Конспект урока по истории на тему Новая экономическая политика: цели и принципы


Конспект урока «Новая экономическая политика: цели и принципы»
Подготовил Бондаренко Кирилл Витальевич, учитель истории МОУ «СОШ №8» г. Магнитогорска
Цели и задачи урока:
Выявление совместно с учащимися основных причин перехода к НЭПу, формирование представления о целях, принципах и итогах НЭПа
Развитие навыков работы с источниками, устной речи, аналитического мышления, умения аргументировать свою точку зрения.Воспитание патриотизма и коммуникативной культуры
Этапы урока
I этап. Проверка домашнего задания. Тестирование по материалу домашнего задания
II этап. Постановка проблемы, целей и задач урока.
Деятельность учителя:
Демонстрирует слайд 2 (см. презентацию или Приложение 1) и предлагает учащимся доказать, что данная карикатура была создана после 1921 г.. Учитель предлагает учащимся самостоятельно определить цели урока
Деятельность учащихся:
Обсуждают карикатуру, отвечают на вопрос учителя, применяя свои знания из истории России. Совместно с учителем определяют цели урока
III этап. Новый материал
Деятельность учителя
Задаёт вопрос: каковы были причины перехода к НЭПу?
Деятельность учеников
На основании ранее изученного учащиеся совместно с учителем определяют причины перехода к НЭПу и делают записи в тетради:
Глубокий экономический кризис. Сокращение производства
Социально-политический кризис: стачечное движение рабочих, Кронштадтский мятеж, крестьянские восстания (например «антоновщина» в Тамбовской области)
Политическая и экономическая изоляция государства на международной арене
В условиях экономического кризиса в марте 1921 г. Ленин объявил о переходе к новой экономической политике (НЭП)
Деятельность учителя:
Пользуясь отрывком из «Доклада В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Политпросветов» (см. презентацию или Приложение 2) предлагает ответить на вопросы: как сам Ленин оценивал переход к НЭПу? Почему? Что Ленин считает одной из главнейших причин экономического кризиса?
Деятельность учащихся:
Изучают документ, отвечают на вопросы
Деятельность учителя
Предлагает учащимся сравнить политику государства в годы «военного коммунизма» и НЭПа
Деятельность учащихся
Учащиеся делятся на 4 группы. Пользуясь материалом параграфа «Экономическая политика красных и белых» и «Переход к нэпу» группы проводят сравнение по направлениям
1 группа: Политика в области сельского хозяйства
2 группа: Политика в области промышленности
3 группа: Политика в области трудовых отношений
4 группа: Политика в сфере товарно-денежных отношений
Каждая группа оглашает свои выводы, которые вносятся всеми учащимися в таблицу
Критерий сравнения «Военный коммунизм» НЭП
Политика в области сельского хозяйства Осуществление продразвёрстки - обязательная сдача производителями установленной нормы продуктов по установленным государством ценам. Главная проблема - Замена продразверстки продналогом. Этот налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведённых в хозяйстве продуктов
Политика в области промышленности Предприятия национализированы, т.е. переданы в государственную собственность. Запрет частного предпринимательства Частичная денационализация промышленности. Разрешение частного предпринимательства. Разрешение концессий – договоров на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности
Политика в области трудовых отношений Обязательная трудовая повинность Отказ от обязательной трудовой повинности
Политика в области товарно-денежных отношений Отмена свободной торговли, стремление к ликвидации товарно-денежных отношений Восстановление товарно-денежных отношений, денежная реформа
Деятельность учителя:
Рассказ учителя об итогах НЭПа, демонстрация слайдов
Итоги НЭПа:
Изменения в социальной структуре общества: появление новой «советской буржуазии» (нэпманов), увеличение численности и уровня жизни рабочего класса, «осереднячивание» деревни, увеличение чиновничье-бюрократического аппарата
Восстановление экономики: к 1928 г. промышленность достигла уровня 1913 г., восстановлены дореволюционные посевные площади. Обеспечение конвертируемости советской валюты
Рост безработицы, высокие цены, нехватка товаров первой необходимости
Изменения в культуре: распространение «легких жанров» (выступления артистов-куплетистов, спектакли-памфлеты), появление нового сленга, «журнальный бум» (в частности появление легендарного журнала «Крокодил»)
Деятельность учащихся:
Слушают, делают записи в тетради
IV этап. Закрепление
Деятельность учащихся
Класс делится на большие группы: «критики НЭПа» и «защитники НЭПа». Каждая группа должна аргументированно доказать свою позицию.
Деятельность учителя
Корректирует деятельность учащихся
V этап. Рефлексия
Обсуждение с учащимися вопросов
Что я узнал(а)?
Какие навыки я развил(а)?
Что мне еще хотелось бы узнать? (на основе ответа возможно распределение дополнительных заданий, рефератов, проектов)
Домашнее задание:
П. 18, вопросы. Дополнительные задания: проект «Словарь эпохи НЭПа», доклад «Отражение новой экономической политики в массовой культуре»
Приложение 1

Ссылка: http://zavantag.com/docs/3423/index-11170-1.html
Приложение 2
«На экономическом фронте, с попыткой перехода к коммунизму, мы к весне 1921 г. потерпели поражение более серьезное, чем какое бы то ни было поражение, нанесенное нам Колчаком, Деникиным или Пилсудским, поражение, гораздо более серьезное, гораздо более существенное и опасное. Оно выразилось в том, что наша хозяйственная политика в своих верхах оказалась оторванной от низов и не создала того подъема производительных сил, который в программе нашей партии признан основной и неотложной задачей.  Разверстка в деревне, этот непосредственный коммунистический подход к задачам строительства в городе, мешала подъему производительных сил и оказалась основной причиной глубокого экономического и политического кризиса, на который мы наткнулись весной 1921 года. Вот почему потребовалось то, что, с точки зрения нашей линии, нашей политики, нельзя назвать не чем иным, как сильнейшим поражением и отступлением»
(Из доклада на II Всероссийском съезде Политпросветов, 17 октября 1921 г.)
Ссылка: http://chkprf.narod.ru/Texts/VIL44-155.htm