Из опыта работы. Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы
Любому учителю давно известно, что ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате получения хорошей оценки. Знания успешно усваиваются, если ученик к ним не равнодушен, если они представляют для него личностно значимый смысл. Значит, задача учителя создать условия на уроке, которые позволят ученику оптимальными способами решать жизненные проблемы и формировать умения общаться, решать реальные задачи, сотрудничать и способствовать самообучению.
Урок литературы занимает среди других учебных дисциплин особое место. Он отличается большими эмоциями, тесно связан с духовной жизнью человека. Художественная литература воздействует на очень широкую сферу психики, на мировоззрение, речь, этические и эстетические чувства, то есть, по существу, на формирование всей личности человека.
При работе над произведением нужно как можно чаще проводить параллели с реальной жизнью, в которой постоянно возникают те или иные ситуации, которые требуют разрешения. Предлагая свои решения, сравнивая себя с теми или иными героями, ребята на уроках литературы лучше начинают понимать себя, выстраивают свою систему ценностей, могут сформулировать и обосновать своё мнение.
В большей степени такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание, ученик остается наедине с листом бумаги, которому он поверяет свои мысли и чувства. К такому заданию можно относить незаконченное предложение, написание письма герою или любимому автору, чтобы ученик попробовал проецировать на поведение другого человека свой собственный способ действия, мысли, чувства, возникающие в подобной ситуации.
На одном из уроков девятиклассники писали эссе: «Образ современного маленького человека. Как я борюсь с маленьким человеком в себе?» Вот мнения учеников.
Сейчас таких «маленьких людей» очень много. Это масса народа, которая не смогла пробиться в «большой мир», добиться чего-либо значимого в жизни. Но среди них много людей имеют доброе сердце и огромную душу. Но, к сожалению, сейчас любят и уважают не за это.
На сегодняшний момент «маленькому человеку» очень трудно жить. Таких людей никто не уважает, не ценит, наоборот, насмехаются над ними. Это неправильно. Им нужно помогать, и тогда, возможно, мир изменится в лучшую сторону. Николаев Влад.
«Маленький человек» в современном обществе, мне кажется, это неуверенный человек, обвиняющий весь белый свет в своих неудачах. Лисенкова Татьяна.
Этот маленький человек есть в каждом из нас. Но с каждым из нас он имеет разные отношения: некоторые позволяют жить ему полной жизнью, а некоторые не дают и шага ступить. Самое главное - никогда не давать ему шанса вырваться, а это значит, что надо всегда идти вперед, а не останавливаться на неудачах. Левина Елена.
Нельзя утверждать, что «маленький человек» бесполезен. Он помогает нам. Что за вздор? А нет, не будь его, все люди ходили бы с высоко задранными носами. Они бы не прислушивались к чужому мнению. Скажите, что подхалимство, плохо. Так ведь без него не было бы и современного общества.
Я считаю, что «маленький человек» - важная часть нашей души, его не следует подкармливать или совсем уничтожать, нужно быть в гармонии и равновесии с самим собой и со своим «маленьким человеком». Лазарева Полина.
В современном мире “маленькому человеку” очень тяжело жить. Ведь в современном мире обращают внимание на тех людей, у которых высокие должности и великие достижения. А те самые “маленькие люди”, которые не добились высот, остаются незамеченными. А ведь зря. Среди этих людей множество хороших и честных специалистов, знающих свое дело, порядочных людей. Гурьянов Влад.
Изучая драму А.Н.Островского «Гроза», задаю вопрос: «Кабаниха – деспот и самодур. Так ли это?». Очень рада, если в аргументах учащихся сквозит доброе начало к этой героине, и они понимают причины ее деспотизма. Еще пример. Изучаем поэму А. Блока «Двенадцать». Объявляю тему урока: «Поэма А. Блока «Двенадцать» - это гимн революции или...». Предлагаю закончить это предложение одним словом, к концу урока аргументировав свою позицию. Завязывается очень интересная дискуссия, и только финальная сцена поэмы поможет поставить решающую точку: поэма А.Блока «Двенадцать», скорее, предостережение (куда идете, в кого стреляете), нежели гимн.
Еще приведу пример. «Как или где зародилась теория Раскольникова?» Я предлагаю нестандартно прочитать этот роман и для начала ответить на вопрос: «Сколько слов в названии романа Ф.Достоевского, что они значат?». В ходе дискуссии придем к выводу: «преступление» - это переступание через юридические и нравственные законы. Теория Раскольникова зарождается не в мыслях героя, а в его сердце, из « чувства огорчения». Естественное чувство жалости к людям и возмущение несправедливостью мира – вот что привело героя к преступлению. Его «огорченное» сердце сформировало горькую почву, на которой проросла злая мысль. Слово «и» в названии романа, приходят в процессе анализа к выводу учащиеся, - это призыв к покаянию, к перемене мыслей, то есть к отказу от теории деления людей на разряды. И, наконец, слово « наказание». Это слово мы часто понимаем как кару, месть, возмездие. Не так у Бога, утверждает Достоевский. Не так в древнерусском языке, не так и в древнегреческом, и в древнееврейском. «Наказание» – это указание на что – то, иными словами, «наказ», что делать, что не делать. И дальнейшая история Раскольникова – это путь к покаянию (перемене мыслей) и исполнению «наказа» Бога: уничтожить теорию, зародившуюся в сердце и в мыслях.
Я очень дорожу уроками по творчеству Достоевского. Там сразу входишь в мир болезненный и страшный, где нет ни попранной красоты, ни падшей добродетели, мир, который ставит героя в ситуацию выбора: или-или. Третьего не дано. Еще один пример. Тема урока: «Достоевский. В чём сущность теории Раскольникова?». Анализируем текст. Вроде бы правильно отвечают. Но вижу – до сердца не доходит. Ставлю вопрос достаточно жестко: «Тварь я дрожащая или право имею? Ваш выбор?». И далее спрашиваю: «Кто хотел бы быть тварью дрожащей?» Никто. В классе тишина. «А право имеющим?» - продолжаю я. Руки поднимаются. Тот же вопрос ставлю ещё более жестко: «Жертва я или палач? Вот в чём зло теории Раскольникова!». Теперь дети это понимают, потому что примерили ситуацию на себя. Такой выбор стоит перед каждым человеком, вступающим в сознательную жизнь. Уникальность Достоевского в том, что никто, кроме него, не поставил вопрос выбора с такой ясностью, не доказал, что только осознав эту проблему и приняв ответственность за избранный путь, можно двигаться дальше. Вот почему в момент взросления, в момент переоценки ценностей нужно пройти через Достоевского, построить с Раскольниковым схему разделения людей на разряды, увидеть убитую старуху-процентщицу, услышать проповедь Сони и ужаснуться сходству с Лужиным.
Вопросы или задания, связанные с состоянием души, настроением, отношением к себе, к миру, побуждение к самоанализу могут быть и домашним заданием, могут возникать и в ходе урока.
Вопрос формулирую так, чтобы первое предложение было назывным. Второе - вопрос к себе. Первую мысль дети должны развернуть в тезис – что это такое? Затем дать ответ на вопрос. Покажу это на примере изучения романа Толстого. Тема урока: «Война и мир. Мысль семейная в романе». В начале урока ставлю рефлексивный вопрос: «Роль мужа? Роль жены? Каким я вижу себя в подобной роли?». Из этой ситуации на уроке вырастает проблема. Идеальная семья. Какова она в понимании Толстого? И в конце урока снова рефлексия. Совпадает ли моё представление об идеальной семье с точкой зрения Толстого?
Для меня урок ценен тем, что он является синтезом обучения и воспитания. А в арсенале для этого имеются различные формы проведения уроков. Если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то  такие уроки станут поистине уроками «нравственного прозрения». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.
Благодарю вас за внимание.
15