Использование коррекционных игр и упражнений, направленных на развитие речи на уроках мир вокруг».

" Использование коррекционных игр и упражнений, направленных на развитие речи на уроках мир вокруг».

По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность. Игра – это ещё и сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей; это сфера сотрудничества, содружества и сотворчества детей и взрослых.
Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают выше, чем при других видах учебной работы. Таким образом, в подборке дидактического материала представлены игры на развитие обще-учебных умений и навыков; психического развития и самореализации состояния. Игры способствуют созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости. Не менее важным фактом является и то, что игра – это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создаёт равные условия в деятельности, речевом партнёрстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.
В подборке дидактического материала для учащихся коррекционных  школ  на уроках «Мир вокруг» предлагается система игр коррекционной работы по развитию устной речи.
Своевременно начатые игры позволят устранить отставание в речевом развитии.
В подборке дидактического материала изложена методика организации игры в обучении и воспитании. Это игры  на развитие мышления, речи, памяти, внимания и мелкой моторики для учащихся коррекционных школ.
В дидактическом материале выделяется целый спектр целевых ориентации:
 обучающие: формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность;
 развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии.
Задачи игровой деятельности, осуществляемой педагогом, могут быть следующими:
 развитие коммуникативных качеств у детей в игре;
 развитие воображения как основы творческой деятельности;
 развитие у детей образной памяти, внимания, речи;
 формирование в процессе игр нестандартного мышления;
 развитие координации и мелкой моторики пальцев рук;
организация коллективных и индивидуальных игр, в процессе занятий, упражнений и творческих заданий.
способствовать развитию речевой активности детей

Таким образом, рассматривая разные подходы в классификации игр, необходимо уяснить, что игра – это не только детская деятельность или «деловая» игра. Она носит возвратно-перманентный характер и явно выражена в поведении большинства взрослых людей. Жизнь – это игра, а где игра – другая жизнь.
В подборке дидактического материала предлагаются загадки. Воспитательные и образовательные возможности, которых  многообразны. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, мышление, способность глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Тема:  «Я и моя семья»
Игра «Семья»
Цель: Работать над усвоением знаний детей о себе (имя, фамилия, возраст), о составе семьи (имя, отчество, возрасте, их труде), способствовать развитию речевой активности детей
Демонстрационный  материал: Картинки с изображением детей (папа, мама, бабушка, дедушка, девочка, мальчик). Фотографии членов семьи.
Ход игры
- Что может делать папа?
- Что может делать мама?
- Что может делать сын?
- Чем может заниматься бабушка?
- Чем может заниматься дедушка?
При подборе действий педагог помогает детям жестом, подсказывающим словом, мимикой, добиваясь самостоятельного называния слов.
Игра «Моя семья»
Цели: Формировать представления  детей о составе семьи. Учить подражать движениям взрослого. Развивать внимание, воображение и моторику пальцев  рук. Способствовать развитию речевой активности детей
Демонстрационный материал: Рисунки с изображением семьи (мама, папа и т. д.).
Ход игры
Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребёнка, по ходу чтения стихотворения. После того как ученики запомнят движения, проведите игру с группой детей.
Этот пальчик – дедушка! Этот пальчик Бабушка! Этот пальчик папочка! Этот пальчик Мамочка! Этот пальчик я! Вот и вся моя семья!
Повторите игру, предложив ученикам загнуть пальчики на другой руке. Так же можно и по очереди загибать пальцы на руках друг у друга.
Игра «Мы очень любим»
Цель: Формировать  доброжелательности, любовь к родным и близким. Способствовать развитию речевой активности детей
Ход игры
«Давайте выберем водящего. Представим, что мы все – мама, папа, бабушка, дедушка. Словом,  те, кто очень любит нашего водящего. Он будет кидать нам  по очереди мяч, а мы – придумывать и называть его ласковое имя.
Тема:  «Мой  дом»
Игра: «Дом, улица, город» (экскурсия)
Цель: Работать над укреплением и усвоением знаний, умений, навыков при помощи, произвольного  запоминании улиц города на которой живете (домашнего адреса, количества этажей, где живет ребёнок; этажа на котором находится квартира).
Ход игры
На экскурсии обратить внимание детей на различные строения дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные). Объяснить понятия «улица», рассказать, что каждая улица имеет название, а каждый дом – номер. Повторить с детьми их домашний адрес.
Игра: «Заборчик»
Цели: Повторять и закреплять понятия «Дом». Способствовать развитию внимательности и наблюдательности.
Демонстрационный материал: Счетные палочки (плоские), листы картона с изображением домиков.
Ход игры
Покажите ученикам картинку с изображением домика: «В лесу стоит домик. Папа строит забор вокруг дома». Давайте поможем папе достроить забор вокруг дома.
Покажите детям, как на листе картона (поверх изображения дома) можно выложить забор из палочек. Затем предложите ученикам выложить забор самостоятельно. Малыши могут сделать как глухой забор, так и забор со щелями.

Игра: «Дом»
Цели: Работать над усвоением знаний понятия «Дом».  Называть, из каких частей состоит дом (крыша, окно, дверь, крыльцо и т. д.). Способствовать развитию мышления, воображения. Развивать у детей  мелкую моторику пальцев  рук.
Демонстрационный материал: Картинки с изображением домов, и из каких частей состоит дом.
Ход игры
Мы построим новый дом! Дружно в доме заживем. В нашем домике окошко. Загляни туда, Антошка!
Создать угол «крышу  пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии – получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу.
Тема: «Школа»
Экскурсия по школе
Игра «Мяч»
Цели: Формировать знания детей о школе. Работать  над последовательностью запоминания имен одноклассников. Развивать у детей внимание и память. 
Ход игры
 «Внимание! В этой игре с помощью мяча,  мы попробуем познакомиться. Встаньте все         в круг, лицом к центру круга. Пожалуйста, кто-нибудь возьмите в руки мяч. По кругу, начиная от того, у кого мяч, передовая его, назовите четко и громко своё имя. Передавая мяч, глядите в глаза соседу. Начали! А теперь, играя в мяч, будем знакомиться. Тот, у кого мяч, будет кидать его любому из стоящих ребят  в круге,  и называть при этом имя того, кому адресован мяч.
Игра «Собери портфель»
Цели: Формировать знания детей о школе, закреплять названия и назначение учебных принадлежностей; развивать словарь.
Демонстрационный материал: портфель, школьные принадлежности (книга, карандаш, линейка, тетрадь, ластик).
Ход  игры
Ученики отгадывают загадки и кладут в портфель  предметы.
Новый дом несу в руке, дверцы дома на замке. Тут жильцы бумажные, все ужасно важные (портфель).
В чёрном поле заяц белый, прыгал, бегал, петли делал. След за ним  был тоже бел. Кто же этот заяц? (Ластик)
Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно (карандаш).
Языка нет, а рассказывает (книга).
То я в клетку, то в линейку – написать по ним сумей-ка, Можешь и нарисовать. Называюсь я (тетрадь).
Я люблю прямоту, я сама прямая. Сделать новую черту вам я помогаю. И прямую без меня начертить сумей-ка. Угадайте-ка друзья,  кто же я? (Линейка).
Тема:  «Класс»
Пословицы и поговорки:
Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
Учи других и сам поймёшь.
Не выучит школа, выучит охота.
Кто много знает, с того много и спрашивают.
Загадки:
Умный  Ивашка,  всю жизнь в одной рубашке, По белому полю пройдет – Каждый след его поймёт (карандаш).
Белый зайчик прыгает по чёрному полю (мел).
Грамоты не знаю, а весь век пишу (ручка).
Чёрные птички на каждой страничке, Молчат, ожидают, кто их прочитает (буквы).
Игра: «Кто это?»
Цель: Развитие слухового восприятия.
Ход игры
Водящий становится к классу спиной, а все учащиеся хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию учителя. Если водящий угадывает его, узнанный ученик становится водящим.
Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем. Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай! (имя водящего) Сел петух на забор, закричал на весь двор. Кто петух у нас, узнай! «Кукареку!» К нам кукушка в огород залетела и поёт. А ты, (Витя), не зевай, кто кукукает, отгадай! «Ку-ку! Ку-ку!» Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки. Увидала комара, закричала: «Ква-ква-ква!» Мы по кругу идём, мы лисичку зовем. Пусть глаза не открывает, нас по голосу узнает. Кто позвал тебя, узнай: «Лисичка, кто я?»
Тема: «Школьное  знакомство»
Игра «Поём имя»
Цели: Формировать представления у детей личности человека. Уметь узнавать одноклассников по имени. Развивать внимание и память.
Ход игры
«Представьте себе, что мы разучились разговаривать и умеем только петь, а нам нужно друг с другом познакомиться. Давайте поиграем в такое знакомство. По очереди каждый из вас «споёт» своё имя, а следом за каждым из вас ваше имя хором споют все дети».
Игра «Дружные ребята»
Цели: Дать понятие и значение имени человека в жизни. Развивать у детей , память, речь, моторику рук
Ход игры
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
Здравствуй, Петенька!
Здравствуй, Анечка!
Здравствуй, Зиночка!
Здравствуй, Ванечка!
Ах, и дружные ребятки, поиграем вместе в прятки.
Тема:  «Мои  друзья»
Игра: «Я очень хороший»
Цель: Формировать представление у детей понятия «друзья». Способствовать  развитию мышления, сообразительности. Работать над речью.
Ход игры
Ребятам предлагается повторять слово вслед за ведущим в соответствии с ласкательными словами им громкостью несколько раз: шепотом, очень громко,  громко. Ведущий, таким образом, сначала  пришептывает, прикрикивает, проговаривает слово. «Я», затем «очень», затем «хороший».
В кричалки и шепталки можно включать движения – дети повторяют их за ведущим (постукивания, похлопывания, потоптывания).
Игра: Смешной портрет»
Цели: Развивать и систематизировать знания детей о друзьях, познакомить  о правилах настоящей дружбы. Развивать словарь, восприятие, творческие способности.
Демонстрационный материал: фотографии ребёнка и друзей.
Ход игры
Возьмите фотографию ребёнка и фотографию друзей ребёнка.
Предложите рассмотреть и описать выражения лица (улыбающееся, хмурое, спокойное), а так же губы, нос, глаза, брови.
Попытайтесь найти на фотографиях сходство и различия.
Если у ребёнка возникнут трудности, помогите ему.
Тема:   «Книги»
Экскурсия в библиотеку.
 Загадки
Не дерево, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает (книга).
На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов – богатырей Знает каждый грамотей (буквы).
Говорит она беззвучно, А понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней (книга).
Тема:  «Одежда»
Игра: « Магазин»
Цели: Развивать и систематизировать знания детей о названиях предметов одежды и их деталей. Назначение одежды в зависимости от времени года. Способствовать развитию мышления, внимания, сообразительности и речи.
Демонстрационный материал: Сюжетные картинки с изображением магазина и картинки с изображением одежды.
Ход игры
Вывешиваются  сюжетные картинки с изображением одежды. Чтобы купить какую либо вещь, покупатель должен описать её: как называется, какая по цвету; какие детали есть у этой одежды, в какое время года эту одежду носят.
Игра «Где лежат вещи?»
Цели: Работать над понятием одежда: верхняя, нижняя, праздничная, летняя, зимняя, демисезонная. Обогащать и активизировать словарь по данной теме.
Демонстрационный материал: Сюжетные картинки.
Ход игры
Учитель читает детям рассказ «Почему Саша опоздал в школу?»
Встал Саша, хочет одеться, но не может найти ни носков, ни ботинок, ни рубашки. Рассердился Саша и кричит:
- Где моя рубашка?
- Я под столом. Ты меня вчера сюда бросил, - отвечает рубашка.
- А где носки? – спрашивает Саша.
- Мы на шкафу, - откликаются носки.
- А где ботинки?
- Я здесь, за шкафом лежу, - говорит правый ботинок.
- А я под кроватью, - добавляет левый ботинок.
Наконец Саша оделся, но в школу он опоздал. Почему Саша опоздал в школу?
Дети пересказывают рассказ (по опорным предметам и картинкам).
Игра «Шнурок»
Цели: Повторять и закреплять название одежды и отдельные её детали; уметь сравнивать предметы одежды. Развивать мышление и сообразительность.
Демонстрационный материал: Толстые шнурки или узкие ленточки (шириной 2-3см).
Ход игры
Ребёнок обматывает шнурком каждый пальчик несколько раз. Во время игры учитель читает стихотворение:
Вверх шнурок, вниз шнурок, И ещё, ещё разок! Вот какой у нас узорчик! Вот какой у нас заборчик!
Затем предложите ученику размотать шнурок и снять его с руки, а после – обмотать шнурком руку соседа.  
Тема:  «Обувь»
Игра – лото «Отгадай по описанию»
Цели: Формировать знания детей об обуви (названия обуви, детали обуви в зависимости от времени года). Развивать мышление, внимание, сообразительность, активизировать словарь. Способствовать развитию речевой активности детей.
Демонстрационный материал: Картинки с изображением обуви (тапки, кеды, туфли, сапоги, ботинки, кроссовки, галоши).  Картинки разрезаны на пять частей.         
Ход игры
У каждого ученика 2 картинки с изображением обуви, разрезанные на 5 частей.
- Составьте две пары обуви. Назовите и опишите каждую пару.
Игра: «Магазин»
Цели: Закреплять название обуви и её детали, уметь сравнивать детали обуви. Учить составлять описательные рассказы. Развивать мышление и сообразительность, речь.
Демонстрационный материал: Картинки с изображением обуви.
Ход игры
Учитель выкладывает разные картинки с изображением обуви. Чтобы купить какую-либо обувь, покупатель должен описать её.  Как называется,  какая по цвету,  какие детали есть у этой обуви,  в какое время года эту обувь носят.
Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»
Угадай игрушку Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание. Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Учитель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет. Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
Кто больше увидит и назовёт Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки. Ход. Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки
Назови как можно больше предметов Цель: упражнять детей в чётком произношении слов. Ход. Учитель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения) Педагог следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.
Олины помощники Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов. Материал: кукла Оля. Ход. - К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле. Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги. - Что это? (Это ноги) - Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.) Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют; зубы жуют, кусают, грызут; глаза смотрят, моргают)
Разноцветный сундучок Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова. Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей. Ход.
Учитель:
Я картинки положила В разноцветный сундучок. Ну-ка, Ира, загляни-ка, Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.
Скажи, какой? Цель: Учить детей выделять признаки предмета. Ход. Учитель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»
«Волшебный кубик» Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани. Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук. Ход. Ребёнок вместе с учителем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика
«Необычная песенка» Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии. Ход. Учитель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики
«Садовник и цветы» Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.) Ход. Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.
Содержание этой игры можно легко изменить: «»Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.
«Кто больше действий назовёт» Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег. Ход. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например: - Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается) - Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать) - Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше) И т.д.
«Козлята и волк» Цель. Заканчивать сказку по её началу. Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик Ход. Учитель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей. - Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/(Дети договаривают: зайчик) Учитель: зайчик говорит. Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик. Учитель: Козлята угостили его. Дети: морковкой, капустой Учитель: потом они стали И т.д.
«Разбуди кота» Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных. Материал. Элементы костюма животных (шапочка) Ход. Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу). Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается
«Буратино-путешественник» Цель. Ориентироваться в значении глаголов. Материал. Кукла Буратино. Ход. Буратино – путешественник. Он путешествует по многим школам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких кабинетах школы или на улице он побывал. - Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются. - Зевают, отдыхают, спят - Пляшут, поют, кружатся Был Буратино в детском саду, когда дети: - приходят, здороваются (Когда это бывает?) - обедают, благодарят - одеваются, прощаются - лепят снежную бабу, катаются на санках
«Почтальон принёс открытку» Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.) Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия. Ход. Игра проводится с небольшой подгруппой. В дверь кто-то стучит. Учитель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку. Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение. Учитель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.
«Закончи предложение» (употребление сложноподчинённых предложений) Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу) Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу) Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу) Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу) Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела) Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно) Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано) Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода) Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты) Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)   «Режим дня» 8-10 сюжетных  или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить. «Кому угощение?» (употребление трудных форм существительных) Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки  с изображением медведя, птиц гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?   «Назови три слова» (активизация словаря) Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
Что можно купить? (платье, костюм, брюки) Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что  (кто) может скакать? п т. д.   «Кто кем хочет стать?» (употребление трудных форм глагола) Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу. «Зоопарк» (развитие связной речи) Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:
1.   Внешний вид; 2.   Чем питается.
Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.   «Сравни предметы» (на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств)
В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.
Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас о другой. Рассказывать будем по очереди».
Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук». Ребёнок: «У меня рабочий фартук».
Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек». Ребёнок: «А мой тёмно-синего цвета».
Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками». Ребёнок: «А мой красной лентой».
Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана». Ребёнок: «А у этого один большой на груди».
Взрослый: «На этих карманах узор из цветов». Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».
Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол». Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».   «Кто кем был или что чем было» (активизация словаря и расширение знаний об окружающем)
Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?   «Назови как можно больше предметов» (активизация словаря, развитие внимания)
Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.   «Подбери рифму» (развивает фонематический слух)
Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.
По дороге шёл жучок, Песню пел в траве ... (сверчок).
Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.   «Назови части предмета» (обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части)
Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.
I вариант: дети по очереди называют части предметов. II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части
Что это?
Это карточки для игр на развитие речи с малышами, каждый набор содержит несколько картинок из общей серии и одну картинку со всеми изображениями из набора вместе (по ней проверяется наличие всех картинок и вводится обобщающее слово для всей группы предметов). Каждый набор содержит небольшое количество картинок, чтобы пользоваться ими было удобно даже всеми одновременно, в каждом наборе 5-6 карточек (не считая общей). Каждая картинка это фотография, карточки размером 10 на 15, заламинированы в пленку с округлыми краями (прочно, безопасно для использования детьми). Каждый набор в отдельном полупрозрачном пластиковом конвертике.
Как заниматься?
Вот несколько простых вариантов:
* ознакомление детей с новыми понятиями (называете предметы изображенные на карточках, вводите обощающие слова "овощи", "фрукты", "домашние животные" и т.п.)
* расширение словарного запаса и сферы общих представлений детей (рассказываете ребенку по каждой карточке не только, что за предмет на ней изображен, но и его историю, функции, что можно с ним делать, если животные, то чем питаются, какие звуки издают и т.п.)
* простые игры на сортировку (например, перемешать и разложить на овощи и фрукты и т.п., проверить ребенок сможет сам по общим карточкам)
* усложненные игры на сортировку (jовощи, например, можно классифицировать на корнеплоды и те, которые растут на ветках и т.п.)
* игры на внимание и память (раскладываете весь набор, ребенок закрывает глаза, убираете одну или несколько картинок, спрашиваете "что пропало?", максимально простой вариант - дать ребенку общую карточку, он будет сверяться по ней и обязательно наткнется на то, чего не хватает, так что успех ему, если нужно, будет обеспечен)
Какие карточки у меня есть уже сейчас:
1. Овощи - в наборе 7 карточек - общая карта с изображенными всеми овощами, и отдельные фотографии капусты, моркови, огурца, лука, картфеля и помидора (цена 150р.). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. Овощи на грядке - в наборе 6 карточек, изображены все вышеперечисленные овощи (капуста, морковь, картофель, лук, огурец и помидор), растущими на грядках (цена 130р.)
Вот для примера огурец:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. Как растут овощи - в наборе 6 картинок (цена 130р.), на каждой изображение овоща (из первого набора "Овощи") сопоставлено с изображением того же овоща, растущего на грядках (из набора "Овощи на грядке"). Объясню, для чего это сделано - если у вас будут три набора - "Овощи", "Овощи на грядках" и "Как растут овощи", то ребенок сможет сам попробовать сопоставить картинки овощей и их изображениями на грядках, а потом по набору "Как растут овощи" проверить себя. Вот пример - помидор:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4. Овощи 2 - кабачок, свекла, чеснок, перец, редис, салат, общая карточка (цена 150р.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5. Набор овощей на грядках: кабачок, свекла, чеснок, перец, редис, салат (6 карточек): примерно вот так (цена 130р):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
6. Как растут овощи: кабачок, свекла, чеснок, перец, редис, салат, карточки (6 штук в наборе) где каждый овощ соотнесен с видом его же, растущего на грядке (цена 130р).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
7. Овощи 3 - баклажан, тыква, репа, цветная капуста, редька, кукуруза, общая карточка (цена 150р)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
8. Фрукты - в наборе 7 карточек: одна карточка с изображением всех фруктов набора, и отдельные картинки с изображением банана, винограда, апельсина, яблока, груши, абрикоса (цена 150р.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
9. Лесные ягоды, в наборе 6 карточек: одна с изображением всех ягод набора и пять с изображением рябины, брусники, черники, ежевики и земляники (цена 130р.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
10. Садовые ягоды - в наборе 7 карточек, одна с изображением всех ягод набора и шесть с изображением крыжовника, малины, жимолости, красной смородины, облепихи и вишни (цена 150р.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
11. Грибы - в наборе 6 карточек, одна со всеми грибами набора, и пять карточек с отдельными грибами - подберезовик, подосиновики, белый гриб, лисички, сыроежка (130р.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
12. Садовые цветы - крокусы, бархотки, анютины глазки, маргаритки, петуния, гиацинт, общая карточка (цена 150р)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
13. Садовые цветы 2 - тюльпаны, пионы, флоксы, розы, лилии, астры, общая карточка (цена 150р.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
14. Дикие цветы - ромашка, василек, одуванчики, ландыш, колокольчики, общая карточка (цена 130р)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
15. Домашние животные - 6 карточек, одна со всеми животными набора и пять отдельных изображений собаки, кота, попугая, рыбки в аквариуме и черепахи (130р.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
16. Домашние птицы - в наборе 5 карточек, одна общая со всеми птицами набора, и четыре с отдельно изображенными петухом и курицей, гусями, утками и индюком (цена 100р.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
17. Автотехника - грейдер, трактор, экскаватор, каток, погрузчик, общая карточка (130р)[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]





1. Тема: Детский сад.
1. Закрепить знания детей о таких профессиях, как воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, преподаватель физкультуры. 2. Дать знания о таких профессиях, как психолог, заведующий хозяйством, прачка. 3. Дидактическая игра "Что делает?" Название профессиональных действий педагогов, специалистов. 4. Дидактическая игра "Кому это нужно?" отгадывание названий профессий по предметам, которые помогают им в работе. 4. Показать значимость каждой профессии, ее необходимость. 5. Воспитывать уважение к людям, которые работают в детском саду.
2. Тема: Осень.
1. Закрепить знания характерных признаков первого периода осени. 2. Уточнить знания названий месяцев, предложить самостоятельно соотнести картинки к определенному периоду осени. Ранняя осень: грибы, улетающие птицы, желтый лист, осенний лес. Середина осени – картинки: осенний лес, плащ, резиновые сапоги, зонт и т.д. 3. Дидактическая игра "Отгадай, с какого дерева листочек?" 4. Игра с мячом "Один-много". Лист – листья.
3. Тема: Овощи и фрукты.
1. Закрепить знания о понятии: овощи и фрукты. 2. Учить детей дифференцировать понятия овощи и фрукты. 3. Совершенствовать способы сравнения, учить умению анализировать, обобщать, находить сходство и различие. 4. Знакомить детей с классификационными отношениями между понятиями. 5. Выявить умения детей устанавливать родо-видовые отношения между понятиями.
4. Тема: Игрушки.
1. Закрепить знания о понятии: игрушки. 2. Познакомить с разными игрушками: мягкие, фарфоровые, резиновые, двигатели (машинки), настольно-печатные. 3. Воспитывать умение и желание беречь свои игрушки. 4. Ознакомить с классификационными отношениями между понятиями. 5. Учить определить содержание понятий.
5. Тема: Прогулка по осеннему лесу.
1. Закрепить знания детей о характерных признаках осени. 2. Учить детей сравнивать, устанавливать сходство и различие (сравнение – начало и середина осени). 3. Уточнить знания детей о подготовке зверей, птиц к зиме. Дать элементарные знания о явлениях живой и неживой природы, о приспособлении животных к явлениям природы. 4. Составить рассказ об осени. План рассказа: 1. изменение явлений в неживой природе; 2. изменение явлений в живой природе; 3. одежда осенью; 4. игры детей осенью; 5. урожай осенью; 6. чем тебе нравится это время года, а что огорчает.
6. Тема: Дары осени.
1. Познакомить детей с людьми, которые выращивают хлеб, овощи, фрукты. 2. С помощью набора картинок составить схему роста овощей и фруктов от семечка до плода. План рассказа: 1. семечко; 2. способы ухода; 3. всходы; 4. плоды.
7. Тема: Посуда.
1. Закрепить знания детей о понятии "посуда". 2. Учить детей классифицировать посуду в зависимости от назначения и использования: столовая, чайная, кофейная, кухонная. 3. Ознакомить с классификационными отношениями между понятиями. 4. Учить определять содержание понятий. 5. Овладеть действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями
8. Тема: Об осени.
1. Закрепить знания о характерных признаках осени. 2. Учить детей сравнивать, анализировать и соотносить картинки с изображением характерных признаков периода осени (ранняя или начало осени, середина, конец осени). 3. Уточнить знания детей о явлениях живой и неживой природы, подготовке животных к зиме. 4. Подвести детей к пониманию того, что состояние здоровья зависит от погоды. План рассказа: 1. характерные признаки наступления осени; 2. как звери готовятся к зиме; 3. одежда поздней осенью; 4. дары осени; 5. что можно приготовить из овощей, фруктов; 6. эмоции.
9. Тема: Зима.
1. Уточнить знания детей о характерных признаках зимы. 2. Уметь сопоставить характерные признаки зимы с настоящими явлениями в природе, погоде. 3. Учить детей на основе собственного опыта сравнивать, анализировать, делать простейшие выводы. Помочь назвать признаки зимы. 4. Вспомнить зимующих птиц (снегирь, синичка, ворона, сорока, воробей, голубь). 5. Составить рассказ "Зима". План рассказа: 1. характерные признаки зимы; 2. зимующие птицы; 3. дикие звери; 4. игры зимой; 5. одежда зимой; 6. эмоции.
10. Тема: Домашние животные и их детеныши.
1. Закрепить знания детей о домашних животных: внешний вид; чем питаются; способы ухода; детеныши; какую пользу приносят? 2. Овладеть действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями. 3. Составить рассказ о животном. План рассказа: 1. название животного; 2. описание внешнего вида; 3. чем питается; 4. где живет животное; 5. детеныши; 6. почему тебе нравится это животное?
11. Тема: Мебель.
1. Закрепить знания детей о понятии "мебель". 2. Учить детей классифицировать мебель в зависимости от назначения и использования: столовая, кухонная, спальная, детская. 3. Овладеть действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями 4. Дидактическая игра "Новоселье". Расставь мебель в детской комнате. Нарисуй план твоей комнаты.














Заголовок 115