Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка» 24.04.2014г.


Слайд1 Всероссийская научно-практическая конференция
«Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка»
24.04.2014г.
Слайд2. Опыт реализации программы «Одарённые дети» в условиях современного образовательного учреждения.
Уважаемые коллеги, в своём выступлении я поделюсь опытом решения конкретных проблем в работе с одарёнными детьми. Перечень вопросов, на которых я остановлюсь, вашему вниманию на слайде.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, является одной из приоритетных задач современного ОУ.
Слайд3. С целью решения этой задачи в нашей школе была разработана Программа «Одарённые дети» (далее Программа), рассчитанная на 2011-2016гг. Миссия школы по отношению к одаренным учащимся в ней прописана как «предоставление каждому сферы деятельности, необходимой для реализации способностей». В 2011-2012 учебном году – на диагностико-прогностическом этапе реализации Программы – был осуществлён анализ современных концепций работы с одаренными детьми. Нам предстояло ответить на один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, вопрос о частоте проявления детской одаренности.
Слайд4. Ответ был найден благодаря «Рабочей концепции  одаренности» 2012г. под редакцией Богоявленской Д.Б. (далее Концепция): «потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей»[1,2]. Таким образом, контингент одаренных должен был существенно расшириться, по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений. Понадобился пересмотр уже созданного на тот момент банка одарённых детей, в основу которого была положена только оценка достижений, т.е. критерий выявления актуальной одарённости.
Следующим шагом в корректировании концептуальных идей Программы стало изменение классификации видов одарённости. Первоначально анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие её виды:
общая интеллектуальная (академическая) одаренность,
информационно- коммуникативная одаренность,
творческая одаренность,
социальная одаренность,
спортивная одаренность.
Следуя Концепции, трактующей одарённость как «системное качество», а не как «количественную степень выраженности способностей» [1,6] мы определились в решении следующих двух вопросов: как соотносится одаренность и отдельные способности? существует ли «творческая одаренность» как особый вид одаренности? Практика показала, что человек с высокими способностями может не быть творческим и,  наоборот, нередки случаи, когда менее обученный и даже менее способный человек является творческим. Закономерным становился вывод о необходимости исключения творческой одарённости из классификации видов одарённости как самостоятельного вида. Взамен – художественно-эстетическая одарённость. С помощью Концепции был намечен иной подход к пониманию творчества: творчество – это развитие деятельности по инициативе самого ребенка, «выход за пределы заданных требований»[1,6], что обеспечивает создание подлинно творческого продукта.
Ещё одной задачей, которую предстояло решить на первом этапе реализации Программы, было определение принципа выявления одарённого ребёнка: выявление одаренных детей требует комплексного подхода и должно включать в себя как психодиагностические тесты, так и наблюдения, в том числе и учителей. Сопоставление результатов психологического тестирования и экспертных оценок учителей и должно позволить выделить особую группу учащихся, высокий уровень способностей которых по каким-либо причинам не был раскрыт. Концепция  подсказала нам наиболее адекватную форму идентификации признаков одаренности – психолого-педагогический мониторинг. Кроме того, принципиальной для нас установкой стало требование корректного применения психометрических тестов в работе с одаренными детьми, поскольку традиционные психометрические методики, по заключению учёных, «не валидны по отношению к особенностям поведения и качественного своеобразия психических ресурсов одаренного ребенка»[1,16].
Слайд5. Конкретным шагом в решении этой задачи стала разработка и реализация проекта «Экспресс-студия формирования службы мониторинга одаренности детей» под руководством педагога-психолога Кузнецовой Г.В. По наблюдениям автора проекта, встреча с психологом, представителем мира взрослых, каким бы хорошим специалистом он ни был, для ребенка – стресс, который, без сомнения, сказывается на результатах диагностики, поэтому результаты диагностики становятся более объективными, если обследование проводится специально подготовленными волонтерами из среды самих обучающихся. Важным звеном созданной службы мониторинга стали также выпускники школы, ныне студенты ЛГУ им. А.С. Пушкина. Первый этап работы над проектом (2012-2013учебный год) заключался в исследовании одаренности пятиклассников, в результате которого все представители целевой группы получили подтверждение своих способностей. Волонтеры службы мониторинга одаренности детей стали победителями районного Фестиваля социальных проектов в номинации «Самый инновационный проект года». Кроме того, они были участниками и регионального конкурса социальных проектов. Второй этап работы над проектом – тестирование обучающихся всех остальных классов среднего звена – осуществляется в течение 2013-2014 учебного года.

Ещё одна серьёзная проблема, с которой мы столкнулись в процессе выявления одарённых детей, заключается в том, что учителя зачастую не стремятся выявить таких детей в своем классе, это вызвано низким уровнем подготовки учителей для работы с одаренными детьми.
Слайд6. Таким образом, обозначилась проблема учителя, призванного поддержать детскую одаренность, решение которой продиктовало необходимость разработки проекта «Организация профессионального сопровождения одарённых детей». По времени это совпало с прохождением КПК в ЛОИРО по дополнительной профессиональной программе «Организация работы с одарёнными детьми в условиях современного образовательного процесса» трёх учителей нашего коллектива, что в значительной степени помогло в решении ряда проектных задач. Идея проекта – расширение пространства повышения квалификации педагогов – трансформировалась в ряд мероприятий, в частности, в разработку и реализацию учебного спецкурса
Слайд7 «Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми», адекватно сочетавшего теоретическую и практическую направленность через такие формы, как лекции, семинары, практикумы, тренинги. Результаты реализации проекта – возрастание уровня профессиональной компетентности учителей в работе с одарёнными детьми – у каждого из участников проекта были разными. И тем не менее мы пришли к выводу, что таким образом может осуществляться необходимая первичная (внутрифирменная) подготовка всех специалистов, работающих с одарёнными детьми.
Слайд8. На протяжении последних трёх лет школа занимает первое место по результатам всероссийской предметной олимпиады на муниципальном уровне и первое место в Ленинградской области в Спартакиаде школьников. Значительно возросло количество детей, охваченных другими видами олимпиад (в том числе и дистанционных) и интеллектуальных конкурсов. Выросло количество учителей, участвующих в профессиональных конкурсах, внедряющих проектно-исследовательские методы в образовательный процесс, транслирующих свой опыт через публикации, участие в областной Ярмарке инноваций, научно-практических конференциях, в том числе всероссийского и международного уровня. Всё это позволило нам определить перспективы развития: мы хотим стать полноценным ресурсным центром в рамках инновационной образовательной инфраструктуры на базе образовательных учреждений района по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение поддержки академической и спортивной одарённости». Выражаем слова благодарности Рогозиной Т.В., доценту кафедры управления и экономики в образовании ЛОИРО, к.п.н., за огромное содействие в отработке модели Лужского муниципального центра по организации работы с одаренными детьми.
Спасибо за внимание.
Синикова В.И., зам. директора по УВР МОУ «Средняя школа №6» г. Луги
24.04.2014 Санкт-Петербург. ЛОИРО