В целях улучшения качества образования было решено использовать в школе подход LessonStady, было сформировано несколько фокус-групп. В нашей группе было 4 человека. Было решено совместно планировать уроки, проводить их в одном классе, наблюдать, анали


Отчет 09.11.2015 Альменова А.А.
Тема:Использование критериального оценивания как способа формирования эффективной групповой (парной) работы с целью развития критического мышления учеников на уроках.
В целях улучшения и развития  качества образования было решено использовать в нашей школе подход LessonStady, сформировано несколько фокус-групп. Нашей фокус-группой, в составе 4 человек, было решено совместно планировать последовательные уроки, проводить уроки в запланированном классе, совместно наблюдая, анализируя обучение. Исследования проводили учителя: Альменова А.А., Марняк С.А., Зубова Н.Н, Рагулина К.Н.
Определили  цель исследования: помощь учителю для улучшения обучения( как использование критериального оценивания в групповой (парной работе)и развивает критическое мышление учеников на уроках).
Задачи: развивать у учащихся навыки критического мышления через работу в коллаборативной среде посредством критерального оценивания.
Ожидаемые результаты: повышение профессионального уровня  учителей через вовлеченность их в исследовательскую деятельность; создание благоприятной учебно-познавательной среды для всестороннего развития личности;
Lessonstudy мы рассматривали как средство для развития и усовершенствования преподавания посредством концентрации внимания на обучении учащихся и  определяли способы использования. Целевая направленность    подобной технологии заключается в изучении и последующем анализе самого процесса обучения, а не деятельности самого учителя.
До проведения уроков в формате LessonStudy группа учителей провела предварительные встречи. Работая в небольшой группе, учителя сотрудничали друг с другом, планировали урок  (так называемый "урок исследования»), чтобы наблюдать, как это работает на практике, а затем пересмотреть и доложить о результатах для того, чтобы другие учителя могли извлечь из этого пользу.  Совместно обсуждали цели обучения, задачи, подобраны стратегии критического мышления для каждого этапа урока, озвучен ожидаемый результат от использования данных стратегий. 
Для того, чтобы провести исследование урока, всем участникам были предложены карты наблюдения урока.  Обращаясь к вопросу,  что мы должны сделать в классе, я предложила посетить урок, проводимых в формате LessonStudy, в ходе которых команда учителей – предметников русского языка и литературы, разработавшая данные уроки, готова ответить на этот вопрос, показав на практике эффективные для каждого этапа урока приемы критического мышления, оценивания посредством коллаборативного подхода.
При построении занятия необходимо выдерживать следующие этапы совместной работы:
1. Актуализация знаний темы (инвентаризация имеющейся информации по данной теме, чтоб выявить ресурсы ребенка и группы, и в работе группы учитывать опыт каждого ребенка).
2. Мотивация (осуществить вызов, соблазнить идеей занятия, пробудить интерес к предлагаемой теме, сформулировать вопросы, поставить цель предстоящей деятельности).
3. Активизация учащихся (договор о будущем характере и правилах работы, предъявление четкого алгоритма будущих действий).
4. Осмысление материала (собственно деятельность: чередование индивидуальной, парной, групповой работы с целью знакомства с новой информацией, её соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление затруднений и противоречий, корректировка целей)
5.Рефлексия (суммирование и систематизация новой информации, её оценка, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка новых вопросов и постановка новых целей учебной деятельности).
Особенности работы на современном уроке:
Чтобы добиться ожидаемых результатов в обучении, необходимо создать условия для освоения, нужную атмосферу на занятиях, дать возможность детям высказаться, ведь порой за них эту миссию выполняем мы, говорим за детей, не слышим ребенка. При планировании уроков нашей задача была построить свою деятельность так, чтобы вовлечь в учебный процесс всех учащихся, повысить мотивацию. Роль учителя в основном координирующая.
Не объём знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в  жизни.
Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
Коммуникативно- деятельностный принцип обучения,  предусматривающий  диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между педагогом и обучаемыми.
Использование критериального оценивания позволяет решать задачи:
образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Умение мыслить критически — это не выискивание недостатков,  а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Эффективным методом демонстрации процесса критического мышления является графическая организация материала (модели, рисунки, схемы, постеры, презентации)- отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей.
Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовка исследованию, как способ организовать размышление над полученными знаниями. Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания- можно организовать на любом предметном материале.
Результаты наблюдений показали, при использовании стратегии «Толстые и тонкие вопросы», таксономия БЛУМА, что  не всегда все ученики могут критически мыслить на должном уровне. Иногда «сильные»  затруднялись с ответами на толстые вопросы, а «слабые» проявляли интуицию и смекалку. Для  того, чтобы ученики со слабыми учебными способностями смогли преодолеть свои проблемы, нужно включать их в работу в паре для развития диалогической речи, использовать дифференцированые задания требующие монологического ответа, работу в группе с применением стратегии РКМЧП.
Формы работы на  уроках – индивидуальная работа, в парах и парах сменного состава, группе и группе сменного состава. Мы выяснили, что при систематической организации групповой работы : за небольшой промежуток времени все ученики получают возможность продемонстрировать свою готовность к уроку, понимание учебного материала, возможность коррекции знаний т.к. в процессе рассказа возможны спорные ситуации, решать которые можно совместно в группе, а также с помощью учителя сводится к минимуму количество не до конца выясненных вопросов, не допускается неправильное запоминание. Учителя сделали вывод об эффективности используемых стратегий и правильном  выборе приемов критического мышления для каждого этапа урока.
Данные уроки показали, что уч-ся могут выражать свое мнение, хотя еще не все решаются выступать в роли спикера. В некоторых группах наблюдалось «давление» со стороны спикеров, что не давало возможности высказаться другим членам группы. В дальнейшем необходимо четко разрабатывать критерии, согласовывать их с учащимися. Также необходимо направлять  работу групп, подводя их к созданию благоприятной диалогической среды, чему способствует исследовательский тип беседы. На основе исследований можно утверждать, что дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии создания благоприятной учебно-познавательной среды через активные методы, вовлечение их в обсуждения, диалог и аргументацию.
  Оценивание показало, что учащиеся могут применять стратегии развития критического мышления и объективно оценивать работу себя и  партнера по группе. На этапе рефлексии при ответе на вопрос: что нужно сделать для того, чтобы преодолеть препятствия, ученики ответили - «нужно читать учебник, искать материал в интернете, читать книги. Нужно обсуждать с друзьями проблемы. Учить и запоминать. Для того чтобы  поставить оценку, нужно знать самому материал».
Подробно остановились на деятельности учащихся: слабые учащиеся, обучаясь в интерактивной диалоговой  среде, получили помощь от сильных и средних учащихся, выполнив задание, но сильные учащиеся подавляли их деятельность при ответах, не давая им высказать свое мнения. Поэтому группе учителей необходимо при разработке следующего урока использовать дифференцированные задания, а так же напомнить учащимся правила работы в группе. Также было рекомендовано, тщательно подходить к разработке оценочных листов и заранее знакомить учащихся с критериями оценки различных видов работы.
Используя подход LessonStudy  в своей работе,  пришли к выводу, что разрабатывать урок в интерактивной диалоговой среде гораздо эффективней, так как,  с помощью мозгового штурма,  каждый учитель предлагает свое видение использования стратегий  и приемов.  Можно выбрать наиболее приемлемый вариант. Прогнозируется эффективность используемых стратегий, возможность выполнения задания учащимися и ожидаемый результат от выполнения задания. Так же эффективным является использование этого подхода для наблюдения за  продвижения учащихся в зоне их ближайшего развития. При взаимодействии с сильными учащимися слабые учащиеся также начинают работать, получив поддержку  и помощь. Такая совместная деятельность мотивирует эту категорию учащихся на успех. Учитель не должен пропустить этот момент, дать возможность  слабому ученику, реализовав себя на своем уровне с помощью поощрения, похвалы приблизиться к выполнению заданий среднего уровня.
Каковы “плюсы” групповой формы работы?
Во - первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу.
развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Каковы “минусы” и трудности организации групповой работы на уроке?
Часто учащихся объединяют в группы по принципу “сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный.
Более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Объединение учащихся с разным интеллектуальным уровнем целесообразно в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех.
Размышляя, над результатами проведенных уроков,  выявили, что наиболее продуктивными способами активизировать всех учеников в группе: результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Задание для группы необходимо давать таким образом, что каждый получает свой “участок работы” и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания.
Стратегии РКМЧП помогли мотивировать учащихся к учебной деятельности и активно работать как на уроке, так и дома, изменить подходы по изучению учебного материала, применяя полученные навыки на практике, получить обратную связь, вести критериальное оценивание, формировать собственное отношение к изучаемому материалу. На уроке обязательно интегрируются несколько предметов. Экономится время для учителя, что позволяет вести различные виды оценивания (наблюдение, рефлексию и т.д.).
Трудности с которыми столкнулись- желание ответить за ученика, необъективное оценивание учащихся ответов друг друга, нехватка словарного запаса отдельных учащихся, недостаток времени, забывают правила работы в группе
Для преодоления трудностей, планируем разрабатывать критерии оценивания совместно с  учащимися.
Рекомендации
Если возникает желание ответить за ученика, вспомнить поговорку: “Молчание золото”
Разрабатывать задания вызывающие позитивные эмоции с учетом индивидуальных и возрастных особенностей
Развивать монологическую речь учащихся через использование стратегий КМ
Групповая работа эффективна на определенном этапе, или на определенном виде работы.
Четко регламентировать время ответов, и проблема нехватки учебного времени будет решена, напоминать учащимся правила работы в группе
Обязательное условие роста профессионального мастерства это понимание, анализ и размышление над тем, что мы делаем. Однако, в любом случае учиться только на своей практике сложно и не всегда эффективно. Поэтому проведение исследования деятельности учителя с последующим её анализом способствует тому, что педагог становится более уверенным в том, что он делает. Как следствие, отношение учителя к процессу планирования и проведения урока меняется существенно, так как систематизированное проведения рефлексии способствует выработке умения критически взглянуть на проблему. Анализ урока, проведенный учителями, указывает на возможные пути его совершенствования; учитель становится более заинтересованным в процессе преподавания, мотивированным, вдохновленным к новой работе.
Важным в этом подходе является и то, что ответственность за проведенный урок несет вся группа и саморазвитие в результате полученного опыта  и дальнейшее улучшение собственной практики происходит не у одного учителя, а у группы учителей

.