Заточка и заправка режущих частей деревообрабатывающих инструментов.


Тема: Заточка и заправка режущих частей
деревообрабатывающих инструментов.
Цель: научить учащихся приемам подготовки ручного инструмента
к работе (заточка и настройка); воспитывать вариативность мышления.
Инструменты и оборудование: ручной инструмент (рубанки,
фуганки, шерхебели, пилы).
Ход урока
Организационная часть.
Проверка готовности к уроку. Ввод учащихся в мастерскую.

Повторение пройденного материала.
Какие вы знаете инструменты для обработки древесины?
Назначение рубанка и фуганка.
Какие вы знаете пилы?
Из чего состоит масляная краска.
Чем и как окрашивают изделия?
Как хранят кисти?


Изложение нового программного материала.

Если посмотреть на режущую кромку инструмента в лупу, то мы увидим, что она округлая и чем больше округление, тем тупее лезвие.
Чтобы сделать кромку острой, необходима заточка, которую выполняют на заточных станках. Рис. 1.

а б в
Рис. 1. Заточка дереворежущих инструментов:
а ножа рубанка на ручном точиле; б - стамески на электроточиле; в - ножа рубанка на станке СЗШ-1:1 - заточный круг, 2 - затачиваемый инструмент, 3 - упор, 4 - электродвигатель, 5 - суппорт, 6 направляющие суппорта, 7 - зажим ножа, 8 - режущая кромка.
Заточный станок состоит из заточного (абразивного) круга и привода.
Привод может быть ручным или от электрического двигателя.
При заточке всех режущих инструментов есть одна особенность: режущая кромка располагается впереди затачиваемой поверхности, чтобы она «обувалась» набегающим потоком воздуха и не перегревалась.
Затачиваемый инструмент надежно прижимается к упору, и его лезвие плавно подводится к кругу.
О том, что режущая кромка заточилась, сигнализирует образование искр на передней поверхности лезвия.
Контролировать правильность заточки и величину угла заострения лезвия можно по шаблону или угломером.
Далее учитель демонстрирует приемы заточки различных инструментов.
| В целях безопасности самостоятельно работать на заточных станках учащимся запрещается.
На заточенном лезвии образуются заусенцы. Их снимают путем доводки на мелкозернистом бруске.Рис.2
\



Рис. 2 Правка и доводка лезвий заточенных инструментов:
а - снятие заусенцев и заострение режущей кромки; б - правильное положение лезвия при заточке; в - неправильное; 1 - передняя поверхность лезвия, 2 - задняя поверхность лезвия, 3 - режущая кромка.
Острую режущую кромку правят на оселке (более мелкозернистый брусок).Заточка пил напильником.
Перед заточкой пилы прифуговывают (Рис. 3)

Рис. 3. Прифуговка вершин зубьев пил напильником в колодке:
1 - колодка; 2 - напильник; 3 - пила.
Прифуговка - выравнивание по одной линии вершинок зубьев. Заточку зубьев поперечных пил производят косой боковой заточкой под углом Pi трехгранным личным напильником.


Рис.4. Форма зубьев пил: а - поперечных; б, в- продольных;
г - смешанной распиловки; v - направление резания; р - угол
заострения; 6 - угол резания; Pi - угол косой боковой заточки.



а б
.Рис.5. Крепление пилы при заточке: а-в зажиме верстака;
·б-в тисках: 1 - пила, 2 - зажимные планки, 3 - напильник.
При заточке пила закрепляется в зажимах верстака или в тисках.
Учитель демонстрирует приемы заточки.


.Рис.5 Разводка пил: а - поочередно отогнутые зубья разведенной пилы; б - разводка: 1 - полотно пилы, 2 - разводка, 3 - упор.
Развод должен быть в 1,5-2 раза больше толщины пилы. Контролируется шаблоном.
Настройка рубанков, фуганков и шерхебелей Для настройки струг переворачивают подошвой вверх и с передней стороны смотрят, на какую величину и без перекоса ли выставлена режущая кромка.

Рис.6 Измерение высоты расположения режущей кромки:
1 - колодка; 2 - нож; 3 - клин; 4 - подошва; 5 - режущая кромка; 6 - линейка.
Высота расположения режущей кромки 0,3 - 0,5 мм, проверяется линейкой или специальным индикатором.
Чтобы правильно установить и закрепить нож, струг разбирают:
нож выставляют на нужную величину;
слегка заклинивают клином;
забивают клин молотком;
проверяют правильность установки.





Рис. 7. Настройка рубанка: а - захват рубанка; б - выбивание ножа; в - выдвижение лезвия над подошвой рубанка; г - заклинивание ножа.

Перекос устраняют ударами молотка с боков ножа. У ножей со стружколомателями расстояние от режущей кромки ножа до кромки стружколомателя 1-4 мм.
Учитель показывает приемы разборки и сборки рубанка.
. Практическая часть.
Напоминание правил безопасности при работе с режущим нструментом.
Работать только в защитных очках или с опущенным защитным экраном.
При заточке не наклоняться близко к шлифовальному кругу.
Во время заточки, доводки и правки инструмента не держать пальцы близко к лезвию.
Не касаться руками шлифовального круга при его вращении.
Не проводить пальцами по лезвию инструмента.

Учащимся предлагается произвести разборку и сборку по заданию учителя рубанка, фуганка или шерхебеля.
Проверить правильность и высоту расположения ножа.
Выполненную работу сдать на проверку учителю.
Текущий инструктаж.
Исправление типичных ошибок и недочетов в работе.
Помощь ученикам в настройке и наладке инструмента.
Закрепление пройденного материала.
Для чего затачивают деревообрабатывающий инструмент?
К чему может привести перегрев инструмента при заточке?
Назовите основные правила заточки инструмента.
Для чего проводится доводка и правка инструмента?
Какие правила безопасной работы следует соблюдать при заточке инструмента?
Заключительная часть.
.
Учитель оценивает каждую выполненную работу. При подведении итогов урока указывает на характерные ошибки, допущенные при сборке инструментов.
Проводится уборка рабочих мест и мастерской.

15