Семинар по технологии на тему: «Лоскутная техника. Изготовление подставки под горячее»


Урок технологии по теме: «Лоскутная техника. Изготовление подставки под горячее»
Цель урока:
1.Обучающая
- Формировать знания по пошиву изделий в технике «Лоскутное шитье»
- Формировать знания по моделированию изделия «Подставки под горячее»
- Познакомить учащихся с историей развития лоскутной техники, материалами и приспособлениями для шитья;
-Дать представление о позиционном и цветовом решении изделия.
-Научить изготавливать и пользоваться шаблонами для раскроя элементов орнамента.
2.Развивающая
Развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся;
Развитие худ. вкуса, аккуратности точности через воспитание уважения к истории родного края.
3. Воспитательная:
Воспитание уважения к народным и современным традициям.
Материалы и оборудование для урока:
Ножницы, иглы, шаблоны, ткань, утюг,, компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, нитки, наперсток, подушечка для игл, спец. одежда,, готовые образцы работ
Ход урока
I часть
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы продолжим с Вами изучение темы «Лоскутная техника. Изготовление подставки под горячее»
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Старкова Настя: Мы будем говорить сегодня о лоскутном шитье
Пономарева Марина: Мы познакомимся с техникой «Лоскутное шитье»
Киселева Ирина: Научимся изготавливать подставку под горячее в технике «Лоскутное шитье»
Учитель: Совершенно верно. Я хочу добавить, что работа по изготовлению подставки под горячее в технике «Лоскутное шитье» поможет вам воспитать терпение, аккуратность, развить память, внимание, моторику рук.
Учитель: Ребята, а как давно этот вид рукоделия появился на земле?
Сячина Алена: Лоскутное шитье появилось в глубокой древности.
Учитель: Кто же придумал лоскутное шитье?
Насонкина Ирина: Простой русский народ придумал лоскутное шитье
Учитель: Почему вы так думаете?
Ягупова Катя: Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Причиной появления лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.
Учитель: А богатые люди занимались этим?
Старкова Настя: Нет, богатые люди этим не занимались, но в их домах можно было увидеть предметы домашнего обихода, сделанные из лоскутков
Учитель: Какие виды лоскутного шитья вы знаете?
Ягупова Катя: На уроках технологии мы знакомились с пэчворком и квилтингом.
Учитель: Правильно, ребята. Современное лоскутное шитье базируется на пэчворке и квилтинге. Давайте вспомним, что такое пэчворк и квилтинг.
Гаврилова : «Пэчворк» в переводе на русский язык означает «лоскутная работа», в его истоках лежит штопка, лоскуты для которой брали из старой одежды. Можно сказать, что это художественное сшивание лоскутков.
Брагина Маша: «Квилт» переводится как стегать, простегивать, подбивать ватой, сшивать, зашивать (что-либо внутрь чего-то).по-другому, это художественное выстегивание.
Учитель:
Притча о лоскутном шитье. Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: "Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом - полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!" Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица - и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез - ещё один. Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной.
Учитель: А сегодня мы с Вами на уроке будем выполнять подставку под горячее в технике «Лоскутное шитье». Каждая мастерица как бы творит полотно своей жизни. Я предлагаю вашему вниманию насладиться мастерством изготовления подставок под горячее бывших семиклассников.
(Учитель показывает работы)
Учитель: Стихотворение «Лоскутное одеяло»
Я лоскутное шью одеялоИз озер, рек, травинок и тучек.Шью такое, каких не бывало,Чтобы мир стал нарядней и лучше.
За стежком шью стежок кропотливо.Солнце – верный помощник мой светит.Я стараюсь, чтоб было не криво,И не смог разорвать его ветер.У природы расцветки, что надо,Много зелени и голубого.Есть вкрапленья цветущего садаИ чего-то давно дорогого.Я лоскутное шью одеяло.Подмигнули мне с ткани цветочки.Я в единое ловко спаялаСлишком разные эти кусочки.
Учитель: Невозможно объяснить, почему так завораживают и притягивают к себе старые вещи и предметы, какой магической силой обладают старинные вышивки и лоскутные одеяла, непонятны и неразгаданны до сих узоры, созданные несколько веков назад. Для меня бесценной вещью в доме является бабушкино лоскутное одеяло, которое она шила для меня. Из кусочков отслужившей свой век одежды она сотворила шедевр, в котором воцарилась теплота бабушкиной души, фантазия ее пытливого ума, мастерство ее золотых рук.
(Демонстрация бабушкиного лоскутного одеяла)
По лоскутку, по лоскутку
Нам сочиняла бабка одеяло,
И до сих пор я помню ласку ту,
Которой одеяло одаряло….
Алели лоскутки, как уголки,
И золотели, как медвежьи очи,
Синели, словно в поле васильки,
Или чернели, как лохмотья, в ночи.
II часть
Учитель: Ребята, прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, какие инструменты и оборудование необходимы для изготовления изделия из лоскутков?
Семенова Алина: Для изготовления изделий из лоскутков нам потребуются иглы, ножницы, нитки, сантиметровая лента, шаблон, портновский мел, утюг.
Учитель: Как вы думаете, какие ткани можно использовать для работы в технике « Лоскутное шитье» ?
Вязьмина Ирина: Для работы в технике «Лоскутное шитье» лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лен. В качестве прокладочных материалов можно использовать синтепон, ватин.
Учитель: Ребята, обратите внимание на то, что не следует использовать ветхие ткани, т.к они быстро протрутся.
Итак, вспомните, что на первом уроке технологии вы занимались компьютерным моделированием, создавали модель изделия, выбирали цветовую гамму, пользуясь цветовым кругом, и геометрические фигуры.
(учитель показывает заготовки аппликаций на листе)
III часть
Прежде чем приступить к изготовлению подставки под горячее в технике « Лоскутное шитье», давайте вспомним правила техники безопасности. А поможет нам в этом Панферова Настя, она сегодня будет нашим техническим специалистом.
Презентация (несколько слайдов)
Учитель: О чем мы должны постоянно помнить?
Дунаев Кирилл: Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
Ягупова Катя: Передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперед
Брагина Маша: Вкалывать иголки и булавки в игольницу, не вкалывать иглы в одежду
Киселева Ирина: Не перекусывать нитку зубами
Вязьмина Ирина: Включать и выключать утюг сухими руками, беря за вилку, а не за шнур;
Пономарева Марина: Не оставлять включенный утюг без присмотра.
Семенова Алина: Следить, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
Учитель: Какие швы мы будем использовать при изготовление подставки под горячее?
Киселева Ирина: При изготовлении подставки под горячее
мы будем использовать машинный шов в заутюжку
Презентация
Учитель: У нас сегодня групповая форма работы. Поэтому оценивать сегодня я буду работу группы в целом.
Перед вами лист оценивания. Я попрошу Настю показать нам Лист оценивания.
Презентация
Давайте посмотрим, что будет оцениваться и на что вы должны обращать внимание при изготовлении подставки под горячее в технике «Лоскутное шитье». Катя, прочитай, пожалуйста, критерии оценивания
1. Эстетичность
2. Оригинальность
3. Аккуратность выполнения швов
4. Цветовое решение
5. Сотрудничество в группе.
Оценивать себя вы будете по пятибалльной системе
Учитель: А теперь приступаем к работе по изготовлению изделия. А поможет нам в этом кропотливом труде добрая улыбка (улыбнитесь друг другу) и музыка.
Музыка
IV часть
Учитель: Итак, ребята, наша работа подошла к завершению. Я предлагаю выйти к доске по одному участнику от каждой рабочей группы и представить свое изделие. А мы с вами проверяем качество работы по параметрам и оцениваем изготовленные группами подставки под горячее.
Выходят 3 человека и представляют свою работу, в таблицу вносятся оценки.
1 группа
Сячина Алена: Свою работу мы назвали «Веселое лето», потому что для изготовления подставки под горячее мы использовали яркие, радующие глаз цвета, которые поднимают настроение. Посмотришь на эту работу, вспоминается лето, беззаботное, веселое.
2 группа
Ягупова Катя: Наша группа представляет подставку под горячее с необычным названием «Вальс цветов». Работа так названа не случайна. Для ее изготовления мы использовали нежные, в основном теплые цвета. Лоскутки расположены в таком порядке, что, кажется, они закружились в танце.
3 группа
Брагина Маша: Эта работа напоминает нам краски теплого летнего вечера: синий – вечернее небо с множеством загоревшихся звезд, желто-красный – благоухающие летние цветы, которые распускаются в сумерках. Отсюда название – «Летний вечер».
Учитель: Используя таблицу оценивания практической работы, выскажите свое мнение и оцените работы учащихся. Настю попросим выставить оценки в таблицу.
Дунаев Кирилл: Считаю, что работа 1 группы «Веселое лето» выполнена с учетом цветовой гаммы, отличается оригинальностью, эстетичностью. Швы аккуратны. Умелое сотрудничество в группе помогло девочкам создать такую работу и получить оценку «5».
Нечаева Таня: Мне понравилась подставка под горячее, которой ребята дали название «Вальс цветов». Оригинально само название, оригинален рисунок. Все выполнено со вкусом, аккуратно. Чувствуется, что в группе царило полное взаимопонимание. Я ставлю ребятам оценку «5».
Киселева Ирина: Работа 3 группы «Летний вечер» завораживает своей оригинальностью, эстетичностью, цветовой гаммой. Прекрасно выполнены швы. Сотрудничество в группе налицо. Работа заслуживает оценки «5».
Группы Параметры оценивания практической работы
Эстетич-ность Оригиналь-ность Аккуратность выполнения швов Цветовое решение Сотрудни-чество в группе
Группа1 Группа2 Группа3 Учитель: Я согласна с мнением наших экспертов, вы все молодцы, хорошо потрудились и поэтому получаете оценку «5».
Учитель: Чем же мы занимались сегодня на уроке?
Ягупова Катя: Мы работали в технике «Лоскутное шитье», результатом нашей работы стала подставка под горячее.
Учитель: Вам понравилось работать в технике «Лоскутное шитье»?
Вязьмина Ирина: Да, очень интересно. Лоскутная техника – это удивительное рукоделие. Компьютерное моделирование помогает нам создать изделия в лоскутной технике.
Брагина Маша: Я поняла, что создавать изделия в лоскутной технике может любой человек, кто этого желает.
Учитель: Мне очень приятно, что вам понравилось работать в технике «Лоскутное шитье». Ведь лоскутное шитье – это древний вид декоративно – прикладного творчества. Ребята в лоскутной технике можно выполнять не только подставки, но и прихватки, накидки на кресло, кровать, можно шить сумки, кошельки и др., т.е лоскутное шитье – неиссякаемый источник творчества. Сейчас лоскутное шитье переживает новое рождение, оно стало для многих любимым занятием. В настоящее время шитье из лоскута относится как к виду искусства, которое неуклонно растет. Ребята, я благодарю Вас за работу, урок окончен.