Изготовление и применение станков для ткачества бисероплетения на уроках технологии.

Сыртланов Юрий Наилович учитель технологии
МБОУ СОШ№50 г. Ижевск
Сыртланова Альбина Ильгамовна учитель технологии
МБОУ СОШ№50 г. Ижевск
Изготовление и применение станков для ткачества бисероплетения на уроках технологии.
Для учителя технологии важным направлением в работе является выбор объекта труда. Чтобы заинтересовать ученика в изготовлении того или иного предмета и вместе с этим дать учебный материал, который внесен в программу предмета «технология», учитель должен мотивировать ученика. Изготавливая выбранные объекты, осваивая технологические операции ученик должен повысить личную заинтересованность.
Современные школьники увлечены информационными технологиями: компьютерными играми, общением в социальных сетях и зачастую не имеют навыков практического выполнения технологических операций. Возникла проблема - большой объём доступной информации для учеников, идущий через средства массовой информации и сети ИНТЕРНЕТ о современных, традиционных и старинных «забытых» технологиях, и неумение самостоятельно использовать данную информацию в жизни. Причины этого неумения:
не развита мелкая моторика рук,
недостаточные технологические умения,
неразвитое технологическое мышление.
Поэтому на уроках технологии необходимо уделять внимание на развитие умений и навыков, связанных с технологическим мышлением.
Данная проблему мы решаем, используя метод проектов в обучении учащихся. Нами был реализован проект по созданию устройства для плетения бисерных изделий, который развивает мелкую моторику рук и применение технологических умений, которые развивают технологическое мышление.
На уроках технологии учениками 8 – 9 классов был изготовлен станок для бисероплетения по образцу, увиденного в торговой сети «Швейный мир». Для разделения и закрепления нитей в образце станка использована металлическая пружина. Изготавливая бисерные браслеты на данном станке, ученицы выявили некоторые несовершенства данного устройства: нить, закреплённая между витками пружины, обрывается; недостатком станка также является то, что размер используемого для плетения бисера ограничивается толщиной проволоки пружины.


Рис.1 Станок для бисероплетения с пружинным разделителем нитей основы.

Ученицы поделились своими мыслями о недостатках устройства.
С целью усовершенствования станка на уроке методом «мозгового штурма» было проведено обсуждение способов разделения нитей. Учениками были предложены следующие способы: закрепление нитей между металлическими шайбами, пластмассовыми шайбами, фанерными пластинами.
Учитывая условие, что станок по стоимости не должен быть дорогим, ученики пришли к выводу, что для изготовления разделительных шайб целесообразно использовать отходы мебельного производства. Окончательным вариантом «экспертами» был признан вариант - металлическая шпилька М8 с шайбами из отходов пластика, которые можно приобрести в хозяйственных магазинах по скромной цене.
Обсудив все варианты, ученики приняли решение изготовить разделительные шайбы из обрезков пластика.
В изготовлении станков принимают участие ученики 6-7 общеобразовательных и 6-9 классов седьмого вида. Ученики 6 класса нарезают квадратные заготовки для разделительных шайб из пластика и сверлят отверстия в кондукторе. Ученики 7 классов изготавливают корпуса станков из многослойной фанеры и производят шлифовку и покраску поверхностей корпусов. Ученики 8-9 классов выполняют токарные работы на станках ТВ-6 и ТВ-7 (обтачивают шайбы, нарезают шпильки, изготавливают декоративные гайки с накаткой) и производят сборочные работы.
Таким образом, учащиеся всех параллелей, изготавливая станки для бисероплетения, осваивают технологические операции, предусмотренные образовательной программой «Технология. Технический труд».
Конструкция станка мобильная и в целом несложная. Рама станка разборная, выполнена из многослойной фанеры и состоит из двух деталей, если длина рабочей части не регулируется. Корпус также может быть изготовлен из четырёх деталей в случае, когда его рабочая длина регулируется.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рис.2 Универсальный станок для ткачества и бисероплетения.

Разделительные шайбы нанизываются на шпильку и фиксируются в раме станка гайками. Длина шпильки определяет поперечный размер изготавливаемого изделия и регулируется набором количества шайб. Она может быть, как короткой, так и длинной.
Станки широко используют на уроках «Технологии. Обслуживающий труд» и занятиях кружка бисероплетения дополнительного образования. В 5 классе, изучая тему «Ткачество» раздела «Основы материаловедения», ученицы изготавливают собственные образцы тканей. Разделение нитей шайбами позволяет использовать нити и пряжу различной толщины. Нитки и тонкая пряжа разделяются в станке через одну шайбу, толстая пряжа через две или три шайбы.

Рис.3 Деление нитей основы между шайбами.

В 9 классе седьмого вида на уроках трудового обучения, изучая раздел «Ковроткачество», учащиеся изготавливают образцы в технике ворсового ткачества. При изготовлении образцов ученицы используют пряжу, а также полоски трикотажного полотна шириной 1 сантиметр. Так как трикотажные полоски имеют в среднем толщину 5 миллиметров, то деление основных нитей производят через 4 шайбы.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
рис.4 Образцы ворсового ткачества с применением пряжи и лоскута.

Таким образом, данная конструкция станка позволяет использовать это устройство и в 5, и в 9 классах.
В кружке «бисероплетения» станок успешно используется для плетения браслетов, композиций с применением бисера и бусин различного диаметра. Расстояние между основными нитями определяется диаметром бусины и фиксируется соответствующим количеством разделительных шайб (бисер одна шайба, бусины две, три шайбы).


рис.5 Примеры плетения браслетов из бисера различного диаметра.

Учеников заинтересовал процесс изготовления станка, способы применения его, а также подтолкнуло их на решение других задач по усовершенствованию приспособлений и оборудования для школьных мастерских.
У детей появился интерес к созданию изделий декоративно- прикладного творчества, повысилась их мотивация к обучению.
Данное устройство позволяет привлечь учащихся к выполнению творческих задач на уроках «Технологии. Технический труд и обслуживающий труд», а также на занятиях дополнительного образования, мальчиков и девочек различных возрастных групп.