитие
Материально-техническое оснащение:
1. Средства индивидуальной защиты электросварщика
2. Источник питания сварочнойдуги ВДМ – 1202С
3. Электрододержатель со сварочным кабелем.
4. Сварочный стол
5. Инструмент для под готовки металла под сварку и зачистки швов
6. Пластины из низкоуглеродистой стали 100 х300 х5 мм 2 шт.
7. Электроды АНО – 21 ø3 мм
Наглядные пособия:
- пакет учебных элементов по профессии «Электрогазосварщик ручной дуговой сварки»
- инструкционная карта
- плакаты из серии: «Техника безопасности при проведении электросварочных работ»; «Средства индивидуальной защиты сварщика»; «Инструменты и оснастка сварщика»; « Рабочее место сварщика(виды сварочных постов)»;
Учебно-техническая документация: операционно-технологическая карта
Краткая аннотация урока: Данная методическая разработка урока учебной практики ставит своей целью внедрение современных образовательных технологий в производственное обучение для формирования у обучающихся умения самостоятельно работать с информацией, принимать решения, работать в команде, ставить перед собой конкретные однозначные цели и действовать последовательно для получения результата.Задачей мастера является, используя метод обучения в команде STL и опираясь на теоретические знания обучающихся по предметам и пройденным темам, а также ранее приобретённые ими навыки при наплавке валиков шва на пластины, сварке стыковых соединений, научить выполнять сборку и сварку нахлёсточного соединения, соблюдая технику безопасности и пожарную безопасность при выполнении электросварочных работ в сварочной мастерской. Ход занятия:
I. Организационная часть- 3 – 5 мин.
Контроль посещаемости по списку обучающихся.
. Проверка внешнего вида обучающихся:
-осмотр санитарного состояния обучающихся-наличия спец. одежды.
II. Вводный инструктаж-20 минут
2.1.Сообщить тему программы.
2.2.Сообщить тему урока.
2.3.Сообщить учебную цель урока.
2.4. Актуализация опорных знаний обучающихся- провести беседу по материалу темы:
- Что относится к средствам индивидуальной защиты?
- Правила безопасности при ведении электросварочных работ
- Подготовка к работе и обслуживание рабочего места электросварщика
- Что относится к режиму сварки
- Правила электробезопасности и пожарной безопасности при выполнении электросварочных работ.
III ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 260 мин
3. Объяснение нового материала: 30 мин
3.1. Объяснить, что называется нахлесточным соединением и к какому типу сварных швов оно относится (нахлесточное соединение– сварное соединение, в котором свариваемые элементы расположены параллельно и частично перекрывают друг друга; внахлесточном соединении сварной шов относится к угловому)
3.2. Рассмотреть инструкционную карту и последовательность выполнения операций.
1. Подготовить рабочее место и проверить сварочную цепь.
2. Подготовить пластины из низкоуглеродистой стали 100 х300 х5 мм – очистить пластину проволочной щеткой по металлу от ржавчины
3. Подобрать режим сварки на вспомогательной пластине для электродов диаметром 3 мм Iсв = 110 ± 10 А 4. Зафиксировать нахлесточное соединение, положив одну пластину на другую частично перекрыв их.
5. Выполнить две прихватки длинной 10 мм с обоих краев соединения на расстоянии 20 мм от края пластин, возбудив дугу электродом на основной пластине.
6. Отбить шлак и проконтролировать качество выполненной прихватки.
7. Выполнить сварку шва нахлёсточного соединения с обратной стороны прихваток. Возбудить дугу на основной горизонтальной пластине, отступив от края сборки на 5-10мм Плавно переместить дугу к краю сборки и начать сварку
Для получения гарантированного провара корня необходимо сварку выполнять с предельно короткой дугой установив электрод под углом 45 градусов к вертикальной плоскости и наклонив его на 15-30 градусов в сторону направления сварки. Вести электрод по не сваренным кромкам пластины.
Закончить проход, заварив кратер шва используя ранее приобретённые навыки.
8. Отбить шлак и зачистить шов щеткой, не оставляя на пластине шлака и
брызг металла.
9. Перевернуть пластину и выполнить сварку соединения со стороны прихваток
10. Закончить второй проход сварки шва.
11. Отбить шлак и зачистить шов щеткой не оставляя на пластине шлака и брызг металла.
12. Произвести контроль выполненной работы, обратить внимание на чешуйчатость и катет шва (при правильно выбранной скорости сварки и длины дуги, ширина шва должна быть на 2-3 мм больше диаметра электрода)
3.5. Показать практически технику сборки и сварки нахлёсточного соединения согласно инструкционной карте. Сообщить учащимся правила техники безопасности при сварке.
4. Самостоятельная работа учащихся: 230 мин.
4.1. Текущий инструктаж. Организовать самостоятельную работу обучающихся применяя метод обучения в команде STL:
- ознакомить с заданием и раздать инструкционные карты
- сформировать бригады по 4 человека (по количеству операций при выполнении работы).
1. Каждый член бригады выполняет определенные операции:
-1-й обучающийся выполняет:
- подготовку рабочего места
- подготовку пластин к сварке
- подбирает режим сварки
-2-й обучающийся выполняет:
- сборку нахлесточного соединения
- выполняет две прихватки
-отбивает шлак
-3-й обучающийся выполняет:
- сварку шва нахлёсточного соединения с обратной стороны прихваток
- отбивает шлак и зачищает шов щеткой
- выполняет сварку соединения со стороны прихваток
- отбивает шлак и зачищает шов щеткой
-4-й обучающийся выполняет контроль качества:
-подготовки пластин под сварку
-выполненной прихватки
- шва нахлёсточного соединения с обратной стороны прихваток
- выполненной работы
2. Затем члены бригады меняются видами работ, таким образом, чтобы каждый обучающийся научился выполнять все операции, работая в команде.
4.2.Первый обход: проверить рабочие места и их укомплектованность
4.3. Второй обход: проверить правильность сборки пластин под сварку.
Обратить внимание на: качество сборки и выполнения прихваток
4.4.Третий обход: проверить правильность соблюдения технологической последовательности выполнения швов нахлёсточного соединения, соблюдения режима сварки.
4.5.Четвертый обход: произвести приемку и оценку выполненной работы, определить качество сварного шва внешним осмотром и измерениями. Особое внимание обратить на размеры катета шва.
IV. Заключительная часть: 15 мин.
4.1. Подвести итоги занятия
4.2. Указать на допущенные ошибки и разобрать причины их возникновения
4.3. Подвести итоги работы на уроке:
-дать общую оценку работы всех бригад за весь урок в целом.
-сообщить оценку качества работы каждого обучающегося:
-указать на допущенные ошибки и разобрать причины их возникновения
- предложить обучающимся оценить работы самостоятельно
Таким образом, работая в команде, обучающиеся приобретают не только навыки выполнения нахлёсточного соединения, но и учатся создавать алгоритм своей работы, чувствовать ответственность не только за результат своего труда, но и всей бригады, отвечать за качество своей продукции.
4.4. Уборка рабочих мест, приведение в порядок оборудования, инструментов.
4.5. Выдать домашнее задание (конспект).
Список литературы:
1. В.И.Маслов«Сварочные работы»
2. В.Н.Галушкина«Технология производствасварных конструкций»
3. И.М.Вознесенская «Основы теории ручной дуговой сварки»
4. О.Н.Кулик, Е.И.Ролин «Охрана труда при производстве сварочных работ