Разработка урока географии по ФГОС Наблюдение. 5 класс. К учебнику А.А. Летягина

конспект урока по теме «Наблюдение - метод географической науки»

Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-практикум

Оборудование: учебник §2, ЭФУ (электронная форма учебника): за 1 ПК-2человека, рабочая тетрадь «Дневник географа- следопыта» с.5-6, тетрадь для записей, гномон - деревянная палочка длиной 20см, лист картона 40Ч40см, пластилин, карандаш, линейка, отвес.
Предметные результаты урока.
Представления о методах географической науки. Метод наблюдений. Умение проводить наблюдения и измерения, фиксировать результаты наблюдения в дневнике наблюдений, делать выводы по результатам наблюдений. Умение объяснять географические термины с помощью различных источников информации.
Метапредметные результаты.
Организовывать совместную деятельность по подготовке и проведению наблюдения с учителем и учащимися. Умение пользоваться современными информационными технологиями.
Личностные результаты.
Развитие умения фиксировать результаты проводимых наблюдений в письменном виде. Формирование качеств наблюдателя.

Базовое содержание урока
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)
Ценностный компонент урока
Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания
Познавательные задачи для учащихся




1.Организационно - мотивационный этап урока



Определение темы урока

-Какие способы изучения местности вам известны?
-Послушайте произведение И. А. Бунина и подумайте, какой способ изучения природы помог ему в написании этого стихотворения?
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют, А между клёнами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца( И.А. Бунин)

- Можно ли сказать об авторе, что он наблюдательный человек? Почему?

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
-Сформулируйте тему.
Верно. Тема нашего урока « Наблюдение- метод географической науки»

Отвечают на вопрос


















Отвечают на вопросы

Высказывают своё предположение: Наблюдение





Знакомство с литературным произведением


Создание мотивационной установки
Можно ли без подготовки провести наблюдение?
Высказывают свое мнение , приводят свои аргументы



Определение задач урока
- Чему вы сегодня будете учиться?








Для чего мы будем учиться наблюдать?




Высказывают предположения:
- Будем учиться наблюдать.
-Нам предстоит выяснить, что значит наблюдать.
-Как проводятся научные наблюдения

- Чтобы лучше понимать окружающий мир.
Определяют цель



2.Процессуально - содержательный этап урока

1.Метод научных наблюдений






- Что значит наблюдать?
ЭФУ с.10 – посмотрите схему и дайте ответ на вопрос.






Наблюдение- это один из методов географии.
-Что такое метод?
Пройдите по гиперссылке на слове метод (в ЭФУ)
И прочтите определение.

Работа с текстом учебника с.10-11.

Найти в тексте ответ на вопрос:
-Почему автор к названию «Школа географа» добавил еще слово «следопыта»?







Найти в тексте учебника отличие метода научных наблюдений от бытового восприятия и выпишите главные черты научных наблюдений в РТ с.5


Проверяем выполнение задания «цепочкой» (1парта, 2я ит.д.)


Смотрят схему в ЭФУ ,отвечают на вопрос:
-рассматривать объект
-сравнивать его с другими объектами
-распознавать отличительные особенности
-следить за изменениями объекта



По гиперссылке открывают словарь, читают определение


Читают текст и находят характеристики (качества) следопыта –
1. Наблюдательность
2. Любознательность
3. Целеустремленность
4. Подмечают и распознают существенные свойства предметов и явлений

Находят и выделяют в тексте с.10 учебника необходимые данные , делают записи в РТ

Самопроверка выполнения задания:
Активность-целенаправленность- планомерность- систематичность






выделяют составные части наблюдения







Работа со словарём в ЭФУ












Осуществляют самопроверку




2. Рефлексия
Фотоэкскурсия на метеостанцию.

-Посмотрите фотографии и подумайте:
Все ли процессы и объекты можно наблюдать?

Высказывают мнение:
Нет, только те, которые человек видит или может увидеть



На основе увиденного делают вывод


3. Школа географа- следопыта « Почувствуйте себя древними географами»
Можно ли наблюдать за изменением высоты Солнца над горизонтом?
Что такое горизонт?
Пройдите по гиперссылке на слове горизонт (в ЭФУ) с.12 и прочтите определение.


Работа с ЭФУ с.11
Изучите памятку организации наблюдения за географическим объектом.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

- За высотой Солнца наблюдали ещё в древности, при помощи астрономического инструмента – гномона - вертикального стержня, установленного на горизонтальной площадке. По длине и направлению тени гномона определяли высоту Солнца

-Сегодня мы изготовим модель гномона .
Как вы думаете, что будет объектом наблюдения?
Сформулируйте цель.






-Построить модель гномона, описанную в «Школе географа-следопыта» и провести соответствующие действия по плану, описанные на с. 12-13 учебника.













Отвечают на вопрос

По гиперссылке открывают словарь, читают определение


Знакомятся с памяткой

























Слушают учителя




Отвечают:
Мы будем наблюдать за изменением направления и длины тени гномона, чтобы выявить зависимость направления и длины тени гномона от положения Солнца.

- Изготавливают модель гномона
- ориентируют основание гномона по сторонам горизонта
-определяют направления и измерение длины тени гномона,
-записывают время и результаты первого измерения.
-организуют дальнейшие наблюдения в течение дня (домашнее задание).


Работа со словарём в ЭФУ


3.Этап закрепления и первичной проверки знаний



Закрепление

- Почему метод наблюдения самый древний?

- Назовите отличия научного наблюдения от обывательского?

- Как называется прибор для определения высоты Солнца над горизонтом?

- Выдвинете гипотезу о том, как будут изменяться направление и длина тени гномона от начала наблюдений до окончания школьных занятий( в течение дня)?

Отвечают на вопросы.
-Формулируют заслуги Эратосфена




Высказывают свои предположения.






Выдвигают гипотезу



2. Интерактивный тест.
Проверочная работа в ЭФУ с.14



самоконтроль



4.Рефлексивный этап урока

Рефлексия деятельности
- Прием «Закончи фразу»
«Мы узнали »




« Мы начали учиться.»





« Мы поняли.»
- Что география – одна из древних наук о Земле, «отец географии»- Эратосфен; о методах изучения географических объектов и процессов- наблюдении и моделировании


Вести дневник географа- следопыта, проводить наблюдения, создавать географические модели, использовать источники географической информации: словари, ЭФУ, фильмы, энциклопедии, ресурсы Интернета.

Что все процессы на Земле взаимосвязаны


- Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в словесной форме


5. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание
- Завершить наблюдение по определению направления тени гномона и измерению её длины ( Школа географа- следопыта,с.12-13 учебника, РТ-с.5-6

- Выполнить интерактивное задание в ЭФУ с. 14

-записывают домашнее задание




Дополнительное задание (по желанию и по выбору)
Составьте презентацию о древних астрономических инструментах, используемых в географии. Для работы используйте дополнительную литературу и Интернет ресурсы.
-


Подготовка и презентация сообщения на тему «Древние астрономические инструменты, используемые в географии»



При разработке урока использованы ресурсы:
1.География. Начальный курс. Технологические карты: 5 класс: методическое пособие/ Г.Н. Паневина.- М.: Вентана-Граф,2014.
2. География. Начальный курс: 5-6 классы: методическое пособие/А.А. Летягин. - М.: Вентана-Граф,2014.
3. ЭФУ « Вентана - Граф»





15