РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЬНОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА «МУДРЫЙ СОВЕНОК»



Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 32 им. Л.В. БобковойУТВЕРЖДЕНО:
Директор ГБОУ СОШ №32
им. Л.В. Бобковой
___________________
Билялова Л.Н
« » ____________ 2015 г.
Рабочая программа школьного научного общества
«мудрый совенок»
Руководитель: Знакомова Анна Александровна
2246762-1798
Севастополь
2015 - 2016
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ (НОУ)
Деятельность НОУ связана с удовлетворением потребностей учащихся в дополнительном образовании, с возможностью школы комплексно охватить интересы ребенка в соответствии с его талантами и способностями. НОУ позволяет адекватно отслеживать и корректировать рост учащегося, направленность его интересов и будущий профессиональный выбор.
Название научного общества учащихся (НОУ): «Мудрый совенок»
Девиз: Все смышленые ребята
Нынче мудрые совята.
Помогаем мы друг другу
Вместе продвигать науку.
ПОМНИ: НАУКА ДАЕТ КРЫЛЬЯ УМУ, А ЗНАНИЯ ИЗЛЕЧИВАЮТ ОТ НЕВЕЖЕСТВА.
ЦЕЛЬ:
- выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки, и развитие их творческих способностей;
- совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции;
- пропедевтика научно-исследовательской деятельности младших школьников;
-активное включение учащихся начальной школы в процесс самообразования и саморазвития.
Задачи:
- формировать систему научных взглядов учащихся;
- развивать интерес к исследованию окружающей естественной и социальной среды;
- воспитывать интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин;
- развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
- овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
- знакомить с современными методами научно-исследовательской работы;
- создавать условия, способствующие повышению уровня образованности учащихся;
- участвовать со своими воспитанниками в про водимых в рамках школы, города, области, конкурсах, олимпиадах, конференциях; - развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;
- научить детей работать с научной литературой.
УСТАВ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Научное общество учащихся (НОУ) объединяет 15 – 20 учащихся 1 – 4 классов начальной школы, способных к поиску, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.
2. Руководство НОУ осуществляет научные руководители.
3. Заседания НОУ – 1 раз в месяц. Занятия в секциях еженедельно. Научно-исследовательская конференция школы – 1 раз в год.
В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к творческой, экспериментальной, научной деятельности.
Возраст вступления в НОУ – 7 – 11 лет
Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:
выбрать по желанию тему исследовательской, творческой работы и форму ее выполнения (реферат, доклад и т.д.);
получить необходимую консультацию у своего руководителя;
иметь возможность получить консультации в процессе создания работы;
получить рецензию на написанную работу;
выступить с окончательным вариантом творческой, исследовательской работы на научно-исследовательской конференции в своем классе, в школе;
представлять свою работу, получившую высокую оценку, на школьной конференции;
Ученик, участвующий в НОУ, обязан:
регулярно и активно участвовать в работе предметной секции, в заседаниях НОУ;
периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований, опытов, экспериментов, наблюдений;
обращаться в библиотеку для заказа необходимой для работы литературы;
активно участвовать в проведении во внутришкольных научных конференциях;
строго соблюдать сроки выполнения работ;
строго выполнять требования к оформлению научной работы.
Пояснительная записка
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Уже в начальной школе можно встретить учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Для этой цели в школе создано и существует научное общество учащихся «Мудрый совенок»
Главная задача НОУ – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения. Личный интерес, личная увлеченность - вот слагаемые успеха.
Предполагаемые результаты - участие в НОУ даст возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, познакомит с методами научной и творческой работы, разовьет познавательный интерес, любознательность, научит общению со сверстниками и единомышленниками, даст возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Программы рассчитаны на 1 год обучения. Полный объем учебных часов –144 часа. Возраст обучающихся – 8-10 лет. Наполняемость учебной группы –12- 15 человек.
Запись в научное общество осуществляется на основании заявления родителей, желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников, классных руководителей.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
а) личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
б) регулятивные универсальные учебные действия:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; составлять план действий по решению проблемы; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; в) познавательные универсальные учебные действия:
добывать новые знания (информацию) из различных источников; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ , выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, относить объекты к известным понятиям);
г) коммуникативные универсальные учебные действия:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, основного содержания портфолио учеников, опросников.
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии: «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»
Диагностический инструментарий Оцениваемые универсальные учебные действия
Методика «Беседа о школе»;
проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»;
Опросник мотивации; Внутренняя сформированность позиции школьника; мотивация учения; сформированность познавательных мотивов; сформированность способов решения и общего способа действий; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.
Типовые учебные задачи (Ж.Пиаже);
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман);
Задание «Левая и правая сторона» (Ж. Пиаже);
Методика «кто прав» (Г.Цукерман и др); Сформированность действий, направленных на учёт позиции собеседника, коммуникативные действия, осуществление сотрудничества
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой);
Установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами, сформированность действия смыслообразованияМетодика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха; сформированность действия личностного самооцениванияУровни сформированности целеполагания (в соответствии основным положениям концепции П.Я. Гальперина) Формирование целеустремлённости в достижении целей, готовность к преодолению трудностей
Уровни развития контроля (в соответствии основным положениям концепции П.Я. Гальперина) Формирование актуального рефлексивного контроля
Уровни развития оценки (в соответствии основным положениям концепции Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Формирование учебной и личностной самооценки, установка на улучшение результатов своей деятельности
Уровни сформированности учебных действий (в соответствии основным положениям концепции Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Сформированность выполнения действий по усвоенному алгоритму, самостоятельное построение учебной цели
Результаты реализации программы отслеживаются через участие в конференциях в рамках школьных, районных, окружных, всероссийских мероприятиях. Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на конференциях. Свидетельством успешного обучения являются дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.
Учебно- методическое обеспечение
Название программы
мы, автор Срок реализацииВоз-раст Утверждена
Учебно-методическое обеспечение
Общеинтеллектуальная направленность
«Мудрый совенок» 1 год 8-10 лет
Утверждена Педагогическим советом ГБОУ СОШ №32 протокол №____ от _________2015г. Литература для учителя
1.Бахир В.К. Эксперимент в начальных классах.// Начальная школа.- 1997.-№5
Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя.- Екатеринбург: Дом учителя, 2010.
2.Брицкая Е.О. Метод проектов, особенности применения в начальной школе [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006.
3.Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ. «Первое сентября».-2006. - № 10.
4.Винокурова Н.А. Лучшие тесты на развитие творческих способностей.-М.:АСТ-ПРЕСС, 1999.
Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления.- Ярославль: Академия развития, 1998.
5.Криволап Н.С. - Исследовательская работа школьников. Минск, 2006 г.
6.Кривобок Е.Б. Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2009.
7.Мальцева Л.Р. Опыт организации творческих дел младших школьников. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009.
Материалы дистанционного курса ЦДО «Эйдос»: Как разработать и провести проект в начальной школе.
8.Муратова Н.А. Рекомендации по организации исследовательской деятельности в школе.//Практика административной работы в школе.-2012. - №-
9.Прохорова С.Ю. Организация экологических исследований в начальной школе. Ульяновск: УИПКПРО, 2008.
10.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – М.: Ось-89, 2006.
Литература для учащихся
1.Асанов Л.В. Лучшие задачи на сообразительность.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
2.Атлас Вселенной для детей. – М.; Ридерз Дайджест, 2004.
3.Мартелл Х.М. Древний мир. История человечества.- М.: Астрель, 2001
4.Светлова Е.И. Атлас Земли.- М.: Эксмо, 2007.
5.Энциклопедия для детей. Все о животных. От А до Я.-М.: Махаон, 1999.

План работы
№ Тема Дата
1. Организационное заседание. «Давайте познакомимся» 22.09.15
2. Обсуждение и утверждение названия, девиза. Утверждение плана работы на год. 20.10.15
3. Библиотечный урок. Как работать с научной литературой. 17.11.15
4. Игра «Путешествие в страну тайн» 15.12.15
5. «Правильная постановка проблемных и исследовательских вопросов» Выбор темы проекта, целей, задач, выдвижение гипотезы. 19.01.16
6. Практическое занятие « Виды исследовательских работ». Сбор информации по теме проекта 09.02.16
7. Оформление стенда ШНО с указанием фамилий и тем проектов. 17.03.16
8. Практическое занятие « Популяризация научно-исследовательской деятельности среди школьников» на классных заседаниях. Критерии и требования к оформлению исследовательских работ» 04.04.2016
9. Контроль и корректирование работы ШНО над проектами.
Защита работ на школьном заседании. 20.04.2016
10. Подведение итогов работы ШНО за учебный год, обсуждение планов на будущий год. 11.05.2016
2094362274427