Занятие по кружковой работе Волшебная бумага


Занятие 1 - «Удивительная бумага»
Программные задачи:
Познакомиться с представлениями детей о свойствах бумаги.
Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действий с бумагой.
Стимулировать использование в активной речи глаголов: рвать, мять, рисовать, шуршать, трещать; прилагательных: гладкий, колючий, мятый, белый, большой, маленький.
Укреплять мышцы кистей рук, формировать ловкость и координированность рук.
Поддерживать интерес детей к совместным познавательно-игровым занятиям.
Воспитывать аккуратность и стремление поддерживать порядок в помещении.
Формировать основы организации деятельности.
Материалы и оборудование:
- для демонстрации: большая коробка для обрывков бумаги, мусорное ведро;
- для каждого ребенка: листы писчей бумаги, салфетки, карандаши.
Ход занятия:
Дети с педагогом сидят вокруг стола.
Педагог рассказывает: «Однажды маленький мышонок выглянул из своей норки и увидел, что вокруг пусто – нет никого. «Это хорошо, что никого здесь нет, - обрадовался мышонок, – значит, я смогу отправиться в путешествие!» И мышонок побежал осматривать дом, в котором находилась его норка. Он нашел много интересного: хлебную крошку (педагог обращается к детям с вопросом: «Как вы думаете, что мышонок с нею сделал?», выслушивает ответы детей и продолжает свой рассказ), ниточку, карандаш… А потом, мышонок залез на большой письменный стол. И тут он увидел настоящее чудо: большой, белый лист бумаги».
Каждый ребёнок получает лист белой писчей бумаги. Педагог спрашивает: «Что это? Какого цвета? – и предлагает детям, - погладьте пальчиками листок: бумага гладкая. Какая бумага? (Гладкая.) Что можно делать с такой бумагой? (Принимается любой детский ответ, но часто дети говорят: «Рисовать».) Да, на ней можно рисовать». Если дети не отвечают на вопросы педагога, взрослый, после некоторой паузы, сам даёт требуемый ответ. Можно попросить детей повторить эти ответы хором или индивидуально, начиная с «говорящих» детей.
Затем каждому ребёнку педагог предлагает выбрать карандаш понравившегося цвета и порисовать на листе бумаги. Педагог может поинтересоваться, что каждый ребёнок изобразил на своём листе бумаги, а затем спрашивает всех детей: «Хорошо рисовать на белой бумаге?» (Ответы детей). «А теперь, положите карандаши на стол и накройте их своим листом бумаги. Видно карандаш? Нет, конечно. Бумага плотная, непрозрачная и под ней ничего не видно. Какая бумага? (Плотная, непрозрачная.) Где карандаш, покажите. Вот он! Спрячьте снова. Нет, не видно под плотной бумагой». Дети несколько раз прячут и находят карандаш, педагог акцентирует внимание детей на свойствах бумаги и словах, их обозначающих: непрозрачная, плотная.
Затем педагог спрашивает: «А что ещё мышонку можно сделать с бумагой?», -выслушивает ответы детей и продолжает,- её можно помять. Посмотрите, как я сомну бумагу. Послушайте, как она шуршит. А теперь вы сомните свои листочки и послушайте, как они шуршат: громко, жестко». Дети мнут бумагу, прислушиваются к шуршанию бумаги, взрослый стимулирует детей на повторение слов и словосочетаний: я мну бумагу, бумага шуршит, я смял бумагу.
Педагог спрашивает детей: «Что мы сделали с бумагой? (Смяли бумагу). Как шуршит бумага? Покажите, что у вас получилось?» Дети показывают комок бумаги. «Большой комок бумаги. Прижмите комок к щеке, какой он? – продолжает педагог. (Колючий, большой) «В ладошку не спрячешь – он слишком большой», - говорит педагог.
Далее педагог раздаёт детям салфетки и спрашивает: «Что это? Какого цвета? Какая поверхность у салфетки? Проведите пальчиками по ней – салфетка неровная, не гладкая, мягкая. (Использование детского игрового экспериментирования в работе с детьми в возрасте от 2 до 3 лет показало, что в совместной, организованной взрослым, деятельности малыши действуют исключительно по его показу и объяснениям. Также, мы неоднократно наблюдали, что даже дети с повышенной двигательной активностью хорошо концентрируют внимание в ходе экспериментирования с разными материалами и предметами, что подтверждается нейропсихологическими исследованиями. В связи с этим, детское игровое экспериментирование может использоваться в коррекции нарушения поведения детей). Для чего нужны салфетки? Можно рисовать на салфетке? Давайте попробуем». Дети пробуют рисовать на салфетке. Педагог спрашивает: «Удобно рисовать на салфетке? Почему, нет?» После ответов детей педагог резюмирует: «Да, на салфетке рисовать неудобно, потому что она мягкая, неровная и карандашу трудно рисовать на ней, салфетка рвётся».
Педагог предлагает детям провести с салфеткой те же опыты, что и с листом писчей бумаги: «Аккуратно разверните салфетку, спрячьте под неё карандаш. Видно? Немножко видно. Салфетка мягкая, тонкая, через неё чуть-чуть видно карандаш». После опытов с салфеткой взрослый предлагает: «Попробуйте салфетку смять. Послушайте, как она шуршит. Салфетка мягкая, шуршит тихо, почти не слышно, мнется легко. Что получилось? Комочек. Маленький, мягкий комочек. Спрячется он в ладошке? Из плотной бумаги получился большой комок, он не помещался в ладошку, а из мягкой салфетки – маленький, он может спрятаться в ладошке. Прижмите к щеке этот комочек, какой он? К другой щеке приложите жесткую бумагу. Она колется. А салфетка – не колется, потому что она мягкая».
Затем педагог предлагает: «А теперь аккуратно выпрямим наши листочки, разгладим их ладошками. Какая получилась бумага? (Ответы детей) Бумага стала мятая. Мы её смяли, и получилась мятая бумага».
Продолжая исследовать свойства бумаги в совместной с детьми деятельности, педагог спрашивает: «Что ещё можно с бумагой сделать? (Порвать). Давайте порвем её на кусочки и послушаем, какой она при этом издает звук? (Громко трещит). Бумага громко трещит. Трудно рвать бумагу? Что получилось? (Много, много маленьких кусочков). Получилось много обрывков бумаги». После того, как дети порвали бумагу, педагог предлагает им сложить все обрывки бумаги в коробку.
Затем дети под руководством педагога проводят те же действия с салфеткой: «Аккуратно расправьте салфетку, погладьте её ладошками. У нас получилась мятая салфетка. Давайте попробуем её порвать и послушаем, как она будет трещать: громко или тихо. (Тихо). Легко рвется мягкая салфетка. Что получилось? (Много маленьких кусочков). А на что они похожи? (на снег, на вату) Давайте сложим их в коробку вместе с большими кусочками бумаги. Мышонку очень понравилось играть с листочками бумаги, но тут он услышал, что кто-то открывает дверь, и быстренько побежал в свою норку. А мы с вами наведём порядок и пойдём гулять».
Дети собирают все обрывки бумаги и салфетки в коробку, затем их высыпают их из коробки в ведро и задвигают стулья за столы.