Мастер-класс на тему: Развитие познавательной активности дошкольника через организацию поисковой исследовательской деятельности.


Развитие познавательной активности дошкольника через организацию поисковой исследовательской деятельности.
Здравствуйте, я рада встречи с вами. Тема мастер- класса «Развитие познавательной активности дошкольника через организацию поисковой исследовательской деятельности».
Начать нашу встречу хотелось бы с игры. Давайте поиграем ( встаём в круг). Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, Ирина – игривая, и т.д.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Всякий здоровый ребенок уже с рождения исследователь.
Важный источник познавательной активности дошкольника - опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений.
Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования.
Процесс познания – творческий, и наша задача – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.  Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
В процессе детского экспериментирования дошкольники учатся:
1.     видеть и выделять проблему;
2.     принимать и ставить цель;
3.     решать проблему;
4.     анализировать объект или явление;
5.     выделять существенные признаки и связи;
6.     сопоставлять различные факты;
7.     выдвигать гипотезы, предположения;
8.     отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
9.     осуществлять эксперимент;
10.   делать выводы;
11.   фиксировать этапы действий и результаты графически.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Главное, чтобы интерес к экспериментальной деятельности со временем не угас.
Я планирую всю свою непосредственно образовательную деятельности именно по эти этапам.
Мы с вами остановимся подробнее на одном из занятий средней группы
Тема непосредственно образовательной деятельности: Счёт и отсчёт до пяти.
Цель: создать условия, для развития интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи:
Образовательная: Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
Развивающая: Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
Воспитательная: Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.
Оборудование: письмо, карточки с цифрами; раздаточный математический материал;
Ход занятия:
Организационный момент
Доброе утро, ребята.
Я предлагаю вам встать в кругу и взяться за руки, чтобы почувствовать тепло рук ваших друзей. А теперь повернитесь спиной в круг и возьмитесь за руки.
Как удобнее вам было? Почему?
Давайте встанем так, как вам удобно, возьмемся за руки, улыбнемся и передадим частичку тепла и добра своим друзьям.
Мотивационно-ориентировочный этап
Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать,  что в нём написано?
Письмо:  «Здравствуйте ребята! Пишет вам королева страны   «Математика». Злая колдунья заколдовала меня и  жителей моей страны. И теперь в моей стране  беспорядок. Я прошу помощи у вас. Помогите мне, пожалуйста, навести порядок в моей  стране».
Поисковый этап
Дети, поможем, королеве навести порядок в её стране? (Ответы детей).
Тогда давайте подготовимся к путешествию и проведем разминку для ума.
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели будет завтра?
- Какой день будет после субботы?
- Как называется  время суток, когда вы ложитесь спать? (день, ночь)
- Как называется время суток, когда вы делаете зарядку?
- В какое время суток вас забирают из детского сада?
-  Как же нам попасть в волшебную страну? (Ответы детей)
- Давайте  полетим  на самолете.
Физминутка  «Самолет»
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)
Практический этап
- Вот мы с вами и попали в страну Математика. Как вы думаете кто жители этой страны? (жители страны – это цифры, геометрические фигуры).
Посмотрите, сколько здесь домиков вы видите? (3)
Нам нужно разделиться на три команды……
Вам предстоит: выяснить, кто же живёт в вашем домике, какая у них беда случилась, и помочь навести порядок.
Первая команда:
Кто в этом доме живёт (Цифры). Что же с ними произошло? (Они перепутали свои места в числовом ряду). Помогите  им найти своё место.
Дидактическая игра « Расставь по порядку»
Дети  за столом раскладывают цифры  по порядку от 1 до 5. Первому и второму выполнившим  задание предлагается посчитать до пяти прямым и обратным счетом.
Вторая команда:
Догадайтесь, кто жители этого домика. Узнали?
Да, это геометрические фигуры, что же с ними случилось? (они  распались на части и не могут собраться  в целое)
Дидактическая игра « Геометрические фигуры»
Каждый ребёнок берёт  одну часть геометрической фигуры и вместе с другими детьми  собирает целую геометрическую фигуру, затем называет её.
 Третья команда:
Что же здесь произошло? У всех домов на этой улице разрушены лестницы. Что же нужно сделать? Помочь жителям и восстановить лестницы.
А строить их нужно будет по правилу. У первого домика  нужно построить лестницу от самой короткой  ступеньки до самой длинной, у второго – от самой узкой  ступеньки до самой  широкой, у третьего – от самой низкой до самой высокой.
Ну что справились с заданиями? А теперь давайте сходим друг к другу в гости и расскажем что же у вас случилось другим ребятам.
Нам осталось выполнить последнее задание. Необходимо расколдовать королеву страны Математика.
Как же это сделать? Здесь ещё какая-то записка со стрелками. Странное что-то. (схема направления движения) Я догадалась, что это. Стрелками указана дорога к королеве страны Математика. Я буду говорить направление, а вы по нему идти.
Королева: Спасибо, ребята! Вы расколдовали меня и навели порядок в моей стране. На память об этом путешествии я дарю вам вот такие раскраски. Каждая цифра на них обозначает цвет. Когда вы раскрасите по этим цветам картинку, то узнаете, кто на ней изображен. (Раздает раскраски).
Рефлексивно-оценочный этап
Нам пора прощаться с жителями  страны Математика. Давайте попрощаемся с королевой, сядем в самолет и вернемся в детский сад. (Звучит волшебная мелодия).
Мы с вами совершили увлекательное путешествие в страну  Математика, где помогли жителям снять наложенные чары злой волшебницы. Какое задание было самым сложным? С каким заданием вы справились быстро? Вам понравилось путешествие? Предлагаю  вечером рассказать родителям о нашем  путешествии.
 Чтобы обобщить материал нашего мастер – класса, я предлагаю вам составить конспекты НОД, разделяясь на подгруппы, выбрать капитана команды и капитаны вытащат из волшебной шляпы задания для всей вашей группы. Вам будет предложена тема и возрастная группа. Цель, задачи, оборудование, ход вы продумаете сами.
Как хлеб на стол пришел – подготовительная группа
Моя семья - старшая группа
В мире стекла - средняя группа
Торопыжка на улице - младшая группа
Рефлексия.
Уважаемые коллеги. Я надеюсь, что сегодня вы получили массу положительных эмоций. Спасибо вам за сотрудничество! Успехов в нашей интересной и творческой работе!