Программа кружка Совёнок по работе с одарёнными детьми.


Программа кружка « СОВЁНОК »
по работе с одарёнными детьми
Программа рассчитана на учащихся 2 классов.
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.
Актуальность работы кружка : необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.
Цели программы : создание условий для формирования интеллектуальной активности
Задачи программы :
 способствовать расширению кругозора
 развивать мотивацию к познанию и творчеству
 формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
 обучать младших школьников работе с различными источниками информации
 развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
Отличительные особенности программы :
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний : русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий. которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.
Участники образовательной программы : учащиеся 2 классов школы.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 33 занятия по 1 учебному часу каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Основные виды деятельности :
 решение логических задач по разным отраслям знаний
 работа с различными источниками информации
 составление собственных логических задач, ребусов, головоломок
Предполагаемые результаты :
- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации
- развитие коммуникативной компетентности детей
Формы проверки результативности занятий :
 выпуск книг-самоделок собственных логических заданий
 подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в своём классе
 участие в интеллектуальных играх
Форма подведения итогов реализации программы : открытый интеллектуальный марафон.
Разделы программы:
языковые логические задачи
прямой и переносный смысл речевых оборотов
математические логические задачи
логические задачи на применение общих знаний
Метапредметными результатами изучения курса «Умники и умницы» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем .
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
Календарно – тематическое планирование занятий
кружка « Совёнок»
№ занятия Дата Тема занятия Содержание занятий
1-2 Наши имена Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов
3-4 Прятки с предлогами Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги
5-6 Что скрывает сорока? Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа
7-8 Что бы это значило? Обучение решению и составлению рисуночных ребусов
9-10 Карусель загадок Обучение разгадыванию и составлению загадок
11-12 Загадки - шарады Обучение разгадыванию шарад
13-14 Путешествие в сказку Решение загадок и логических задач о сказочных героях
15-16 Секреты анаграммы Знакомство с анаграммами. Обучение их решению и составлению
17-18 Крылатые слова Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением
19-20 Пословица недаром молвится Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц
21-22 Шиворот - навыворот Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними
23-24 Волшебный квадрат Обучение решению и составлению «магических» квадратов
25-26 Игры со спичками Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач
27-28 Весёлая арифметика Решение и составление задач- шуток
29-30 Умные цепочки Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего»
31-32 Что увидел Шерлок Холмс? Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей
33 Магазин головоломок Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.
Познавательная игра – это активное познание мира, облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане познавательная игра – коллективное творческое дело игрового, занимательного характера.
По содержанию и, методике и технологии можно выделить несколько групп познавательных игр: игры-конкурсы,
игры-путешествия,
игры- читателей,
почемучкины игры
Выигрыш или проигрыш в игре- состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание читать, узнавать новое, расширять свой кругозор.
Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний. В них нет соревновательности. Хотя могут присутствовать задания конкурсного характера.
Литература
Г.Александрова «Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник»), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
М. Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
Э.Вартанян « Крылатые слова», М, Астрель, 2001
В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
В.Волина « Праздник букваря», М, 1995
В.Волина « Праздник числа» М, 19953
Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
Т. Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
Л. Мищенкова « 25 развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль, 2005
Л. Мищенкова « 25 развивающих занятий со второклассниками» Ярославль, 2006
«Речевые секреты» под. Редакцией Т. Ладыженской, М, 1993
«Старинные вятские загадки» Киров, 1990
И. Сухин «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» ПКФ «Валёр», 1995
Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993