Рабочая программа научного клуба Совёнок


Управление образования Артёмовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 56


Рабочая программа

научного клуба младших школьников«Совёнок»
для 2 класса начального общего образования
Программа рассчитана на учащихся 8-9 лет
Срок реализации программы: сентябрь 2015 г – май 2016 г
СОСТАВИЛА:
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Антонова Наталья Владимировна
Пояснительная записка.
Большие возможности для развития интереса учащихся к математике имеют задачи. Научив детей владеть умением решать текстовые задачи, учитель окажет существенное влияние на развитие, обучение и воспитание учащихся, подготовит их к приему более сложной информации в старших классах. В начальном курсе математики решению текстовых арифметических задач отводится особое место. Сложность решаемых задач постепенно возрастает, и в 4 классе дети встречаются уже с довольно сложными задачами, при решении которых путь рассуждений особенно труден для учащихся. Поэтому при решении арифметических задач чрезвычайно важно провести анализ задачи, довести содержание и решение задачи до понимания учащимися. Каждый ученик должен уметь кратко записать условие задачи, иллюстрируя его с помощью рисунка, схемы или чертежа, обосновать каждый шаг в анализе задачи и её решении, проверить правильность решения. Всё это требует особых подходов к организации учебной деятельности учащихся.
Проблема заключается в том, что в силу недостатка времени на уроке учителю не удаётся полностью выполнить эти требования: уделить больше внимания работе над текстовой задачей; более основательно подойти к формированию основных умений для успешного решения арифметических задач; проводить дополнительную работу с уже решённой задачей. Всё сводится лишь к поиску ответа на поставленный вопрос, что приводит к серьёзным пробелам в знаниях и навыках учащихся. Большинство учащихся испытывают трудности при решении текстовых задач
Программа позволяет пошагово закладывать и отрабатывать необходимые для решения задач умения и навыки, при этом моделирование является важным средством обучения. Программа направлена на формирование математической грамотности учащихся, развитие личности учащихся, его творческой самореализации.
Цель: совершенствование умения решать арифметические текстовые задачи через творческую деятельность посредством обучения различным способам моделирования
Задачи:
Обучающие:
-учить анализировать условие задачи и самостоятельно моделировать с помощью
предметов, схематических рисунков и схем;
- учить выявлять известные и неизвестные величины и устанавливать связь междуними;
- отрабатывать умение решать задачи изученных видов, объяснять и обосновывать выбор действия в выражении, находить обобщённые способы решения и представлять их в виде правил (эталонов), составлять взаимно обратные задачи.
Развивающие:
-развитие логического мышления учащихся;
-формирование умений проводить анализ и синтез, сравнение, обобщение,
абстрагирование, умозаключения;
-формирование умения высказывать гипотезы, проверять их, усматривать связь
изучаемого материала с окружающей жизнью;
Воспитывающие:
- формирование познавательного интереса и самостоятельности;
-привитие навыков учебного труда;
- формирование нравственных качеств личности.
Программой предусмотрено 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
В рамках курса осуществляется тематический и итоговый контроль. Успешность освоения курса оценивается при выполнении итоговой контрольной работы и итоговой тестовой работы учащегося оценивается отметкой «зачтено». Итоговая контрольная работа - если решены 3 из 5 предложенных задач. Итоговая тестовая работа – если решены 8-10 заданий из 15-ти.
Содержание программы.
I четверть
Задача. Вопрос задачи. Различение задачи среди других текстов. Предметное моделирование условия задачи. Устное решение простых задач Сочинение и придумывание задач по картинкам устно. Задачи в стихах. Задачи на нахождение суммы. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Задачи на нахождение остатка. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого и слагаемого. Задачи на нахождение уменьшаемого. Задачи на разностное сравнение. Задачи с косвенными вопросами.
Тестовые задания по темам: «Состав чисел», «Нумерация», «Таблица сложения и вычитания», «Сложение и вычитание в пределах 100», «Единицы длины», , « «Умение дополнять двузначное число до круглых десятков»,«Таблица сложения в пределах 20».
Промежуточный зачёт по теме «Простые задачи на сложение и вычитание». «Тестовый контроль по теме «Сложение и вычитание в пределах 100».
II четверть
Предметное моделирование. Использование демонстрационного материала для решения задач. Картинки и муляжи. Буквенное моделирование. Словесное моделирование. Переформулировка текста задачи. Виды краткой записи. Карточки - опоры. Графическое моделирование. Схемы и рисунки. Составные задачи на нахождение суммы. Составные задачи на нахождение остатка. Составные задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого. Составные задачи на нахождение третьего слагаемого. Составные задачи на нахождение уменьшаемого. Составные задачи на разностное сравнение.
Тестовые задания по темам: «Таблица сложения и вычитания в пределах 20», «Структура задачи и оформление задачи», «Угол, прямоугольник, квадрат», «Сложение и вычитание с переходом через разряд».
Промежуточный зачёт по теме «Составные задачи на сложение и вычитание». Промежуточный тестовый контроль по теме: «Сложение и вычитание с переходом в другой разряд»
III четверть
Алгоритм решения задачи. Устный и письменный план. Составление письменного плана. Формы записи решения: по действиям без пояснения, по действиям с пояснением, по действиям с вопросами, выражением. Исследование решения. Проверка результатов. Способы проверки. Простые задачи на умножение и деление. Задачи на увеличении и уменьшение числа в несколько раз. Задачи на деление по содержанию и на равные части. Задачи на кратное сравнение. Задачи на увеличении и уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма). Простые задачи на цену, количество, стоимость. Задачи на нахождение площади и сторон геометрических фигур. Задачи на умножение и деление разных видов.
Тестовые задания по темам: «Сложение и вычитание с переходом через разряд», «Чтение, запись и сравнение трёхзначных чисел», «Решение задач», «Геометрический материал».
Промежуточный зачёт по теме «Простые задачи на умножение и деление». Промежуточный зачёт по теме: «Нумерация трёхзначных чисел».
Итоговый зачёт по теме: «Сложение и вычитание с переходом в другой разряд».
IV четверть
Работа над решённой задачей. Обсуждение готового решения. Взаимно обратные задачи. Другие способы решения задачи. Конструирование на основе модели решённой задачи (изменение условия задачи; постановка нового вопроса). Сравнение содержания задач. Анализ выполненного решения. Обоснование правильности решения. Аналогичные задачи. Другие методы и средства решения задач (графические, алгебраические и др.) Составные задачи на нахождение суммы. Задачи на приведение к единице. Составные задачи на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разности. Составные задачи на разностное и кратное сравнение. Задачи на нахождение периметра и сторон геометрических фигур.
Тестовые задания по темам: «Единицы длины: см, дм, м», «Сложение и и вычитание единиц длины». «Смысл умножения. Терминология», « Таблица умножения на 8,9».
Итоговое диагностирование. Итоговое тестирование.
Планируемые результаты освоения предмета.
Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
1.Развитие морально - этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.
2.Осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
3.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке своих действий и волевая саморегуляция.
4.Спокойное отношение к ошибке как к рабочей ситуации, вера в свои силы.
Метапредметные результаты
1.Умение выполнять пробное учебное действие, анализировать ситуацию, выявлять и устранять причины затруднения.
2.Формирование специфических для математики логических операций (сравненение, анализ, синтез, обобщение, установление причинно - следственных связей, построение рассуждений,)необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
3. Способность к использованию знаково – символических средств математического языка для представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач.
4. Овладение навыками смыслового чтения текстов.
5.Умение работать в парах, группах, осуществлять взаимный контроль, адекватно
оценивать своё поведение, способность разрешать конфликты.
Предметные результаты
1. Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по решениютек стовых арифметических задач.
2. Использование приобретённых математических знаний для решения учебно-практических задач.
2. Овладение приёмами анализа условия задачи и наглядного представления данных и процессов, исполнения и построения алгоритмов.
3. Умение устно и письменно решать текстовые задачи, составлять выражения.
4. Овладение математической речью, знание терминологии используемой при рассуждении в процессе решения задачи.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предметов.
В рамках курса осуществляется тематический и итоговый контроль. Успешность освоения курса оценивается при выполнении итоговой контрольной работы. Работа учащегося оценивается отметкой «зачтено», если решены 3 из 5 предложенных задач.
Календарно-тематическое планирование. Научный клуб младших школьников «Совёнок» 2 класс.

п/пНаименование разделов
и тем программы Кол-во
часов Дата Виды деятельности
учащихся Оборудование, контрольно-измерительные материалы
План. Факт. 1-2 Задачи на нахождение суммы.
Тестовые задания по темам: «Состав чисел».
1
1
Моделирование, практическое выполнение действий Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
3-4 Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Тестовые задания по темам: «Нумерация».
1
1
Моделирование, практическое выполнение действий Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
5-6 Задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
Тестовые задания по темам: «Таблица сложения и вычитания».
1
1
Знакомство с алгоритмом решения задачи, решение задач Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
7-8 Задачи на нахождение остатка.
Тестовые задания по темам: «Сложение и вычитание в пределах 100».
1
1
Моделирование, практическое выполнение действий Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
9-10 Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого и слагаемого.
Тестовые задания по темам: «Единицы длины». 1
1
Моделирование, практическое выполнение действий Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
11-12 Задачи на нахождение уменьшаемого.
Тестовые задания по темам: « «Умение дополнять двузначное число до круглых десятков».
1
1
Моделирование, практическое выполнение действий Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
13-14 Задачи на разностное сравнение.
Тестовые задания по темам: Таблица сложения в пределах 20».
1
1
Моделирование, практическое выполнение действий Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
15-16 Задачи с косвенными вопросами
Тестовые задания по темам: Таблица сложения в пределах 20».
1
1
Знакомство с алгоритмом решения задачи, самостоятельная работа Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
17-18 Промежуточный зачёт по теме «Простые задачи на сложение и вычитание».
«Промежуточный тестовый контроль по теме «Сложение и вычитание в пределах 100».
1
1
Контрольная работа Карточки с заданиями
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
19--20 Составные задачи на 21-нахождение суммы.
Тестовые задания по темам: «Таблица сложения и вычитания в пределах 20.
1
1
Знакомство с алгоритмом решения задачи, решение задач Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
21-22 Составные задачи на нахождение остатка.
Тестовые задания по темам: «Таблица сложения и вычитания в пределах 20».
1
1
Знакомство с алгоритмом решения задачи, решение задач Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
23-24 Составные задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого.
Тестовые задания по темам: «Структура задачи и оформление задачи».
1
1
Знакомство с алгоритмом решения задачи, решение задач Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
25-26 Составные задачи на нахождение третьего слагаемого.
Тестовые задания по темам: «Структура задачи и оформление задачи».
1
1
Практическое выполнение действий
Самостоятельная работа Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
27-28 Составные задачи на нахождение уменьшаемого.
Тестовые задания по темам:«Угол, прямоугольник, квадрат». 1
1
Знакомство с алгоритмом решения задачи, решение задач Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
29-30 Составные задачи на разностное сравнение.
Тестовые задания по темам: «Угол, прямоугольник, квадрат», «Сложение и вычитание с переходом через разряд».
1
1
Практическое выполнение действий
Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
31-32 Промежуточный зачёт по теме «Составные задачи на сложение и вычитание»
Промежуточный тестовый контроль по теме: «Сложение и вычитание с переходом в другой разряд»
1
1
Контрольная работа Карточки с заданиями
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
33-34 Простые задачи на умножение и деление.
Тестовые задания по темам: «Сложение и вычитание с переходом через разряд».
1
1
Моделирование, практическое выполнение действий Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
35-36 Задачи на увеличении и уменьшение числа в несколько раз.
Тестовые задания по темам: «Сложение и вычитание с переходом через разряд».
1
1
Знакомство с алгоритмом решения задачи, решение задач Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
37-38 Задачи на деление по содержанию и на равные части.
Тестовые задания по темам: «Чтение, запись и сравнение трёхзначных чисел».
1
1
Знакомство с алгоритмом решения задачи, решение задач Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
39-40 Задачи на кратное сравнение.
Тестовые задания по темам: «Чтение, запись и сравнение трёхзначных чисел».
1
1
Знакомство с алгоритмом решения задачи, решение задач Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
41-42 Задачи на увеличении и уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).
Тестовые задания по темам: «Решение задач». 1
1
Знакомство с алгоритмом решения задачи, решение задач Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
43-44 Задачи на увеличении и уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).
Тестовые задания по темам: «Решение задач». 1
1
Практическое выполнение действий Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test. Интернет-ресурсы, фишки для моделирования
45-46 Простые задачи на цену, количество, стоимость.
Тестовые задания по темам: «Геометрический материал».
1
1
Знакомство с алгоритмом решения задачи, решение задач Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test. Интернет-ресурсы, фишки для моделирования
47-48 Задачи на нахождение площади и сторон геометрических фигур.
Тестовые задания по темам: «Геометрический материал».
1
1
Знакомство с алгоритмом решения задачи, решение задач Измерительные инструменты
Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test. Интернет-ресурсы
49-50 Задачи на умножение и деление разных видов. Промежуточный зачёт по теме: «Нумерация трёхзначных чисел».
1
1
Практическое выполнение действий
Самостоятельная работа Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания. Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test. Интернет-ресурсы
51-52 Промежуточный зачёт по теме «Простые задачи на умножение и деление». Итоговый зачёт по теме: «Сложение и вычитание с переходом в другой разряд». 1
1
Контрольная работа Карточки с заданиями
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
53-54 Составные задачи на нахождение суммы.
Тестовые задания по темам: «Единицы длины: см, дм, м».
1
1
Работа в парах Сборник задач, рабочая тетрадь.Тестовые задания Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
55-56 Задачи на приведение к единице.
Тестовые задания по темам: «Единицы длины: см, дм, м».
1
1
Знакомство с алгоритмом решения задачи Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.Интернет-ресурсы57-58 Задачи на приведение к единице.
Тестовые задания по темам: «Сложение и и вычитание единиц длины». 1
1
Решение задач, самостоятельная работа Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
Интернет-ресурсы.
59-60 Составные задачи на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разности.
Тестовые задания по темам: «Терминология», « Таблица умножения на 8,9».
1
1
Знакомство с алгоритмом решения задачи, решение задач Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
Интернет-ресурсы
61-62 Составные задачи на разностное и кратное сравнение.
Тестовые задания по темам: «Терминология», « Таблица умножения на 8,9».
1
1
Практическое выполнение действий Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
Интернет-ресурсы
63-64 Задачи на нахождение периметра и сторон геометрических фигур.
Тестовые задания по темам: «Терминология», « Таблица умножения на 8,9».
1
1
Практическая работа Измерительные инструменты
Сборник задач, рабочая тетрадь.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
65-66 Итоговое диагностирование.
Итоговое тестирование.
1
1
Решение задач на нахождение периметра и сторон Карточки.
Тестовые задания
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
67-68 Резерв 2 Карточки с заданиями
Материально-техническое обеспечение программы.
Истомина Н.Б. , Горина О.П. Тестовые задания по математике. 2 класс «Ассоциация ХХ1 век»,2013
Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool – Test.
Сборник текстовых задач по математике. 2 класс / Сост. Т.Н. Максимова, О.А. Мокрушина. – 3-е изд., пе- рераб. – М.: ВАКО, 2014. – 96 с.
Куприенко В.В. Учение с увлечением. Сборник задач по математике. Электронная версия. https://drive.google.com/file/d/0BzWC5XH_Ts5BdkpTc3BLX2xUR28/edit?pli=1