Конспект НОД Путешествие по народным праздникам


НОД "Путешествие по народным праздникам"
Автор Прикащикова Анна Викторовна
Цель: подготовка к празднику «Встреча птиц»
Задачи:
Вызвать у детей чувства радости от подготовки к празднику
Способствовать развитию интереса к народным обычаям, играм, традициям через совместную деятельность
Закрепить представления детей о весенних изменениях в природе; упражнять в классификации птиц по внешнему виду, питанию, поведению и местонахождению; устанавливать взаимосвязи, делать логические выводы
Представления:
Птицы весной возвращаются в родные края, ремонтируют гнезда, строят новые.
21 марта – день весеннего равноденствия. По народному поверью в этот день прилетают жаворонки, и этот день на Руси отмечали как праздник «Встреча птиц». Птицы приносят весну-красну, зима заканчивается, весна начинается. При встрече пернатых друзей наши предки соблюдали следующие обычаи: вешали скворечники, кормушки, пекли из теста булочки-жаворонки; покупали на базаре птиц в клетке и выпускали. Булочками угощали друг друга, родителей, знакомых. Играли в различные подвижные игры.

Расширение словаря:
Родные края, Родина, весеннее равноденствие, народные праздники, народные обычаи, традиции, предки, Русь, Россия, пернатые, скворечник, силуэты, заклички, угощения.Материалы, оборудование:
Столик, на котором слева – сундучок, накрытый платком, в котором находятся схемы, обозначающие праздники, справа – клетка для птицы
Схемы:
Балалайка, Коробейник, Петрушка.
Елка, Рождество, звезда, маски.
Блины, чучело, фото сжигания масленицы,
Скворечник, Птичка
Колокольчик
Пиктограммы
Магнитофон
Запись пения птиц, фонограммы русской народной музыки, частушек и песни «Блины»
Дрожжевое тесто
Фартучки по числу детей
Ход:
Звучит сказочная, русская народная музыка. Дети с воспитателем встают в круг.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда нас такая музыка может позвать?
Дети: На праздник.
Воспитатель: А вы любите праздники?
Дети: Да
Воспитатель: А как можно обозначить праздник? Какой пиктограммой
или
Дети: Та, что с улыбкой
Воспитатель: Что мы делаем на празднике?
Дети: Веселимся, радуемся
Воспитатель: А раньше на Руси были праздники у наших предков?
Дети: Да
Воспитатель: Хотите отправиться в прошлое нашей Родины - Руси?
Дети: Да, очень
Воспитатель: У меня есть волшебный колокольчик – ваш старый знакомый, он вам поможет отправиться в путешествие. Давайте встанем, скажем:
«Колокольчик -1,2,3 – ты нас на праздник приведи»
Дети закрывают глаза, говорят заклинание и оборачиваются вокруг себя, открывают глаза.
Воспитатель: Смотрите, что у нас появилось (достает схемы-изображения - Балалайка, Коробейник, Петрушка)
- На какой праздник мы попали?
Дети: На ярмарку
Воспитатель: А что это за праздник? Вы бывали на нем? Что там делали?
Дети вспоминают праздник осенней ярмарки, который проходил в детском саду, делятся впечатлениями
Воспитатель: А частушки помните?
Дети поют частушки
Воспитатель: (звенит в колокольчик) Колокольчик дальше нас зовет, говорим заклинание. «Колокольчик -1,2,3 – ты нас на праздник приведи»
Дети встают, закрывают глаза, говорят заклинание и оборачиваются вокруг себя, садятся
Воспитатель: На каком же празднике мы сейчас оказались? (достает схемы-изображения - Елка, Рождественская звезда, маски)
Дети: Рождество, Святки
Воспитатель: Кому же этот праздник посвящен?
Дети: Иисусу Христу
Воспитатель: А что мы на нем делаем?
Ответы детей
Воспитатель: Помните ли колядки?
Дети вспоминают и поют колядки
Звенит колокольчик
Воспитатель: Опять нас в путь зовет, достает схемы (Блины, чучело, фото сжигания масленицы)
Воспитатель: Да тут пожар какой-то, разве это праздник?
Дети: Да, Масленица
Воспитатель: Расскажите про него,
Рассказы детей
Воспитатель: Как солнышко звали-кликали?
Дети: Заклички солнцу кричали
Вспоминают заклички, поют песню «Блины»
Колокольчик снова зовет
Воспитатель: А эти схемы о каком празднике говорят?
Дети: Праздник встречи птиц
Воспитатель: Разве был у вас такой праздник?
Дети: Нет, скоро будет
Воспитатель: Почему же это праздник? Ну, прилетели птицы, и ладно
Ответы детей
Воспитатель: А если они не прилетят, разве весна не наступит?
Ответы детей
Воспитатель: А нужны ли птицы нам? Разве не проживем без них?
Ответы детей
Воспитатель: Представьте, что птиц нет, тишина
Слушаем тишину
Воспитатель: А теперь послушаем, как поют птицы в лесу
Слушают запись пения птиц
Воспитатель: Сравните, когда нам приятнее?
Почему мы радуемся птицам?
Дети: Веселее, радостнее становится, улучшается настроение
Воспитатель: Какую пользу птицы приносят?
Ответы
Воспитатель: Можно ли их назвать друзьями?
Дети: Да
Воспитатель: А зачем же они улетают на юг?
Дети: Холодно, корма нет
Воспитатель: Почему улетают не все птицы?
Дети: Зимующие могут найти еду (зерна, семена)
Воспитатель: Почему перелетные птицы не могут есть эту еду?
Дети: Они питаются насекомыми, а их зимой не нет
Воспитатель: Но дятел тоже ест насекомых, но не улетает никуда
Дети: Клюв толстый, прочный, может достать насекомых из-под коры.
Воспитатель: Почему перелетные птицы не остаются на юге?
Дети: Они хотят вернуться на свою Родину
Воспитатель: Да, конечно, где родились, туда и тянет.
А какие заботы у птиц после прилета?
Дети: Делать гнезда
Воспитатель: Мы можем им помочь?
Дети: Скворечники повесить можно
Воспитатель вносит скворечник – сюрприз от пап. Дети радуются.
Воспитатель: Завтра пойдем их вешать на празднике.
А что еще мы приготовили к празднику?
Дети: Силуэты птиц
Воспитатель: Как будем встречать птиц?
Дети: Заклички говорить
Воспитатель: Да, были на Руси такие обычаи - заклички кричать и играть с силуэтами птиц. А хотите узнать, какие еще обычаи были?
Открываем покрывало, под ним клетка для птиц
Воспитатель: Что это? Хорошо ли птичке в клетке? Представьте себя в клетке
Ответы детей
Воспитатель: Можно ли зимой выпускать птиц из клеток? Почему?
Ответы детей
Воспитатель: Был такой обычай раньше покупать и отпускать птиц на волю в этот праздник
Воспитатель: Ну, а мы готовы к празднику?
Дети: Да
Воспитатель: Что у нас есть для праздника?
Дети: Скворечники, кормушки, силуэты птиц
Воспитатель: А угощение?
Дети: Нет.
Воспитатель: К нам пришел дорогой гость – бабушка Алены Татьяна Александровна. Она работала поваром и научит вас готовить булочки - «жаворонки»
Дети здороваются
Бабушка: Сегодня будем делать настоящих «жаворонков», как в старину
Познавательный рассказ бабушки
Бабушка: Надеваем фартучки, моем руки
Моют руки, надевают фартуки, готовят салфетки.
Из готового теста дети лепят «жаворонков» под руководством бабушки
Воспитатель: Ребята, а мы вспомним песню про жаворонков? Давайте споем.
Все вместе поют песню, беседуем про жаворонков
Бабушка: осталось посадить булочки в духовку (на кухне), и дождаться, пока они испекутся
Дети благодарят бабушку
Воспитатель: А теперь все готово к завтрашнему празднику «Встреча птиц»?
Дети перечисляют все, что они приготовили к празднику в совместной деятельности с воспитателями и родителями.
Воспитатель: Понравилось ли вам путешествие по праздникам? Что запомнилось больше всего?
Ответы детей
Воспитатель: Значит можно идти гулять, да в игры играть. А после прогулки посмотрим, какие «жаворонки» у нас получились.