Технологическая карта урока по ФГОС для 5 класса Земля — планета Солнечной системы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема учебного занятия, класс
Земля – планета Солнечной планеты, 5 класс

Форма учебного занятия
Изучение нового материала

Цели занятия
личностные
метапредметные
предметные


- формирование цели быть всесторонне образованной личностью и владеть законченной системой географических знаний и умений


- формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся
- углубление и развитие знаний учащихся о Земле как планете Солнечной системы

Задачи занятия
личностные
метапредметные
предметные


- формировать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании,
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.




- повысить учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению,
- развить умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
- сформировать навыки самостоятельной работы и работы в группе.

- сформировать знания обучающихся о нашей Галактике Млечный Путь, Солнечной системе, о влиянии системы “Земля-Луна” на земные процессы,
- рассмотреть форму и размеры Земли как планеты, их географические следствия,
- понять особенности вращения естественного спутника Земли – Луны,
- выявить особенности нашей планеты




Планируемые результаты
личностные
метапредметные
предметные


- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов;
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях



Познавательные:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Регулятивные:
- формирование и развитие умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- формирование и развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
Коммуникативные:
- формирование и развитие умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию.
- представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
- умение работать с разными источниками географической информации;
- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.


Основные понятия
Галактика, созвездия, Млечный путь, спутники планет, орбита, приливы и отливы, Луна и ее фазы

Организация пространства


Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы

Астрономия: Галактика, созвездия, планеты, спутники планет. Биология: эволюция живых организмов на Земле. Естествознание: три состояния воды в природе, магнитное поле Земли




Коллективная, индивидуальная, в группах
УМК «Сферы»: электронный учебник, учебник (авт. А.А. Лобжанидзе), атлас, тетрадь-тренажер, видеофрагмент и песня




Этапы урока
(количество этапов и их название могут варьироваться в зависимости от формы организации учебного занятия)

Деятельность учителя / Используемые технологии
Деятельность учащихся


Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная


Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности

1-й этап Организационно-мотивационный




1. Организационный момент (приветствие учителя, учащихся)
2. Мотивация: предлагает отправиться в путешествие в космос, и чтобы действительно почувствовать себя в космосе предлагает просмотреть видеофрагмент фильма о Земле, под песню «Земля в иллюминаторе видна»
Через анализ видеофрагмента, формули
·руют тему, цели и задачи урока
Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи
Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме
Слушать собеседника, строить высказывания
Проверяют готовность к уроку, принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности
Самоконтроль, уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания

2-й этап Творческое применение и добывание знаний

1. Предлагает выполнить задание: прочитать текст из учебника, параграф 21, второй пункт) и сделать пометки на полях:
"V» - если считают, что это им известно
«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть
«+"- новое для них
«?» - прочитанное оказалось непонятным и требует разъяснений.
Составление совместной таблицы (приложение 1)

2. Сравнить планеты Солнечной системы (атлас стр.14-15)
Работа в группах, вопросы (Приложение 2)








Физкультминутка (здоровьесберегающий компонент)
«Игра на внимание»
Учитель говорит утверждения:

1.Юпитер-планета-гигант.
2.Земля- самая большая планета.
3.Нам известна лишь одна Галактика.
4.Луна- естественный спутник Земли.
5.Марс-планета земной группы.

3. Нарисовать схему Солнечной системы на основании полученных знаний



























Поиск решения проблемы с
помощью атласа













Слушают утверждения и если верное утверждение -руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой+хлопок.
Самостоятельно рисуют схему в тетради
















Умение находить в тексте сведения и факты, данные в явном виде, выделять главное, осуществлять анализ, сравнение, классификацию, формулировать выводы

Уметь выделять верные утверждения











Уметь структурировать знания, моделировать
Высказывают свои мысли













Обмен информацией в группе
Уметь работать в коллективе, уметь слушать собеседника









Уметь строить речевое высказывание
Работают с учебником, делают пометки











Контролирование правильности и полноты проведённого анализа содержания учебного материала в ходе заслушивания ответов членов группы., осуществление коллективного контроля



















Рисуют схему в тетради
Уметь работать в соответствии с поставленной учебной задачей











Осуществление итогового и пошагового контроля по результату, уметь планировать учебное сотрудничество и и осуществлять коллективный контроль




























Формирование законченной системы географических знаний, навыков, которые могут применять в жизни


3-й этап Представление результатов работы

. Сравнить нашу планету с другими и определить (по тексту учебника стр. 56):
- В чем уникальность нашей планеты?

















Работа в группах на листочке пытаются изобразить уникальность нашей планеты
Создавать модель полученных знаний, учебных действий
Создают устное выступление, презентующее, созданную ими модель
Строить монологические высказывания в соответствии с ситуацией
Выбирают способ действия в рамках предложенных условий
Принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной деятельности

4-й этап Рефлексия

Подводит итоги урока.
-Продолжите фразу на листочке:
1.На уроке я работал
активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3.Урок для меня показался
коротким / длинным
4.За урок я
не устал / устал
5.Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Заполняют листы рефлексии


Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Заполняют листы рефлексии


Приложение 1

«V»
это мне известно
«-»
думал
по- другому
«+"- новое для меня
«?»
непонятно, требует разъяснений









Приложение 2

1 гр.- Перечислите планеты в порядке возрастания их удаленности от Солнца?
Назовите самую маленькую и самую большую планету?
2 гр. – Определите наличие спутников у каждой планеты
Перечислите планеты в порядке убывания скорости их вращения вокруг Солнца
3 гр. – На какой из планет Солнечной системы самый длинный астрономический год, а на какой самый короткий?
Назвать самую удаленную планету от Солнца.









13PAGE 15


13PAGE 14315


















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 915