Конекурс «Эффективные виды и формы организации самостоятельной работы на уроках химии»,

Ионычева Алевтина Леонидовна,
преподаватель химии
ГАПОУ «Чистопольский многопрофильный колледж»
г. Чистополь РТ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИРФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реформы российского общества, идущие в настоящее время, требуют подготовки людей способных обеспечить его развитие и процветание в XXI веке. В моем представлении, XXI век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению. Современный урок невозможно было бы представить и без новых ТСО. И ведущим среди них уже стал компьютер. На своих уроках использую компьютерные технологии, потому что современные ИКТ позволяют наиболее эффективно использовать разнообразную наглядность на занятиях, зрительное восприятие легче, кроме этого формируются навыки и умения информационно-поисковой деятельности.
На сегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности студентов, развитие их умственных способностей. В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний.
Современное  состояние  информационных  ресурсов  общества,  все  убыстряющиеся  темпы  их  пополнения  и  обновления  требуют  пересмотра,  как  отдельных  методологических  позиций, так  и  технологических  решений,  обеспечивающих  организацию  учебного  процесса  в  условиях  многократного  увеличения  объема  учебной  информации  и  ограниченного  бюджета  времени  без  физических  и  психических  перегрузок  обучающихся  и  обучающих.
Перед  современным СПО  стоит  задача  - подготовить  высококвалифицированного  специалиста,  владеющего  научными,  техническими  знаниями  и  умениями,  профессиональными  навыками,  позволяющими  самостоятельно  и  быстро  адаптироваться  в  меняющейся  информационной  и  технологической  среде;  обладающего  такими  профессионально- и  социально-  значимыми  качествами,  как  инициативность,  креативность,  мобильность,  предприимчивость,  деловитость,  и  т.д. 
В учебном пособии “Педагогика и психология высшей школы” самостоятельная работа трактуется как планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Здесь и приходят на помощь современные информационные технологии, использующие компьютерные формы обучения, современный уровень развития телекоммуникаций, дистанционные технологии составляют основу новых форм обучения в наступившем столетии. Критерием оценки деятельности студента, является обеспечиваемые ею условия для развития его индивидуальности.
Химия считается одним из наиболее трудных предметов. И уже через некоторое время после начала изучения активность, интерес студентов и качество знаний падает из-за большого объема теоретического материала и большого количества практических упражнений, в разнообразии которых студенты не успевают разобраться из-за недостаточного количества времени, отведенного на изучение тем. Как повысить познавательную активность обучающихся, ведь качество знаний обучающихся во многом определяется их отношением к учебному предмету.
Я считаю, что в этих условиях особое значение приобретает формирование у студентов самостоятельности в учебной деятельности, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, используя современные информационные технологии, умения самостоятельно строить свою деятельность.
Образовательные учреждения должны сегодня готовить специалистов, свободно ориентирующихся в современном информационном пространстве и способных применять полученную информацию в своей профессиональной деятельности.
Студенты заинтересованы в использовании современных информационных технологий в процессе обучения естественным наукам, как в аудитории, так и при организации самостоятельной работы. В последнем случае оптимально используются возможности реализации таких принципов обучения, как активность и доступность. На этой основе формируется поисковая активность студентов при отборе и структурировании информации.
Применение готовых электронных обучающих и контролирующих программ позволяет выполнять конкретные задачи при самостоятельной работе по обучению различным аспектам.
Такие программы состоят из теоретической, практической частей и системы контроля. Электронная форма представления образовательной информации представляет собой удобную альтернативу традиционным бумажным учебным материалам: учебникам, пособиям, журналам и т.д. Главные преимущества электронной формы представления учебной информации для самостоятельной работы студентов - большие выразительные способности в представлении учебного материала (видео, звук, динамические изображения - анимации), интерактивность. Для преподавателя предоставляется возможность быстрого внесения исправлений и добавлений в учебный материал, а так же появление новых способов доставки информации студентам - через специальные архивы на серверах, посредством электронной почты и образовательных WEB - страниц, а так же в виде электронных библиотек и возможностей эффективного поиска нужных сведений в огромных массивах информации.
Большую роль играет применение информационных технологий в создании тематических проектов. Положительными моментами этой формы работы являются не только развитие у студентов умений самостоятельно осуществлять поиск и оценку информации, творческий подход, но и коллективная работа над проектом. В самостоятельной работе студентов применяются информационные технологии в следующих направлениях:
представление курсовых и дипломных проектов студентами в электронном виде (помимо бумажного) в связи с необходимостью закрепления навыков работы с офисными пакетами общего назначения;
предоставления доступа в Интернет к ресурсам для подготовки рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ (проектов);
самообразование с использованием разработанных и приобретенных мультимедийных курсов;
осуществление самотестирования знаний;
создание собственных электронных ресурсов.
В процессе проведения семинарских занятий, зачетных уроков, лекционных занятий в колледже студентам предоставлялась возможность самостоятельной подготовки отдельных вопросов и тем с использованием презентационных технологий в демонстративных целях для визуализации статических и динамических образов, сопровождающих изложение учебного материала. Современные презентационные технологии позволяют преподавателю и студенту оперативно готовить наглядное сопровождение по своей дисциплине. Эти пособия могут включать в себя как мультимедийные курсы, видеофильмы, так и статические презентации. К современным системам контроля знаний можно отнести различного рода тестовые оболочки, позволяющие проверить знания и умения студентов как на стадии проработки материала (тренировочные), так и на стадии контроля. Самостоятельная подготовка повышает качество знаний студентов по представленной в презентации теме и заставляет внимательно изучать презентационные материалы.
В глобальную сеть входят такие ресурсы как курсы дистанционного обучения и подготовки, с последующей сертификацией полученных знаний, возможности on-line тестирования. Под дистанционной формой обучения мы понимаем такую форму, при которой обучающийся самостоятельно осваивает учебный материал с использованием возможностей компьютерной техники, в том числе, интернет-технологий и имеет возможность поддерживать диалог с преподавателем, используя средства телекоммуникации.
Интенсивность общения студента с преподавателем при использовании сетевых возможностей во много раз превосходит традиционную, учебный процесс неизбежно становится индивидуализированным, а в учебном материале могут быть использованы все возможности компьютерных технологий.
Многие преподаватели используют e-mail как организационный момент в преподавании - работа со студентом становится более индивидуально направленной: на собственный адрес студент получает план работы, раздаточные материалы, подготовленные преподавателем; преподаватель получает от студента его работы, исправляет и тут же с рецензией отправляет.
Одним из способов организации самостоятельной работы студентов является Интернет, применение которого в учебном процессе обладает рядом преимуществ: возможность выбрать индивидуальный режим работы для каждого студента, получить актуальную информацию по конкретной проблеме, пользоваться словарями и энциклопедиями, организовать диалог со всем миром, участвовать в чатах и форумах.
Использование Интернет - технологий в процессе самостоятельной работы студентов по изучению естественных наук поддерживает принцип коммуникативной направленности, который реализуется в двух направлениях. Во-первых, как свободное общение учащихся в режиме реального времени, посредством использования электронной почты и информационной сети, т.е. как диалог в письменной форме между партнерами по коммуникации, при котором компьютер выполняет роль средства коммуникации. Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие студента с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации (запрос и получение информации), то есть как диалог, в котором компьютер выступает в роли партнера по коммуникации.

Литература:
Куркович Н.А. Белорусский государственный экономический университет, Минск, Беларусь.
Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1986.
3. Розанова О.В.: ассистент  ТулГУ,  г.  Тула
4. Тихомиров В.П. Интернет-образование: не миф, а реальность ХХI века. М., 2000

15