Доклад на тему «Эффективные формы работы духовно-нравственного воспитания на уроках общеобразовательных дисциплин»


Докладна тему «Эффективные формы работы духовно-нравственного воспитания на уроках общеобразовательных дисциплин»
«… три качества – обширные знания, привычка
мыслить и благородство чувств -  необходимы
для того, чтобы человек был образованным
в полном смысле  слова»
Н. Г.  Чернышевский
По словам К.Д.Ушинского настоящего преподавателя и студентов роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души. И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия создает преподаватель на своих уроках для гармоничного развития личности.
Важное значение для реализации задач духовно-нравственного воспитания студентов имеет фактор жизненной и профессиональной активности самого преподавателя, так как студент фиксирует прежде всего то, что ярче всего проявляется в личности преподавателя.
Каждый день, переступая порог колледжа, мы стремимся воспитать из наших студентов настоящих патриотов своего Отечества, достойных граждан РК, полезных для государства и семьи. Хочется, чтобы душа каждого студента вобрала в себя лучшие качества человека - созидателя и творца, носителя нравственной чистоты, красоты, добра, справедливости, трудолюбия.
Проблема нравственного воспитания – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед учебными заведениями. Немаловажная роль в её решении отводится урокам литературы и русского языка, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей.
На уроках русского языка и литературы Ермановой К.С., Таласбаевой Г.Т. воспитание любви к родной природе посредством работы с художественным словом – одна из важнейших сторон нравственного воспитания. Стихи о родной природе позволяют не только привлечь внимание к живому миру, особенностям его обитания, связи с человеком, но и, что не менее важно, почувствовать его душу, его боль – найти в себе желание и силы сопереживать, сочувствовать, сострадать.
Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа.
Часто практикуют на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения –рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство.
Преподаватели активно используют информационные технологии.
Уроки литературы или, как часто говорят, уроки духовности, несомненно, жизненно важны, так как именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин. По словам Д. Гранина, «одна из великих задач литературы – бередить совесть, пробуждать чувство вины».
История - это предмет, который участвует в процессе формирования нравственных ценностей. Так, источниками нравственной культуры могут стать: труды выдающихся мыслителей отечественных и зарубежных; нравственные формы религиозных учений, притч, сказаний, легенд; произведения искусства, где воплощены духовные идеалы; работа над рефератами о жизни замечательных людей, которые обогащают студентов новыми знаниями, чтобы его имя жило в веках; изучение исторических документов, их подробный анализ позволят студентам высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, ребята одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви.
Учебный предмет «География» направлен на развитие интеллектуального и духовного потенциала молодёжи.
География даёт всесторонние знания о мире и его регионах, необходимые для объективного познания природных, социальных, экономических и политических процессов, позволяет понять, что развитие природы и общества - единый процесс, формирует чувство личной ответственности за современное и будущее состояние окружающей среды и человеческого общества.
При преподавании географии Утенова А.К. широко использует статьи о выдающихся отечественных географах, которые позволят дополнительно обогатить духовный мир студентов,использует современные материалы СМИ. Студенты готовят индивидуальные творческие сообщения, в которых показывают, что и в XXI веке сохранились в традициях народа духовность, внутренняя моральная сила, любовь к Отечеству.
Большую роль в географическом воспитании играет карта. Это особый вид изобразительного искусства, отражающий научную информацию. Именно преподаватель географии обязан научить студентов понимать и любить карту, ее историю.
Предмет математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки. На уроках математики Агамалиева Ж.Б. использует решение практических задач, нестандартные математические задачи, а также исторически и иллюстративный материалы. Студенты с интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае, стране, ее законах.
Приводит примеры из истории математики: факты свидетельствуют о том, что успехов и научных открытий достигают чаще всего те ученые, которые имеют хороший нравственный облик.
На уроках физики у Амангалиевой А.Е. студенты стараются раскрыть ценностные аспекты физики как науки, проявляющейся при взаимодействии с другими областями человеческой деятельности, анализируют  ценности самой жизни на примерах творчества выдающихся учёных - физиков и физиков - инженеров. Изучая на уроках опыты Шарля Огюстена Кулона, Майкла Фарадея, Генриха Герца, Петра  Лебедева, преподаватель обращает внимание студентов   на научную значимость этих экспериментов.
Освещая на уроках крупнейшие технические изобретения, знакомя с образцами решения технических задач, дает  представление о плодотворности союза учёного и инженера, обращает внимание на уроках физики основным вопросам глобальной экологии на примерах крупнейших экологических кризисов в природе. Все это  позволяет объяснить студентам губительные последствие для всего человечества, нарушение условий внедрения и применения технических разработок.
Помимо этого использует занимательные рассказы - это сведения из жизни ученых, рассказы о том, в каких условиях проходило развитие физики, как непросто первооткрывателям доказывать свою правоту, преодолевать установившиеся взгляды. Приводя исторические сведения об истории открытий, а так же биографические данные ученых, относящиеся к периоду их работы над изучением тех или иных явлений и процессов, тем самым формируя нравственные качества личности.
Учебный предмет «Английский язык» имеет существенную особенность: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне.
Ролевая игра является формой коллективного взаимодействия.
Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки. Театральные постановки на уроке — сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной.
Использование поэзии на уроках английского языка способствует знакомству с лучшими видами стихотворных форм, с вариантами перевода стихов на родной язык, способствует развитию различных навыков и культурной компетенции студентов. 
Пословицы и поговорки являются отражением народной мудрости, основываются на практическом жизненном опыте. Изучая структуру и содержание английских пословиц, подбирая их русские эквиваленты, студенты получают новые знания о жизни: о труде людей, о ценностях народа, о порицании различных человеческих пороков.
Одним из важнейших принципов духовно-нравственного воспитания является принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
«Мы должны построить общество, где ценятся честь, достоинство и репутация каждого, где присутствует высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности». Всё это возможно только через постижение таких общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность". Н.А.Назарбаев
В современной педагогической литературе понятие нравственность рассматривается, как показатель общей культуры человека, его достоинств, приверженности общечеловеческим ценностям; внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.
Что подразумевается под понятием духовность? Это устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя — в поисках и открытии самоценного, самосовершенствования; в стремлении найти ответы на „извечные вопросы бытия“ — об устройстве мира, истине, о добре и зле. В педагогике под понятием духовность подразумевается вдохновенно- чувственная сторона жизни человека и человечества, особый образ мышления и жизнедеятельности людей, основанный на приоритете нематериальных, гуманных ценностей. Сердцевина воспитания – развитие нравственных качеств личности. Когда воспитаны эти качества, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.
Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами“.