Методические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине: ОДБ.02. Литература по специальности: Информационные системы


СОГЛАСОВАНО:
Зам. по УР
_________Е.А.Рощина «__»_____________ 2015


Методические указания
по выполнению практических занятий
по учебной дисциплине: ОДБ.02. «Литература»
по специальностям:
09.02.04. Информационные системы (по отраслям);
35.02.07 Механизация сельского хозяйства;
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
19.02.10 Технология продукции общественного питания.
пос. Новоорск.2015г.
Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение профессионального образования «Орский технический техникум имени А.И.Стеценко» филиал пос. Новоорск.
Разработчик: преподаватель первой категории Г.К. Айтуганова.

Рассмотрена
На заседании МК преподавателей
Протокол №____ от «____»____________ 2015г.
Председатель _____________ Е.Е. Чеваль
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Цели и задачи методического пособия – требования к результатам
Практические задания
Список рекомендуемой литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания предназначены для студентов и служат пособием при выполнении практических работ, предусмотренных рабочими учебными планами специальностей и запланированных в рабочих программах.
Содержание и объем практических работ по дисциплине «Литература» соответствует требованиям ФГОС СПО, реализуемого в пределах ОПОП с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Практические задания направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных умений, они составляют важную часть теоретической подготовки по освоению дисциплины.
Выполненные работы должны быть представлены в тетрадях для практических работ.
Результат выполнения практических заданий оценивается по пятибалльной системе.
Критериями оценки служат отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, аккуратность оформления.
В данных методических указаниях приведено 39 часов практических занятий. Каждое практическое занятие содержит цель, перечень оснащения работы, содержания работы, методическое руководство к выполнению, контрольные вопросы, форму предъявления отчета, критерии оценки.
Целью практических занятий является:
формирование и развитие общих компетенций;
формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности.
Задачи, реализуемые в ходе проведения практических занятий, представляют собой:
систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений;
овладение практическими навыками работы с нормативной и справочной литературой;
развитие познавательных способностей и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
развитие исследовательских умений.
В результате выполнения данных заданий студент должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
Знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученного литературного произведения;
основные факты жизни и творчества И.С. Тургенева;
основные закономерности историко – литературного процесса и черты литературных направлений;
Уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно – выразительные средства языка, художественная деталь(; анализировать эпизод (сцену) художественного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно – историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
выявлять авторскую позицию;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участие в диалоге или в дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определение своего круга чтения и оценки литературных произведений;
понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Цели обучения:
освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Методические рекомендации по выполнению
практических заданий
Подготовка к практическим работам заключатся в самостоятельном изучении теории по рекомендуемой литературе, предусмотренной рабочей программой.
Для эффективного выполнения заданий ВЫ должны знать теоретические материалы и уметь применять эти знания для приобретения практических навыков при выполнении практических заданий.
В конце занятия преподаватель выставляет оценку, которая складывается из результатов наблюдения за выполнением практической части работы, проверки отчета, беседы в ходе работы или после нее.
Оценки за выполнение практических занятий выставляется по пятибалльной системе.
Условия и порядок выполнения работы:
1. Прочитать методические рекомендации по выполнению практической работы.
2. Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.
3. Изучить содержание заданий и начать выполнение.
4. Работу выполнить в тетрадях для практических работ, оформив надлежащим образом.
5. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или обучающегося, успешно выполнившего работу.
6 . Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы выставляется оценка
Защита проводится путем индивидуальной беседы или выполнения зачетного задания. Работа считается выполненной, если она соответствует критериям, указанным в пояснительной записке к практической работе.
Пропущенные практические работы отрабатываются в дополнительное время.
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методические указания по дисциплине «Литература» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы , ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.
Отчет о практической работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для экзамена по дисциплине «Литература», поэтому в случае отсутствия на занятие по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическуюработу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на стенде «Расписание».
Желаем Вам успехов!!!
Тематический план ОДБ.02. ЛИТРАТУРА
индекс Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик Формы аттестации Учебная нагрузка обучающихся (час) Распределение учебной нагрузки по семестрам
максимальная самостоятельная обязательная аудиторная всего занятий в том числе 1 курс
лекции практкурс проект 17 22
1 2 3 4   5 6 7 8 9 10
ОДБ.02 Литература -/дз175 58 117 87 30   51 66
 
Тематический план ОДБ.02. ЛИТРАТУРА
№ п/п Название практических занятий Кол-во часов
1 П.З. №1. «А. Н. Островский, жизненный и творческий путь. Пьеса «Гроза». 2
2 П.З. №2. Противоречивость характера. Штольц и Обломов 2
3 П.З.№3. Образ «нового» человека в романе «Отцы и дети». 2
4 П.З.№4. Н.Г. Чернышевский. Сведения из биографии. 2
5 П.З. №5. Художественный мир А.К. Толстого. Анализ стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…». 2
6 П.З. №6. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. 2
7 П.З.№7. Сочинение по темам: - В чем был прав и в чем заблуждался Раскольников. -Уроки Мармеладова. -Страдание и очищение в романе 2
8 П.З. №8 Сочинение по темам: - Путь жизненных исканий Андрея Болконского» - Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». - Картины природы и их роль в романе «Война и мир». - Светское общество в изображении Толстого. 2
9 П.З. №9. Сочинение по темам: - Недотёпы» в пьесе «Вишневый сад». - «Нежная душа» или «хищный зверь». - Проблема будущего в комедии «Вишневый сад». 2
10 П. З. №10.Обобщающее занятие по творчеству И. Б унина, А. Куприна (тест) 2
11 П.З.№11. Многоплановость романа «Мастер и Маргарита». Любовь и судьба Мастера. 2
12 П.З.№12 Сочинение по темам: - Трагедия жизни Григория Мелехова. - Любовь в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». - Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» 2
13 П.З. №13. Произведения первых послевоенных лет. 2
14 П.З.№14. Проект: «Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Р. Рождественского» 2
15 П.З. №15. Авторская песня. Значение творчества Ю. Визбора в развитии жанра авторской песни. 2
Итого: 30ч.
Преподаватель: Айтуганова Г.К.
Задания
для практических занятий за 2015-2016 уч. года
студента I курса гр.104 Информационные системы__________________________________
№п/п Тема КТП Содержание индивидуального задания Количество часов Форма П.З. Оценка
7 П.З.№1. Тест по теме «А. Н. Островский, жизненный и творческий путь. Пьеса «Гроза». Цель: развитие познавательных способностей и активности обучающихся
Задание: выполнить тест по теме «А. Н. Островский, жизненный и творческий путь. Пьеса «Гроза».
Литература:
-В. Лебедев;
- электронные ресурсы. 2 письменно 9 П.З.№2.
Сочинение – рассуждение. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Цель: 1) определить круг тем, составить план, отобрать материал, определить границы темы, полно раскрыть её.
Задание: Сочинение – рассуждение.
Литература:
-Ю. Журавлёв;
- электронные ресурсы. 2 Творческая работа. Письменно. 11 ПЗ№3.
Сочинение по темам: - Образ «нового» человека в романе «Отцы и дети». - Борьба «отцов» и «детей» в романе И. С. Тургенева. - Любовь и дружба в жизни Е. Базарова. Цель: развитие познавательных способностей и активности обучающихся
Задание: Сочинение – рассуждение (тема на выбор).
Литература:
-Ю. Журавлёв;
- электронные ресурсы. 2 письменно 13 П.З.№4.
Н.Г. Чернышевский. Сведения из биографии.
Цель: 1) определить круг тем, составить план, отобрать материал, определить границы темы, полно раскрыть её.
Задание: Подготовка сообщения на тему: «Особенности жанра и композиции» Н.Г. Чернышевский
составить план анализа.
Литература:
-Ю. Журавлёв;
- электронные ресурсы. 2 письменно 15 П.З. №5.
Художественный мир А.К. Толстого. Анализ стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…». Анализ Стихотворения: «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…».
Цель: 1) определить круг тем, составить план, отобрать материал, определить границы темы, полно раскрыть её.
Задание: Анализ Стихотворения: Меня во мраке и в пыли… «…».
Литература:
-Ю. Журавлёв;
- электронные ресурсы. 2 письменно 16 П.З. №6.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет.
Цель: 1) определить круг тем, составить план, отобрать материал, определить границы темы, полно раскрыть её.
Задание: Составить таблицу
Литература:
-Ю. Журавлёв;
- электронные ресурсы. 2 письменно 21 П.З.№7. Сочинение по темам: - В чем был прав и в чем заблуждался Раскольников. - Уроки Мармеладова. -Страдание и очищение в романе. Цель: 1) определить круг тем, составить план, отобрать материал, определить границы темы, полно раскрыть её. Задание: написать сочинение
Литература:
-Ю. Журавлёв;
- электронные ресурсы 2 Творческая работа 22 П.З.№ 8.
Творческая работа по роману Л. Н. Толстого "Война и мир". Сочинение-рассуждение. Путь жизненных исканий Андрея Болконского» - Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». - Картины природы и их роль в романе «Война и мир». - Светское общество в изображении Толстого. Цель: 1) определить круг тем, составить план, отобрать материал, определить границы темы, полно раскрыть её.
Задание: написать сочинение
Литература:
-Ю. Журавлёв;
- электронные ресурсы 2 Творческая работа 26 П.З.№9. Сочинение по темам: - Недотёпы» в пьесе «Вишневый сад». - «Нежная душа» или «хищный зверь». - Проблема будущего в комедии «Вишневый сад». Цель: 1) определить круг тем, составить план, отобрать материал, определить границы темы, полно раскрыть её.
Задание: составить план сочинения.
Литература:
-В. Лебедев;
- электронные ресурсы. 2 письменно П.З. № 10.
Тест по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна.
Цель: 1) определить круг тем, составить план, отобрать материал, определить границы темы, полно раскрыть её.
Задание: выполнить задания теста.
Литература:
-В. Лебедев;
- электронные ресурсы. 2 письменно 32 П.З. №11
Многоплановость романа «Мастер и Маргарита».
Цель: 1) определить круг тем, составить план, отобрать материал, определить границы темы, полно раскрыть её.
Задание: прочитать отрывок, ответить на вопросы.
Литература:
-Ю. Журавлёв;
- электронные ресурсы 2 письменно 33 П.З.. №12
Творческая работа сочинение – рассуждение по роману «Тихий Дон».
- Трагедия жизни Григория Мелехова. - Любовь в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». - Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» Цель: 1) определить круг тем, составить план, отобрать материал, определить границы темы, полно раскрыть её.
Задание: написать сочинение
Литература:
-Ю. Журавлёв;
- электронные ресурсы 2 письменно 34 П.З. №13. Произведения первых послевоенных лет. Составить конспект по теме: «Произведения первых послевоенных лет».
Цель: 1) определить круг тем, составить план, отобрать материал, определить границы темы, полно раскрыть её.
Задание: составить план анализа.
Литература:
-Ю. Журавлёв;
- электронные ресурсы. 2 письменно 36 П.З.№ 14
Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Р. Рождественского.
Анализ стихотворения «Мгновения»
Анализ стихотворения «Мгновения»
Цель: 1) определить круг тем, составить план, отобрать материал, определить границы темы, полно раскрыть её.
Задание: составить план анализа.
Литература:
-Ю. Журавлёв;
- электронные ресурсы. 2 устно 38 П.З. № 15.
« Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе».
Цель:1) определить круг тем, составить план, отобрать материал, определить границы темы, полно раскрыть её.
Задание: работа над проектом
Литература:
- электронные ресурсы. 2 Творческая работа Итого: 30ч. Преподаватель:_________________ Г.К. Айтуганова.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ
(для подготовки сообщений и практических работ)
Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Для эффективного поиска в WWW студент должен уметь и знать:
- чётко определять свои информационные потребности, необходимую ретроспективу информации, круг поисковых серверов, более качественно индексирующих нужную информацию,
- правильно формулировать критерии поиска;
- определять и разделять размещённую в сети Интернет информацию на три основные группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты);
-давать оценку качества представленной информации, отделить действительно важные сведения от информационного шума;
- давать оценки достоверности информации на основе различных признаков, по внешнему виду сайта, характеру подачи информации, её организации;
- студентам необходимо уметь её анализировать, определять её внутреннюю непротиворечивость. Запрещена передача другим пользователям информации, представляющей коммерческую или государственную тайну, распространять информацию, порочащую честь и достоинство граждан. Правовые отношения регулируются Законом «Об информации, информатизации и защите информации», Законом «О государственной тайне», Законом «Об авторском праве и смежных правах», статьями Конституции об охране личной тайны, статьями Гражданского кодекса и статьями Уголовного кодекса о преступлениях в сфере компьютерной информации. При работе с Интернет-ресурсами обращайте внимание на источник: оригинальный авторский материал, реферативное сообщение по материалам других публикаций, студенческая учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.). Оригинальные авторские материалы, как правило, публикуются на специализированных тематических сайтах или в библиотеках, у них указывается автор, его данные. Выполнены такие работы последовательно в научном или научно-популярном стиле. Это могут быть научные статьи, тезисы, учебники, монографии, диссертации, тексты лекций. На основе таких работ на некоторых сайтах размещаются рефераты или обзоры. Обычно они не имеют автора, редко указываются источники реферирования. Сами сайты посвящены разнообразной тематике. К таким работам стоит относиться критически, как и к сайтам, где размещаются учебные студенческие работы. Качество этих работ очень низкое, поэтому сначала подумайте, оцените ресурс, а уже потом им пользуйтесь. В остальном с интернет-источниками можно работать как с обычной печатной литературой. Интернет – это ещё и огромная библиотека, где вы можете найти практически любой художественный текст. В интернете огромное количество словарей и энциклопедий, использование которых приветствуется.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ Композиция сочиненияКомпозиция состоит из трех обязательных элементов: вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют сходную роль в композиции сочинения.Функция вступления - ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.Наиболее распространенные недостатки при написании вступления и заключения:- изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;- выражение собственного восторженного отношения к произведению или автору, своего желания быть похожим на автора или героя (в этом случае заключение наполнено восклицательными предложениями и походит на заклинание);- очень длинное, затянутое вступление.При написании вступления и заключения нужно руководствоваться соображениями здравого смысла и постоянно задавать себе вопросы: «Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я все это пишу?» Следует помнить, что подобные вопросы задает себе и преподаватель, читая сочинение. Вступление не должно содержать все известные нам сведения об авторе и его произведении и начинаться «от сотворения мира». Вступление может вводить в тему и анализ произведения. Например, сочинение «Образ Катерины в пьесе «Гроза» А. Островского» начинается динамично: Катерина входит в пьесу с темой любви, сначала говорит о своей любви к свекрови, потом – к Варваре. Она любит всех, и сама нуждается в любви и ласке, но в "темном царстве" никто не может дать ей желаемое».Данное вступление можно расценить как удачное. Тема «Образ Катерины...» весьма объемна, требует анализа многих элементов пьесы: характера героини, ее мироощущения, отношений с окружающим миром, судьбы, трагического конца. Автор сочинения не тратит время на общие разговоры и с первой фразы переходит к анализу произведения: к первому появлению героини в тексте. Одновременно в первом предложении сочинения автор называет главные художественные темы, которые связаны с образом Катерины: тему христианской любви, тему одиночества, и задает основания для объяснения ее конфликта с людьми.Если в названии темы использованы литературоведческие термины, то есть смысл во вступлении сформулировать ваше понимание данных терминов. Это поможет вам отбирать материал для основной части, строго следуя собственной теоретической посылке. Такие темы, как «Символические образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Образ Петра I в творчестве А. Пушкина», «Тема судьбы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени», можно разворачивать, исходя из собственной интерпретации понятия судьба и его составляющих, термина образ героя и его составляющих, терминов символ и символический образ. Так, например, термин образ героя предполагает анализ таких его составляющих, как характер, мировоззренческие характеристики, участие в сюжетной истории, отношения с другими героями, мнение других персонажей и автора, самое общее соотношение образа героя с концепцией произведения.Можно сформулировать во вступлении главный тезис, который вы намереваетесь развить, доказать в дальнейшем изложении. Сочинение на тему «Человек и государство» в «петербургской повести» А. Пушкина «Медный всадник» начинается подобным образом: «Судьба маленького человека в таком государстве, как неколебимая Россия, трагична. Государственная власть находится в постоянном конфликте со своими подданными и не снисходит к судьбе отдельного гражданина».Во вступлении может содержаться ответ на заданный в теме вопрос; может быть представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента; может быть дан факт из биографии автора литературного произведения или охарактеризована черта исторического периода, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.Подведем итог: нет однотипного, идеального, образцового вступления, которое подходило бы к любой теме. Вступление, как и все сочинение, пишется индивидуально.Заканчивается сочинение заключением.Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный характер. Читающий сочинение преподаватель не должен сомневаться в его необходимости. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением.В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств. Как строится заключение в сочинении на тему «Тема судьбы в творчестве М. Лермонтова»: «В своем сочинении я постарался показать многозначность понятия «судьба» в творчестве М. Лермонтова. Судьба России, отношение писателя к Богу и древнему религиозному понятию «судьба», изменение этого отношения со временем – все эти стороны я старался охватить в своей работе».Некоторые темы предполагают возможную перекличку исторических эпох: какие-то десятилетия XIX века могут ассоциироваться с современностью. Тогда закономерным будет выглядеть в заключении обращение через проблематику литературного произведения к современной действительности. Например, сочинение «Отцы и дети в романе И. Тургенева «Отцы и дети»» может заканчиваться таким суждением: «Идеальные отношения между поколениями в представлении И. Тургенева таковы: «дети» продвигают жизнь вперед, развивают новые идеи, осуществляют прогресс, давая обществу «новое слово». Отцы, обращаясь мыслью к своей молодости, снисходительны к детям, оставляют высокомерное желание учить и, сохраняя любознательность, свойственную молодости, интересуются новыми идеями. Мне кажется, что сейчас в России существует та же проблема - конфликт поколений. «Дети» отрицают жизненные идеалы «отцов», выросших при социализме и строивших коммунизм, «отцы» не понимают «детей», выросших при демократии. Нам всем надо быть терпимыми и идти на компромисс».В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без аффектации, чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл, должно быть подготовлено материалом основной части. В противном случае от высказывания своего мнения следует воздержаться.Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в аспекте, заданном темой. Главное, чего следует избегать при написании основной части, – это пересказа литературного произведения. Пересказ сюжетной истории вместо истолкования темы, подкрепленного отсылками к соответствующим эпизодам произведения, является недостатком содержания произведения и приводит к снижению оценки.Второй распространенный недостаток основной части – это уход от темы или незаметная для самого пишущего подмена темы, предложенной на экзамене. Чтобы избежать подобного недоразумения, надо внимательно осмыслить выбранную вами тему и ни на минуту не упускать ее из виду.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня тестируемых, сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.
Критерии оценки выполненных тестов определяются преподавателем самостоятельно. Рекомендуются следующие критерии оценки:
85% – 100% правильных ответов – «отлично»;
66% – 84% правильных ответов – «хорошо»;
50% – 65% правильных ответов – «удовлетворительно»;
менее 50% правильных ответов – «неудовлетворительно».
При подведении итогов по выполненной работе рекомендуется проанализировать допущенные ошибки, прокомментировать имеющиеся в тестах неправильные ответы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ.
Логическая последовательность создания презентации:
структуризация учебного материала,
составление сценария презентации,
разработка дизайна мультимедийного пособия,
подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст),
проверка на работоспособность всех элементов презентации.
В качестве рекомендаций по применению мультимедийных презентаций можно использовать методические рекомендации Д.В. Гудова, включающие следующие положения:
Слайды презентации должны содержать только основные моменты лекции (основные определения, схемы, анимационные и видеофрагменты, отражающие сущность изучаемых явлений),
общее количество слайдов не должно превышать 20 – 25,
не стоит перегружать слайды различными спецэффектами, иначе внимание обучаемых будет сосредоточено именно на них, а не на информационном наполнении слайда,на уровень восприятия материала большое влияние оказывает цветовая гамма слайда, поэтому необходимо позаботиться о правильной расцветке презентации, чтобы слайд хорошо «читался», нужно чётко рассчитать время на показ того или иного слайда, чтобы презентация была дополнением к уроку, а не наоборот. Это гарантирует должное восприятие информации слушателями
Основные правила подготовки учебной презентации: При создании мультимедийного пособия не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, так как это может снизить эффективность презентации в целом. Необходимо было найти правильный баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его мультимедийными элементами, чтобы не снизить результативность преподаваемого материала. Также было решено, что при создании мультимедийных презентаций необходимо будет учитывать особенности восприятия учебной информации с экрана. Одним из важных моментов является сохранение единого стиля, унифицированной структуры и формы представления учебного материала на всем уроке. Для правильного выбора стиля потребуется знать принципы эргономики, заключающие в себя наилучшие, проверенные на практике учителями методы использования тех или иных компонентов мультимедийной презентации. При создании мультимедийного пособия предполагается ограничиться использованием двух или трех шрифтов. Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, например на базе одного шаблона, также важно проверить презентацию на удобство её чтения с экрана. Тексты презентации не должны быть большими. Выгоднее использовать сжатый, информационный стиль изложения материала. Нужно будет суметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых. Просто скопировать информацию с других носителей и разместить её в презентации уже недостаточно. После того как будет найдена «изюминка», можно приступать к разработке структуры презентации, строить навигационную схему, подбирать инструменты, которые в большей степени соответствуют замыслам и уровню урока. При подготовке мультимедийных презентации возможно использование ресурсов сети Интернет, современных мультимедийных энциклопедий и электронных учебников. Удобным является тот факт, что мультимедийную презентацию можно будет дополнять новыми материалами, для её совершенствования, тем более что современные программные и технические средства позволяют легко изменять содержание презентации и хранить большие объемы информации.
Использовать учебные презентации на уроках можно при:
изучении нового материала,
закреплении новой темы,
проверки знаний.
Следует отметить тот факт, что систематическое использование учебных презентаций на занятиях приводит к целому ряду последствий:
происходит повышение уровня использования наглядности на уроке,
увеличивается производительность урока,
устанавливается прочная межпредметная связь с информатикой,
преподаватель, создающий и использующий мультимедийные учебные презентации, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний обучающихся.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Художественные тексты
Литература ХIХ в.
В.А. Жуковский. Сельское кладбище. Вечер. Светлана. Певец во стане русских воинов. Ивиковы журавли. Теон и Эсхин. Лесной царь.
К.Н. Батюшков. Веселый час. Мои Пенаты. К Дашкову. Переход русских войск через Неман. Странствия Одиссея. На развалинах замка в Швеции. Изречение Мельхиседека.
А.С. Пушкин. К другу стихотворцу. Воспоминания в Царском селе. Лицинию. Товарищам. Вольность. К Чаадаеву. Деревня. Погасло дневное светило… Кинжал. Узник. Свободы сеятель пустынный… К морю. Я помню чудное мгновенье… Вакхическая песня. 19 октября. Пророк. Стансы (В надежде славы и добра…). Арион. Анчар. В Сибирь. Поэт. Поэту. 19 октября 1827 г. На холмах Грузии… Дар напрасный, дар случайный… Дорожные жалобы. И.И. Пущину. Я вас любил… Брожу ли я вдоль улиц шумных… Эхо. Мадонна. Бесы. Безумных лет угасшее веселье… Моя родословная. Клеветникам России. Бородинская годовщина. Вновь я посетил… Из Пиндемонти. Когда за городом задумчив я брожу… Памятник. Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Цыганы. Полтава. Медный всадник. Борис Годунов. Маленькие трагедии. Арап Петра Великого. Повести Белкина. История села Горюхина. Дубровский. Капитанская дочка. Пиковая дама.
М.Ю. Лермонтов. Нет, я не Байрон… Парус. Предсказание. Два великана. Бородино. Смерть поэта. Когда волнуется желтеющая нива… Поэт. Спор. 1 января. Дума. И скучно и грустно… Родина. Нет, не тебя так пылко я люблю… Выхожу один я на дорогу… Пророк. Боярин Орша. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Мцыри. Демон. Маскарад. Герой нашего времени.
Н.В. Гоголь. Невский проспект. Портрет. Нос. Шинель. Ревизор. Мертвые души.
И.А. Гончаров. Обыкновенная история. Обломов.
Н.А. Некрасов. В дороге. Нравственный человек. Колыбельная песня. Тройка. Когда из мрака заблужденья… Вчерашний день, часу в шестом… Я не люблю иронии твоей… Мы с тобой бестолковые люди… Давно отвергнутый тобой… Школьник. Праздник жизни – молодости годы… Где твое личико смуглое… Внимая ужасам войны… Стихи мои, свидетели живые… В столицах шум, гремят витии… Что ты, сердце мое, расходилося… Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Песня Еремушке. Рыцарь на час. Песни о свободном слове. Газетная. Умру я скоро… Ликует враг, молчит в недоуменье… Зачем меня на части рвете… Зеленый шум. Надрывается сердце от муки… Памяти Добролюбова. Не рыдай так безумно над ним… Пророк. Три элегии. Зине (Ты еще на жизнь имеешь право…). Угомонись, моя муза задорная… Зине (Двести уж дней…). Сеятелям. Музе. Друзьям. Горящие письма. Баюшки-баю. О муза, я у двери гроба… Коробейники. Железная дорога. Мороз – Красный нос. Дедушка. Русские женщины. Современники. Кому на Руси жить хорошо.
Н.Г. Чернышевский. Что делать?
И.С. Тургенев. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Новь. Стихотворения в прозе (5–6 по выбору).
А.Н. Островский. Свои люди – сочтемся. Бедная невеста. Бедность – не порок. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца – довольно простоты. Горячее сердце. Бешеные деньги. Волки и овцы. Бесприданница. Лес. Без вины виноватые.М.Е. Салтыков-Щедрин. Губернские очерки. История одного города. Господа Головлевы. За рубежом. Сказки (3–4 по выбору).
Н.С. Лесков. Очарованный странник. Левша (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе).
Ф.И. Тютчев. С поляны коршун поднялся… Весенняя гроза. Не то, что мните вы, природа... Есть в осени первоначальной… Цицерон. Фонтан. Не верь, не верь поэту, дева… Русской женщине. Эти бедные селенья… О, как убийственно мы любим… Последняя любовь. Весь день она лежала в забытьи… Накануне годовщины 4 августа 1864 г. Умом Россию не понять… Нам не дано предугадать… Я встретил вас…
А.А. Фет. На заре ты ее не буди… Поделись живыми снами… Шепот, робкое дыханье… Сияла ночь… Как беден наш язык… Я тебе ничего не скажу… Еще люблю, еще томлюсь…
А.К. Толстой. Колокольчики мои… Коль любить, так без рассудку… Средь шумного бала… Не ветер, вея с высоты… Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре… Осень! Осыпается весь наш бедный сад… Поток-богатырь. Порой веселой мая. Против течения. Василий Шибанов. Сон Попова. История Государства российского… Царь Федор Иоаннович.
Ф.М. Достоевский. Бедные люди. Белые ночи. Преступление и наказание.
Л.Н. Толстой. Детство. Отрочество. Юность. Казаки. Война и мир. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Крейцерова соната. Воскресение. После бала. Хаджи-Мурат.
А.П. Чехов. Смерть чиновника. Хамелеон. Унтер Пришибеев. Толстый и тонкий. Злоумышленник. Тоска. Горе. Враги. Степь. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Душечка. Дом с мезонином. Палата № 6. Случай из практики. Мужики. В овраге. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Дама с собачкой. Ионыч. Невеста. Чайка. Три сестры. Дядя Ваня. Вишневый сад.
Литература конца ХIХ – начала ХХ в.
Л.Н. Андреев. Баргамот и Гараська. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот. Рассказ о семи повешенных.
А.А. Ахматова. Сероглазый король. В Царском селе. Сжала руки под темной вуалью… Вижу выцветший флаг над таможней… Песня последней встречи. Прогулка. Все мы бражники здесь, блудницы... Проводила друга до передней… Мне голос был… Тайны ремесла. Есть в близости людей заветная черта... Петроград, 1919. Клятва. Мужество. Реквием.
К.Д. Бальмонт. Я мечтою ловил уходящие тени... Я вольный ветер… Ангелы опальные. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце... Я – изысканность русской медлительной речи... В домах. Я не знаю мудрости... Есть в русской природе усталая нежность...
А. Белый. Мои слова. В полях. Объяснение в любви. Заброшенный дом. Тройка. Отчаянье. Из окна вагона.
А.А. Блок. Возмездие. Соловьиный сад. Двенадцать. Лирика.
В.Я. Брюсов. Юному поэту. Грядущие гунны. Близким. Кинжал. Нам проба. К счастливым. Довольно. Ассарогадон. Конь блед. Каменщик. Работа. Принцип относительности.
И.А. Бунин. Листопад. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско.
М. Горький. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Скуки ради. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Песня о Буревестнике. Мещане. На дне. Мать. Городок Окуров. Рассказы из сборника «По Руси». Несвоевременные мысли.
З.Н. Гиппиус. Песня. Надпись на камне. Сонет. Пауки. Швея. Все кругом. 14 декабря. 14 декабря 17 года. Чертова кукла.
Н.С. Гумилев. Капитаны. Рабочий. Слоненок. Телефон. Заблудившийся трамвай. Озеро Чад. Жираф. Телефон. Юг. Рассыпающая звезды. О тебе. Дагомыс. Слово.
Б.К. Зайцев. Аграфена. Усадьба Ланиных. Голубая звезда.
А.И. Куприн. Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Белый пудель. Гранатовый браслет. Суламифь.
В.В. Маяковский. Я сам (автобиография). Послушайте! Мама и убитый немцами вечер. Гимн судье. Облако в штанах. Ода революции. Левый марш. О дряни. Прозаседавшиеся. Необычайное приключение… Окна РОСТА.
Д.С. Мережковский. Парки. Дети ночи. Двойная бездна. Молитва о крыльях. Чужбина – родина. Бог. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы.
Ф. Сологуб. В поле не видно ни зги… Люблю блуждать я над трясиною... Пленные звери. Чертовы качели.
А.Н. Толстой. Мишука Налымов. Приключения Растегина. Хромой барин.
М. Цветаева. Моим стихам, написанным так рано... Змея оправдана звездой... На плече моем на правом... Вот опять окно… Кто создан из камня, кто создан из глины… Белая гвардия, путь твой высок… Маяковскому. Если душа родилась крылатой… Мракобесие. Смерч. Содом. Вскрыла жилы: неостановимо... Уж сколько их упало в эту бездну... Поэма воздуха. Крысолов. Мой Пушкин.
И.С. Шмелев. Человек из ресторана. Пугливая тишина.
Литература ХХ в.
М. Горький. Старуха Изергиль. Челкаш. Фома Гордеев. На дне.
В. Маяковский. Ночь. Из улицы в улицу. А вы могли бы? Несколько слов обо мне самом. Нате. Вам. Послушайте. Кофта фата. Адище города. Скрипка и немножко нервно. Левый марш. Приказ по армии искусства. Хорошее отношение к лошадям. Прозаседавшиеся. Лиличка! Любовь. Письмо товарищу Кострову... Письмо Татьяне Яковлевой. Уже второй должно быть ты легла... Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.
С. Есенин. Поет зима – аукает… Выткался на озере алый свет зари... Шел Господь пытать людей в любови... Гой ты, Русь, моя родная... Письмо матери. Отговорила роща золотая... О Русь, взмахни крылами... Корова. Песнь о собаке. Устал я жить в родном краю... Я обманывать себя не стану... Я последний поэт деревни... Нивы сжаты, рощи голы... Да, теперь решено, без возврата... Мне осталась одна забава... Не жалею, не зову, не плачу... Я спросил сегодня у менялы... Шаганэ, ты моя, Шаганэ… Пускай ты выпита другим… Ты меня не любишь, не жалеешь... Собаке Качалова. Я иду долиной, На затылке кепи... Клен ты мой опавший, клен заледенелый... Мы теперь уходим понемногу… До свиданья, друг мой, до свиданья… Русь Советская. Русь уходящая. Письмо к женщине. Анна Снегина.
М. Булгаков. Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.
И. Бабель. Конармия.
А. Фадеев. Разгром. Молодая гвардия.
М. Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека.
А. Толстой. Петр Первый.
И. Шмелев. Лето Господне.
А. Платонов. Котлован. Джан. Возвращение.
А. Ахматова. Сероглазый король. Сжала руки под темной вуалью… Как соломинкой, пьешь мою душу... Песня последней встречи. Вечером. В последний раз мы встретились тогда... Проводила друга до передней... Лучше б мне частушки задорно выкликать... Он любил... Я научилась просто, мудро жить... Все мы бражники здесь, блудницы… Смятение. Я пришла к поэту в гости… Думали: нищие мы… Не с теми я, кто бросил землю... Все расхищено, предано, продано... Реквием.
Б. Пастернак. Февраль. Достать чернил и плакать!.. Марбург. Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе… Весна. Август. Объяснение. Зимняя ночь. Гамлет. Нобелевская премия. На Страстной. Доктор Живаго.
О. Мандельштам. Воронежские стихи.
В. Набоков. Защита Лужина. Приглашение на казнь.
М. Цветаева. Вы, идущие мимо меня... Моим стихам, написанным так рано... Уж сколько их упало в эту бездну… Никто ничего не отнял... Вчера еще в глаза глядел... Стихи к Блоку. Мне нравится, что вы больны не мною... Поэт. Диалог Гамлета с совестью. Все повторяю первый стих… Знаю, умру на заре...
М. Зощенко. Аристократка. Брак по расчету. Любовь. Счастье. Баня. Нервные люди. Кризис. Административный восторг. Обезьяний язык. Воры. Муж. Сильное средство. Галоша. Прелести культуры. Мещане. Операция. Мелкий случай. Серенада. Свадьба. Голубая книга.
И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев (или Золотой теленок).
П. Антокольский. Сын.
А. Сурков. Бьется в тесной печурке огонь…
К. Симонов. Стихи из сб. «Война». С тобой и без тебя… Живые и мертвые (1-я книга).
А. Твардовский. Я убит подо Ржевом... В тот день, когда окончилась война… Василий Теркин. За далью – даль.
М. Исаковский. Враги сожгли родную хату... Летят перелетные птицы... В лесу прифронтовом. Катюша.
В. Некрасов. В окопах Сталинграда.
А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. Крохотки.
В. Гроссман. Жизнь и судьба.
Ю. Бондарев. Горячий снег.
В. Васильев. А зори здесь тихие.
В. Быков. Сотников. Знак беды.
В. Астафьев. Царь-рыба (рассказы «Капля», «Уха на Боганиде», «Царь-рыба», «Сон о белых горах» и др.). Прокляты и убиты.
В. Шукшин. Чудик. Микроскоп. Сапожки. Забуксовал. Срезал. Крепкий мужик. Ораторский прием. Верую. Мастер. Танцующий Шива. Калина красная.
В. Белов. Привычное дело.
В. Распутин. Прощание с Матерой. Нежданно-негаданно.
Ю. Трифонов. Обмен.
В. Маканин. Полоса обменов. Кавказский пленный.
Л. Петрушевская. Время – ночь. Три девушки в голубом.
Т. Толстая. Рассказы.
Ю. Домбровский. Факультет ненужных вещей.
В. Ерофеев. Москва – Петушки.
С. Довлатов. Чемодан.
Н. Рубцов. Подорожник.
Д. Самойлов. Голоса за холмами.
И. Бродский. Часть речи.
Ю. Кузнецов. После вечного боя.
Г. Айги. Стихи.
Д.А. Пригов. Стихи.
Л. Рубинштейн. Стихи.
А. Арбузов. Жестокие игры.
В. Розов. Гнездо глухаря.
А. Вампилов. Утиная охота. Провинциальные анекдоты.Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения:
Ч. Айтматов. «Белый пароход» (После сказки)», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря».
Д. Андреев. «Роза мира».
В. Астафьев. «Пастух и пастушка».
А. Бек. «Новое назначение».
В. Белов. «Плотницкие рассказы», «Год великого перелома».
А. Битов. «Грузинский альбом».
В. Быков. «Облава», «Сотников», «Знак беды».
А. Вампилов. «Старший сын», «Прощание в июне».
К. Воробьев. «Убиты под Москвой».
В. Высоцкий. Песни.
Ю. Домбровский. «Факультет ненужных вещей».
В. Иванов. «Русь изначальная», «Русь великая».
Б. Можаев. «Мужики и бабы».
В. Набоков. «Защита Лужина».
В. Некрасов. «В окопах Сталинграда», «Маленькая печальная повесть».
Е. Носов. «Усвятские шлемоносцы», «Красное вино победы».
Б. Окуджава. Поэзия и проза.
Б. Пастернак. Поэзия.
В. Распутин. «Прощание с Матерой», «Живи и помни».
В. Шаламов. «Колымские рассказы.
Поэзия 60–90-х годов и последнего десятилетия (А. Кузнецов, Н. Тряпкин, Г. Айги, Д. Пригов, В. Вишневский и др.).
Темы рефератов
ХIХ век
Социально-политическая обстановка в России в начале ХIХ века. Влияние идей Великой французской революции на формирование общественного сознания и литературного движения.
Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения.
Московское общество любомудров, его философско-эстетическая программа.
Основные эстетические принципы реализма. Этапы развития реализма в XIX в.
К.Н. Батюшков. Культ дружбы и любви в творчестве Батюшкова. Роль поэта в развитии русской поэзии.
В.А. Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад.
Основная проблематика басен И.А. Крылова. Тема Отечественной войны 1812 г. в басенном творчестве И.А. Крылова.
Идейное содержание и проблематика комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Творчество поэтов-декабристов. Особенности гражданско-героического романтизма декабристов, ведущие темы и идеи их творчества (К.Ф. Рылеев, В.Ф. Раевский и др.).
А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии.
Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина, ее связь с идеями декабристов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»).
Южные поэмы А.С. Пушкина, их идейно-художественные особенности, отражение в поэмах черт характера «современного человека».
Трагедия «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Историческая концепция поэта и ее отражение в конфликте и сюжете произведения.
Декабристская тема в творчестве А.С. Пушкина («В Сибирь», «Арион», «Анчар»).
Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах Пушкина («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»).
Философская лирика поэта («Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»).
Роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – первый русский реалистический роман, его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и композиции.
Патриотические стихотворения А.С. Пушкина («Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой»).
Сказки Пушкина, их проблематика и идейное содержание.
Значение творческого наследия А.С. Пушкина. Пушкин и наша современность.
Место и значение поэтов пушкинской «плеяды» в русской поэзии. Своеобразие поэзии Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова, Д.В. Веневитинова.
Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя.
Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).
Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю. Лермонтова, взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие.
Социально-философская сущность поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», диалектика добра и зла, бунта и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме.
«Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман М.Ю. Лермонтова, его структура, система образов.
А.В. Кольцов. Органическое единство лирического и эпического начал в песнях Кольцова, особенности их композиции и изобразительных средств.
Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя.
Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения.
Основные черты русской классической литературы XIX в: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность.
Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.
Геополитика России: защита национально-государственных интересов страны в творчестве Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева.
Размежевание общественно-политических сил в 1860-е гг., полемика на страницах периодической печати. Журналы «Современник» и «Русское слово» и их роль в общественном движении.
Публицистическая и литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева.
Н.Г. Чернышевский. Общественно-политические и эстетические взгляды. Литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского.
Роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, его социально-полити-ческий и философский характер, проблематика и идейное содержание. Теория «разумного эгоизма», ее привлекательность и неосуществимость.
Н.А. Некрасов – организатор и создатель нового «Современника».
Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман.
«Записки охотника» И.С. Тургенева – история создания, проблематика и художественное своеобразие. В.Г. Белинский о «Записках».
Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, его проблематика, идейное содержание и философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем общественно-политической борьбы накануне и во время проведения реформ.
Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М.А. Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».
И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие.
Драма «Гроза» А.Н. Островского. Проблема личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины.
Новаторский характер драматургии А.Н. Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях.
Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева.
Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.).
Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди…», «Вечер» «Как беден наш язык!..» и др.).
Жанровое многообразие творчества А.К. Толстого. Основные мотивы лирики поэта («Средь шумного бала…», «Не ветер, вея с высоты…» и др.).
Общественно-политическая и культурная жизнь России 1870-х – начала 1880-х гг. Формирование идеологии революционного народничества.
М.Е. Салтыков-Щедрин – сотрудник и редактор «Современника» и «Отечественных записок».
«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, их основные темы, фантастическая направленность, эзопов язык.
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира.
Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Н.С. Лесков и его сказания о правдоискателях и народных праведниках («Соборяне», «Очарованный странник», «Левша»).
«Война и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, проблематика, композиция, система образов.
Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина».
Поиски положительного героя и идеалов А.П. Чехова в рассказах («Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Попрыгунья»).
Новаторство чеховской драматургии.
Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.
Конец ХIХ – начало ХХ века
Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм.
Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина.
А.И. Куприн. Утверждение высоких нравственных идеалов русского народа в повестях писателя.
Нравственные и социальные искания героев И.С. Шмелева.
Концепция общества и человека в драматических произведениях М. Горького.
Автобиографические повести М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»
Идеалы служения обществу в трактовке В. Я. Брюсова.
Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блока.
Акмеизм как течение в литературе; представители акмеизма.
Судьба и Творчество М.И. Цветаевой.
Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Неповторимость изображения русского характера в романе.
Романы и повести о войне «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Звезда» Э. Казакевича, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.
Советский исторический роман «Петр Первый» А. Толстого.
Сатирические романы и повести И. Ильфа и Е. Петрова.
Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве А. Ахматовой, О. Мандельштама.
Развитие традиций русской народной культуры в поэзии 30-х годов А. Твардовского, М. Исаковского, П. Васильева.
Патриотическая поэзия и песни Великой Отечественной войны.
М.А. Шолохов – создатель эпической картины народной жизни в «Донских рассказах».
Военная тема в творчестве М. Шолохова.
Своеобразие композиции романа «Белая гвардия» М.А. Булгакова.
Трагедия изображения Гражданской войны в драматургии М.А. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег» и др.).
Роман «Другие берега» В.В. Набокова как роман-воспоминание о России.
Ранняя лирика Б. Пастернака.
А. Твардовский «Василий Теркин». Книга про бойца – воплощение русского национального характера. И. Бунин о «Василии Теркине».
Поэма А. Твардовского «Дом у дороги»: проблематика, образы героев.
«Лагерная» проза А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус».
Философские романы Ч. Айтматова: «Буранный полустанок», «И дольше века длится день», «Плаха».
Изображение сложного пути советской интеллигенции в романах Ю. Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра».
Философская фантастическая проза А. и Б. Стругацких.
Исторические романы Л. Бородина, В. Шукшина, В. Чивилихина, Б. Окуджавы.
Реалистическая сатира Ф. Искандера, В. Войновича, Б. Можаева, В. Белова, В. Крупина.
Неомодернистская и постмодернистская проза В. Ерофеева «Москва – Петушки».
Художественное освоение повседневного быта современного человека в «жестокой» прозе Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой и др.
Изображение человека труда в поэтических произведениях Я. Смелякова, Б. Ручьева, Л. Татьяничевой и др.
Духовный мир русского человека в лирических стихах и поэмах Н. Рубцова.
Лирика поэтов фронтового поколения М. Дудина, С. Орлова, Б. Слуцкого и др.
Эпическое осмысление Отечественной войны в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба».
Философско-притчевое повествование о войне в повестях В. Быкова «Сотников», «Обелиск», «Знак беды».
Многообразие народных характеров творчестве В. Шукшина.
Ранние рассказы А.Солженицына: «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».
Поэзия 60-х г.г. ХХ века.
Н. Рубцов. Развитие есенинских традиций в книгах «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы» и др.
Нобелевская лекция И. Бродского – его поэтическое кредо.
Книги стихов И. Бродского «Часть речи», «Конец прекрасной эпохи», «Урания» и др.
Социально-психологические драмы А. Арбузова «Иркутская история», «Сказки старого Арбата», «Жестокие игры».
Театр А. Вампилова: «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске».
Условно-метафорические романы В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Чапаев и пустота».
Литературная критика середины 80–90 гг. ХХ в.
Развитие жанра детектива в конце ХХ в.
РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА
Русская виртуальная библиотека
http://www.rvb.ru
Слова: поэзия Серебряного века
http://slova.org.ru
Стихия: классическая русская / советская поэзия
http://litera.ru/stixiya/
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
http://www.feb-web.ru
Писатели и литературные произведения
Академик Дмитрий Сереевич Лихачев
http://likhachev.lfond.spb.ru
Белинский Виссарион Григорьевич
http://www.belinskiy.net.ru
Булгаковская энциклопедия
http://www.bulgakov.ru
Герцен Александр Иванович
http://www.gercen.net.ru
Гоголь Николай Васильевич
http://www.nikolaygogol.org.ru
Гончаров Иван Александрович
http://www.goncharov.spb.ru
Грибоедов Александр Сергеевич
http://www.griboedow.net.ru
Добролюбов Николай Александрович
http://www.dobrolyubov.net.ru
Достоевский Федор Михайлович
http://www.dostoevskiy.net.ru
Жуковский Василий Андреевич
http://www.zhukovskiy.net.ru
Лев Толстой и «Ясная Поляна»
http://www.tolstoy.ru
Карамзин Николай Михайлович
http://www.karamzin.net.ru
Крылов Иван Андреевич
http://www.krylov.net.ru
Куприн Александр Иванович
http://www.kuprin.org.ru
Лермонтов Михаил Юрьевич
http://www.lermontow.org.ru
Островский Александр Николаевич
http://www.ostrovskiy.org.ru
Некрасов Николай Алексеевич
http://www.nekrasow.org.ru
Пушкин Александр Сергеевич
http://www.aleksandrpushkin.net.ru
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
http://www.saltykov.net.ru
Толстой Лев Николаевич
http://www.levtolstoy.org.ru
Тургенев Иван Сергеевич
http://www.turgenev.org.ru
Тютчев Федор Иванович
http://www.tutchev.net.ru
Фонвизин Денис Иванович
http://www.fonvisin.net.ru
Чернышевский Николай Гаврилович
http://www.chernishevskiy.net.ru
Чехов Антон Павлович
http://www.antonchehov.org.ru