Рабочая программа по предмету «Технология» по направлению «Индустриальные технологии» 6 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №117

Утверждаю
Директор школы_____ /_Л.В.Карасева/
Приказ № 01-08/80 от 31.08.2016г.
















Рабочая программа
по предмету «Технология»
по направлению «Индустриальные технологии»
6 классы
на 2016-2017 учебный год
(основное общее образование)








Составитель программы: Сибогатулин Р.Г.,
учитель технологии высшей категории


Учитель, реализующий программу: Сибогатулин Р.Г.,
учитель технологии высшей категории












Снежинск – 2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету "Технология" для учащихся 6 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» (29.12. 2012 г. № 273 – Ф3);
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897);
3.Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ МО и Н РФ от 17.12.2014г. №23739/14);
4.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/{сост. Е.С. Савинов}.- М.: Просвещение, 2011.-342с.- (Стандарты второго поколения);
5. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: - М.: Просвещение, 2010. – 96с. – (Стандарты второго поколения).
6. Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании предмета «Технология» в 2016-2017 учебном году»
7. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №117 (приказ директора от ______2015 г.;
8. Положение о программе учебного предмета, курса педагога, реализующего ФГОС ООО МБОУ СОШ №117 (приказ директора от ________2015 г. №___)
9. Приказ директора МБОУ СОШ №117 об утверждении учебного плана, тарификационных списков № 01_______ от 31.08.2016г.
10. Приказ директора МСБОУ СОШ №117 об утверждении перечня учебников на 2016-2017 учебный год №01______ от 31.08.2016г.

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.

Основная цель учебного предмета «Технология»:
формировать представления о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;
приобретать практический опыт познания и самообразования, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах практико-ориенитированной и исследовательской деятельности;
подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Основные задачи:
формировать политехнические знания и технологической культуры учащихся;
прививать элементарные знания и умения по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи;
знакомить с основами современного производства и сферы услуг;
развивать самостоятельность и способность решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи;
обеспечивать изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, патриотизм, культуру поведения и бесконфликтное общение;
овладевать основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и уметь применять их при реализации собственной продукции и услуг;
развивать эстетическое чувство и художественную инициативу, оформлять потребительские изделия с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного творчества для повышения конкурентоспособности при реализации.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное предназначение учебного предмета «Технология» в системе общего образования заключается в формировании технологической грамотности, компетентности, технологического мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, включающей технологические знания и умения, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать и контролировать технологию, умение решать проблемы, развивать творческие способности, сознательность, гибкость, предприимчивость. Технологическая компетентность связана с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.
Технологическая культура предполагает овладение системой понятий, методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Она предусматривает изучение современных и перспективных энергосберегающих, материалосберегающих и безотходных технологий в сферах производства и услуг, методов борьбы с загрязнением окружающей среды, планирования и организации трудового процесса, обеспечения безопасности труда, компьютерной обработки документации, психологии человеческого общения, основ творческой и предпринимательской деятельности.
Технологическая культура содержит ряд составляющих, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося:
культура труда - включает планирование и организацию трудового процесса, как репродуктивного, так и творческого; выбор инструментов и оборудования, организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества продукции, необходимые для выполнения социальных функций труженика;
графическая культура - знания, умения и готовность использовать графические, в том числе чертежные средства для обеспечения технологического процесса;
культура дизайна - знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;
информационная культура - знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности;
предпринимательская культура - знания, умения и готовность анализировать потребности людей (рынка), организовывать и управлять небольшим человеческим коллективом для обеспечения этих потребностей, рекламировать свою продукцию;
культура человеческих отношений - знания, умения и готовность осуществлять бесконфликтное (доброжелательное) взаимодействия с людьми как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте;
экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой и ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление;
культура дома - знания и умения украшения дома, создание семейного уюта, здорового образа жизни и продуманного ведения домашнего хозяйства, выполняя социальные функции семьянина;
потребительская культура - знания, умения и готовность продуманно вести себя на рынке товаров и услуг, выполняя социальные функции потребителя;
проектная и исследовательская культура - знания, умения и готовность самостоятельного определения потребностей и возможностей деятельности при выполнении проекта, получения, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижения спектра идей выполнения проекта, выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану школы на изучение предмета "Технология" в 6 классе отводится в объёме 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по предмету «Технология» направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Технология»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Группы универсальных учебных действий
Планируемые личностные результаты
Методы, технологии, виды и формы развития УУД



Базовый уровень (выпускник научится, у выпускника будут сформированы)
Повышенный уровень (выпускник получит возможность научиться, получит возможность для формирования)


1.
Личностные




-
Самоопределение
Формирование чувства патриотизма, любви уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
Сформированность целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
Технология сотрудническтва
позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивает значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями,
Метод проектов
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, способность осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение правилами научной организации труда; способность к самооценке своих действий, поступков; становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Проблемно-диалогическое обучение позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями,

-
Развитие Я-концепции
Уважение к личности и её достоинствам, уважение к ценностям семьи, доброжелательное отношение к окружающим.
Позитивная моральная самооценка.
Потребность в самовыражении и признании
Адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.
Потребности участия в общественной жизни школы и социума.


-
смыслообразование
Готовность и способность к выполнению правил и требований школьной жизни,
Умение строить жизненные планы,
Устойчивый познавательный интерес;
Экологическая культура
Способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций всех её участников;
Осознанного понимания необходимости уважать чувства других и помогать им


-
мотивация
Ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и построению дальнейшей траектории образования
Выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации, опыта участия в социально-значимом труде


-
Нравственно-этическое оценивание
Основы толерантного отношения к людям, ценностям других народов;
Готовность и способность вести диалог и достигать в нём взаимопонимания;
Осознанного отношения к своим поступкам;
Коммуникативных компетентностей при взаимодействии со сверстниками и учителями



Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности. В структуру метапредметных результатов входит достижение обучающимися планируемых результатов четырёх междисциплинарных программ:
«Программа развития универсальных учебных действий»;
«Основы учебной исследовательской деятельности»;
«Основы смыслового чтения и работа с текстом»;
«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Группы универсальных учебных действий
Планируемые метапредметные результаты
Методы, технологии, виды и формы развития УУД



Базовый уровень (выпускник научится, у выпускника будут сформированы)
Повышенный уровень (выпускник получит возможность научиться, получит возможность для формирования)


1.
Регулятивные:




-
целеполагание
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, в познавательной и творческой деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Способности ориентироваться в мире современной культуры;
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи .выделять альтернативные способы их достижения
Технология сотрудничества
использование личностных возможностей для более полного развития личности обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью.
Метод проектов
обеспечивает возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, алгоритмизированное планирование процесса познавательно- трудовой деятельности; определение способов решения учебной или трудовой задачи; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; проявление инновационнго подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм и эстетических ценностей.
3. Проблемно-диалогическое обучение способствует поиску способа отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания,
4. Исследовательская деятельность последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности позволяет обеспечить базу будущего профессионального образования и самосовершенствования .
5. Игровые технологии направлены на усвоение общественного опыта через развитие саморегуляции, коррекции.

-
планирование
Умение приобретать самостоятельный творческий опыт, предопределяющий способность к самостоятельным действиям в планируемой ситуации;

При планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения, самостоятельно действовать в ситуации неопределенности;



-
прогнозирование
Основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса



-
контроль
Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль освоения художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
Умению самостоятельно осуществлять превентивный контроль по результату и способу действия


-
коррекция
Адекватно самостоятельно оценивать понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении решения учебных задач


-
оценка

Умение воспринимать осмысленное и эмоционально ценностное ощущение визуальных образов реальности и произведений искусства;


-
саморегуляция
Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им
Основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своей деятельностью


2.
Коммуникативные:




-
планирование совместной деятельности
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Работать в группе
Умению эффективно обсуждать и обеспечивать обмен знаниями при планировании совместной деятельности
Технология сотрудничества
Коммуникативная составляющая даёт возможность коррекции своих действий и оценки успешности усвоения программного материала.
Метод проектов
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; обоснование идеи изделия; аргументированная защита своего выбора объекта, имеющего потребительскую стоимость.
3. Проблемно-диалогическое обучение способствует активному использованию речевых средств диалогической речи
Игровые технологии
направлены на освоение диалектики общения, усвоение единых социально-культурных ценностей.

-
постановка вопросов и задач
Формулировать вопросы. необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества
В совместной деятельности чётко формулировать цели и позволять участникам корректировать их


-
разрешение конфликтов и управление поведением
Аргументировать, спорить и отстаивать свою позицию, сравнивать различные мнения не враждебным для оппонентов образом
Учитывать и координировать отличные от собственной позиции мнения в сотрудничестве. Продуктивно разрешать конфликты


-
умение точно выражать свои мысли
Чётко формулировать собственное мнение и позицию, используя адекватные языковые средства
Умению точно, последовательно, полно передавать информацию


-
владение монологической и приёмами диалогической речи
Адекватно использовать речевые средства. Владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание
Следовать морально-этическим принципам сотрудничества, оказывать помощь, свободно владея орфографическими и синтаксическими нормами языка


3.
Познавательные:




-
умение осуществлять поиск решения проблем и задач
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения проблем и задач в зависимости от конкретных условий
Самостоятельно ставить проблему и аргументировать её актуальность
Технология сотрудничества
включает познавательные действия и операции выстраивания нескольких способов решения задач.
Метод проектов
выбор для решения познавательных задач через различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др. базы данных; виртуальное и натуральное моделирование технологических объектов и процессов; выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость и использование для этого дополнительной информации.
3. Проблемно-диалогическое обучение способствует развитию умения выбирать основания и критерии для указанных логических операций.
4. Исследовательская деятельность формирует действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач, направляет на осознание исследования и принятие жизненных ценностей и смыслов.
5. Игровые технологии направлены на, усвоение единых социально-культурных ценностей.


-
умение находить, обрабатывать и преобразовывать информацию
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурса библиотек и Интернета;
Основам ознакомительного. Изучающего и поискового чтения;
Структурировать тексты, выделять главное
Работать с информацией из разных источников, понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на образном сближении слов


-
освоенность логических действий и операций
Строить логическое рассуждение, включающее установку причинно-следственных связей
Самостоятельно делать умозаключения и выводы на основе аргументации


-
умение сравнивать, анализировать, обобщать и оценивать
Осуществлять сравнение . сериацию и классификацию, с помощью учителя выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Обобщать понятия , осуществлять логические операции.
Самостоятельно осуществлять сравнение, анализ, обобщение и оценку , устанавливать причинно-следственные связи


-
проектные умения
Создавать и преобразовывать модели, схемы, таблицы, алгоритмы;
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
Составлять план проекта или работы под руководством учителя

Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, явлений.
Самостоятельно выполнять учебный проект и представлять продукт работы


-
исследовательские умения
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Строить классификацию на основе отрицания;
Формулировать и обосновывать гипотезу под руководством учителя
Организовывать исследование с целью проверки гипотез



Предметные результаты

Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:

Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»

находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.


Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»

планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
И осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.


Раздел «Электротехника»

разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей;
осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи, с учётом необходимости экономии электрической энергии.
составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет):
осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники.


Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»

планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.
планировать профессиональную карьеру;
рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;
ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;
оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Направление «Индустриальные технологии»

Раздел 1 «Технологии обработки конструкционных материалов»
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов.
Теоретические сведения. Заготовка древесины, пороки древесины. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесины, древесных материалов и восстановлением лесных массивов.
Свойства древесины: физические (плотность, влажность), механические (твёрдость, прочность, упругость). Сушка древесины: естественная, искусственная.
Общие сведения о сборочных чертежах. Графическое изображение соединений на чертежах. Спецификация составных частей изделия. Правила чтения сборочных чертежей.
Технологическая карта и её назначение. Использование персонального компьютера (ПК) для подготовки графической документации.
Соединение брусков из древесины: внакладку, с помощью шкантов. Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Контроль качества изделий.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Отделка деталей и изделий окрашиванием. Выявление дефектов в детали (изделии) и их устранение,
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Лабораторпо-практические и практические работы, Распознавание природных пороков древесины в материалах и заготовках.
Исследование плотности древесины.
Чтение сборочного чертежа. Определение последовательности сборки изделия по технологической документации.
Разработка технологической карты изготовления детали из древесины.
Изготовление изделия из древесины с соединением брусков внакладку.
Изготовление деталей, имеющих цилиндрическую и коническую форму.
Сборка изделия по технологической документации.
Окрашивание изделий из древесины красками и эмалями.
Тема 2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов.
Теоретические сведения. Токарный станок для обработки древесины: устройство, назначение. Организация работ на токарном станке. Оснастка и инструменты для работы на токарном станке. Технология токарной обработки древесины. Контроль качества деталей.
Графическая и технологическая документация для деталей из древесины, изготовляемых на токарном станке. Компьютеризация проектирования изделий из древесины и древесных материалов.
Изготовление деталей и изделий на токарном станке по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов.
правила безопасного труда при работе на токарном станке.
Лабораторпопрактические и практические работы. Изучение устройства токарного станка для обработки древесины. Организация рабочего места для выполнения токарных работ с древесиной. Соблюдение правил безопасного труда при работе на токарном станке. Уборка рабочего места.
Точение заготовок на токарном станке для обработки древесины. Шлифовка и зачистка готовых деталей.
Точение деталей (цилиндрической и конической формы) на токарном станке для обработки древесины. Применение контрольно-измерительных инструментов при выполнении токарных работ.
Тема 3.Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. История художественной обработки древесины.
Резьба по дереву: оборудование и инструменты. Виды резьбы по дереву. Технологии выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы по дереву. Основные средства художественной выразительности в различных технологиях. Эстетические иэргономические требования к изделию.
Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной.
Профессии, связанные с художественной обработкой древесины.
Лабораторпо-практические и практические работы. Разработка изделия с учётом назначения и эстетических свойств. Выбор материалов и заготовок для резьбы по дереву; Освоение приёмов выполнения основных операций ручными инструментами. Художественная резьба по дереву по выбранной технологии.
Изготовление изделий, содержащих художественную резьбу, по эскизам и чертежам. Отделка и презентация изделий. Соблюдение правил безопасного труда.

Тема 4. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов.
Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Сортовой прокат, профили сортового проката.
Чертежи деталей из сортового проката. Применение компьютера для разработки графической документации. Чтение сборочных чертежей.
Контрольно-измерительные инструменты. Устройство штангенциркуля. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.
Технологии изготовления изделий из сортового проката.
Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: резание, рубка, опиливание, отделка; инструменты и приспособления для данных операций. Особенности резания слесарной ножовкой, рубки металла зубилом, опиливания заготовок напильниками.
Способы декоративной и лакокрасочной защиты и отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов, механосборочными и ремонтными работами, отделкой поверхностей деталей, контролем готовых изделий.
Элементы машиноведения. Составные части машин. Виды механических передач. Понятие о передаточном отношении. Соединения деталей.
Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ.
Лабораторно-практические и практические работы. Распознавание видов металлов и сплавов, искусственных материалов. Ознакомление со свойствами металлов и сплавов.
Ознакомление с видами сортового проката.
Чтение чертежей отдельных деталей и сборочных чертежей. Выполнение чертежей деталей из сортового проката.
Изучениеустройства штангенциркуля. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.
Разработка технологической карты изготовления изделия из сортового проката.
Резание металла и пластмассы слесарной ножовкой. Рубка металла в тисках и на плите.
Опиливание заготовок из металла и пластмасс. Отработка навыков работы с напильниками различных видов. Отделка поверхностей изделий. Соблюдение правил безопасного труда.
Ознакомление с составными частями машин. Ознакомление с механизмами (цепным, зубчатым, реечным), соединениями (шпоночными, шлицевыми). Определение передаточного отношения зубчатой передачи.
Ознакомление с современными ручными технологическими машинами и механизмами для выполнения слесарных работ.
Тема 5. Технологии машин.обработки металлов и искусственных материалов
Элементы машиноведения. Составные части машин. Виды механических передач. Понятие о передаточном отношении. Соединения деталей.
Современные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ.

Раздел 2 «Технологии домашнего хозяйства»
Тема 1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними
Теоретические сведения. Интерьер жилого помещения. Технология крепления настенных предметов. Выбор способа крепления в зависимости от веса предмета и материала стены. Инструменты и крепёжные детали. Правила безопасного выполнения работ.
Лабораторпо-практические и практические работы.
Закрепление настенных предметов (картины, стенда, полочки). Пробивание (сверление) отверстий в стене, установка крепёжных деталей.
Тема 2 Технологии ремонтно-отделочных работ
Виды ремонтно – отделочных работ. Основы технологии штукатурных работ, современные материалы. Инструменты для штукатурных работ, их назначение. Особенности работы со штукатурными растворами. Правила безопасной работы. Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно – отделочных и строительных работ.
Тема 3. Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации
Теоретические сведения. Простейшее сантехническое оборудование в доме. Устройство водопроводных кранов и смесителей. Причины подтекания воды в водопроводных кранах и смесителях. Устранение простых неисправностей водопроводных кранов и смесителей. Инструменты и приспособления для санитарно-технических работ, их назначение.
Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ.
Соблюдение правил безопасного труда при выполнении санитарно-технических работ.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам.
Разборка и сборка кранов и смесителей (на лабораторном стенде). Замена резиновых шайб и уплотнителъных колец. Очистка аэратора смесителя.

Раздел 3 «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Творческий проект. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Применение ПК при проектировании изделий.
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядок сборки, вариантов отделки).
Цена изделия как товара. Основные виды проектной документации.
Правила безопасного труда при выполнении творческих проектов.
Практические работы. Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися в качестве творческого проекта. Конструирование и проектирование деталей с помощью ПК.
Разработка чертежей и технологических карт. Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия, её сравнение с возможной рыночной ценой товара. Разработка варианта рекламы.
Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта. Использование ПК при выполнении и презентации проекта.
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для салфеток, полочка для одежды, деревянные ложки, кухонные вилки и лопатки, подвеска для чашек, солонки, скамеечки, полочка для телефона, дверная ручка, карниз для кухни, подставка для цветов, панно с плоскорельефной резьбой, разделочная доска, украшенная геометрической резьбой), детская лопатка, кормушки для птиц, игрушки для детей (пирамидка, утёнок, фигурки-матрёшки), карандашница, коробка для мелких деталей, будка для четвероногого друга, садовый рыхлитель, игры (кегли, городки, шашки), крестовина для новогодней ёлки, ручки для напильников и стамесок, раздаточные материалы для учебных занятий и др.
Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы обихода и интерьера (вешалка-крючок, подвеска для цветов, инвентарь для мангала или камина, настенный светильник, ручка для дверки шкафчика), модели вертолёта и автомобилей, шпатель для ремонтных работ, шаблон для контроля углов, приспособление для изготовления заклёпок, нутромер, зажим для таблиц, подвеска, наглядные пособия, раздаточные материалы для учебных занятий и др.



Распределение учебных часов по разделам программы

Разделы и темы программы
Количество часов

Технологии обработки конструкционных материалов (50 ч)
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов
Технологии художественно-прикладной обработки материалов

50
18
6
18
2
6

Технологии домашнего хозяйства (6 ч)
1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними
2. Технологии ремонтно-отделочных работ
3.Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации
8
2
4
2

Технологии исследовательской и опытнической деятельности (12 ч)
Исследовательская и созидательная деятельность
12
12

Всего:
70





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 класс

п/п
Дата

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся
Примечание (корректировка)


План.
Факт.





Раздел Технологии обработки конструкционных материалов (50 ч)
Тема «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов)(20 ч)

1


Введение. Правила безопасности труда. НРК
1 ч.
Соблюдать правила безопасности труда.
Координировать совместную познавательно-трудовую деятельность с другими ее участниками.


2


Оборудование рабочего места
1 ч.



3


Свойства древесины как конструкционного материала.
1 ч.
Планировать процесс познавательно-трудовой деятельности.
Оценивать технологические свойства сырья, материалов и областей их применения.


4


Изучение образцов пиломатериалов и древесных материалов.
1 ч.



5


Графическое изображение деталей и изделий. Технический рисунок
1 ч.
Решать учебную и трудовую задачи на основе заданных алгоритмов. Читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы, выполнять в масштабе и правильно оформлять технические эскизы объектов.


6


Выполнение и чтение чертежа (эскиза) детали из дерева.
1 ч.



7


Линии и условные обозначения.
Прямоугольные проекции па одну, две и три плоскости (виды чертежа).
1 ч.
Моделировать изделие.
Планировать процесс познавательно-трудовой деятельности


8


Разработка технологической карты
1 ч.



9


Технологическая операция (разметка) и способы её выполнения.
1 ч.
Решать учебную и трудовую задачи на основе заданных алгоритмов.


10


Разметка деталей столика для выпиливания
1 ч.



11


Технологическая операция (пиление) и способы её
выполнения.
1 ч.
Проявлять инновационные подходы к решению учебных и практических задач.
Моделировать изделие.


12


Изготовление кубиков для детского конструктора
1 ч.



13


Технологическая операция (выпиливание лобзиком) и способы её выполнения.
1 ч.
Планировать процесс познавательно-трудовой деятельности.
Осуществлять поиск новых решений возникшей проблемы.


14


Выпиливание контура фигурок животных, сказочных персонажей НРК
1 ч.



15


Технологическая операция (строгание) и способы её выполнения. НРК
1 ч.
Решать учебную и трудовую задачи на основе заданных алгоритмов.


16


Строгание заготовок для изготовления школьных указок
1 ч.



17


Технологическая операция (сверление) и способы её выполнения.
1 ч.
Решать учебную и трудовую задачи на основе заданных алгоритмов.
Решать учебную задачу.


18


Сборка изделий из древесины
1 ч.



19


Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием.
1 ч.
Самостоятельно ставить проблему и аргументировать её актуальность.
Самостоятельно выполнять учебный проект и представлять продукт работы.


20


Выявление дефектов в детали и их устранение
1 ч.



Тема «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов» (22 ч.)


21


Металлы и их сплавы, область применения. Основные технологические свойства металлов.
1 ч.
Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, явлений.


22


Соблюдение правил безопасного труда при ручной обработке металлов
1 ч.



23


Виды и свойства искусственных материалов. Особенности обработки искусственных материалов.
1 ч.
Решать учебную задачу.
Координировать совместную познавательно-трудовую деятельность с другими ее участниками.


24


Ознакомление с видами и свойствами искусственных материалов»
1 ч.



25


Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов.
1 ч.
Осуществлять экономическую и экологическую оценку проекта.


26


Ознакомление с образцами тонколистового металла и проволоки, исследование их свойств»
1 ч.



27


Рабочее место для ручной обработки металлов. Инструменты и приспособления для ручной обработки металлов.
1 ч.
Планировать варианты личной профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда




28


Организация рабочего места для ручной обработки металлов
1 ч.



29


Слесарный верстак и его назначение. Устройство
слесарных тисков.
1 ч.
Самостоятельно выполнять учебный проект и представлять продукт работы.
Осуществлять поиск новых решений возникшей проблемы.


30


Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков
1 ч.



31


Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов.
1 ч.

Читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы, выполнять в масштабе и
правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов.





Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов
1 ч.



32







33


Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Технологические карты.
1 ч.
Планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла.


34


Разработка графической документации с помощью ПК
1 ч.



35


Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: правка, разметка, резание, гибка, зачистка, сверление.
1 ч.



36


Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов
1 ч.



37


Точность обработки и качество деталей. Контрольно-измерительные инструменты.
1 ч.
Контролировать ход и результаты выполнения проекта.
Обобщать понятия, осуществлять логические операции.


38


Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и приспособления для правки
1 ч.



39


Сборка изделий из тонколистового металла,
проволоки, искусственных материалов.
1 ч.
Реализовывать замысел, осуществлять технологический процесс.


40


Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
1 ч.



41


Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.
1 ч.
Самостоятельно ставить проблему и аргументировать её актуальность.
Самостоятельно выполнять учебный проект и представлять продукт работы.


42


Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
1 ч.



Тема «Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов» (2 ч.)

43


Понятие о машинах и механизмах. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов
1 ч.
Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, явлений.


44


Ознакомление с механизмами, машинами, соединениями, деталями.
1 ч.



Тема «Технологии художественно-прикладной обработки материалов» (6 ч.)

45


Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной.
1 ч.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая основания и критерии для указанных логических операций.


46


Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления
1 ч.



47


Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия.
1 ч.
Самостоятельно выполнять учебный проект и представлять продукт работы.
Осуществлять поиск новых решений возникшей проблемы.


48


Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам
1 ч.



49


Технологии художественно-прикладной обработки материалов.
1 ч.
Пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы.


50


Отделка и презентация изделий
1 ч.



Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (6 ч)
Тема «Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними» (4 ч.)

51


Интерьер жилого помещения. Способы ухода за жильём
1 ч.
Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, явлений.


52


Соблюдение правил безопасности при уборке помещения
1 ч.



53


Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка
1 ч.
Осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.





одежды.




54


Выполнение мелкого ремонта одежды
1 ч.



Тема «Эстетика и экология жилища» (2 ч.)

55


Источники семейных доходов и бюджет семьи.
1 ч.
Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.


56


Определение потребительских качеств товаров и услуг
1 ч.



Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» (14 ч)

57


Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг.
1 ч.
Пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы.
Находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии.
Формулировать и обосновывать гипотезу под руководством учителя


58


Формулирование требований к выбранному изделию
1 ч.



59


Методы поиска информации. Этапы выполнения проекта.
1 ч.



60


Поиск необходимой информации.
1 ч.



61


Технические и технологические задачи при проектировании изделия, пути их решения.
1 ч.
Проявлять инновационные подходы к решению учебных и практических задач.
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.


62


Выполнение эскиза, модели изделия
1 ч.



63


Технические и технологические задачи при проектировании изделия, пути их решения.
1 ч.
Проявлять инновационные подходы к решению учебных и практических задач.
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.


64


Выполнение эскиза, модели изделия
1 ч.



65


Подготовка графической и технологической документации.
1 ч.
Строить классификацию на основе отрицания.
Решать учебную и трудовую задачи на основе заданных алгоритмов.


66


Составление учебной инструкционной карты
1 ч.



67


Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия.
1 ч.
Координировать совместную познавательно-трудовую деятельность с другими ее участниками.
Давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.


68


Оценка стоимости материалов для изготовления изделия
1ч.



69


Окончательный контроль и оценка проекта.
1 ч.
Представлять результаты выполненного проекта, представлять проект к защите.


70


Презентация проектов
1ч.



ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение

Технология. Индустриальные технологии. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждении./ А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2014.
Комплект учебных таблиц для 6 классов.


1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/{сост. Е.С. Савинов}.- М.: Просвещение, 2011.-342с.- (Стандарты второго поколения).
2. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: - М.: Просвещение, 2010. – 96 с. – (Стандарты второго поколения).



Материально-техническое обеспечение


Печатные пособия

1
Таблицы (плакаты) по  безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки
1

2
Таблицы (плакаты) по  основным темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся
1

3
Раздаточные дидактические материалы по темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся



Средства обучения

1
Аудиторная доска с магнитной поверхностью
и набором приспособлений для крепления таб-
лиц и репродукций


2
Персональный компьютер


3
Проектор


4
Экран


5
Аптечка
1

6
Очки защитные
5

7
Верстак столярный в комплекте
15

8
Набор для выпиливания лобзиком
15

9
Набор столярных инструментов школьный
15

10
Наборы сверл  по дереву и металлу
1

11
Прибор для выжигания
3

12
Набор инструментов для резьбы по дереву
3

13
Наборы контрольно-измерительных и разметочных инструментов по дереву и металлу
5

14
Стусло поворотное
1

15
Струбцина металлическая
5

16
Колода
1

17
Верстак слесарный в комплекте
15

18
Набор слесарных инструментов школьный
15

19
Набор напильников школьный:


20
Комплект инструментов для санитарно- технических работ


21
Комплект инструментов для ремонтно-отделочных работ


22
Фартуки






23
Ученический набор чертежных инструментов
2

24
Прибор чертежный
2

25
Набор чертежных инструментов для выполнения изображений на классной доске



Информационно-коммуникативные средства

1
DVD-фильмы

2
Собственные презентации

3
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://school-collection.edu.ru


Дополнительные информационные материалы для учителя

1
Б.А. Журавлёв. Столярное дело. М.: Просвещение, 1998.

2
И.А. Карабанов. Технология обработки древесины. М.: Просвещение, 1995.

3
М.Б. Павлова и др. Технология. Метод проектов в техническом образовании школьников. М.: Вентана-Граф, 2008

4
Справочник по трудовому обучению / И.А. Карабанов и др.
М.: Просвещение, 2002.




Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;
Система оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования по предмету «Технология»
Задачи
Уровни


Базовый «3»
Повышенный «4»/
Высокий «5»
Пониженный «2»

Учебно-познавательные задачи

1.Формирование и оценка умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний по учебному предмету:
- освоение общенаучных и базовых для данной области знаний, стандартных алгоритмов и процедур;
- выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета,
-создание и использование моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
- выявление и анализ существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

2.Формирование и оценка навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний:
- использование знако-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации;
- построение рассуждений, соотнесение с известным; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения;
- создание или исследование новой информации, преобразование известной информации, представление её в новой форме, перенос в иной контекст.

- владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; - распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; - применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;






- присутствует желание учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; - показывает готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; - соблюдает нормы и правила безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; - может классифицировать виды и методы получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
- становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
- применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; - проявляет технико-технологическое и экономическое мышление при организации своей деятельности; - ищет новые решения возникшей технической или организационной проблемы; - самостоятельно выполняет различные творческие работы по созданию технических изделий;
- использует дополнительную информацию при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; - владеет кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации; - проводит необходимые опыты и исследования при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
- не сформировано владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
















- не сформированы навыки познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда


Учебно-практические задачи

1.Формирование и оценка навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующих принятия решения :
- присутствует определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- отмечается комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; - проявляет инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- может обосновать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

- не сформирован навык разрешения проблем/ проблемных ситуаций, требующих принятия решения :

- выбор или разработка оптимального либо наиболее эффективного решения;
- создание объекта с заданными свойствами;
- установление закономерностей или «устранение неполадок».
- оценка эффнективно-технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; - ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
- не сформировано умение выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения;


2 Формирование и оценка навыка сотрудничества:
- работа в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;

- умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другому техническому решению, другому восприятию мира;
формирование толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
- планирование технологического процесса и группового процесса труда;
– не сформировано умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой технологии, другому восприятию мира;

3. Формирование и оценка навыка коммуникации:
-создание письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения);
- формулировка и обоснование гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения.
- отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
-  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;
- умение формулировать обоснование потребностей, проектирования и создания объектов, имеющих потребительную стоимость;
– отсутствие опыта восприятия и аргументированной оценки результатов своей деятельности как основы формирования навыков коммуникации

Универсальные учебные действия (комплекс задач)

1.Формирование и оценка навыка самоорганизации и саморегуляции:
- планирование этапов выполнения работы,
- отслеживание продвижения в выполнении задания,
-соблюдение графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы.
- приобретение базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыка измерений, навыка сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности;
- не сформирован навык и отсутствие оценки самоорганизации и саморегуляции;


2.Формирование и оценка навыка рефлексии:
- самостоятельная оценка или анализ собственной учебной деятельности.
- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; - оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; - самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
– не сформировано умение оценки, отсутствие навыка рефлексии


3.Формирование ценностно-смысловых установок:
- выражение ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме, аргументация и доказательство своей позиции
- овладение установками, нормами и правилами организации умственного и физического труда; - бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; - готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; - алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; - соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- формирование системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности; - диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
- отсутствие ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме, аргументации и доказательства своей позиции

4. Формирование и оценка ИКТ-компетентности обучающихся в нахождении и обработке информации.
– уметь ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по технологическим процессам в информационных ресурсах;


- владение компьютерными средствами, позволяющими виртуально моделировать технические объекты и технологические процессы;
- владение компьютерными средствами, позволяющими
сканировать технические объекты и др. необходимую информацию.
- публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги с использованием ИКТ.
- не сформирована ИКТ-компетентность в нахождении и обработке информации.














13PAGE 15


13PAGE 141215





                             Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 715