Статья на тему Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности.


Демидова Т.В. – музыкальный руководитель «Центр развития ребенка» г. Усть-Каменогорск
Развитие эмоциональной сферы дошкольника
средствами театрализованной деятельности.
                                                                                     
   
 «Театр – это волшебный край,
в котором ребенок радуется, играя,
а в игре он познает мир!   
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с миром людей, природой, предметным миром.  Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего, формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития.
Театрализованная деятельность, как раз и является эффективным средством социализации, осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Не менее важно, что большое влияние на формирование детской эмоциональной сферы оказывают именно художественные образы, вызывая переживания, сочувствие и активизируя познавательные интересы. Благодаря  театрализованной деятельности осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Также велико значение театрализованной деятельности и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка в детском коллективе и общении со взрослыми.
Дошкольный возраст является периодом становления личности, интенсивного формирования эмоциональной сферы (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).Среди различных средств эмоционального развития детей дошкольного возраста первостепенное значение придается игре. В игре происходит формирование различных сторон личности ребенка. Принятие на себя различных ролей, воссоздание поступков людей способствует проникновению в их чувства, сопереживанию им, что в конечном итоге влияет на развитие «социальных» эмоций.
Большое влияние данный вид деятельности оказывает на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. В процессе игрового общения ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми, а также овладевает навыками произвольного поведения – учится управлять собой, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками. Театрализованная деятельность оказывает особое воздействие на развитие способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на место другого в различных ситуациях и находить адекватные способы содействия.
Под театрализованной игрой понимается моделирующая социальные отношения и подчинённая содержанию текста или проблемной ситуации, которые в свою очередь определяют основные черты образов персонажей, их действия и переживания. Для передачи образа, который складывается на основе представлений и развивающегося воображения, ребенку необходимо представить состояние, чувства персонажа и понять причины его поступков в процессе восприятия текста. Благодаря нравственной направленности текста, театрализованная игра позволяет ребенку опосредованно решать проблемную ситуацию от лица своего персонажа, что способствует формированию навыков социального поведения.
Можно смело утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в театрализованной деятельности используются разные виды театра (пальчиковый, марионеточный, перчаточный, теневой), детские рисунки и др. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.
Использование театрализованной деятельности в целях формирования эмоциональной сферы ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
единства социально-эмоционального и когнитивного развития;
насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей) [3, с.9-10].
Театрализованные игры по сюжетам художественных произведений продолжают и упрочивают сближение детей группы с персонажами. Для этого перед спектаклем воспитатель должен обсудить с детьми сцены, которые будут разыграны в спектакле. Желательно, чтобы взрослый незаметно наталкивал детей на разыгрывание именно нравственных ситуаций, где имеет место моральный выбор.
Педагог время от времени должен направлять действия спектакля, следя, с одной стороны, за тем, чтобы он по своей нравственно-смысловой сути соответствовал художественному произведению, с другой - косвенно стимулировал участие всех детей в спектакле, в том числе и зрителей, побуждал ребят к тому, чтобы появлялось общение персонажей со зрительным залом, а наиболее острые ситуации спектакля связывались с аналогичными ситуациями из эмоционального опыта детей.
При проведении театрализованной игры педагог должен учитывать, что выявление прежнего эмоционального опыта ребенка и формирование нового идут параллельно, иногда даже слитно; второй (наиболее важный для воспитания) невозможен без первого, а первый без второго - бесполезен. Дело в том, что процесс выявления, обнаружения эмоций некоторых детей, когда он происходит в присутствии всей группы, необходим не только воспитателю, который использует его как условие изменения несоответствующей позиции ребенка; этот процесс помогает дошкольникам понимать друг друга, заострять внимание на сильных и слабых сторонах характера сверстника, проникнуться его переживаниями.
Средствами влияния на чувства детей являются: целенаправленное взаимодействие с нравственно-противоречивыми персонажами, искреннее, эмоционально выраженное отношение самого педагога ко всем моментам сказки и ролевой игры и, наконец, активная позиция отзывчивых, чутких детей, которых всегда много в группе.
Для усиления эмоциональных проявлений зрителей можно поручить им роли других героев из хорошо известных сказок, дав в руки, например, Золушку, Карабаса-Барабаса, Иван-царевича, Нильса и т. д. Дети должны будут откликаться на события, происходящие на сцене, как бы с позиции куклы, которую ему поручили. Сначала воспитатель подсказывает возможные реакции этих персонажей-зрителей. При таком распределении ролей особенно интересно, что некоторые ребята откликаются на поступки героев спектакля так, как они бы откликались сами, а не порученный им персонаж. Взрослый не должен настаивать на соблюдении особенностей характера и поведения персонажа, он принимает подобную интерпретацию образа и следит за другими его изменениями, которые свидетельствуют об активности детей [6, с.114-116]
Одним из действенных средств формирования эмоциональной сферы дошкольника является игра-драматизация. Игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры.
Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения. Однако взрослый должен создать, подготовить условия, в которых такая игра может появиться и развиваться [2, с.7-8].
В игре-драматизации особенно важен творческий подход детей и взрослого к разыгрываемым событиям. В спектаклях, поставленных в группе впервые, принимает участие и взрослый. Это желательно в связи с тем, что воспитатель сможет незаметно направить игру в нужное русло, включая в сказочные ситуации моменты из жизни детей, но не нарушая тем самым общего развития сюжета игры.
Лучше всего, если игра будет разворачиваться в уголке сказок. Совсем не обязательно для этого создавать подобие театра, артисты и зрители должны быть максимально приближены друг к другу, поскольку предлагаемый вид игр-драматизаций более соответствует по своей сути сюжетно-ролевой игре, а не детскому спектаклю. При желании уже в ходе игры некоторые из артистов, отказавшихся от определенных ролей, могут быть заменены другими детьми, из числа зрителей. Воспитатель должен также всячески поощрять и даже стимулировать нравственное общение артистов и зрителей, возникающее по ходу развития сюжета, а также любые дополнения, вводимые детьми в сюжет, если они связаны с проявлением подлинно ценностных ориентаций или с возможностью показать, исправить, сформировать более высокий уровень социальных эмоций.
Декорации и костюмы должны быть очень просты и выразительны. Лучше, если воспитатель будет готовить костюмы и декорации вместе с детьми. Доля участия педагога в этом процессе зависит от возраста и опыта участников игры.
После того как костюмы и декорации готовы, подбираются исполнители, причем воспитатель разъясняет детям, что они смогут сыграть эту сказку несколько раз и поэтому в ней будет участвовать несколько человек. Самый ответственный момент в этом распределении - подбор артистов для исполнения противоположных ролей. Роль положительного персонажа желательно предоставить ребенку с низким уровнем социальных эмоций, а роль отрицательного героя предложить дошкольнику, отличающемуся нравственным поведением.
Дети по-разному относятся к проигрыванию отрицательной роли: одни из них стараются ближе к тексту воспроизвести речь и действия отрицательного персонажа, при этом явно чувствуется формальное исполнение роли, в которой не затрагивается эмоциональная сфера ребенка; есть дошкольники, которые категорически отказываются играть «плохих» персонажей и могут очень обидеться, если им предложить подобную роль, (в этом случае взрослый не должен настаивать, можно предложить такому ребенку роль второстепенного персонажа нейтрального или положительного характера); но есть еще небольшая группа детей, которые с нескрываемым удовольствием, очень эмоционально проигрывают роль отрицательного персонажа.
Воспитатель здесь должен особенно внимательно наблюдать за тем, не вносит ли ребенок в роль свое личное эмоционально-нравственное отношение к таким сказочным моментам, которые являются по существу аналогами соответствующих жизненных ситуаций. Отметив пристрастное отношение к отрицательной роли, воспитатель должен, используя косвенные методы руководства игрой (например выступая в качестве одного из персонажей игры-драматизации), постараться показать всем детям жестокость поступков отрицательного героя, а также выявить эмоциональное отношение к этой роли ее исполнителя. Здесь особенно важны отклики зрителей, их эмоциональная оценка и действий персонажа, и особенностей игры «артиста».
Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В  играх-драматизациях дети могут в определенных рамках изменять отдельные моменты сюжетной линии, т. е. все хорошее, что пережили ребята во время чтения сказки и кукольного спектакля, они могут реализовать в игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Эти качества находят соответствующий отклик у детей, исполняющих и положительные, и отрицательные роли. Педагог только исподволь, незаметно направляет ход игры, оставляя у детей ощущение полной самостоятельности в принятии решений и в совершении поступков, что невозможно при чтении сказки, когда ребятам так хотелось активно вмешаться в события.
Эмоциональный подъем в игре помогает дошкольнику преодолеть негативизм по отношению к другим детям, принять их как партнеров. Для этого полезно создавать в игре такие условия, которые помогут ребенку войти в роль, передать образ персонажа, исполняемого им, перевоплотиться и не только изобразить своего героя, но и благодаря активной внутренней работе выразить свое определенное отношение к нему.
Использование театрализованных игр в целях эмоционального воспитания детей требует соблюдения следующих условий:
Во-первых, создания предметно-игровой среды;
Во-вторых, подбора специальных текстов и моделирование проблемных ситуаций с доступным нравственным содержанием, лежащих в основе театрализованных игр;
В-третьих, включение в театрализованную игру эмоционально-экспрессивных, предметно-действенных и речевых средств взаимодействия.
Использование театрализованных игр должно сочетаться с другими направлениями работы по развитию эмоциональной сферы ребенка.
В театрализованной игре проводится  развитие сюжетно-ролевой игры, в которой дети учатся использовать игрушки и предметы-заместители, принимать на себя роль, действовать в соответствии с ней, обогащать своё ролевое поведение за счет выразительных движений и жестов.
Большое внимание в театрализованной игре уделяется обучению навыкам  взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитию способности к эмоциональной децентрации, необходимой для принятия ролевой позиции в игре.  Для стимулирования воображения детям предлагали игры, которые требовали перевоплощения, способности создавать образы на основе уже имеющихся впечатлений, а также нахождения различных вариантов поведения персонажа в соответствии с  ситуацией игры.
Анализ эмоционального развития дошкольников в процессе театрализованной игры, позволяет сделать следующие выводы:
театрализованная игра является для дошкольников формой организации жизни и имеет определяющее значение в его психическом развитии;
разностороннее влияние этой деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств;
создание психолого-педагогических условий является основой развития театрализованной игры детей дошкольного возраста;
театрализованная игра является источником развития чувств, глубоких переживаний, приобщает к духовным ценностям;
театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события;
театрализованная игра важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия;
театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Ссылки на источники
1. Акулова, О. А. Театрализованные игры [Текст] / О. А. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4. - С. 24–31.2. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] : книга для воспитателя детского сада / Л. В. Артемова. - М.: Просвещение, 1991. - 127 с3. Дворецкая, Л. В. Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития дошкольников [Текст] / Л. В. Дворецкая // Дошкольная педагогика. – 2008. - № 8. - С. 30-334. Заболтина, В. В. Театрализованные игры - средство эмоционально-нравственного воспитания детей [Текст] / В. В. Заболтина // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 7 – С. 70 –745. Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] : пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханева.- М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 275 с.6. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада [Текст] / под ред. А. Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.