Внеклассное мероприятие Физика за чашкой чая.Соавтор Дымов Михаил Евгеньевич

Внеклассное мероприятие по разделу «Тепловые явления»
«Физика за чашкой чая»

Составили: Козина Е.С., педагог-наставник, учитель физики МАОУ СОШ № 19
Дымов М.Е., молодой педагог МАОУ СОШ №19.

В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов ребят особое место принадлежит – внеклассным занятиям по предмету. Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, повышают их интерес к предмету. Это помогает учителю лучше узнать индивидуальные способности учеников, выявить среди них одарённых учащихся, проявляющих интерес к предмету, и всячески направлять развитие этого интереса.
Цель: Формирование умения делать самостоятельные выводы на основе жизненного опыта.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить материал по теме «Тепловые явления», используя метапредметные задания;
- формирования навыков объяснять результаты физического опыта и применять полученные знания при решении практических задач.
Развивающие:
- формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, обобщать, анализировать информацию, видеть физику вокруг себя;
- развивать познавательный интерес и способности школьников при выявлении сути физических процессов;
- развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы;
- развивать умение работать с различными источниками информации
Воспитательные:
-воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе;
- повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений.

Планируемы образовательные результаты

Предметные:
знать/называть единицы измерения различных физических величин;
умение наблюдать и описывать физические явления, для объяснения которых необходимо представление о тепловых явлениях в природе;
умение записывать формулы тепловых процессов;
овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;
приобретение опыта простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов.

Метапредметные:
Познавательные
Овладение навыками:
нахождения ответов на вопросы, используя эксперимент, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- исследовательской и проектной деятельности.
Коммуникативные
Развитие умений:
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- распределения функций участников группы.
Регулятивные
Формирование навыков:
- определять и формулировать цель исследовательской деятельности на уроке;
-планировать этапы экспериментальной работы;
- выдвигать гипотезу;
- работать по предложенному группой плану;
- анализировать полученный результат;
- давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Личностные:
- формировать уважительное, доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению.



Вступительное слово учителя

Мы живём, словно во сне неразгаданном
На одной из удобных планет.
Много здесь, чего вовсе не надо нам,
А того, что нам хочется – нет

Много раз на уроках физики я часто вам повторяла, что мы изучаем явления природы. И на каждом из предметов: химии, физики, биологии и литературы – изучается как бы одна особенная часть явления. Например, вода
Но в природе всё взаимосвязано, и только тогда, когда человечество начнёт рассматривать и изучать явления природы как единое целое, только тогда люди Земли смогут гордо держать голову или позволить себе «чуть-чуть приподнять нос».

Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Согласны ли вы с этим? Есть ли у природы душа, свобода, любовь? Что вы об этом думаете? И каков он, язык природы? Сегодня мы попробуем без сложных формул, расчётов и теорий поучиться наблюдательности и умению видеть и правильно объяснять повседневные явления, которые происходят вокруг нас в природе и в быту.
Есть у меня шестёрка слуг
Проворных, удалых.
И всё, что вижу я вокруг –
Всё знаю я от них.
Они по знаку моему являются в нужде.
Зовут их: КАК? и ПОЧЕМУ? КТО? ЧТО? КОГДА? и ГДЕ?

I.Разминка (на ответ 1 минута)
Написать единицы измерения физических величин. Повторяющиеся величины вычеркнуть обеим командам. Побеждает команда, у которой оставшийся список больше.


II. Приветствие команд:
- название,
- девиз,
- приветствие, представление эмблемы.

III. Что? Где? Когда? (на размышление 1 минута)

Первоклассник и десятиклассник нырнули в воду. Кого вода вытолкнет сильнее? Почему?
Ответ: FA= g
·ж VТ (объём старшеклассника обычно больше объёма младшего школьника)

Подводная лодка вышла из моря в реку. Изменилась ли Архимедова сила?
Ответ: FA ~
·ж ,
·п <
·с , FA(реки) < FA(моря)
IV. Мозаика
Из физических величин и математических символов, находящихся в конверте, за 2 минуты составить как можно больше формул.
Ответ: v=S/t, m=
·V, Р= mg, А=FS, Р=F/S, Р=
·gh, Q=mq, Q= mL, Q=m
·, Q=сm(t к-t н)

Пока проходит конкурс «Мозаика» проводится игра со зрителями:
Представьте, что вы находитесь в автобусе. Куда отклоняться пассажиры, если:
- автобус резко тормозит,
- внезапно трогается с неба,
- круто поворачивает вправо,
- круто поворачивает влево.
Объяснить и назвать физическое явление.

V. Творческий конкурс
При помощи пантомимы изобразить и объяснить:
- строение жидкости,
- строение газа.



VI. Физика на весенней тропе

1.Что быстрее освобождается от снега: пригорки или равнины?
Ответ:Так как пригорки наиболее обдуваемы тёплым воздухом, чем ровные места, процесс таяния на пригорках идёт наиболее интенсивно.

2.Вы наблюдаете за снегом вокруг деревьев. Почему около стволов снег тает быстрее, т.е. около деревьев всегда есть ямки из снега?
Ответ: Вокруг стволов снег тает быстрее т.к. ствол дерева тёмный, он нагревается больше и быстрее, чем светлая поверхность и излучает тепло, что ускоряет таяние снега.

3. Представьте, что ваши ладони освещает солнце. Представьте ощущение тепла на ладонях. В чём будет разница ощущений, если вы смочите ладони водой и снова поставите их в прежнее положение?
Ответ: Во втором случае будет ощущение холода, т.к. вода с ладоней испаряется, ветер уносит «улетающие» молекулы, унося часть энергии, поэтому температура ладоней понижается.

4. Щепотку марганцовки бросьте на сырой снег. Что вы увидели? Объясните.
Ответ: На снегу образовалось расплывчатое фиолетовое пятно. Крупицы марганцовки растворились в воде, содержащейся в снегу, снег окрасится. Пятно расплывётся - диффузия.


VII. Физические загадки

1. По морю идёт-идёт, а до берега дойдёт и пропадёт. (волна)

2.На всякий зов даю ответ.
А ни души, ни тела нет (эхо)

3.И день, и ночь идут,
А с места не сойдут (часы)

4. В круглом домике, в окошке
Ходят сёстры по дорожке.
Не торопиться меньшая,
Но зато спешит большая (стрелки часов)
5. Вокруг носа вьётся,
А в руки не даётся (запах)

6. Без рук, без ног,
А на небо взбирается (туман)

7. Меня никто не видит, но всякий слышит,
А спутницу мою всяк может видеть,
Но никто не слышит. (гром и молния)

8. Своих глаз нет, а другим видеть помогают. (очки)


IIX. Конкурс экспериментаторов

На столе находятся справочник по физике и приборы: мензурка с водой, весы, тело неправильной формы, стакан с водой, часы, термометр. Представителям от команд необходимо:
Определить количество энергии, отданное горячей водой в стакане за 1 минуту?
Определить, из какого вещества изготовлено тело неправильной формы?

IX. Шерлок Холмс пришёл в гости

1.Хозяйка поставила на стол тарелку с угощением: на ней лежали бутерброды с сыром и колбасой. Шерлок Холмс посмотрел на них и подумал: «А нож хозяйка точит редко». Почему у него возникла такая мысль?
Ответ: У тупого ножа большая площадь опоры, он оказывает малое давление на сыр и колбасу, где остаются рваные широкие следы. У наточенного ножа площадь опоры мала, давление большое, нож легко входит в сыр, оставляя тонкий ровный срез.

2.– Прошу к столу, - сказала почтенная миссис, приглашая Шерлока Холмса.
– Блины вкусны, когда они горячие. Чтобы они оставались такими, я ставлю тарелку с блинами на плетёный проволочный поднос. Прошу отведать.
– Лучше их ставить на деревянную подставку, а не на металлическую, - посоветовал Холмс.
Почему он дал подобный совет?
Ответ: Теплопроводность дерева меньше, чем у металла, поэтому на деревянной подставке тарелки с блинами остывает медленнее.

3.Хозяйка дома, где был Холмс в гостях, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку, Шерлок Холмс сказал: «На улице холодно». Как он это определил?
Ответ: По шерсти кошки. При холодной погоде шерсть поднимается, становится «дыбом», чтобы в промежутках между шерстинками и ворсинками оказалось больше воздуха, т.к. он плохой проводник тепла.

4. Была зима. Шерлок Холмс вошёл в комнату с улицы. Сквозь замерзшие окна был виден лишь край дороги. «Хозяйка квартиры ленивая», - подумал он. Почему он сделал такой вывод?
Ответ: Окна были замёрзшими, таким образом из тёплой комнаты между рамами проник тёплый влажный воздух. Соприкасаясь с холодным стеклом, водяной пар, содержащийся в воздухе, конденсировался в воду, вода охладилась и замёрзла на стекле. Щели в рамах окон были плохо законопачены – хозяйка ленивая.

X. Компьютерный тест «Весёлый дракончик»
Представители от команд проходят тест, остальные наблюдают, используя экран.

XI. «Почемучкины» вопросы.

Почемучка достал из кармана детский воздушный шарик и не спеша, надул его. Затем поднял шарик над головой и отпустил. Шарик стремительно полетел к потолку (продемонстрировать). «Почему шарик движется?» - спросил Почемучка, хитро улыбаясь.
Ответ: 1. Воздух выталкивает шарик вверх по закону Архимеда.
2.Сокращаясь, упругие стенки шарика выдавливают находящийся в нём воздух, и он выходит из оболочки струёй, направленной вниз. По закону сохранения импульса оболочка шара должна двигаться в противоположную сторону. По сути, получилась ракета.

«Почему чёрная крыша дома быстрее освобождается от снега чем крыша светлая?» - спросил Почемучка отца.
Ответ: Чёрные тела лучше поглощают тепло, поэтому они быстрее нагреваются, а это в свою очередь вызывает быстрое таяние льда.

XII. Физика за чашкой чая.
Ребята, я знаю, вы с удовольствием каждый день пьёте чай, но не думаю, чтобы многие задумывались над сопровождающими этот процесс физическими явлениями.
1.Перед вами электрический чайник. Как вы думаете, почему, ставя его кипятить, чайник закрывают крышкой?
Ответ: Если чайник будет открыт, то часть молекул воды имеющих большую кинетическую энергию будет беспрепятственно улетать в пространство над чайником, унося с собой свою энергию. Таким образом, к чайнику нужно дольше подводить энергию, и он долго не будет закипать. Закрытый чайник закипит быстрее.

2.Какую температуру имеет кипящая в чайнике вода?
Ответ: 100 єС
3.Как поступить, наливая кипяток, чтобы толстостенный стакан не лопнул?
Ответ: Необходимо в стакан опустить металлическую ложечку, она примет часть тепла, температура воды станет меньше, тепловое расширение внутренних стенок тоже будет меньше, деформация не окажется столь сильной.

4.Вы, наверное, наблюдали, как старые люди в деревнях пьют чай: наливают его в блюдце и дуют, держа блюдце на кончиках пальцев. Объясните их действия.
Ответ: Площадь поверхности чая, налитого в блюдце, достаточно большая, таким образом, теплообмен и испарение идут интенсивнее – чай быстро остывает. Когда дуют на поверхность чая, процесс испарения, а это тоже понижает температуру. Площадь соприкосновения кончиков пальцев и блюдечка очень мала, таким образом, рука не сильно чувствует большую температуру.

5.Кто хочет стать экспертом с завязанными глазами? Предлагается определить, из какого материала изготовлены ложки, одинаковые по массе. Обосновать свое заключение.
Ответ: Различные вещества обладают разной теплопроводностью, то есть с разными скоростями нагреваются в горячем чае или забирают тепло от руки человека.

6.До какой температуры остынет горячий чай, если оставить чашку с ним в комнате до утра?
Ответ: До температуры воздуха в помещении.

7.(Продемонстрировать) Я налью в чистый стакан немного кипятка. Пронаблюдайте, что произойдет. Почему?
Ответ: Стенки стакана запотели: кипящая вода испарилась, пар, соприкасаясь с холодными стенками стакана, конденсировался на них, образуя туман.

8.Что необходимо сделать, чтобы чай в чашке как можно дольше оставался горячим?
Ответ: Поставить на деревянную подставку, сверху чашку лучше накрыть. Все это поставить в другую чашку большего размера.

XIII. Итоги игры. Рефлексия.

Что нового узнали на внеклассном мероприятии?
– Вы достигли цели занятия?
– Что помогло вам в достижении цели?

– Оцените свою работу: 














13PAGE 15


13PAGE 14715