Разработка урока музыки в 5 классе Богатырская тема в искусстве


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа №12
Богатырская тема в искусстве
(музыка, литература, живопись)
Выполнила: Дьякова Л. Н.
Элиста 2014
Предмет: Музыка
Класс: 5
Автор УМК: Алеев В. В., Кичак Т. Н.
Тема урока: « Богатырская тема в искусстве» (музыка, литература, живопись)
Тип урока: Комбинированный, (получение новых знаний)
Цель урока: научить детей понимать музыку, литературу и живопись как единое целое называемое искусством. Показать, как разные виды искусства дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными.
Задачи:
Образовательные: приобрести навыки нахождения взаимосвязи между музыкой, литературой и живописью; формирование умения перевода образного строя с одного вида искусства на «язык» другого.
Развивающие: развитие эмоциональной отзывчивости на произведения искусства; творческого мышления, воображения; развитие образной памяти на музыку, в частности на стиль музыки А. П. Бородина; развитие вокально-хоровых навыков.
Воспитательные: воспитание личной заинтересованности в участии в творческом процессе; воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину.
Оборудование: мультимедиа, фортепиано, нотная хрестоматия
Музыкальный материал: фрагмент 1 ч. Симфонии №2 А. Бородина; «Богатырский танец» В. Чернявского; «Маленький трубач» С. Никитина
Наглядность: репродукции картин В. Васнецова, иллюстрации к калмыцкому эпосу «Джангар» В. А. Фаворского
Ход урока
«Из глубины веков я слышу предков клятву от вражьей силы родину сберечь»
Ж. Пилипенко
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята.
Работа по теме.
Учитель: сегодня мы проведем урок, на котором попытаемся проследить связь музыки с другими видами искусства.
Искусства возникают не на пустом месте. Все они рождаются из единого источника и вырастают на единой почве. Источник этот, и почва эта – Сама жизнь.
В прошлом полугодии мы узнали о том, что музыка и литература обогащают друг друга. А как вы думаете, музыка и изобразительное искусство могут жить друг без друга?
Давайте послушаем музыку. (Сыграть на фортепиано Главную мелодию 1-й части симфонии №2 А. Бородина)
Учитель: Какая это музыка? Она что-то выразила или изобразила?
Уч-ся: Музыка изобразительная.
Учитель: Какие чувства вызывает эта тема?
Уч-ся: Вызывает чувства сосредоточенности, упорства, решительности, силы, мощи.
Учитель: А какой образ она создает?
Уч-ся: Образ героический, мужественный, могучий, богатырский.
Учитель: Правильно. А теперь я предлагаю вам послушать эту же музыкальную тему, но в исполнении симфонического оркестра. Слушая музыку, почувствуйте ее, подумайте, а затем ответьте: Может быть, еще какие-то темы звучали?
Слушание музыки. Звучит экспозиция 1-части Симфонии №2 А. Бородина (произведение не называть)
Уч-ся: Сначала прозвучала мужественная, суровая, решительная 1 тема, потом на смену ей пришла песенная, напевная, душевная 2 тема, а затем снова вернулась 1 суровая мужественная музыка.
Силён, как вольный ветер,Могуч, как ураган.Он защищает землю,От злобных басурман!Он силой доброю богат,Он защищает стольный град.Спасает бедных и детей,И стариков и матерей!
Учитель: автором этой музыки является русский композитор А. П. Бородин, а произведение называется «Богатырская» симфония, мы услышали фрагмент из второй части симфонии. Что вы себе представили, слушая эту музыку? (Представляется Древняя Русь с её бескрайними степями, дубровами, широкими просторами, богатыри на конях, в доспехах, сильные, могучие, бесстрашные.).
Богатырская тема — подлинное достояние русского искусства. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, музыке, живописи, театре, кино. Это оттого, что с давних времен со всех сторон на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, поработить наш народ. Образ богатыря и родился как образ защитника Родины.
Название «Богатырская» было дано известным музыкальным критиком В. В. Стасовым и оно прочно закрепилось за симфонией.
Вторая симфония А. П. Бородина – одно из лучших произведений русской и мировой симфонической музыки. Образ русского народа здесь передан мощно и величественно. По-разному композитор передает черты русского национального характера. Музыка полна контрастных образов то могучей силы, твердости духа, то душевной мягкости, ласковой нежности. Воспевая богатырскую мощь, Бородин видел не только славное прошлое народа, но и его еще более славное будущее. Наш современник, ученый, композитор Б. Асафьев писал: «Часто, часто возвращаясь ко Второй симфонии Бородина, я с каждым разом все сильнее понимаю ее величие: словно каждый раз заново открываешь в себе чувство родной страны – жизнеутверждение родины от наших дней в глубину к Игоревой Руси.
Это произведение было современным не только сто лет назад, когда создавалось, но и теперь, в наше время оно поражает свежестью и новизной музыкальной мысли, яркостью образов, их красотой».
Музыка симфонии поражает и увлекает образной картинностью.
Краткие сведения о композиторе: Александр Порфирьевич Бородин - русский композитор. Природа одарила его множеством талантов – могучий разум ученого химика, гений композитора и литературное дарование. Сорок две научные работы, среди которых немало выдающихся. Известная на весь мир опера «Князь Игорь», могучие симфонии, большое количество камерно-инструментальных и фортепианных произведений, романсы и песни, блестящие статьи о музыке и музыкантах – это неполный список того, что создал Бородин.
Демонстрация репродукций картин В. Васнецова «Богатыри» и И. Глазунова «Два князя»
Какая из картин наиболее созвучна музыке А. П. Бородина?
Произведения разных видов искусства появились независимо друг от друга. Кажется, что «Богатырская симфония» А. Бородина навеяна «Богатырями» В. Васнецова, но это не так, авторы этих произведений при жизни никогда не встречались. Картина В. Васнецова была написана в 1900 году, а А. Бородин умер в 1887 году.
Учитель: что общего между музыкой Бородина и картиной Васнецова? Что роднит, объединяет эти два произведения искусства? (объединяет общая идея прославления силы и могущества нашей Родины).
Уч-ся: И композитор, и художник прославляют образ русского богатыря – могучего защитника Родины.
Изображая на картине героев русских былин – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича, художник воплотил идею величия и могущества русского народа. В центре картины застыли три фигуры в дозоре. Величавое спокойствие и уверенность ощущается в позах, фигура богатырей. За их спиной родная земля.
Продолжение, расширение темы урока.
Учитель: Ребята, а как появляются образы богатырей? Почему у каждого народа есть свои герои-богатыри?
Уч-ся: Каждый народ за свою жизнь подвергался нападкам врагов и народу нужны были защитники.
Учитель: А у калмыков есть свои богатыри? В каком героическом эпосе калмыцкого народа мы с ними встречаемся?
Уч-ся: Это калмыцкий героический эпос «Джангар» и богатыри Джангар, Хонгор, Санал, Мингиян и др.
Учитель: Каждый герой наделен какой-нибудь главной, только ему присущей чертой, Санал - воплощение выносливости, Савр Тяжелорукий - силы, Алтан Цеджи - мудрости, Мингиян - носитель идеала красоты, "первый красавец вселенной", Ке Джилган - златоуст, которого "никто не превзошел в искусстве словесной игры». Но вместе с тем, у них есть и одна общая черта: страстная любовь к родине. "Джангар" - калмыцкий героический эпос, воспевающий воинские подвиги калмыцких богатырей и их предводителя Джангара, защитников сказочной страны Бумбы. В эпосе отражены надежды и чаяния калмыцкого народа, его многовековая борьба за своё национальное существование.
Учитель: давайте послушаем еще одно музыкальное произведение и попробуем определить, о чем же оно нам рассказывает.
Слушание музыки. Звучит «Богатырский танец» В. Чернявского
Учитель: какая по характеру прозвучала музыка?
Уч-ся: суровая, решительная, мужественная.
Учитель: Мы услышали сейчас «Богатырский танец» В. А. Чернявского.
(Краткие сведения о композиторе. Владимир Андреевич Чернявский – современный композитор, Заслуженный деятель искусств Калмыцкой АССР. После окончания Астраханской консерватории работал в Элистинском музыкальном училище, был ее директором. Основа творчества композитора – калмыцкий народный фольклор, изучением которого он занимался более пятнадцати лет.)
Это яркая музыкальная картина величественного победного шествия эпических войнов-богатырей. Музыка рисует богатырей сильных, мужественных, надежных. Звучит мощно, уверенно.
И к священной стране,
К милой Бумбе, на нетленной стране,
Поскакали войска силачей,
Не считая бессонных ночей,
Не считая томительных дней,
И приехали к башне своей,
И расселись в зеленом лесу
Эти семь богатырских кругов,
В честь победы устроя пир.
Учитель: героический эпос «Джангар» является самым ярким и самым любимым произведением калмыцкого народа. В эпосе двенадцать песен, по числу героев поэмы.
Страна Бумба, в которой живут богатыри, - это страна вечной молодости и бессмертия. Жители ее живут в довольстве и, ничего не деля на "мое" и "твое", славят в напевах сладостное бытие:     Счастья и мира вкусила эта страна,     Где неизвестна зима, где всегда - весна,     Где, не смолкая, ведут хороводы свои     Жаворонки сладкогласные и соловьи,     Где и дожди подобны сладчайшей росе,     Где неизвестна смерть, где бессмертны все,     Где небеса в нетленной сияют красе,     Где неизвестна старость, где молоды все,     Благоуханная, сильных людей страна,     Обетованная богатырей страна. 
Презентация «Богатыри эпоса «Джангар»
Учитель: Какая тема объединяет эти два произведения: «Богатырскую симфонию» А. Бородина и «Богатырский танец» В. Чернявского?
Уч-ся: тема защитников родины, тема богатырей.
Учитель: Ребята, что общего между калмыцким эпосом «Джангар» и русскими былинами?
Уч-ся: в них герои-богатыри сражаются с врагами, защищают свой народ, свою страну.
Учитель: Чему они нас учат?
Уч-ся: Любить свою родину, свой народ, свою семью, помнить, что сила народа  в его единении.
Слушание музыки. «Песня о маленьком трубаче» С. Никитина
Учитель: герои были всегда и будут еще долго нужны народу. Мужество, подвиг, которому «всегда есть место в жизни» - «Песня о маленьком трубаче» С. Никитина. События переносят нас в историческую эпоху – Великой отечественной войны.
Разбор песни
Начинается и заканчивается мелодия с выразительного скачка (затакт, пунктирный ритм);
Мелодия активная, энергичная, короткие фразы, паузы напоминают прерывистую человеческую речь, она звучит взволнованно, беспокойно, торжественно, трагично;
Пунктирный ритм придает собранность, внутреннюю энергию;
1 куплет – это рассказ – размышление, звучит тревожно, сурово;
2 куплет – звучит ярко, гордо;
3 куплет – тихое, напевное звучание, трагическое содержание;
4 куплет – мужество и решительность главного героя подчеркиваются чеканной маршевой поступью сопровождения, яркой динамикой. Петь широко, распевно, без пауз в мелодии, как бы на одном дыхании;
5 куплет – содержание и куплета, и всей песни – боль утраты, сострадание и величие подвига «обыкновенного настоящего» трубача.
Учитель: можно ли назвать трубача маленьким «богатырем»?
Уч-ся: да, в трудную минуту он поднимает весь полк – в этом смысл подвига.
Учитель: сила духа, любовь к Родине делают человека сильным и маленький трубач – это маленький богатырь!
Итог урока. Рефлексия.
Музыка обладает изобразительностью, сопоставление произведений музыки и живописи
ярче и глубже раскрывают героические образы прошлого нашей Родины. Богатырскую тему можно назвать темой добра, так как богатыри издавна защищали родную землю от врага. Все музыкальные произведения, звучащие на уроке говорят о богатырях сильных, мудрых. Богатыри – это нация, это защитник Родины.
Тест
Как называется симфония А. П. Бородина?
Героическая
Богатырская
Мужественная
Кто написал «Богатырский танец»?
П. Чонкушов
А. Манджиев
В. Чернявский
Какие литературные произведения в древности принято было не рассказывать, а петь?
Былины, эпос
Сказки
Загадки
Автор картины «Богатыри»?
В. Васнецов
П. Корин
И. Глазунов
Как называется песня С. Никитина?
«Песня о маленьком герое»
«Песня о маленьком трубаче»
«Песня о маленьком богатыре»