Статья Миграционная политика в России.


Миграционная политика в России
Миграционные проблемы характерны практически для всех государств современного мира. В последние десятилетия с ними столкнулась и Россия. Развал СССР, разрушение сложившейся в течение 70 лет государственной политической и социально-экономической системы, централизованного механизма регулирования демографических процессов привели к массовому перемещению населения. Миграционные процессы в России протекают примерно так же, как во многих экономически развитых странах мира.
Одним из важнейших программных документов в сфере миграции стала утвержденная Указом Президента РФ Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года [1].
Этот документ представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Российской Федерации в сфере миграции [2].
Целями государственной миграционной политики Российской Федерации являются:
а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации;
б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации;
в) содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.
Миграционная политика Российской Федерации основывается на следующих принципах:
а) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
б) недопустимость любых форм дискриминации;
в) соблюдение норм национального и международного права;
г) гармонизация интересов личности, общества и государства;
д) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;
е) защита национального рынка труда;
ж) дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;
з) учет особенностей регионального развития;
и) открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации государственной миграционной политики Российской Федерации;
к) научная обоснованность принимаемых решений.
Основными задачами государственной миграционной политики Российской Федерации являются:
а) создание условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;
б) разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;
в) содействие развитию внутренней миграции;
г) содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;
д) выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;
е) содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
ж) противодействие незаконной миграции [1].
Главная причина миграции в России - экономическая, но миграция может быть вызвана природными, политическими, национальными, религиозными, экологическими и другими причинами.
Самыми актуальными для современной миграционной политики, на мой взгляд, являются трудовая миграция из-за рубежа и проблема нелегальных мигрантов.
Трудовая миграция в настоящее время стала необходимостью для многих европейских государств [3]. Хотя в условиях влияния мирового финансово-экономического кризиса и необходимости защиты граждан от безработицы многими государствами проводится ограничительная миграционная политика, предполагающая, в частности, ужесточение требований к признанию иностранных граждан высококвалифицированными специалистами [4].
Российская Федерация является крупным реципиентом иностранной рабочей силы, но в подавляющем большинстве – низкоквалифицированной. Сегодня Россия заинтересована в привлечении высококвалифицированных специалистов, а для этого она должна стать страной, привлекательной для иностранных высококвалифицированных специалистов [5].
Ранее в Российской Федерации высококвалифицированными специалистами считались иностранные граждане, обладающие профессиональными знаниями и признанными достижениями в трудовой деятельности при условии, что их заработная плата (вознаграждение) за период, не превышающий одного года, составит не менее 2 миллионов рублей (Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») [6]. В данный Федеральный закон были внесены изменения, в соответствии с которыми была определена новая категория трудовых мигрантов – иностранные высококвалифицированные специалисты (единственным обязательным условием для признания иностранного гражданина в Российской Федерации высококвалифицированным специалистом являлся размер его предполагаемой оплаты труда) [7].
В результате новых изменений в Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ категория иностранных граждан, относящихся к иностранным высококвалифицированным специалистам была расширена: определяющим условием остается уровень оплаты труда [8].
Привлечение высококвалифицированных специалистов в РФ становится одним из важных направлений миграционной политики. Законодательство о привлечении данной категории работников претерпевает изменения, позволяющие упростить процесс приема на работу иностранных высококвалифицированных специалистов для российских работодателей [5].
На сегодняшний день нелегальная миграция является серьезной проблемой. Нелегальные мигранты также являются проблемой большинства развитых стран (особенно стран Евросоюза в настоящее время в связи с хлынувшим потоком беженцев из стран Ближнего Востока и Африки).
Нелегальная миграция отрицательно влияет на многие сферы жизнедеятельности общества и представляет угрозу национальной безопасности страны. Нелегальными мигрантами совершается значительная часть преступлений против жизни и здоровья граждан. Незаконная миграция связана с такими противозаконными действиями, как терроризм, незаконный оборот оружия и наркотиков, рабство и торговля людьми.
Ю.В. Флоринская одним из недостатков миграционной политики России и миграционного законодательства считает их противоречивость и непоследовательность (после либерализации миграционного законодательства следует его ужесточение). Поправки в миграционное законодательство (большая часть которых носит ограничительный и запретительный характер) не позволяют в полной мере использовать потенциал Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года. Исследовательница приходит к выводу, что беда российского миграционного законодательства и миграционной политики заключается в постоянных метаниях от либерализации к запретам, что не только не способствует наведению порядка в этой сфере, а наоборот, приводит к хаосу, и в конечном итоге усиливает коррупционную составляющую (иностранцы, лишенные возможности легализации прямым и понятным путем, вынуждены искать обходной путь) [9].Миграционная политика Российской Федерации должна совершенствоваться, чтобы миграционные процессы в стране стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации.
Какие же шаги необходимо предпринять для усовершенствования системы регулирования миграции в Российской Федерации?
Ю.В. Флоринской отмечены меры, которые возможно реализовать в целях содействия внутристрановой пространственной мобильности населения (развитие дешевых сегментов арендного жилья; уведомительный порядок регистрации по месту фактического пребывания в арендуемом жилье; легализация рынка аренды жилья; дальнейшее развитие крупных городов) и в области внешней трудовой миграции населения (отмена квотирования выдачи разрешений на работу; распространение системы патентов для мигрантов из безвизовых стран; внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, уравнивающих налогообложение фонда оплаты труда российских и иностранных работников) [9].
В первую очередь, необходимо иметь точное представление о количестве мигрантов в нашей стране, то есть усовершенствовать статистический учет. Мы должны знать, кто к нам приезжает. Для решения данной проблемы необходимо создание банка данных о мигрантах, который будет содержать информацию обо всех легально прибывающих мигрантах в Российскую Федерацию.
Во-вторых, необходимо привлекать иммигрантов (в первую очередь из стран СНГ, где проживает большое количество русскоязычного населения: как русских, так и представителей других народностей). Для этого необходимо создать благоприятные условия для их переселения. В настоящее время действует Программа «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 637 [10]. Начиная с 2014 года, одним из основных направлений реализации Государственной программы является работа по оказанию в ее рамках содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, вынужденно покинувших территорию Украины. Согласно мониторингу реализации Государственной программы в IV квартале 2015 года, практическую реализацию указанной программы осуществляли 59 субъектов Российской Федерации: от соотечественников принято свыше 31 тысячи заявлений, в которые включено более 68 тысяч человек. В IV квартале 2015 года на учет в территориальных органах ФМС России поставлено более 28 тысяч соотечественников из Украины [11]. Полагаю, возможность получения гражданства в упрощенном режиме, а также возможность покупки жилья в Российской Федерации значительно увеличат эти цифры.
В-третьих, необходим контроль за внутренней миграцией, контроль за перемещениями внешних мигрантов, то есть их распределение по территории России. В первую очередь необходимо заселение слабонаселенных регионов. К примеру, С.В. Рязанцев указывает на то, что отток из неблагополучных регионов страны в более успешные будет продолжаться до тех пор, пока не будут сокращены диспропорции в социально-экономическом развитии между регионами России. Сгладить же эти разрывы, по мнению С.В. Рязанцева, можно путем перераспределения средств, полученных от налогов и сборов за регистрацию и трудовую деятельность легальных мигрантов из принимающих регионов в отдающие территории [12].
Наблюдая в данный момент провал миграционной политики Евросоюза, полагаю, что совершенствование системы регулирования миграции в Российской Федерации позволит сделать миграционные потоки более прозрачными, тем самым будут соблюдены права и законные интересы граждан Российской Федерации, а также соотечественников, переселяющихся в Россию из-за рубежа.
31 марта 2016 года Президент Российской Федерации В.В. Путин провел заседание Совета безопасности России, посвященное вопросам совершенствования миграционной политики в стране.
Президент потребовал от членов Совета безопасности России проанализировать кризис, с которым столкнулись европейские страны, отметив, что эта сфера связана с большими рисками и требует особого внимания.
Россия привлекательна для эмигрантов: по официальным данным, в нашей стране сейчас постоянно живут свыше десяти миллионов иностранцев (абсолютное большинство из них – девять миллионов человек – приезжие из стран Содружества Независимых Государств, прибывающих в поисках заработка).
Как отметил президент, эффективный контроль за столь массовыми миграционными потоками – это вопрос безопасности всей страны. Бороться с нелегальной миграцией необходимо не только внутри страны; важно сделать так, чтобы в Россию было невозможно попасть в обход закона.
Мигранты, фактически лишенные возможности интегрироваться в общество, становятся объектом пропаганды, вербовки со стороны экстремистов и террористических организаций.
По словам Николая Патрушева (Секретарь Совета безопасности Российской Федерации) в настоящий момент готовятся изменения в Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, поскольку ситуация в мире меняется так быстро, что уже необходимо внесение изменений в этот документ, хотя он и был принят совсем недавно [13].
Список литературы.
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Президентом Российской Федерации 13.06.2012 г.)// http://www.kremlin.ruМамитова Н.В. Миграционная политика Российской Федерации: проблемы теории и практики/ «Социодинамика». 2013. № 6. С. 73 – 104.
Федотова М.Ф., Шойко И.С. Современная миграционная политика Российской Федерации//«Право и безопасность». 2010. № 2.
Плюгина И.В. Сравнительно-правовой анализ критериев отнесения иностранных граждан к категории высококвалифицированных специалистов//Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011, Октябрь.
Жильцова Ю., Мадьянова Е. Привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов в зарубежных странах и в России//Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2013, № 4.
Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (по состоянию на 30.12.2015 г.)//Поисковая система «КонсультантПлюс».
Федеральный закон от 19.05.2010 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 24.11.2014 г.)//Поисковая система «КонсультантПлюс».
Федеральный закон от 23.12.2010 г. № 385-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 24.11.2014 г.)//Поисковая система «КонсультантПлюс».
Флоринская Ю.Ф., Мкртчян Н.В., Малева Т.М., Кириллова М.К. Миграция и рынок труда. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. – 108 с.ъУказ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»// https://www.fms.gov.ruМониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на территориях вселения субъектов Российской Федерации в IV квартале 2015 года//https://www.fms.gov.ruРязанцев С.В. Миграция и миграционная политика России: тенденции и противоречия//Политика народонаселения: настоящее и будущее. Четвертые Валентеевские чтения: Сборник докладов (Книга 1). – М.: МАКС Пресс, 2005. – 389 с.
https://www.1tv.ru
Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2014 г. № 531 «О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637»// https://www.fms.gov.ruФедеральный закон от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (по состоянию на 22.12.2014 г.)//Поисковая система «КонсультантПлюс».
Джабаров В.М. Некоторые приоритеты миграционной политики// Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2012. № 6. С. 5 – 11.
Рыбаковский Л.Л. Современная миграционная политика России в аспекте ее национальных интересов// Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2012. № 6. С. 11 – 27.
Тюменцева Г.И. Миграционная политика современной России//Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2014. № 1. С. 36 – 42.