Научно-исследовательская работа по русскому языку Неправильные правила или как запомнить словарные слова


Сафарова Ильвина Рустамовна МОБУ СОШ№1,село БураевоБураевский район Руководитель: Сафина АльфияКанифовна, учитель начальных классов НЕПРАВИЛЬНЫЕПРАВИЛА. ИЛИ КАК ЗАПОМНИТЬ СЛОВАРНЫЕСЛОВА.Цель моего проекта. Выяснить, умеют ли ученики 2-х классов писать словарныеслова и какзапомнитьслова, к которым нельзя применить правила.Актуальностью данной темы является то, что у учащихся из года в год снижаетсяграмотность.Гипотеза:Если регулярно выполнять специальные упражнения, то можно запоминатьправописаниесловарныхслов.Обоснование.Я ученица 2 класса. Начиная с первого класса мы на уроках русского языка пишем диктанты. В диктантах есть много слов с «опасными местами», но мы их учимся проверять и правильно писать. Такие слова писать я научилась. Написание некоторых букв в словах нельзя проверить по правилам. Или такие правила есть, но, например, подобрать проверочное слово сложно. Вот как можно объяснить, почему в слове жЮри буква Ю, а не У? Никак, только запомнить. Каждый человек хотел бы писать без ошибок. Одним это дается легко (это называется «врожденной грамотностью»). Другие вынуждены тратить много времени и сил на овладение грамотным письмом. И если для написания одних слов существуют четкие правила, то другие слова никаким правилам не подчиняются и запоминать их приходится только путем многократных повторений. Такие слова называются словарными. Я думаю их так назвали, потому что правописание слов надо посмотреть в словаре. Постоянно заглядывать в словари и искать нужное слово, очень трудно. Легче ,конечно, запомнить.Мы исследовали учеников 2-х классов (45 человек), для того, чтобы выяснить умеют ли они писать словарные слова.Использовали метод эксперимента.Они написали словарный диктантиз9 слов(в конце мая, в 1 классе). Текст диктанта. Мороз, девочка, город, огород, овощи, ребята, рябина, ученик, воробей.Результаты: допустили одну ошибку-10 человек, две ошибки-14 человек, три и более ошибок-21человек.
Затем я им предложили регулярно выполнять определенные упражнения.Для начала все словарные слова нужно условно разбить на группы:
-слова с непроверяемой гласной буквой (горох,огород);
-слова с удвоенной согласной (русский, класс, килограмм);
-слова с непроизносимыми согласными (лестница, здравствуйте) А затемработатьнад каждой группой отдельно. Обязательно завести орфографический словарик.Я предложила своим одноклассникам специальные упражнения,по которым я сама занималась самостоятельно. Эти упражнения мне мама подобрала из Интернета. Вот как я научилась запоминать словарные слова. 1.Можнозапомнить вот такие предложения, в которых встречается частобуква,которуюнадозапомнить.мороз–рисует узОры наокнахМосква– главныйгОродстраныовощи– круглые,как буква«о»Бегемот: "Я не БЕГаюи много ЕМ, поэтому такой толстый", сказал "БЕГЕмот"7.2.Подготовиливоттакиекарточки с картинками:( здесь только несколько)6
3.Очень увлекательно заниматься по книге В.Агафонова «Неправильные правила». Автор составил интересные стишки для быстрого и прочного запоминанияслов1. 4.Интересно было узнать и происхождения словарных слов.Это тоже помогаетихзапоминанию.2Оказалось,что словарей огромное количество : орфографический, этимологический, толковый, синонимов, антонимов и т.д. Через 2 месяца( середина ноября, 2 класс) мы снова написали диктант для сравнения. Все удивились, когда увидели результаты своих работ. Даже у тех ребят, которые допускали по 5-6 ошибок в пятнадцати словах, ошибок стало значительноменьше.Результаты: допустили одну ошибку- 5 человек, две ошибки- 7 человек, трии более ошибок-11человек.Как видно из моего исследования кропотливые занятия по запоминанию словарных слов дают свои результаты. Мои одноклассники довольны своей работой. Они и дальше будутзаниматься над своей грамотностью. Используемаялитература:1.АгафоновВ.В."Неправильные правила"2.Онлайнсловарьсловарныхслов http://vse-diktanty.ru/slovarnuye-slova/,http://slova.textologia.ru/3.РусскийЭтимологическийсловарь.4.СловарьОжегова.5.http://fb.ru/article/44611/proishojdenie-slov6.http://moya-pamyat.ru/zapominanie/kak-zapominat-slova.html7.http://www.tutoronline.ru/blog/prostye-i-jeffektivnye-sposoby-zapomnit-slovarnye-slova