Сценарий проекта «Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы».







III городской конкурс проектов
«Мой выбор»

Тема проекта: «Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы».
Авторы проекта: 9 а класс
Руководитель проекта: Менкенова Г.Б.
МБОУ СОШ №12




г. Элиста -2013г.


Этапы работы над проектом:
I этап. Планирование проекта
Проблема
Цели и задачи.
II этап. Исследовательская работа над проектом.
III этап. Рефлексия
IV этап. Презентация




















I этап. Планирование проекта

Проблема:

Куда пойти учиться после школы? Как выявить свои склонности и способности? Как не ошибиться в выборе профессии? Почему надо соответствовать требованиям, предъявляемым профессией? Как связано здоровье с выбором профессии? Влияют ли интересы, склонности и увлечения на выбор профессии?

Цель:

1. Изучить мир профессий и раскрыть их содержание, обосновав необходимость выбора той или иной профессии в процессе профессионального самоопределения.
2. Определить пути получения профессионального образования с целью построения успешной карьеры.

Задачи:

1. Иметь представление о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку;
2. Анализировать и решать проблемы профессионального самоопределения.
3. Грамотно находить, анализировать, обрабатывать, создавать информацию.
3. Определить свои потребности в обучении, поиск соответствующих ресурсов.
4. Давать адекватную оценку своим личностным качествам.
5. Пользоваться тестовым материалом для определения своих интересов, склонностей и способностей.








Реализация плана:
Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.
Инициативная группа:
1. Волосников Сергей
2. Манджиева Жанна
5. Маштыкова Гиляна
3. Меньтюков Олег
4. Молотков Дорж
6. Намруева Далма
7. Синкиева Узьма
8. Шарапова Саглара
9. Эрдниева Даяна
I[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]ая работа над проектом.
Определение творческого названия проекта: «Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы».

Пути проведения исследования:
проведение анкетирования, тесты в 9а классе. Молоткова Б. Д. (психолог)
Классный час "Расскажи о профессии".
Изучение мира профессий: Обсуждение возможных источников информации. Интернет, библиотека.
Рефераты, презентации. Джекиев Арслан, Матаева Залина.
Современная ситуация на рынке труда. Информация в Центре занятости населения города. Намруева Далма.
Сбор статистических данных в Федеральной службе государственной статистики Калмыкии. Эрдниева Даяна.
Экскурсия в филиал МГГЭИ, Профессиональный лицей №7.
Профессия родителей глазами детей: экскурсия в аэропорт. – ответственные родители Варжеленко О.П., Волосникова Н.А.
Опрос о профессиях у учащихся школы № 12. – отв. Намруева Далма, Маштыкова Гиляна .
Интервью у шеф-повара школьной столовой Ивиковой Т.Н.- отв.Синкиева Узьма, Манджиева Жанна.
Создание видеозаписей, фото. - Волосников Сергей, Шарапова Саглара.
Обработка собранных сведений. –Волосников Сергей
Форма представления результатов: реферат, презентация, буклет, видеоролик.
III этап - Рефлексия

В результате выполнения проекта учащиеся могут:

1. Ориентироваться в мире профессий.
2. Оценивать свои способности, умения, потребности. Пользоваться формулой выбора профессии: хочу - смогу – надо.
4. Уметь находить и обрабатывать нужную информацию в литературе и Интернете.
5. Осознавать и обосновывать свой профессиональный выбор.


IV этап
Презентация проекта: видеоролик, буклет, мультимедийная презентация.

«Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы»

 Какие на свете профессии есть?
Их много, их – море, их – просто не счесть: Учитель, водитель, врач, адвокат, Политик, чиновник и бюрократ.  Бухгалтер, банкир, композитор, поэт,  Юрист, парикмахер, разносчик газет. Их много, их – море, их – просто не счесть!                   Все важные в мире профессии есть!
В этом году мы заканчиваем 9 класс. Куда пойти учиться после школы? Как выявить свои склонности и способности? Как не ошибиться в выборе профессии? Ведь правильный выбор профессии позволит нам построить свою будущую карьеру, чтобы достичь успехов в ней.
Чтобы получить ответы на волнующие нас вопросы, мы обозначили план нашего исследования.

Наша цель в этом проекте:

1. Изучить мир профессий и раскрыть их содержание, обосновав необходимость выбора той или иной профессии в процессе профессионального самоопределения.
2. Определить пути получения профессионального образования с целью построения успешной карьеры.

Задачи:
Посетить учебные заведения, пути получения профессии, узнать, какие требования предъявляет данная профессия к человеку, актуальность выбранной профессии на рынке труда, и соотнести их со своими личностными особенностями.

Анализировать и решать проблемы профессионального самоопределения.
Находить, анализировать, обрабатывать, создавать необходимую информацию.
Определить свои потребности в обучении, поиск соответствующих ресурсов.
Давать адекватную оценку своим личностным качествам.
Тестирования на уроках психологии и технологии помогли нам
изучить самого себя, свои интересы, склонности, особенности мышления, памяти, внимания.

При выборе профессии будем учитывать формулу:
«Хочу» «Могу» «Надо»

Хочу: - Желание - Интересы.
Могу: - Возможности каждого - способности - уровень знаний - особенности здоровья.
Надо: - Потребности рынка труда.

Чтобы изучить мир профессий, мы определили наиболее востребованные из них на рынке труда нашего города, а также изучили традиции наших семей.
Маршруты нашего исследования:
1. Центр занятости населения города.
2. Сбор статистических данных в Калмыкиястат.
2. Экскурсия в филиал МГГЭИ, Профессиональный лицей №7.
3. Профессия родителей глазами детей: экскурсия в аэропорт.
4. Опрос о профессиях у учащихся школы № 12.
5. Интервью у шеф-повара нашей школьной столовой.

В федеральной службе государственной статистики Калмыкии нам предоставили информацию о численности населения, занятых в экономике по образованию (см. приложение). По данным Калмыкиястат основная часть населения на 2011г. имеет высшее и среднее профессиональное образование.
Мы посетили учебное заведение - Федеральное государственное образовательное учреждение «Калмыцкий филиал Московского государственного гуманитарно-экономического института».
Студенты института, среди них выпускники нашей школы рассказали о некоторых специальностях, которые можно получить здесь.
«ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»  квалификация «Бухгалтер».
«ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ»  квалификация «Техник».
«ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ» - квалификация «Юрист».
«КОММЕРЦИЯ» - квалификация «Менеджер по продажам».
«ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ» - квалификация «техник».
Специалисты страхового дела получают комплекс знаний в области страховой деятельности, экономики и финансов предприятий, налогов и налогообложения, права, маркетинга, аудита и других дисциплин, определяющих знания в этой отрасли.
Выпускник нашей школы выбрал профессию бухгалтер, так как считает ее престижной и высокооплачиваемой. Бухгалтер может работать самых разных организациях.
К услугам студентов предоставляются: библиотека, читальный зал, актовый зал, уютная столовая, благоустроенное общежитие, спортивный и тренажерный залы.

ПРОФЕССИЯ ПОВАР
В центре занятости населения мы узнали, что одна из востребованных профессий в городе - это профессия повара.  Эту профессию можно получить в ПЛ №7. Будущие специалисты получают не только определенный объем знаний, но учатся  ориентироваться в рыночной ситуации, оперативно адаптироваться в ней, активно и творчески решать поставленные жизнью проблемы. Лицей осуществляет начальную профессиональную подготовку по профессиям:  «повар», «кондитер» с получением дополнительной специальности «официант»;  «продавец, контролер-кассир» с получением дополнительной профессии «агент торговый».     Выпускникам лицея присваивается квалификация по специальности и выдается диплом государственного образца. Обучение на базе 9 классов – 2 года 5 месяцев, на базе 11 классов – 10 месяцев.
Старший мастер Очирова Роза Минзагитовна и преподаватель Покидова Людмила Геннадьевна рассказали нам о специальностях, которые можно получить в этом учебном заведении. Например: продавец, контролёр- кассир, повар и кондитер.
По
·вар человек, профессией которого является приготовление пищи; в настоящее время, как правило, на предприятиях общественного питания. Скорее всего, слово «повар» произошло от восточнославянского «вар», означавшего кипящую воду и жар. На флоте должность повара называется кок. Готовит супы, вторые блюда, другую пищу. Знает, как правильно хранить продукты, готовит разные блюда по рецептам и умеет оформлять приготовленное. Организует хранение продуктов в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Несмотря на то, что повар на предприятиях общественного питания пользуется установленными рецептами блюд, он может вносить в них изменения в зависимости от качества сырья и контингента потребителей. Работает в помещении, в условиях повышенной температуры.
Работа не рекомендуется людям, страдающим следующими заболеваниями:
органов дыхания
сердечно - сосудистой системы
органов пищеварения
почек и мочевыводящих путей
опорно-двигательного аппарата
нервной системы
болезни кожи с локализацией на кистях рук
Разновидности профессий:
1. Шеф-повар,кулинар – Составляет заявки на необходимые продовольственные товары, полуфабрикаты и сырьё, обеспечивает их своевременное получение со склада, контролирует сроки, ассортимент, количество и качество их поступления и реализации. Обеспечивает на основе изучения спроса потребителей разнообразие ассортимента блюд и кулинарных изделий, составляет меню. Осуществляет постоянный контроль над технологией приготовления пищи, нормами закладки сырья и соблюдением работниками санитарных требований и правил личной гигиены. Осуществляет расстановку поваров и других работников производства. Составляет график выхода поваров на работу. Проводит бракераж готовой пищи. Организует учет, составление и своевременное представление отчётности о производственной деятельности, внедрение передовых приемов и методов труда.
2. Повар-кондитер – Специализируется на кондитерских изделиях.


3. Повар-технолог – Организует процесс приготовления продуктов. Определяет качество сырья, рассчитывает его количество для получения порций готовых продуктов, калорийность суточного рациона, составляет меню и прейскуранты. Распределяет обязанности в бригаде поваров. Контролирует процесс приготовления кулинарной продукции, разрабатывает рецепты новых фирменных блюд и составляет на них технологические карты. Оформляет необходимую документацию, инструктирует поваров. Ведет полный учет материальных ценностей, оборудования, сырья, готовой продукции.
4. Повар-кулинар – Кулинар производит расчет сырья и выхода готовой продукции, составляет меню, заявки на продукты и полуфабрикаты, осуществляет приготовление блюд, выполняет процеживание, замешивание, измельчение, формовку, фарширование, начинку изделий, регулирует температурный режим, определяет готовность блюд, изделий по контрольно -измерительным приборам, а также по внешнему виду, запаху, цвету, вкусу, производит художественное оформление блюд и кондитерских изделий, производит порцирование блюд.

Студенты этого лицея под руководством мастеров производственного обучения показали нам мастер-класс. Мы имели также возможность самостоятельно приготовить канапе и украсить пирожное. Мы считаем, что профессия повар очень интересная, нужная, творческая и сложная, ведь человек не сможет прожить и дня без еды.

Плюсы этой профессии:
Профессия повара востребована в любой отрасли. Повар также может открыть собственный ресторан или кафе Зарплата повара зависит от региона проживания, специфики учреждения, размера предприятия и круга обязанностей, которые повар выполняет.

Минусы профессии:
К недостаткам можно отнести большую психологическую и физическую нагрузку. Работа повара требует постоянной и полной отдачи, повышенной концентрации внимания, а также предполагает немалую ответственность.

Личные качества:
Профессия повар, по-своему, уникальна. Хотя, некоторые люди не воспринимают её такой, считая, что в поварском искусстве нет ничего сложного: надо просто соединить ингредиенты, а печь сама доведёт блюдо до кондиции. Да и кто в наше время готовить не умеет? Любой человек смог бы работать поваром! Однако это не так. В этом деле главное талант, чувство вкуса, фантазия. С одной стороны, эта профессия требует скрупулёзной точности, с другой наличия творческой жилки, чтобы придумать оригинальный рецепт или изысканное украшение блюда. Обоняние и тонкие вкусовые ощущения помогут повару достичь высот в своей карьере. Так же, хороший повар должен быть внимателен, аккуратен, организован, должен иметь хорошую память.
Для работы необходимо знать рецепты и технологию приготовления блюд, правила хранения продуктов в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, экономику и организацию общественного питания, устройство и правила использования специального оборудования.
Кулинар, повар - это не просто человек, которые колдует на кухне, и из под рук которого выходят вкуснейшие и красивейшие блюда. Он должен знать многое: структуру и специфику работы предприятий общественного питания, санитарные нормы, правила техники безопасности, провести первичную обработку сырья, отличить свежую рыбу от размороженной, правильно выбрать мясо, овощи, подготовить все это к использованию.
Кроме того, повару необходимы знания о составе пищи и ее калорийности, хранении продуктов, о физиологии питания, правилах составления меню, технологии приготовления пищи и эксплуатации оборудования. Да и кушанье необходимо подать красиво, создавая из каждого блюда уникальный, неповторимый натюрморт.

Пути получения профессии: Профессиональная деятельность повара начинается еще в учебном заведении.
Студентам дают возможность применить полученные знания в кафе, ресторанах, барах и столовых города. Многие уже во время практики находят будущее место работы. Работа повара очень востребована и всегда есть возможность стабильного дохода. К тому же, возможен карьерный рост, который предусматривает развитие от помощника повара до шеф - повара в престижном заведении.
Спрос на шеф-повара неизменно высокий. С появлением имени за повара начинают бороться престижные рестораны, подчас его даже приглашают работать в другие страны. У хорошего повара появляется возможность создания собственных кафе, бара или ресторана.

Изучая профессии, мы обратились также к своим родителям. Нам представилась возможность посетить Элистинское отделение «Аэронавигация Юга» Элистинского аэропорта.
Экскурсия в Элистинский аэропорт была очень интересной и увлекательной. 
Начальник службы движения Элистинского отделения, Джамбинов Эрдни Владимирович рассказал нам о работе авиадиспетчеров. Мы узнали, что это сложная, ответственная, но в тоже время почетная и высокооплачиваемая работа. Ведь диспетчер сопровождает воздушное судно в полете и без его участия невозможно осуществлять полеты.
Мы имели возможность подняться на диспетчерскую вышку и непосредственно увидеть их работу. 
К сожалению мы не смогли увидеть посадку, так как была задержка рейса, но зато нам разрешили зайти в самолет, который находился на стоянке, ведь многие из нас впервые имели возможность оказаться в салоне и посидеть в кабине пилота.
Так же мы побывали в службе ЭРТОС. Эта служба обеспечивает связь. Ведущий инженер Александр Александрович Еговцев рассказал нам о профессии радиотехника, о том в каких учебных заведениях можно получить эту специальность и какие предметы нужно хорошо знать, чтобы поступить в ВУЗы. 
Мы узнали очень много полезного и интересного о интересующих нас профессиях. 
Есть о чем задуматься и сделать правильный выбор.

Особенности профессии аэродиспетчера

Экипаж, управляя самолётом, находится на связи с диспетчерами, которые отвечают за порядок движения самолётов и вертолётов.  
Управление со стороны диспетчера включает в себя абсолютно все этапы движения самолёта: от его выруливания со стоянки перед взлетом до заруливания на стоянку после посадки.
Всё воздушное пространство делится на зоны ответственности диспетчерских пунктов. И диспетчер  руководит движением в рамках зоны ответственности своего пункта.


Диспетчер постоянно отслеживает воздушную обстановку с помощью специального монитора,  учитывая метеоусловия,  график движения судов и пр. Диспетчер постоянно находится на связи с экипажами судов и со своими коллегами из смежных зон ответственности. 
Самолёт – это слишком быстрый вид транспорта, чтобы  диспетчер мог позволять себе медлительность. Например, в неожиданной ситуации он должен быстро рассредоточить самолёты на безопасное расстояние, принять решение о запрете на посадку (или наоборот) и т.д. К тому же на одного диспетчера может приходиться до 20 самолётов одновременно.
Поскольку времени на долгое обдумывание обстановки нет, все действия диспетчера строго регламентированы. 
Работа диспетчера организована так, чтобы  максимально снизить ошибки в управлении полётами. Помимо правил и инструкций в распоряжении диспетчера находится оборудование: мониторы, средства связи, сигнальные табло и пр. Также он получает информацию от метеослужб, пользуется справочной информацией. 
Каждый диспетчер знает, что его неверные решения могут привести к катастрофе и гибели людей. Высокая ответственность при большом объёме работы, высокая скорость решений  – всё это означает повышенное нервное напряжение.
Профессия авиадиспетчера является одной из наиболее опасных и ответственных профессий, связанных с техникой и человеческими жизнями 

Важные качества:
Стрессоустойчивость, высокое чувство ответственности, умение управлять своим вниманием.
Необходимо хорошее здоровье (в том числе органов сердечнососудистой системы). Поэтому раз в 2 года авиадиспетчер проходит врачебно-лётную экспертную комиссию.

Знания и навыки:
Все действия диспетчера строго регламентированы. На каждую рабочую ситуацию имеются установленные правила, инструкции и сценарии поведения, и диспетчер обязан их знать. Он должен знать законы воздушной навигации, разбираться в авиационной метеорологии. 
Также необходимо знание английского языка в пределах, установленных международными нормами.

Где обучают:
Среднее профессиональное образование:
Красноярский авиационный технический колледж гражданской авиации,
Хабаровский филиал Красноярского авиационного технического колледжа 

Высшее образование:
Ейское высшее военное авиационное училище (военный институт) им. В.М. Комарова 
Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (военный институт) им.  А.К. Серова 
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (Университет ГА)

Выполнение проекта «Мой выбор» помогло нам утвердиться в своих силах, научило самостоятельному поиску и сбору информации. Исследовательская работа над проектом помогла нам анализировать и решать проблемы профессионального самоопределения, создавать и обрабатывать необходимую информацию, давать адекватную оценку своим личностным качествам, определить свои потребности в обучении. Мы думаем, что сможем правильно сориентироваться в применении своих сил и сделаем правильный выбор.

Литература:
1.Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М. Просвещение, 1990
2. Методический сборник «Родительские собрания 8-9 классы», авт.Л. Ю. Лупоядова, Н.А. Мельникова, И.Г. Якимович. издательство «Учитель» г.Волгоград, 2005г.
3. Методический сборник «Проблемные классные часы, 10-11 классы», автор-составитель Я.В. Голубева. издательство «Учитель» г.Волгоград, 2006г.
4. организация проекта. Презентация. Видеофильм.
Веб-сайты:
Социальная сеть работников образования. Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор».
http://festival.1september.ru/articles/591999/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
oђ Заголовок 115