Техналогическая карта урока Род несклоняемых имен существительных


Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Учитель: Сабирова Лилия Шамилевна
Класс: 6
Тема урока: «Род несклоняемых имён существительных»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Цели урока:
1) Предметные: способствовать формированию и развитию умений и навыков в определении рода несклоняемых имён существительных; способствовать формированию представления об особенностях рода несклоняемых имён существительных.
2) Личностные: способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
3) Метапредметные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности.
Задачи урока: 1) Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать род несклоняемых имён существительных. Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.
2) Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения темы «Род несклоняемых имён существительных».Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1.Организационный момент
Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний; создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
2.Актуализация знаний
Цель этапа: предъявить задания близкие жизненному опыту детей; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний; актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового материала
-Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Сегодня мы опять обратимся к несклоняемым именам существительным .
-Вы уже знаете, какие имена существительные называются несклоняемыми. Кто хочет о них рассказать?
-Можем ли мы прожить хотя бы день без этих существительных? Нет! Составьте устный текст на тему «Как начинается мой день» при этом используйте несклоняемые имена существительные. (Примерный текст: «Утром я встаю, пью кофе и слушаю по телевизору интервью. Потом я снимаю с вешалки пальто и быстро шагаю по шоссе в школу»)
-Все тексты хороши, но не кажется ли вам, что каких-то слов в наших текстах не хватает? Какие это слова? (Прилагательные)
Личностные УУД Осуществляемые действия: эмоциональный настрой наурок
Формируемые способы деятельности: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Познавательные УУД Осуществляемые действия: активное слушание, выдвижение предположений
Формируемые способы деятельности: формулирование собственных ожиданий
Коммуникативные УУД Осуществляемые: слушание собеседника
Формируемые способы деятельности: построение понятных для собеседника высказываний
Личностные УУД Осуществляемые действия: активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему
Формируемые способы деятельности: умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения
Познавательные УУД Осуществляемые действия: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности; слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы; осуществляют актуализацию личного жизненного опыта
Формируемые способы деятельности: формирование умения извлекать информацию из текстов, выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, находить ответы на вопросы
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия: взаимодействие с учителем во время опроса; участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений
Формируемые способы деятельности: формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности; формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения
3.Постановка учебной задачи
Цель этапа:
Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности - А какие бы вы испытывали трудности при написании прилагательных с несклоняемыми именами существительными? (Написание окончания) Почему? (Род данных существительных не знают).
- А теперь подумайте и ответьте: как мы сформулируем тему нашего урока? Какую мы сегодня на уроке поставим цель? Регулятивные УУД Осуществляемые действия: самостоятельное определение цели урока
Формируемые способы деятельности: формирование умения прогнозировать предстоящую работу
Познавательные УУД Осуществляемые действия: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
Личностные УУД
Осуществляемые действия: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
Формируемые способы деятельности: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
Формирование уменияучитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем
Формируемые способы деятельности: формировать умения ставить цель деятельности
4.Проблемное изложение нового знания
Цель этапа:
Зафиксировать причину затруднения у учащихся, организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения (Дети заранее распределяются в группы по 4 человека)
- Перед вами слова:
Шоссе Такси Алоэ Шимпанзе Какаду Кенгуру Леди
Мадам Мисс Батуми Миссисипи Капри
- Разделите эти слова на группы. Подумайте: по каким критериям вы разделите эти слова.
- Сколько групп у вас получилось? По каким критериям вы их разделили?
- Какие слова вошли в первую группу? (Неодушевлённые предметы)
- Какие слова вошли во вторую группу? (Слова, обозначающие животных, птиц)
- Какие слова вошли в третью группу? ( Слова, обозначающие лиц женского рода)
- Какие слова вошли в четвёртую группу? ( Географические наименования: названия городов, рек, островов и т. д.)
- Как вы думаете: если у несклоняемых существительных по внешней форме род определить нельзя, то какой в данном случае может быть показатель рода? ( Одушевлённость- неодушевлённость, обозначение лиц женского- мужского рода, грамматический род нарицательного существительного, обозначающего родовое понятие, т.е. по роду слов город, река, озеро)
Работа по учебнику. Стр.93-94.
(Материал для ознакомления) Регулятивные УУД Осуществляемые действия: осознание целей и задач обучения, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов
Формируемые способы деятельности: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения работать в парах, группах
Познавательные УУД Осуществляемые действия: развитее умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;
Формируемые способы деятельности: формирование умения осуществлять познавательную и личную рефлексию
5.Первичное закрепление знаний учащихся
Цель этапа:
Зафиксировать алгоритм определения рода у несклоняемых имён существительных; организовать усвоение учащимися нового материала ( фронтально и в группах)
- Подберите к данным именам существительным прилагательные. Какой алгоритм работы мы составим? (Определяем, какое это существительное: одушевлённое или неодушевлённое, обозначает лиц женского или мужского пола, а если это имя собственное, то определяем, к какому грамматическому роду нарицательного существительного принадлежит). Обозначьте окончания прилагательных.
Примеры словосочетаний: прямое шоссе, маршрутное такси, целебное алоэ, весёлый шимпанзе, красивый какаду, молодой кенгуру, почтенная леди, строгая мадам, скромная мисс, солнечный Батуми, широкая Миссисипи, живописный Капри. Личностные УУД Осуществляемые действия: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; применение на практике и последующее повторение нового материала
Формируемые способы деятельности: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия: осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками
Формируемые способы деятельности: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
6.Практическая работа с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем
Цель этапа:тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке, проверить умение учащихся работать по алгоритму, организовать выявление и исправление допущенных ошибок
- К данным несклоняемым существительным подберите существительные, обозначающие родовое понятие, определите род несклоняемых существительных: кольраби (капуста- ж. р.), салями (колбаса- ж. р.), инкогнито (лицо – ср. р.), Мали ( государство – ср. р. или страна – ж. р.), авеню (улица – ж. р.) денди ( модный мужчина – м. р.), Баку( город- м. р.),Конго ( река – ж. р.),Онтарио ( озеро- ср. р.), «Юманите» ( газета – ж. р.)
- Обратите внимание: такие слова, как салями, кольраби и авеню обозначают неодушевлённые предметы, но являются исключением, их род обозначается по родовому понятию.
- Запишите ещё несколько слов – исключений:
Кофе ( м. р.), пенальти ( м. р.), хинди ( язык-м. р.), тюль ( м. р.).
- В группе существительных, называющих животных и птиц есть тоже исключения: цеце ( муха – ж. р.), иваси ( сельдь – ж. р.). В данной группе мужской род обозначается безотносительно к полу животного, но если контекст указывает на самку, то соответствующие слова употребляются в форме женского рода. Составьте предложения, употребив слова кенгуру и шимпанзе в форме ж. р. ( Пример: кенгуру несла в сумке кенгурёнка, шимпанзе кормила детёныша)
- Подберите к данным существительным прилагательные, определите род:
Пианино, метро, пальто, жюри, кашне, депо, Чили, Страдивари, какао, «Таймс». Личностные УУД Осуществляемые действия: проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности, запоминание материала
Формируемые способы деятельности: применение на практике полученных знаний и последующее повторение
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия: самоконтроль выполнения заданий, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
Формируемые способы деятельности: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Познавательные УУД
Осуществляемые действия: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности
Формируемые способы деятельности: умения структурировать знания, построение логической цепи рассуждений
7.Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
Цель этапа: включить новый способ действий в систему знаний учащихся, тренировать способность применять новый алгоритм действий - Домашнее задание: найти и записать в словарях или в сети Интернет лексическое толкование двух любых изученных сегодня на уроке новых слов. Познавательные УУД
Осуществляемые действия: отработка алгоритма по изученной теме, творческая переработка изученной информации, поиск в словарях, в сети Интернет
Формируемые способы действия:
Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно – познавательной деятельности, применение методов информационного поиска
8. Рефлексия учебной
деятельности на уроке
Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организовать проведение самооценки учениками работы на уроке; по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности - Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока? Достигли мы этой цели? Какой алгоритм работы с несклоняемыми существительными мы составили, чтобы определять правильно их род? Научились мы работать по этому алгоритму? В тетради на полях напротив классной работы поставьте себе оценку за работу на уроке. Если остались вопросы или есть трудности по данной теме, то на полях поставьте знак вопроса.
- А сейчас выставим оценки в журнал и в дневники.
- На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме. Урок окончен, до свидания!
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия: оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока
Формируемые способы деятельности: формирование умений точно и полно выражать свои мысли