Конспект урока по русскому языку Род несклоняемых имен существительных 3 класс


Конспект урока-исследования по русскому языку в 3 классе. Составила учитель начальных классов Никитина Наталья Анатольевна.
Использование конспекта возможно при любом УМК.
Тема: "Род несклоняемых имен существительных". (Слайд 1)
Цель урока: сформировать представление о роде несклоняемых существительных, составить алгоритм определения рода имен существительных, научить работать со статьей в толковом словаре.
Вывод по уроку: род несклоняемых имен существительных надо запоминать. В случае затруднений обратиться к толковому словарю.
Материалы к уроку: толковые словари русского языка, рабочие листы с заданиями, компьютерная презентация.
Планируемые результаты: Дети учатся:
определять род имен существительных, включая несклоняемые существительные;
работать с толковым словарем;
проводить наблюдения за языковым материалом для нахождения необходимой информации и проверки гипотезы; обсуждать и оценивать полученные результаты и применять их к новым ситуациям.
Умения для достижения результатов:
определять род имен существительных;
находить необходимую информацию в толковом словаре;
делать аргументированные выводы.
Ход урока.
I. Актуализация знаний.
Повторение изученных способов определения рода имен существительных.
Минутка чистописания: записать имена существительные в начальной форме и определить их род.
(Слайд 2) Окно, парта, пенал, ведро, журнал, ручка.
Учитель: Как определить род имен существительных?
Дети: Подставить к существительным одно из слов : он (мой), она (моя), они (мои).
II. Самоопределение к деятельности.
Проблемная ситуация. Определите род у данных имен существительных, которые у вас не вызывают затруднений.
(Слайд 3) Осенью, шимпанзе, какао, шорты, кофе.
Дети дают развернутый ответ: Осенью - начальная форма
- осень - она (моя) - ж.р. ; шорты - множественное число - род не определяется.
Когда дети столкнутся с несклоняемыми существительными, у них огут возникнуть разногласия при определении рода.
Учитель: Какие слова вызвали затруднение? Почему?
Выслушивание ответов детей. Формулирование проблемы.
Учитель: Каким будет главный вопрос нашего исследования?
Дети: Как определить род несклоняемого имени существительного?
Формулирование цели: учиться определять род несклоняемых имен существительных, выяснить, где найти информацию о роде определенного существительного.
Учитель: Как найти ответы на вопросы?
Дети предлагают варианты: посмотреть в учебнике, словаре, интернете и т.д.
Учитель представляет толковый словарь, который поможет решить проблему.
Учитель: Давайте разберемся, как работать со словарем. Найдите слово шимпанзе в толковом словаре. При анализе статьи о слове обратите внимание на место, где находится информация о роде существительного.
(Слайд 4) ШИМПАНЗЕ́ [зэ́], нескл., м., ж., одуш. [фр. chimpanzé < яз. Африки].Человекообразная обезьяна, обитающая в экваториальной Африке. Взрослый, взрослая шимпанзе.
Учитель: Как видим из статьи, слово имеет два рода - мужской и женский.
III. Работа над темой урока.
1. Исследование в малых группах.
Учитель: Каждая группа возьмет карточку со словами, выяснит род и правильно составит словосочетание.
Совместно с детьми составляется план исследования:
(Слайд 5) 1. Найти слово в толковом словаре.
2. Выяснить род.
3. Составить словосочетание с этим словом.
2. Обмен информацией.
Каждая группа представляет работу на доске. Получившиеся словосочетания дети записывают в тетрадь.
IV. Обобщение.
Учитель: Что объединяет работу всех групп? Как вы определяли род у неизменяемых имен существительных? Сформулируем вывод.
(Слайд 6) 1. Род неизменяемых имен существительных надо запоминать.
2. В случае затруднений обратиться к толковому словарю.
V. Применение полученных знаний.
Выполнение упражнений.
1. Составьте и запишите предложения, изменив форму слов.
(Слайд 7)
Московский, самый, метро, в, мир, красивый.
Забавный, смотреть, любопытный, глазки, кенгуру.
Утро, крепкий, черный, пить, всегда, кофе.
2. Самостоятельная работа.
Распределите слова по столбикам: м.р., ж.р., ср.р.
(Слайд 8)
Пальто, фламинго, пони, эскимо, такси, глушь, кафе, шоссе.
Проверка.
3. Найдите в каждой группе лишнее слово.
(Слайд 9)
Поле, шимпанзе, здоровье, солнце.
Урожай, кофе, мост, шоссе, орден.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Что нового узнали об определении рода имен существительных? Каким способом получили информацию?
Ребята оценивают свою работу на уроке.