Выступление на всероссийской научно-практической конференции: Влияние методики дородового воспитания Сонатал на рождение здорового ребенка на тему: Коррекционно — развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста.


КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ НА РЕЧЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАСрутдинова Клара РафаелевнаВоспитатель
МБДОУ «Детский сад «Рябинка» г.Заинск
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей окружающими людьми: родители обычно получают совет - больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.
Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости, от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.
В своей работе в течение пяти лет я ставила и решала следующие задачи:
сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время;
подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;
установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения;
Повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
В начале года в мою группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Этих ребятишек отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Например, в начале 2012 -2013 учебного года восемь из десяти малышей могли захватывать разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Во время игр силой заталкивали предметы в отверстия или емкости, так как не владели адекватным и рациональным способом действия.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна - по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день.
Упражнения стремлюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самым маленьким.
В своей работе я широко использовала игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне.
Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки; застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках; наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки); игры с карандашами и крупой, «пальчиковый бассейн». Хорошим средством для развития движений является игра «Пальчиковый театр».
Малышу интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их снова. Моя задача - поддержать это стремление, организовать общение ребенка с кем-либо в процессе предметной и игровой деятельности, обогащать его словарь. Все это формирует сознательное поведение малыша, понимание того, что можно делать, а что нельзя.
Девочкам больше нравится играть с куклами, которых можно укачивать в колясочке, возить на прогулку, одевать, раздевать, купать, кормить, лечить, «печь» для них пирожки и пирожные из песка.
Для мальчиков особый интерес представляют различные машинки и строительство. Показываю детям, как использовать кубики и другие строительные материалы. Начинаю с простейших построек. Пусть ребенок попытается воссоздать их по образцу. Позже он будет возводить башни, усложняя их новыми элементами, строить дома, избушки для лисы и зайца, теремок для лесных зверей.
Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыш овладевает двигательными умениями и навыками, у него развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
К концу четвертого месяца занятий мы добиваемся значительных успехов: пальчики становятся более ловкими, кисти рук - подвижными, гибкими, исчезает скованность движений, дети скорее овладевают сложными упражнениями. Но это оказалось не единственным достижением - речь ребенка начинает развиваться интенсивнее.
Все эти упражнения играют положительную роль и в коррекционном обучении детей с нарушением речи.
К работе по развитию моторики я подключаю родителей. Многие мамы, бабушки лишают малышей возможности проявлять самостоятельность даже в застегивании пуговиц, кнопок, молний, потому ли что торопятся или считают своих детей слишком маленькими.
На первый взгляд, отдельные бытовые умения не имеют никакого отношения к мелкой моторике, но в действительности они являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того следует отметить, что, приобретая навыки самообслуживания и общаясь со взрослыми, ребенок продвигается и в речевом развитии.
Формированием мелкой моторики у детей раннего возраста могут заниматься и родители. Работа эта разносторонняя и многообразная. Она может вестись в трех направлениях:
массаж, специальные игры-упражнения для развития мелких движений
пальцев;
обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания, посильно помогать членам семьи;
формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности (лепке, рисовании).
Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами - среди его игрушек обязательно должны быть различные пирамидки, матрешки, строительный материал, машинки, конструкторы.
Хорошо, если у малыша есть свой набор: лопатка, совочек, грабельки, лейка. Предлагаю показать, как правильно пользоваться ими, при этом давать конкретное задание: взрыхлить, вскопать, прополоть, полить. Дети должны понимать, для чего нужна их работа, знать, что выполняя ее, они приносят пользу.
Наверняка ребенку нравится копаться в земле, в песке. Следует поощрять его стремление строить башни и крепости из песка, возводить снежные городки. Где бы вы ни находились: в саду, во дворе или на берегу водоема - предоставьте даже совсем маленькому возможность поближе познакомиться с песком, глиной, водой. Ребенок должен научиться различать «строительные материалы» на ощупь. Надо играть с ним и тренировать его: поместите в отдельные коробочки (или мешочки) мелкий речной песок, гальку, глину, щебенку, ракушки и попросите малыша закрыть глаза, потрогать ладошкой содержимое коробочки и отгадать, что там лежит. Пусть попробует описать свои ощущения, скажет, на что похоже то, что он трогает, но не видит.
Зимой под рукой другой материал - снег. Перед ребенком открывается прекрасная возможность для лепки снеговиков, метания снежков, постройки горок. Нужно научить его работать лопаткой: разгребать снег, сгребать его в кучу, расчищать дорожки, ровнять горку и т. д. К тому ж на снегу, как и на песке, можно рисовать и писать.
Советую не упускать возможности познакомить сына или дочку с различными продуктами, самим процессом приготовления пищи. Пусть поможет перебрать гречку рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу соль в солонку. Научите размешивать, отливать, подливать и переливать. Важно, чтобы ребенок научился держать ложку, вилку, самостоятельно размешивать сахар в чашке.
Малышу доставит удовольствие раскатывать тесто, раскладывать начинку и лепить пельмени и вареники. Эти занятия тоже полезны для развития мелкой моторики рук.
Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, - а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Здоровый ребенок - это счастье родителей. Разве найдутся на свете мать и отец, которые не хотели бы видеть своего малыша крепким, выносливым, подвижным?
К сожалению, таким он не может стать сам. С ребенком необходимо заниматься.
Ранний возраст - важный период в формировании человеческой личности, период, когда закладываются основы физического здоровья. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Это обязывает нас неустанно работать над проблемами физического воспитания детей. Очень важно вовремя научить малыша правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть кистями и пальцами рук, выполнять движения в соответствии с текстом, управлять мышечным напряжением.
Движение - основа восприятия и переработки информации об окружающем мире. Именно в процессе движения, сопровождаемого словами, лесенками, прибаутками, музыкой, решаются задачи речевого развития ребенка:
прогрессирует понимание речи;
обогащается активный словарь;
начинается фразообразование;
усложняется наглядно-действенное мышление;
естественно происходит развитие мышечной системы и двигательных навыков;
формируется эмоционально-волевая сфера.
Уровень сформированности двигательных навыков ребенка раннего возраста является показателем нормального или патологического развития.
Наш детский сад на протяжении многих лет занимается проблемой физического- воспитания дошкольников с нарушением речи. Мы изучили различные формы организации оздоровительных мероприятий и разработали свою систему утренней эмоционально-стимулирующей гимнастики.
К нам поступают дети с ослабленным здоровьем, уже в раннем возрасте имеющие хронические заболевания. Ребята плохо понимают обращенную к ним речь, у них нарушено звукопроизношение, проявляется отставание познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Одним присущи повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, раздражительность. Другим свойственны заторможенность, апатичность. Дети с нарушением речи часто отстают в физическом развитии.
Отставание сказывается:
в нарушении общей и мелкой моторики;
в общей скованности и замедленности в выполнении движений;
в замедленности процесса освоения новых движений;
в нарушении осанки, плоскостопии.
Коррекционная работа по физическому воспитанию представляет собой специальную систему двигательной деятельности. Это:
утренняя эмоционально-стимулирующая гимнастика;
физкультурные занятия;
физкультминутки;
подвижные игры;
пальчиковая гимнастика.
Эмоционально-стимулирующая гимнастика позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. По своей структуре она проста и доступна детям. Игры с движениями доставляют им удовольствие, к тому же не требуют сложного оборудования.
Гимнастика представляет собой систему физических упражнений, для коррекции речи. Сюда входят:
Элементы логоритмики. (Это движения с речевым сопровождением. Они способствуют регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. При выполнении этих упражнений в игровой форме дети двигаются ритмично, красиво и без напряжения.)Пальчиковая гимнастика, включающая активные упражнения и игры для пальцев рук.
В каждом комплексе имеются упражнения на дыхание. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой. Учим ребенка дышать только через нос. Глубокий медленный выдох поможет ему расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
В заключительной части гимнастики используются особые упражнения - это релаксация, которая дает возможность расслабить мышцы ног, рук, туловища. Она позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Чтобы гимнастика была эффективной и дала результаты, необходимо выполнение определенных условий:
играть с ребенком надо, чувствуй себя партнером, участником игры, радуясь вместе с ним, незаметно помогая ему при затруднениях;
сопровождать движения стихотворным текстом, так как ритм, рифма не только воспитывает слуховое внимание и восприятие, но и организуют ритм и темп движения;
текст произносить четко, эмоционально, с повторениями;
играть против желания ребенка недопустимо.
Проведение эмоционально – стимулирующей гимнастики в течении года обеспечивает динамику в освоении движений: дети начинают правильно, легко, координировано двигаться. И что немаловажно, движения эти доставляют им удовольствие. Сформированные двигательные навыки создают базу для совершенствования навыков речевых.
Список литературы:
«Воспитание и развитие детей раннего возраста» / под ред. Г.М. Ляминой / - М, 1981.
«Ребенок в детском саду» №5 2009г. стр.53.
«Техника безопасности для родителей детей нового времени» Д. Морозов – М: РИПОЛ классик, 2007.
«Веселая зарядка для язычка» О.А. Новиковская – М, «СОВА» - 2010.
«Развивающие игры для малышей» И. Сухомлинова, - Харьков, из-во «Клуб семейного досуга», 2012.
«Развивающие пальчиковые игры с рождения и на всю жизнь» - сост. М.В. Драко – Минск: «Попури», 2009.