Рабочая программа по Речевому развитию в детском саду программа От рождения до школы 2-младшая группа


муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад №175»
(МБДОУ)
Рабочая программа по развитию речи
для детей 3-4лет
(младшая группа)
авторы
(в рамках основной образовательной программы
«От рождения до школы»)
Авторы- составители:
Воспитатели: Никонова Н. А.

2015 – 2016 уч. год
Нормативные основания рабочей программы:
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 175:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014);
Методические рекомендации по использованию Примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации (письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.08.2015 г. № 24/4.1.1-5025/М);
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Письмо по вопросам составления рабочих программ от 03.11.2015 № 02-501.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 61Л01 №0003141, регистрационный № 5549 от 19.08.2015 г.);
Устав МБДОУ № 175
Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ № 175

Особенности детей группы №10 «Кораблик»
Группу №10 «Кораблик» посещают (--) детей 3 лет. Из них с (--) группой здоровья – (--) детей (%), со II группой здоровья (--) ребенка, с IIб (--) ребенка (%), с III группой здоровья (--) ребёнка (%).
Анализ социального статуса семей выявил, что в группе (--) семей (%) - полные семьи, (--) семей (%) - неполные семьи (ребёнок проживает с мамой),
(--) семьи (%) - многодетные. Уровень жизни семей удовлетворительный.
Анализ этнического состава воспитанников группы: (--) ребенка - русские (%), (--) ребёнка - армяне (%), (--) ребёнок (%) из двуязычной семьи, что вносит определённые трудности в совместную деятельность воспитателя с этим ребёнком.
В группе (--) мальчик (%) и (--) девочек (%).
В этом учебном году в нашу группу перешли (--) ребёнка из других групп детского сада. Вновь прибывшие дети органично «влились» в детский коллектив. На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.
Культурно-гигиенические навыки.
Большинство вновь пришедших малышей не умеют правильно держать ложку, ставят локти на стол, сутулятся, ноги растопыривают или засовывают под за ножки стула. Во время умывания забывают закатывать рукава, плохо вытирают руки, не могут до сих пор запомнить картинку своего полотенца, три ребенка не умеют самостоятельно раздеваться и одеваться. Мы им помогаем.
Мы детям ежедневно напоминаем: как надо мыть и вытирать руки, одеваться, держать ложку.
Высокий уровень – %
Средний уровень – %
Низкий уровень – %
Физическая культура.
Вновь пришедшие малыши, которые пришли из семьи, не умеют бросать мяч друг другу и ловить его, выполняют упражнения неправильно. Все дети очень любят играть в подвижные игры, охотно выполняют роль ведущего. Детям нравится метать дротики, бросать мешочки в корзину, играть в игру «Кольцеброс», «Кегельбан». У них это хорошо получается.
Ходить парами, ровным кругом могут дети посообразительней, ориентир них «край ковра».
Высокий уровень – %
Средний уровень – %
Низкий уровень – %
Игра.
Уровень игровых умений чуть выше среднего. Хорошо умеют играть девочки. У многих детей преобладают манипулятивные игровые действия: они не идут на контакт с детьми, дерутся, бросаются игрушками. Также они не умеют обращаться с игрушками – ломают их.
Многие новые малыши приносят в детский сад свои игрушки и охотно делятся с другими детьми. Играют хорошо в настольные игры, но не приучены убирать за собой.
Три ребенка любят играть в одиночестве.
Качаться на качалках, катать каталки и коляски учим играть по очереди.
Высокий уровень – %
Средний уровень – %
Низкий уровень – %
Речевое развитие
У большинства детей речь хорошая, но не эмоциональная, не всегда четкая. Мы добиваемся четкости в произношении звуков при помощи чистоговорок; в одной семье двуязычье – ребенок понимает, что ему говорят на русском, а на некоторые вопросы отвечает армянскими словами. У пяти детей речь сформирована плохо, (у одного ребенка речь отсутствует вообще) этим детям желательны занятия с логопедом и посещение коррекционной группы.
Высокий уровень – %
Средний уровень – %
Низкий уровень – %
ФЭМП
Для обследования уровня развития элементарных математических представлений детей, использовались представленные в плане методы контроля. Было выявлено: (%) детей владеют навыками счета, а именно считают в пределах 3, умеют отсчитывать предметы по названному числу или по образцу, владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну». (%) детей умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые). % детей умеют узнавать круг, квадрат, треугольник. Находят предметы заданной формы в окружающей обстановке. Лишь (%) детей умеют определять положение предмета в пространстве. Остальные дети слабо различают понятия – впереди, сзади, близко, далеко. Элементарные представления о времени и о частях суток сформированы у (%) детей.
Высокий уровень – %
Средний уровень – %
Низкий уровень – %
Художественно – эстетическая деятельность.
РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА: не все дети правильно держат карандаш и кисть, но «круг, овал» рисуют правильно- замкнутым кольцом. Нарисованное стараются закрашивать в одном направлении, не выходя за контур. Карандашом рисуют хуже- сильно давят на стержень, рвут лист бумаги, закрашивают не равномерно. Цветовую гамму различают все дети.
Лепить нравится всем, но некоторые вновь пришедшие дети бояться брать в руки пластилин.
АППЛИКАЦИЯ: дети не умеют работать с жидким клеем (ПВА). На листе бумаге ориентируются не все хорошо, некоторые не располагают детали как показано на образце.
Высокий уровень – %
Средний уровень – %
Низкий уровень – %
Над чем надо работать:
1. Культура поведения за столом, на занятиях и в повседневной жизни.
2. Учить правильной последовательности мытья рук, одеваться и раздеваться, правильно держать ложку.
3. Индивидуально работать с каждым по обучению обращения с ножницами, карандашом и кистью.
4. Учить ходить парами, по кругу, правильно выполнять упражнения.
5. Вырабатывать технику танцевальных движений, корректировать силу голоса.
6. Работа с агрессивными детьми.
7. Закрепить понятия «больше- меньше, поровну, одинаково, столько- сколько»
8. Прививать дружеские отношения друг к другу.
Пояснительная записка
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Основные цели и задачи
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.). Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста“», «Предложите: „Хотите посмотреть...“», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?“»). В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой“»). В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов. Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.
Формирование словаря. На основе обогащения представлений о
ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества
(цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка). Учить понимать
обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки:п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Связная речь. Развивается диалогическая форма речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). Помогать доброжелательно общаться друг с другом. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Количество занятий в неделю - 1, в месяц – 4. Всего 36 занятий (с учетом праздников и каникул, занятие подающие на эти дни переносятся в совместную деятельность).
Академический час = 15 минут
Образовательная деятельность по речевому развитию с детьми младшей группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.
Образовательная область «Речевое развитие» включает в себя – развитие речи и художественную литературу. Развитие речи реализуется в непосредственно образовательной деятельности. Чтение художественной литературы осуществляется в режимных моментах.
Формы реализации:
Система работы включает:
- НОД (занятия)
- беседы,
- наблюдения,
- игровые занятия,
- экскурсии,
- проблемно-игровые ситуации,
- викторины, сочинение загадок и сказок,
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.).
Условия реализации:
Средства развития коммуникации:
общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение родной речи на занятиях; художественная литература; изобразительное искусство, музыка, театр.
Методы развития речи и коммуникации:
Метод непосредственного наблюдения и его разновидности:
Наглядные, словесные, практические.
-наблюдение в природе,
-экскурсии
-чтение и рассказывание художественных произведений
Дидактические игры
Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность):
- рассматривание игрушек и картин,
-рассказывание по игрушкам и картинам
Заучивание наизусть
Игры-драматизации
Пересказ
Инсценировки
Обобщающая беседа
Дидактические упражнения
Рассказывание без опоры на наглядный материал
Пластические этюды
Хороводные игры
Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон – центров.
Центры оснащены развивающими материалами:
Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,
Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т.д.
Наборы картинок, репродукций, букв, речевые домино и др. дидактические игры, направленные на развитие речи детей.
Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативы ребенка. Для этого созданы следующие условия:
условия для свободного выбора деятельности;
условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
создание разных пространств предъявления детских продуктов:
-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу
-презентации или иные формы собрания группы или её части, на которых дети- по желанию- рассказывают о своем опыте или иным способом представляют продукты собственной деятельности.
-праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.
-детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио.
В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, нормативные проекты – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию и коммуникацию детей.
Самостоятельная деятельность детей;
Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе диагностики учителей логопедов.
Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.
Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, совместные проекты, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.
Планируемые результаты
-По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.
-Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
-С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.
Содержательный раздел
Дата Название темы
Кол-во часов Примечание
01.09.2015- 15.09.2015
16.09.15
23.09.15
30.09.15
07.10.15
14.10.15
21.10.15
28.10.15
04.11.15
11.11.15
18.11.15
25.11.15
02.12.15
09.12.15
16.12.15
23.12.15
30.12.15
13.01.16
20.01.16
27.01.16
03.02.16
10.02.16
17.02.16
24.02.16
02.03.16
09.03.16
16.03.16
23.03.16
30.03.16
06.04.16
13.04.16
20.04.16
27.04.16
04.05.1
11.05.16
18.05.16
25.05.16 Диагностические задания
Сентябрь.
«Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?», чтение стихотворения С. Черного «Приставалка».
Чтение РНС «Кот, петух и лиса».
Октябрь .
ЗКР: звуки (а); (у). Дидактическая игра «Не ошибись».
ЗКР: звук (у).
Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога).
Чтение РНС «Колобок». Дидактическое упражнение
ЗКР: звук (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»
Ноябрь.
Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…».
Чтение стихотворений об осени. Дидактическая игра «Что из чего получается».
ЗКР: звук (и).
Рассматривание сюжетной картины «Коза с козлятами».
Декабрь.
Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке».
Чтение РНС «Снегурушка и лиса».
Повторение РНС «Снегурушка и лиса». Дидактический игры «Эхо». «Чудесный мешочек».
Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет», стихотворения А. Босева «Трое».
Игра – инсценировка «У Матрешки – новоселье».
Январь.
Чтение РНС «Гуси – лебеди».
Рассматривание иллюстраций к РНС «Гуси – лебеди» и сюжетной картины «Зимой на прогулке».
ЗКР: звуки (м), (мь). Дидактическое упражнение «Вставь словечко».
Февраль.
ЗКР: звуки (п), (пь). Дидактическая игра «Ярмарка».
Чтение РНС «Лиса и заяц».
ЗКР: звуки (б), (бь).
Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились».
Март.
Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо».
Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому что…».
ЗКР: звуки (т), (п), (к).
Чтение РНС «У страха глаза велики».
Рассматривание сюжетной картины «Дети играют в кубики». Дидактическое упражнение на звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось?»)
Апрель.
Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?».
ЗКР: звук (ф).
Чтение и драматизация народной песенки «Курочка – рябушечка». Рассматривание сюжетной картины «Дети кормят курицу с цыплятами».
ЗКР: звук (с).
Май.
Чтение РНС «Бычок – черный бочок, белые копытца». Литературная викторина.
ЗКР: звук (з).
Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья».
ЗКР: звук (ц).
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Реализация рабочей программы обеспечена демонстрационным и раздаточным материалом:
Игровые, здоровье формирующие технологии, технологии развивающих игр, ИКТ (ОБЖ для малышей), «Утренняя зарядка», «Времена года», «Уроки хорошего поведения» и др, демонстрационные и раздаточные материалы, Серия наглядно-дидактических пособий «Животные», «Посуда», «Безопасность», «Цветы» и др.
Серия «16 обучающих картинок».
«Овощи, фрукты»
«Еда и напитки»
«Дикие животные»
«Обитатели морей и океанов»
«Цвета»
«Одежда»
«Земноводные и пресмыкающиеся»
«Птицы»
«Алфавит».
Плакаты обучающие:
Транспорт
Бытовая техника
Одежда
Инструменты
Еда и напитки
Деревья
Грибы, ягоды
Овощи
Фрукты
Мебель
Космос
Природные явления
Времена года
Времена года: осень, зима, весна, лето.
Дорожная азбука
Один дома
Уроки безопасности
Правила поведения за столом
Хорошие манеры
Рыбы
Земноводные
Животные Австралии
Млекопитающие
Животные Африки
Животные Арктики
Птицы
Насекомые
Дикие животные
Домашние животные
Мамы и детки
Сюжетные картины для рассматривания:
«Ежиха с ежатами»
«Лиса с лисятами»
«Медвежья семья»
«Зайцы»
«Белка с бельчатами»
«Волчица с волчатами»
«Семья оленей»
«Коза с козлятами»
«Собака с щенятами»
«Свинья с поросятами»
«Корова с теленком»
«Лошадь с жеребенком»
«Кошка с котятами»
«Река замерзла»
«Овощи»
«Куры»
«Беседы по картинкам»
«Я и другие»
«Учусь управлять собой»
«Чувства и эмоции»
«12 месяцев»
«Мир в картинках»
«Времена года»
Транспорт»
«Животные средней полосы»
Развивающие карточки «Познаем мир»
«Лото»
«Мой дом»
«Хорошо и плохо»
«Во саду ли, в огороде»
«Животные»
«Домашние и дикие животные»
«Магазин «Р», «Л».
«Магазин «С», «Ш».
Тематические картинки «Мой дом».
«Умные книжки 2 – 4 года».
«Альбом по развитию речи для самых маленьких».
«Развитие речи детей от 2-х лет» (сюжетные картинки).
Педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Список литературы:
Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015