План-конспект урока по русскому языку по теме «Род несклоняемых имён существительных» (в соответствии с требованиями ФГОС)


План-конспект урока по русскому языку (в соответствии с требованиями ФГОС)
ФИО: Иванова Людмила Алексеевна.
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Чёрный Яр».
Должность: учитель русского языка и литературы.
Предмет: русский язык.
Класс: 5.
Тема: Род несклоняемых имен существительных.
Базовый учебник: Русский язык под ред. А.Д. Шмелёва , М, «Вентана-Граф», 2012.
Программа: программа по русскому языку для 5 класса под ред. А.Д. Шмелёва.
Понятия (род существительных, несклоняемые существительные, одушевлённые, неодушевлённые, собственные, нарицательные).
Цель: научить учащихся определять род несклоняемых имён существительных.
Задачи:
Обучающие:
развить умения опознавать несклоняемые имена существительные,
научить определять род несклоняемых имён существительных,
обогатить словарный запас учащихся.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
формирование положительного интереса к изучаемой теме;
развитие культуры речи обучающихся.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы учащихся: парная, групповая, фронтальная, самостоятельная.
Необходимое техническое оборудование, ресурсное и программное обеспечение: проектор, ноутбук, экран, учебник «Русский язык» для 5 класса под ред. А. Д. Шмелёва, аудиоприложение к учебнику(CD), ЭОР № 1
http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B5%20%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%87%D1%8C&lr=37 (видео),
ЭОР № 2 http://learningapps.org/164591 (задание), презентация к уроку, выполненная в программе Power Point,
аудиоприложение «Зарядка».
Планируемые результаты: Предметные- учащиеся научатся определять род несклоняемых имён существительных.
Метапредметные – учащиеся научатся извлекать информацию из текста, иллюстраций;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные – учащиеся научатся проявлять творческое отношение к процессу обучения;
проявлять эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме;
учащиеся получат возможность научиться осознавать практическую и личностную значимость результатов этапов каждого урока.
Структура и ход урока
№ п/п Этапы урока Цели Деятельность учителя Деятельность
обучающихся Планируемые результаты через УУД
1 Организационный
( 1 мин.) Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, создание доброжелательной атмосферы Учитель приветствует учащихся на фоне мелодии Эннио Марриконэ « Ветер плач».
(см. ресурс № 1)
- Здравствуйте ребята! Я очень рада всех вас видеть. Надеюсь, что хорошее настроение,
созданное музыкой, сохранится у вас на протяжении урока и что мы с вами сегодня дружно и хорошо поработаем, продолжив дальнейшее знакомство с именем существительным. Ученики приветствуют учителя. Метапредметные:
элементарный диалог этикетного характера.
2 Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний и подведение обучающихся к восприятию новой темы.
(5 мин.) Выявление уровня изученного материала. - Но сначала мы выборочно проверим домашнее задание. Для того, чтобы его выполнить, что вам нужно было понять и усвоить?
- На предыдущем уроке мы уяснили, что род – это постоянный морфологический признак существительного. Значение рода существительного выражается окончанием согласующегося с ним прилагательного.
(Слайд № 2)
- Подумайте, у всех ли существительных можно определить род? Выполните задание.
(Слайд № 3).
Обратимся к упражнению 40, задание 3.
-В ваших работах прозвучало существительное задира. Назовите известные вам существительные общего рода, употребив их в словосочетаниях или предложениях так, чтобы было ясно, лицо мужского или женского пола они обозначают.
- Мы с вами вспомнили изученное ранее. А теперь продолжим путешествие в страну «Существительное».
Отвечают на вопросы учителя, используя информацию о том, как определяется род имён существительных и о существительных общего рода.
Смотрят слайд, вспоминая изученный материал.
Учащиеся отвечают, посмотрев слайд, что это существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа, поэтому род их определить нельзя.
Ученики читают письменный ответ на вопрос «Почему автор прозвал воробья задирой?»
Приводят примеры предполагаемых ответов «Витя – круглый сирота», «Большая умница». Умение определять род имён существительных и находить существительные общего рода. (Предметные)
Умение создавать письменные тексты-рассуждения, выделять главное, аргументировать своё мнение. (Предметные)
Применение теоретических знаний на практике.
3 Определение темы и цели урока.
Мотивация учебной деятельности. Создание условий для возникновения у обучающихся потребности во включении в деятельность. - Прочитайте отрывок из шуточной песенки А. Хайта и подумайте, какие ошибки в ней высмеиваются.
(Слайды № 4,5)
- А теперь проверьте себя, верно ли вы справились с этим заданием.
(Слайд № 6)
- Определите род данных существительных.
- Почему вам не легко было справиться с этим заданием?
- Познакомившись со стихотворением и выполнив задание. Как вы думаете, о чём пойдет сегодня речь на уроке, какова будет его тема.
- Почти верно. Тема сегодняшнего урока «Род несклоняемых существительных». Откройте тетради. Запишите число и тему.
- Итак, вы записали тему. Попробуйте определить цель урока. Чему мы должны научиться? Читают строки стихотворения, отмечают неправильное употребление несклоняемых существительных.
Учащиеся сверяют ответы с материалами слайда.
Выполняют задания, определяя (не всегда верно) род несклоняемых существительных.
Говорят, что выполнять задание было трудно по причине недостаточного объёма знаний по этому вопросу.
Учащиеся называют тему урока «Несклоняемые имена существительные»
Записывают число и тему урока.
Учащиеся формулируют цель урока: научиться опознавать несклоняемые имена существительные, уяснить признаки, по которым определяют род несклоняемых существительных., обогатить словарный запас слов. Метапредметные:
использование знаний в новых условиях (регулятивные),
умение находить ошибки и корректировать их (познавательные).
умение осуществлять самоконтроль
(личностные).
Умение определять род несклоняемых существительных. (Предметные)
Метапредметные:
умение формулировать учебные цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё не известно. (Регулятивные)
4 Постановка проблемы
(5 мин.) Включение учащихся в познавательную деятельность. Учитель предлагает открыть учебник на стр. 129-130, внимательно изучить материал таблицы и ответить на вопросы.
(Организует работу, помогает учащимся в поиске информации). Знакомятся с информацией в таблице, отвечают на вопросы (с.130), делают вывод о том, что род несклоняемых существительных в большинстве случаев определяется по их значению. Метапредметные:
умение находить нужную информацию в таблице учебника (познавательные),
повторение базовых и предметных результатов (одушевленные-
неодушевленные, собственные- нарицательные)
5 Практическая деятельность.
Работа в группах.
(4 мин.)
Умение определить род несклоняемых имён существительных
Учитель объясняет задание, помогает уяснить значение непонятных слов. (Слайд № 7)
Наблюдает за работой групп. Учащиеся делятся на группы. Первая определяет род собственных имён существительных, вторая – нарицательных, третья- сложносокращенных слов. Умение использовать механические действия анализа и обобщения (предметные)
Динамическая пауза (2 мин.) Снять умственное напряжение. Включает аудиозапись, показывает элементы упражнений. Повторяют за учителем упражнения. Личностные- позитивное отношение к уроку.
6 Работа с учебником.
(4 мин.)
Работа с аудиоприложением.
Работа в паре. Выполнение упр. 45.
(6 мин.) Адекватное восприятие на слух текста, способность извлекать выборочную информацию, выполнение письменного задания.
Формирование способности к совместной деятельности в группе, выражающейся в определении общей цели и путей её достижения. Включает аудиозапись к учебнику (упр.44), объясняет, помогает.
Распределяет учащихся по парам, контролирует их деятельность. Слушают текст, извлекают нужную информацию, выполняют задание упр. 44.
Читают текст, выполняют задание. Метапредметные:
умение слушать тексты, адекватно воспринимать на слух его содержание, отражать в письменной форме результаты своей деятельности. (Познавательные, регулятивные).
Умение использовать механизмы логических действий анализа, сравнения (предметные).
Использование теоретических знаний на практике, умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимоконтролировать действия друг друга. (личностные, предметные)
7 Осуществление контроля и коррекции.
( 1 мин.)
Использование ЭОР.
Контрольный срез
(по вариантам)
( 5 мин.)
Осуществлять контроль изучения темы, используя ЭОР.
Проверить знания учащихся, полученные при изучении новой темы. Объясняет задание.
(Использует
ЭОР № 2).
Объясняет задание, контролирует его выполнение.
( Слайд № 10) Находят несклоняемые существительные, определяют их род.
Письменно выполняют задание, предложенное учителем. Осуществляют поисковую деятельность
(познавательные)
Предметные:
умение определять род несклоняемых имён существительных.
8 Оценивание обучающихся
(1,5 мин.) Дать оценку работе обучающихся за урок Комментирует, выставляет оценки за урок. Выражают своё согласие/несогласие. Адекватно воспринимать информацию
(личностные,
регулятивные).
9 Рефлексия
(подведение итогов занятия)
( 1,5 мин.) Организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке. Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.
Предлагает выполнить упражнение
(Слайд № 11).
- Как бы вы оценили свою работу на уроке? Обсуждают успехи, затруднения при выполнении заданий, пытаются осознать то, что уже усвоили и что ещё подлежит усвоению. Умение анализировать свою деятельность на занятии, подведение итогов занятия.
(регулятивные)
Анализировать достижение цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале (коммуникативные УУД)
10 Информация по домашнему заданию
( 1 мин.) Выявление уровня изученного материала Дает разноуровневые домашние задания: Глава 6, п.7 стр.129-130, стр.131 № 43 (базовый уровень).
Используя ресурс Learningapps.org, найдите упражнения по теме сегодняшнего урока и выполните их.
(Повышенный).
Учитель благодарит учащихся за совместную работу. Учащиеся получают домашнее задание, выбирают для себя необходимое. Способности оценить свои силы при выполнении домашнего задания (личностные).