План-конспект урока «Этюд драпировки, лежащей в трех плоскостях с предметом конической формы» (для второго класса по предмету живопись преподавателя Тлумач Д.Ю.)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская художественная школа»







План-конспект урока
«Этюд драпировки, лежащей в трех плоскостях с предметом конической формы»

для второго класса по предмету живопись
преподавателя
Тлумач Д.Ю.















Советск, Калининградская область
2012 г.


ТЕМА: «Этюд драпировки, лежащей в трех плоскостях с
предметом конической формы»

ЦЕЛЬ: Передача пространства, формы и цветового единства в
этюде.

ЗАДАЧИ:
1. Учить правильно закомпоновывать изображение в листе.
2. Воспитывать усидчивость и аккуратность в выполнении
работы.
3. Развивать целостное цветовое восприятие натуры.

СРЕДСТВА И МАТЕРИАЛЫ:
Бумага А3;
Простой карандаш;
Ластик;
Акварель;
Кисти №3 – 8.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:
Работы обучающихся, выполненные акварелью и гуашью;
Таблица «поэтапная работа над натюрмортом в технике акварель».















План урока.

Организационная часть (5 минут).

Изложение материала (15 минут).

Практическая часть (1 час 25 минут).

Подведение итогов, завершение урока.

























Ход урока.

Организационная часть.
Выбор обучающимися места, установка мольберта, определение формата листа бумаги.

II. Изложение материала.
Постановка цели урока.
Демонстрация и анализ работ обучающихся, выполненных акварелью и гуашью.
В чем отличие этих работ?
Чем отличается акварель от гуаши?
При помощи чего передается пространство в работе?
Какие цвета здесь преобладают – теплые или холодные?
Обобщение учителя.
Прежде чем приступить к работе, посмотрим на постановку, которую нам предстоит изобразить. Мы должны выполнить этюд данной постановки. Этюд (от франц. – etude – изучение), набросок для будущего произведения или его части, выполненный с натуры с целью ее изучения. Этюд помогает конкретизировать замысел и уточнить детали. Для того чтобы написать этюд нужно грамотно закомпоновать изображение.
Набросав рисунок, выверьте правильность пропорций, наклона граней стола и масштаб предмета. Затем обязательно нанесите наиболее характерные детали и планы. После можно приступить к работе красками. С чего начать? Учитывая особенности акварельной живописи, лучше начать с предметов, имеющих яркую определенную окраску. В данной постановке это драпировка. Необходимо показать пространство в работе. Этого можно достичь путем разложения плоскости на вертикальную и горизонтальную. Обратите внимание, что вертикальная плоскость находится в тени, а, значит, по тону, она будет гораздо ярче, чем горизонтальная. Но в нашей композиции две вертикальных плоскости. Будут ли они одинаковы по тону? Конечно же, нет. Вертикальная плоскость, находящаяся на дальнем плане будет слабее по тону, чем та вертикальная плоскость, которая находится ближе к нам. То же касается и цветового разбора. Цвет драпировки, принадлежащей горизонтальной плоскости будет холоднее, чем на вертикальной (холодный рефлекс из окна).
Цвет драпировки можно взять в полную силу, не затрагивая светлый предмет. Это сразу задаст общий тон колориту, так как наряду с насыщенными цветами в свету и полутенях здесь есть и сильные тени. Одновременно помните, что краска по высыхании высветляется, а потому берите ее несколько сильнее, чем она представляется в натуре. Проложив свет, устанавливайте полутень, а затем тень. При прописке света нужно иметь в виду, что он может несколько захватывать полутени. Последующий цвет полутени перекроет эти места. В свою очередь, полутень может захватывать собой места будущей тени. Тени на предмете в разных его частях под воздействием рефлексов будут отличаться между собой и по светосиле, и по оттенку цвета.
Старайтесь путем сравнения найти цветовые различия, а потому не пользуйтесь смешением одних и тех же красок, с тем, чтобы цвета для тени, полутени и света отличались не только по светосиле, но и по характеру цветового тона.

Практическая часть.

Компоновка предметов в листе.
Обучающимся следует грамотно разместить изображение в листе. Чтобы оно не было зажатым ни к одному из краев листа. Не тяготело к низу, или к верху, а занимало центр.
2. Построение.
Обучающиеся делают построение с учетом пропорций предмета. Намечают основные тени на предмете и драпировке.
Основной фон.
Слегка увлажнив поверхность бумаги, подождав, когда она
высохнет, ребята начинают писать драпировку, не затрагивая
предмет. Предмет не следует задевать, так как цвет заднего
фона может проявиться позже, что сильно затруднит всю
последующую работу.
4. Добавление цвета предмету.
Предмет прописывается рефлексами от драпировки и собственной тени. Обучающимся следует внимательно работать над прописыванием собственных и падающих теней.
5. Завершение работы.
Обучающиеся прописывают глубокие тени на драпировке, а также собственную и падающую тень предмета.

IV. Подведение итогов.
Подведение итогов начинается с просмотра сделанных за урок работ. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели. В работах должна быть передача пространства, грамотная компоновка, правильное построение.
Преподавателем и обучающимися анализируются удачные и неудавшиеся моменты в работах. Выявляются причины. Затем выставляются оценки. Урок заканчивается уборкой обучающимися рабочих мест.









Преподаватель Тлумач Д.Ю.
ДХШ г. Советска
















Библиография.

Чернецова Е.М.
Искусство. Словарь – справочник. – М.: БИБЛИОТЕКА
Ильи Резника, 2002. – 576 с.: ил.
«Основы живописи»
Перевод текста и издательская подготовка О. Вартанова,
АОЗТ «Весант»; 1994 г.
«Школа изобразительного искусства» в 10 выпусках. Выпуск второй. - М.: «Искусство», 1965 г.
Н.М. Сокольникова
«Изобразительное искусство» часть вторая.
«Основы живописи» Обнинск «Титул» 1996 г.
Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 1986: №1, 1988: №2
Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996
Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. – М.: Конец века, 1997
Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005
Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985
Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999
Кальнинг А. К. Акварельная живопись. – М., 1968
Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980.
 









15