ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ


Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация эмпирического исследования
Эмпирическое исследование проводилось в п. Чунском, на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней школы №1. Участвовали ученики третьих классов, т. е. ребята 9-10 лет, в количестве 37 человек, из них девочек - 17, мальчиков – 20 человек. Ребята согласно проведенному опросу были разделены на контрольную и экспериментальную группы, что дало возможность сравнить и проанализировать полученные результаты.
Выдвигаемая гипотеза: компьютерные игры обуславливают проявление агрессивного поведения у младших школьников.
Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо:
1. Организовать эмпирическое исследование среди третьих классов школы №1 п. Чунский Иркутской области , влияние компьютерных игр на проявление агрессивного поведения у младших школьников.
2. Проанализировать результаты эмпирического исследования.
Объектом исследования является агрессивное поведение младших школьников.
Предмет: влияние компьютерных игр на проявление агрессивного поведения младших школьников.
Методологической основой исследования явились представления о развитии психики, сформировавшиеся в виде таких основополагающих принципов, как принцип детерминизма (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л) принцип развития (Ананьв Б.Г., Леонтьев А.Н.), взглядов на возрастные особенности психики (Братусь Б.С., Эльконин). В работах также учитывались результаты исследований, выполненных в рамках проблемы агрессии (Бандура, Берковиц, Бютнер).
Методы исследования определялись в соответствии со спецификой предмета и объекта, целью, задачами и гипотезой исследования:
- наблюдение стандартизированное;
- опросные методы (анкеты, сравнительный анализ качественных характеристик);
- бланковые методы диагностики личностных характеристик субъекта (тестирование);
- анализ и синтез, обобщение, сравнение;
- методы математической обработки, качественный и количественный анализ полученных данных.
В диагностический материал были отобраны методики:
1. Анкета «Агрессия в жизни младшего школьника» (Приложение 1).
2. Опросник Баса – Дарки (Приложение 2).
2. Схема наблюдения за поведением ребенка (Приложение 3).
В нашем исследовании стояла цель: выяснить особенности влияния компьютерных игр на проявление агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста 9 – 10 лет.
Анкета «Агрессия в жизни младшего школьника» была проведена в письменном виде, является стандартизированной и включает в себя 16 вопросов, разбитых на 3 раздела:
Раздел № 1. «Ориентации и предпочтения учащихся по отношению к изображению насилия и агрессии на экране».
Раздел № 2. «Отношение учащихся к агрессии на экране, причины и следствия контакта с экранной агрессией».
Раздел № 3: «Учащиеся и изображение насилия на экране: ситуативные тесты».
Одной из диагностических процедур является опросник Басса – Дарки. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия – агрессия окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т. д.)
Раздражение – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм – оппозиционные реакции, направленные против авторитета и руководства (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и правил).
Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму (ссоры, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (упреки, угрозы, проклятья, ругань, насмешки).
Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».
Для проведения нашего исследования с ребятами младшего школьного возраста мы модифицировали опросник Басса – Дарки и взяли четыре вида реакций:
Физическую агрессию
Косвенную агрессию
Негативизм
Вербальную агрессию
Вопросник состоит из 53 утверждений, на которые испытуемые отвечают «да» или «нет»
Во время проведения третьей части исследования на помощь были приглашены классные руководители учащихся 3-х классов. Просьба к ним заключалась в заполнении опросника «Ребенок глазами взрослого». Так как эти люди находятся с ребятами рядом уже в течение длительного времени, то выполнение данной просьбы не составило труда.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы в консультационных, психокоррекционных и воспитательных мероприятиях с детьми.
2.2. Результаты эмпирического исследования
Нами было опрошено 37 человек учащихся 3-х классов, в возрасте от 9 до 10 лет. Из них дома компьютер имеют 54%. Не имеют компьютер 46%, большая часть приходится на детей, уровень достатка семьи которых ниже прожиточного минимума. Данное соотношение поможет нам без создания экспериментальной группы выявить уровень агрессивности у детей, играющих в компьютерные игры и у детей, не имеющих возможность этого делать.
Увлеченность играми тоже разнообразная: девочки предпочитают логические игры, рисование, игры-путешествия; мальчики предпочтительно играют в игры, связанные со скоростью, насилием, стрельбой. И хотя в 3-х классах контроль родителей за времяпровождением детей еще достаточно высок, хочется отметить, что в выходной день, когда родители могли бы проконтролировать своих детей, время, проведенное за компьютером, увеличивается.
Наблюдается и агрессивность со стороны учащихся в отношениях со своими сверстниками — у девочек 5%, у мальчиков 25%.
Таблица 1
Результаты опроса среди учащихся 3-х классов школы № 1 п. Чунский
девочек мальчиков Всего
Опрошено 17 (46%) 20 (54%) 37 (100%)
Компьютер дома имеют 8 (21%) 13 (35%) 21 (56%)
Компьютер дома не имеют 9 (25%) 7 (19%) 16 (44%)
Контроль со стороны родителей Всегда: 7 (41%)
Иногда: 8 (47%)
Никогда: 2 (12%) Всегда: 7 (35%)
Иногда: 9 (45%)
Никогда: 4 (20%) Всегда: 19 (51%)
Иногда: 12 (33%)
Никогда: 6 (16%)
Агрессивность наблюдается 2 (5%) 9 (25%) 11 (30%)
Таблица 2
Время, проведенное за компьютером в будний день
Время Учащиеся (%)
0,5 – 1 час 30%
1,5 – 2 часа 22%
2,5 – 3 часа 26%
4 – 5 часов 13%
6 часов и более 9%
Таблица 3
Время, проведенное за компьютером в выходной день
Время Учащиеся (%)
0,5 – 1 час 32%
1,5 – 2 часа 11%
2,5 – 3 часа 11%
4 – 5 часов 16%
6 часов и более 32%
Вторым этапом нашего исследования было анкетирование с помощью анкеты «Агрессия в жизни младшего школьника», которая была разработана с помощью школьного психолога. Результаты анкеты оценивались по разделам, из которых состояла сама анкета. Кроме того для удобства - результаты анкетирования были размещены в таблицах.
Первый раздел анкеты «Агрессия в жизни младшего школьника», который посвящен «Ориентации и предпочтения учащихся по отношению к изображению агрессии на экране» мы получили следующие данные:
Таблица 4
Компьютерные игры, которые нравятся учащимся
Название компьютерных игр, нравящихся учащимся Общее число учащихся (в %), указавших, что им нравятся данные компьютерные игры Число учащихся мужского пола
(в %), указавших, что им нравятся данные компьютерные игры Число учащихся женского пола
(в %), указавших, что им нравятся данные компьютерные игры
1. DOOM 8,1 10 5,9
2. Tetric 27 30 23,5
3. Aladdin 24,3 15 35,3
4. Tennis 5,4 5 5,9
5. Другая игра (Матрица) 5,4 10 0
6. Любимых игр нет, т.к. не имею к ним доступа 16,2 15 17,65
Таблица 5
Темы компьютерных игр, которые, по мнению учащихся, наиболее часто сочетаются с агрессией
Тематика экранной продукции Общее число учащихся (в %),
считающих, что данные темы наиболее часто сочетаются с агрессией Число учащихся мужского пола (в %),
считающих, что данные темы наиболее часто сочетаются с агрессией Число учащихся женского пола (в %),
считающих, что данные темы наиболее часто сочетаются с агрессией
1. Военная 37,8 30 47
2. Историческая 5,4 5 5,9
3. Приключенческая 10,8 5 17,65
4. Любовная 2,7 0 5,9
5. Спортивная 13,5 5 23,5
6. Научно-техническая 0 0 0
7. Экологическая 2,7 0 5,9
Второй раздел анкеты «Агрессия в жизни младшего школьника», который посвящен « Отношению учащихся к агрессии на мониторе, причины и следствия их контакта с компьютерной агрессией».
Таблица 6
Отношение учащихся к показу агрессии на экране
Ответы опрошенных Число учащихся (в %), которых привлекают сцены агрессии Число учащихся (в %), которых не привлекают сцены агрессии Число учащихся (в %), не имеющих однозначного мнения по этому поводу
Ответы всех опрошенных учащихся 10,8 64,9 24,3
Ответы учащихся мужского пола 15 50 35
Ответы учащихся женского пола 5,9 82,3 11,8
Таблица 7
Факторы, привлекающие учащихся в сценах агрессии в компьютерных играх
Факторы, привлекающие учащихся в сценах агрессии Общее число учащихся (в %), которых привлекают данные факторы Число учащихся мужского пола (в %), которых привлекают данные факторы Число учащихся женского пола (в %), которых привлекают данные факторы
1. Динамика, темп действия 48,6 80 11,8
2. Возможность самому управлять героем 56,8 75 35,3
3. Кровь 2,7 5 0
4. Оружие 10,8 20 0
5. Желание показать себя, т. е. своего героя 24,3 25 23,5
6. Привлекает что-то другое 5,4 5 5,9
Таблица 8
Причины неприятия учащимися сцен агрессии
Причины неприятия учащимися сцен агрессии Общее число учащихся (в %), указавших данные причины Число учащихся мужского пола (в %), указавших данные причины Число учащихся женского пола (в %), указавших данные причины
1. Ненависть к любому насилию 29,7 25 35,3
2. Жестокость 32,4 15 53
3. Обилие крови 56,8 35 82,4
4. Неприятные
эмоции 19 15 23,5
5. Все устраивает 13,5 20 5,9
Таблица 9
Тип компании, в которой учащиеся предпочитают играть в агрессивные компьютерные игры
Тип компании, в которой учащиеся предпочитают смотреть сцены насилия Общее число учащихся (в %), предпочитающих данный тип компании Число учащихся мужского пола (в %), предпочитающих данный тип компании Число учащихся женского пола (в %), предпочитающих данный тип компании
1. В одиночестве 21,6 20 23,5
2. Группа друзей 27 35 17,65
3. Близкий друг (подруга) 35,1 25 41,2
4. Родители 13,5 10 17,65
5. Незнакомые люди 2,7 5 0
Таблица 10
Причины просмотра учащимися сцен агрессии
Причины просмотра учащимися сцен агрессии Общее число учащихся (в %), назвавших данную причину Число учащихся мужского пола (в %), назвавших данную причину Число учащихся женского пола (в %), назвавших данную причину
1. Хорошее настроение 16,2 20 11,8
2. Плохое настроение 32,4 30 35,3
3. Назло родителям и учителям 5,4 5 5,9
4. Нормальное состояние, отсутствие дел 46 45 47
5. Иные причины 0 0 0
Таблица 11
Типы психологических состояний, в которых находятся учащиеся после просмотра сцен агрессии
Типы психологического состояния, в которых находились учащиеся после просмотра сцен агрессии Общее число учащихся (в %), назвавших данный тип своего психологи-ческого состояния Число учащихся мужского пола (в %), назвавших данный тип своего психологи-ческого состояния Число учащихся женского пола (в %), назвавших данный тип своего психологи-ческого состояния
1. Агрессивность 8,1 10 5,9
2. Расстроенность 16,2 10 23,5
3. Веселье 8,1 10 5,9
4. Взволнованность 16,2 20 11,8
5. Замкнутость 5,4 5 5,9
6. Подавленность 8,1 5 11,8
7. Оживление 16,2 25 5,9
Продолжение таблицы 11
8. Безразличие 10,8 10 11,8
9. Состояние не меняется 10,8 5 17,65
Таблица 12
Отношение учащихся к размышлению о сценах агрессии
Тип отношения учащихся к размышлению о сценах агрессии Общее число учащихся (в %), назвавших данный тип отношения Число учащихся мужского пола (в %), назвавших данный тип отношения Число учащихся женского пола (в %), назвавших данный тип отношения
1. Сцены агрессии забываются сразу после просмотра 8,1 10 5,9
2. Сцены агрессии запоминаются на непродолжительное время 40,5 45 35,3
3. Сцены агрессии запоминаются надолго 51,4 45 59
Таблица 13
Отношение учащихся к обсуждению сцен агрессии
Ответы опрошенных Число учащихся (в %), которые никогда не обсуждают сцены агрессии Число учащихся (в %), которые иногда обсуждают сцены агрессии Число учащихся (в %), которые регулярно обсуждают сцены агрессии
Ответы всех опрошенных учащихся 5,4 29,7 64,9
Ответы учащихся мужского пола 5 20 75
Ответы учащихся женского пола 5,9 41,2 52,9
Таблица 14
Тип компании, в которой учащиеся предпочитают обсуждать сцены агрессии
Тип компании, в которой учащиеся предпочитают обсуждать сцены насилия Общее число учащихся (в %), предпочитающих данный тип компании Число учащихся мужского пола (в %), предпочитающих данный тип компании Число учащихся женского пола (в %), предпочитающих данный тип компании
1. Друзья 35,1 35 35,3
2. Родители 32,4 35 29,4
3. Учителя 27 25 29,4
4. Незнакомые люди 5,4 5 5,9
Третий раздел анкеты «Агрессия в жизни младшего школьника», который посвящен «Учащиеся и агрессия: ситуативные тесты»
Таблица 15
Компьютерные игры, которые учащиеся хотели бы взять на необитаемый остров
Название компьютерных игр Общее число учащихся (в %), предпочитающих взять данную игру Число учащихся мужского пола
(в %), предпочитающих взять данную игру Число учащихся женского пола
(в %), предпочитающих взять данную игру
1. DOOM 5,4 10 0
2. Tetric 8,1 5 11,8
3. Aladdin 29,7 30 29,5
4. Tennis 5,4 5 5,9
5. Другая игра (Матрица) 5,4 10 0
6. Любимых игр нет, т.к. не имею к ним доступа 46 40 53,1
Таблица 16
Возраст, с которого учащиеся разрешили бы играть в агрессивные компьютерные игры своему будущему ребенку
Тип мнения учащихся Число учащихся (в %), выбравших данный вариант Число учащихся мужского пола (в %), выбравших данный вариант Число учащихся женского пола (в %), выбравших данный вариант
1. Разрешить ребенку играть в агрессивные компьютерные игры с тех пор, как только он сможет, т. е. лет с 2-3 5,4 10 0
2. Разрешить ребенку играть в агрессивные компьютерные игры с 10 лет 10,8 10 11,8
3. Разрешить ребенку играть в агрессивные компьютерные игры с 15 лет 21,6 15 29,4
4. Разрешить ребенку играть в агрессивные компьютерные игры с 18 лет 54 60 47
5. Запретить ребенку играть в агрессивные компьютерные игры вообще 8,1 5 11,8
Так как нам необходимо были достоверные ответы, мы не просили детей подписывать листы. Но по окончанию ее заполнения на вопрос, не против ли они подписать свои анкеты, мы, к нашему удивлению получили ответ: «Не против». Поэтому анкетирование получилось открытым, что дало нам возможность заполнить опросник Басса – Дарки (Приложение 2) и попросить классных руководителей заполнить опросник «Ребенок глазами взрослого» (Приложение 3), что значительно расширило исследование и помогло получить более достоверные результаты.
«Опросник агрессивности» Басса - Дарки. Басс сначала провел разграничение между враждебностью и агрессией. Враждебность есть реакция отношения скрытно-вербальная реакция, которой сопутствуют негативные чувства и негативная оценка людей и событий. Если врожденные реакции вербализуются, они принимают форму уничижительных замечаний или негативных высказываний. Басс определил агрессию как ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу. Дальнейшие различия он проводил, предлагая выделить подклассы во враждебно-агрессивном поведении. Предложение о необходимости учитывать при измерении существование нескольких различных структур основывалось на классификационной схеме, в которой различаются агрессия и враждебность, причем агрессивное поведение подразделяется на прямое и косвенное, а также на активное и пассивное.
Опросник «Ребенок глазами взрослого». Классные руководители находятся достаточно большое время рядом со своими подопечными, наблюдают их поведение, реакции в различных ситуациях, они, заполнив опросник на каждого ребенка, помогут нам понять, как ребенок ведет себя в критических ситуациях, в ситуациях, когда проявляется агрессия, в смешных ситуациях и т. д.
2.3. Анализ результатов проведенного исследования
Итак, как уже было отмечено выше, из опрошенных ребят дома имели компьютер, а соответственно и доступ к компьютерным играм 54%, а именно 20 ребят, не имели же дома компьютер 46%, то есть 17 детей. Данное соотношение помогло нам без создания экспериментальной группы выявить уровень агрессивности у детей, играющих в компьютерные игры и у детей, не имеющих возможность этого делать, поэтому группу, где дети имеют возможность играть в компьютерные игры будем считать экспериментальной, а группу где игры на компьютере невозможны в связи с его отсутствием – контрольной. Это нам будет необходимо при заполнении опросников.
Характеристика анкеты «Агрессия в жизни младшего школьника» показала, что после игр с агрессивным содержанием ребята испытывают расстроенность, взволнованность, повышенное оживление. Сцены агрессии большинству опрошенных запоминаются надолго, особенно этим отличаются девочки.
Стоит отметить, что сейчас с развитием технологий, графика в компьютерных играх становится все более реалистичной и красочной. Игры становятся более реалистичными, именно этот фактор на мой взгляд и влияет на детскую психику. Существует много разных жанров компьютерных игр, одни оказывают более сильное влияние на психику другие менее. Давайте рассмотрим их влияние на ребенка на примере двух наиболее популярных жанров: стратегия и ролевые игры.
Жанр: стратегия (логические) – один из наиболее безопасных жанров. Стратегия заставляет ребенка думать над каждым своим действием в виртуальном игровом мире, продумывать все возможные варианты последствий на каждый свой шаг в игре, это помогает развивать логическое мышление ребенка. Так что можно сделать вывод, что такие игры практически безопасны для детской психики, и даже помогают ребенку развиваться. Именно такие согласно таблицы 5 и предпочитают учащиеся МОУ СОШ №1 п. Чунский.
Жанр: ролевые компьютерные игры – это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя. Выделение ролевых компьютерных игр из всего многообразия игр делается потому, что только при игре в ролевые компьютерные игры мы можем наблюдать процесс «вхождения» человека в игру, процесс своего рода интеграции человека с компьютером [12]. Ролевые компьютерные игры порождают качественно новый уровень психологической зависимости от компьютера, нежели не ролевые. Исходя из этого, есть основание предположить большую опасность пагубного влияния ролевых компьютерных игр, но только в случае злоупотребления игрой. К нашему спокойствию согласно первоначального опроса компьютер в доме имеют чуть больше половины опрошенных, кроме того, благодаря возрасту опрошенных (9-10 лет), контроль родителей достаточно регулярен, это не дает возможности детям длительное время проводить за игрой.
Кроме того возрасту 9-10 лет свойственно открытость, общительность, желание поделиться с кем-то своими переживаниями, что большинство опрашиваемых и делают, так как не могут сдержать эмоции и обсуждают сцены агрессии, как с друзьями, так и с родителями и учителями.
Благодаря анализу мы видим, что предпочтение у учащихся вызывают игры приключенческого содержания.
Если рассматривать компьютерные игры по тематике, то самой агрессивной считается военная тема, менее агрессивной, по мнению опрошенных, являются спортивная и приключенческая тематики, совсем не содержат агрессивной направленности игры с научно-техническим направлением.
Большинство опрошенных ответили, что их вообще не привлекают сцены насилия, а обилие крови и жестокость, которых в некоторых компьютерных играх предостаточно вообще вызывают стойкую неприязнь.
Основными факторами, привлекающими учащихся к ролевым компьютерным играм, являются возможность самому управлять героем; темп действия, динамика; желание показать свое мастерство. В намного меньшей степени привлекает разнообразие оружия, ну и только одного ребенка привлекает открытая агрессия и обилие крови в игре.
Как, и это было уже отмечено выше, возрасту 9-10 лет свойственна открытость, то больше всего они любят играть в компании близких друзей, это подтверждают и данные расположенные в таблице 9, где указано, что регулярно сцены агрессии обсуждают 64,9% опрошенных и в основном это делается в кругу друзей (таб. 14).
В третьем разделе анкеты были размещены 2 ситуативных теста, согласно 1-му из них на необитаемый остров большинство ребят взяли бы с собой игру приключенческого жанра. Данное утверждение было проверено первым разделом анкеты.
Последним вопросом в анкете был вопрос о возрасте, с которого опрашиваемые разрешили бы своим детям играть в компьютерные игры или смотреть художественные фильмы со сценами насилия. Ответы, судя по всем предыдущим ответам, были предполагаемые, т. е. большинство разрешит это с 18 лет, третья часть опрашиваемых с 15 лет, ну а 8,1% (3 человека) вообще готовы запретить своему ребенку играть в агрессивные компьютерные игры.
Анализ опросника Басса – Дарки я решила представить в виде диаграмм.
11430013970
Рис. 1 Проявление агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе
Согласно полученным результатам:
Физическая агрессия преобладает у 30% испытуемых
Косвенная агрессия присутствует у 35% испытуемых
Негативизм отмечается у 20% испытуемых
Вербальная агрессия преобладает у 15% испытуемых
-28575-300990
Рис. 2 Проявление агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста в контрольной группе
Согласно полученным результатам мы можем наблюдать, что преобладает
в экспериментальной группе косвенная и физическая агрессии – 35%, на втором месте негативизм – 18%, вербальная агрессия наблюдается у 12% опрошенных.
Если сравнить первую и вторую диаграммы, то мы можем наблюдать, что и в контрольной, и в экспериментальной группах уровни различных видов агрессии практически одинаковы. Небольшое отклонение в контрольной группе в сторону физической агрессии от косвенной наблюдается, как мне кажется, в связи с меньшим количеством детей в данной группе.
Чтобы подтвердить полученные результаты мы решили провести еще один опросник «Ребенок глазами взрослого».
Классных руководителей попросили заполнить таблицу, где были отмечены виды проявления агрессии. Учителя должны были отметить как часто проявляются признаки того или иного вида агрессии.
Данный опросник поможет нам определить отличается ли проявление агрессии по своим признакам в контрольной и экспериментальной группах, и какой вид агрессии чаще проявляется у ребят.
-228600-571500
Рис. 3 Проявление агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе
Сжимает губы кулаки, тревожное напряжение разрешается гневом - 15% испытуемых
После агрессивной реакции успокаивается в течение 15 минут – 15% испытуемых
Замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии - 5% испытуемых
Не возникает чувства вины после агрессивных действий – у 15% испытуемых
Проявляют агрессивные реакции на действия других - 10% испытуемых
Бьют других детей в состоянии раздражения - 5% испытуемых
Говорят нецензурные слова взрослым, одноклассникам – 5% испытуемых
Замахиваются, но не ударяют одноклассника – 15% испытуемых
-190500211455Стремятся делать назло - 15% испытуемых
Рис. 4 Проявление агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста в контрольной группе
Результаты опросника по контрольной группе показывают, что:
сжимает губы кулаки, тревожное напряжение разрешается гневом - 18% испытуемых
после агрессивной реакции успокаивается в течение 15 минут – 18% испытуемых
замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии - 0% испытуемых
не возникает чувства вины после агрессивных действий – у 12% испытуемых
проявляют агрессивные реакции на действия других - 12% испытуемых
бьют других детей в состоянии раздражения - 0% испытуемых
говорят нецензурные слова взрослым, одноклассникам – 6% испытуемых
замахиваются, но не ударяют одноклассника – 18% испытуемых
стремятся делать назло - 18% испытуемых
Анализируя представленные гистограммы можно отметить, что большой разницы в проявлениях агрессивного поведения нет, что полностью соответствует результатам первого опросника Басса – Дарки.
Выводы по второй главе
Таким образом, наше исследование 9-10 летних учащихся 3-х классов, посвященное выявлению влияния на их психику агрессивных компьютерных игр показало, что рассматривая их в структуре увлечений изменения предпочтения другим видам досуговой активности и их интенсивности, практически не происходит, а если и происходит, то лишь на несколько недель; в течение короткого периода времени (как указано в большинстве литературы в течение трех месяцев) у большинства пользователей восстанавливается прежняя структура хобби. Интересен и другой результат, который опровергает расхожее мнение: у игроков в компьютерные игры, по сравнению с их сверстниками, наблюдается более адаптивное социальное поведение. У подростков не обнаружили и серьезных нарушений психической деятельности или симптомов «компьютерной» зависимости. Есть лишь данные о переутомлении, боли в ногах (у игроков с компьютерными автоматами), боли в кистях рук (от судорожного сжимания джостика), рези в глазах, общей возбужденности, трудности с засыпанием.
Другими словами, мы пришли к выводу, что агрессивные компьютерные игры, не влияют на проявление агрессии в поведении младших школьников, что опровергает выдвинутую нами в начале исследования гипотезу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше исследование посвящено актуальной проблеме психолого-педагогической теории и практики - выявлению взаимовлияния компьютерных игр с «элементами агрессии на экране» и проявления агрессивного поведения в динамике у детей младшего школьного возраста. Проблема агрессивности младших школьников играющих в компьютерные игры с «элементами агрессии» становится все более актуальной, так как все большее количество детей имеет возможность иметь дома компьютер. Тема насилия и агрессии становится все более актуальной в обществе. Агрессивность в открытой или замаскированной форме культивируется в обществе как орудие в борьбе за преступление. Этой замаскированной формой являются компьютерные игры.
Многие социопсихологические исследования влияния сцен жестокости и агрессии, транслируемых по телевидению, на уровень агрессивности людей неопровержимо доказывают, что после просмотра подобных сцен агрессивность у 3-15% взрослых увеличивается. Дети же более восприимчивы, чем взрослые, тем, более играя, они не являются пассивными зрителями, а становятся действующими лицами, совершающими убийства и принимающими участие в насилии.
В первой главе рассматриваются психологические аспекты агрессивного поведения, психологические особенности агрессивного поведения младших школьников, компьютерные игры как фактор, формирующий поведение.
В параграфе «Психологические аспекты агрессивного поведения» были рассмотрены и проанализированы основные теории агрессии, а именно теории влечения (или инстинкта), фрустрационная теория агрессии и теории социального научения (в том числе попытки, относящиеся к психологии мотивации).
В параграфе 1.2. были представлены возрастные психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. Рассмотрены факторы, влияющие на агрессивное поведение детей этого возраста.
Было выявлено, что основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
В третьей части первой главы представлено само понятие игры и понятие компьютерной игры как его составляющее. Изучение проблемы предпочтения компьютерных игр связано с широкой распространенностью игр и превращением их в основную форму досуга детей. Именно поэтому так много исследований касающихся влияния компьютерных игр на человека. На сегодня в общественном мнении утвердились две полярные точки зрения на агрессию в компьютерных играх и ее влияние на детей. Первая – «игры вредны», вторая – «игры полезны».
На мой взгляд, можно очень долго рассуждать на тему пользы и вреда компьютерных игр. Однако мне кажется, что сами они не обладают ни признаком вредности, ни признаком полезности, точно так же, как и любой другой предмет. Дело не в предметах, а в том как, кем и с какой целью они используются.
Для любого возраста существуют, как известно, определенные временные нормы, и придерживаться их надо неукоснительно. Но те, для кого компьютерные игры — источник средств к существованию (производители игр, авторы геймерских изданий, повествующих о пользе компьютерных игр, владельцы компьютерных клубов) утверждают совершенно обратное — есть заинтересованные стороны. Просто каждый из них заинтересован в своем и пытается этого добиться любыми, доступными ему способами.
Поэтому родителям надо более внимательно относиться к тому, чем занимается их ребенок вообще, и к тому, в какие игры он играет, в частности. Вред и польза компьютерных игр являются одним из тех вопросов, на которые невозможно дать однозначные ответы. Очевидно одно: все хорошо в меру, и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно и гибельно, а что идет на пользу.
Во второй части дипломной работы на проверку выдвигалась гипотеза: компьютерные игры с элементами насилия на экране влияют на агрессивное поведение младших школьников.
В практической части нашего исследования участвовало 37 человек ученики 3-х классов МОУ СОШ №1 п. Чунский. В связи с тем, что 54 % из них имели дома компьютер, а соответственно играли в компьютерные игры, и 46% не имели компьютера, а значить и возможности играть, нам не пришлось создавать экспериментальную группу, в нее вошли те, у кого не было возможности ежедневно играть, а именно те, у кого компьютера не было.
Исследование показало, что рассматривая компьютерные игры в структуре увлечений изменения предпочтения другим видам досуговой активности и их интенсивности, практически не происходит, а если и происходит, то лишь на несколько недель. Интересен и другой результат, который опровергает расхожее мнение: у игроков в компьютерные игры, по сравнению с их сверстниками, наблюдается более адаптивное социальное поведение. У подростков не обнаружили и серьезных нарушений психической деятельности или симптомов «компьютерной» зависимости.
Главное, чтобы родители не дозволяли своему ребенку жить одним компьютером и становиться поклонником одной компьютерной игры. Обязательно давайте ему разные игры – пусть они хотя бы помогут развиваться, если ему уж так хочется поиграть.
Таким образом, мы можем сделать вывод о реализации поставленных целей и задач исследования и об опровержении выдвинутой гипотезы. Теоретическая новизна данной работы заключается в том, что в ней подробно изложены особенности агрессивных проявлений у младших школьников с комплексом порождающих их причин, а практическая значимость – в возможности использования материалов данной работы для коррекции и профилактики агрессивного поведения у детей, играющих в агрессивные компьютерные игры.
ЛИТЕРАТУРА
Абраменкова В. Во что играют наши дети. Игрушка и анти игрушка. – М.: Эксмо, 2006. – 160 с.
Бандура А. Подростковая агрессия / Бандура А. , Уолтерс Р. - М., 1999.
Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб., 2001.
Бугаева Ю. А Детская агрессия // www.festival.1september.ru/articles/212907/Бурлаков И.В. Homo Gamer. Психология компьютерных игр.- М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - вып. 86. – 89 с.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2001. - С136-138.
Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.– М., 1991.- 165 с.
Выготский Л.С.. Лекция по психологии игры.// Вопросы психологии.– 1996.- №6. – С. 74 - 80
Галенкин С. Эти плохие, плохие, плохие игры // Домашний ПК. – 2003. - №5
Дроздов А. Ю. Ситуативные факторы агрессивного поведения молодежи // Актуальные проблемы психологии. Т. 1 Социальная психология. Психология управления. Организационная психология. – К., 2003. Ч. 1. – С. 38-49
Жилин И. Доигрались // Компьютер и Жизнь. – 2000. - №18
Жмуров Д. В. Компьютерные игры и подростковая агрессия // www.npocmo.infoЖурнал Психологии Личности и Общества. – 1999. - №76.
Ионова Е. Нет компьютерной зависимости // Мой компьютер и связь. – 2005. - № 40 (153)
Колосова С.Л. Детская агрессия.- СПб.: Питер, 2004.
Компьютерные игры // Интерфейс. – 2003. - № 6 (15).
Компьютерные игры: вред или польза // www.target-yuo.narod.ru
Курапова О.М. О влиянии компьютерных игр на агрессивное поведение школьников // Воспитание школьников. - 2003.- № 4.
Куштина А. Проблема Heroinware // Компьютерра № 152 (10) от 31.03.2003 г.
Макалатия А.Г. Мотивация в компьютерных играх // 3-я Российская конференция по экологической психологии (Москва, 15-17 сентября 2003 г.). Тезисы. – М.: Психологический институт РАО, 2003. - С. 358-361
Механизмы человеческой агрессии / Отв. ред. Ю.М. Антонян. - М.: ВНИИИ МВД России, 2000. – 56 с.
Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб.: Питер, 1999.
Особенности воспитания детей младшего школьного возраста // www.sch1207/tdusite.ruПетрусь Г. Агрессия в компьютерных играх // http://www.computerra.ru/offline/2000/347//2605/Психологический словарь // под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 1996. – 312 с.
Реан А.А. Психология личности, социализация, поведение, общение. – СПб.: «Прайм - УВРОЗНАК», 2004. – 345 с.
Слободнюк И. Игры учат убивать // Газета «Сегодня». – 2002. - № 248.
Смирнова Е.О., Радева Р.Е. Компьютерная игра младшего школьника. // Образование и информационная культура. Социологические аспекты / Под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2000, - С. 370-392.
Собкин В.С., Евстигнеева Ю. М. Место новых информационных технологий в жизни современного школьника // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. Материалы международной интернет-конференции, проходившей 20.03 - 14.05.2001 на информационно-образовательном портале www.auditorium.ru/Степынин О. Компьютерное бешенство // http://psy.piter.com/library/?tp=1&rd=6&l=522ТВ и видеоигры развивают в детях жестокость // Мир психологии. – 2003. - №2
Федоров А. В. Права ребенка и проблема насилия на экране // www.psyfactor.org
Ушаков К. Реальные законы для виртуального пространства // Журнал «CIO». – 2004. - № 4.
Фурманов. И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн., 1996.
Хекхаузен Х. Агрессия // Мотивация и деятельность. – М., 1986г., Т. 1.
Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал,. – 1999. - №1. - С. 86-102
www.psihologu.infowww.4stupeni.ru/lirika/2087-agressivnoe-povedenie.htmlhttp://ru.wikipedia.org
http://game.mlhosh.ru/659.htmlПриложение 1
Вопросы анкеты «Агрессия в жизни младших школьников»
Раздел 1. Ориентации и предпочтения учащихся по отношению к изображению агрессии (насилия) на экране.
1. Какие из перечисленных ниже компьютерных игр тебе нравятся больше всего (назовите не более трех)?
а)Doom
б) Tetris
в)Aladdin
г)Tennis
д)Другая игра (укажите название)
е)Любимых игр нет, так как не имею к ним доступа
2. Жанры каких компьютерных игр, по твоему мнению, наиболее часто сочетаются с агрессией или изображением сцен насилия?
а)Трагедия
б) Ужасы
в)Комедия
г)Сказка
д)Детектив
е)Фантастика
ж) Мелодрама
з) Катастрофа
и) Смесь жанров
3. Темы каких компьютерных игр, по твоему мнению, наиболее часто сочетаются с изображением сцен насилия?
а)Военная
б)Историческая
в)Приключенческая
г)Любовная
д)Спортивная
е)Научно-техническая
ж)Экологическая
Раздел 2. Отношение учащихся к агрессии (насилию) на мониторе (экране), причины и следствия их контакта с компьютерной агрессией.
4. Привлекают ли тебя сцены агрессии?
а) Да
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить
5. Что именно привлекает тебя в сценах агрессии?
а)Динамика, темп действия
б)Возможность самому управлять героем
в)Кровь
г)Оружие
д)Желание показать себя, т. е. своего героя
6. Что именно отталкивает тебя в сценах, где герои проявляют агрессию?
а)Ненависть к любому насилию
б)Жестокость
в)Обилие крови
г)Неприятные эмоции
д)Все устраивает
7. С кем ты предпочитаешь играть в компьютерные игры?
а)В одиночестве
б)С друзьями
в)С близким другом
г)С родителями
д)С незнакомыми людьми
8. Ты смотришь сцены агрессии:
а)В хорошем настроении
б)В плохом настроении
в)Назло родителям и учителям
г)В нормальном состоянии, от нечего делать
д)По иным причинам (каким именно?)
9. В каком состоянии ты обычно находишься после игры в компьютерные игры?
а)Агрессивности
б)Расстроенности
в)Веселья
г)Взволнованности
д) Замкнутости
е) Подавленности
ж) Оживления
з) Безразличия
и)Мое состояние не меняется
10. Как долго ты после игры думаешь о ней?
а)полчаса
б)больше часа
в)совсем не думаю
11. Обсуждаешь ли ты с кем-либо игру?
а) Нет
б) Да
в)Иногда
12. С кем ты предпочитаешь обсуждать сцены агрессии?
а)С друзьями / другом / подругой
б)С родителями
в)С учителями
г)С незнакомыми людьми
Раздел 3. Учащиеся и агрессия: ситуативные тесты.
13. Вы в одиночку отправляетесь в длительную научную экспедицию на необитаемый остров, и Вам разрешено взять с собой только одну компьютерную игру. Какой из перечисленных ниже фильмов Вы возьмете с собой?
а)Doom
б) Tetris
в)Aladdin
г)Tennis
д)Другая игра (укажите название)
е)Любимых игр нет, так как не имею к ним доступа
18. Вы стали взрослым человеком, у Вас растет сын или дочь. Какую точку зрения Вы поддержите?
а)Разрешить ребенку смотреть сцены агрессии (насилия) на экране с самого рождения
б) Разрешить ребенку смотреть сцены агрессии (насилия) на экране с 10 лет
в)Разрешить ребенку смотреть сцены агрессии (насилия) на экране с 15 лет
г)Разрешить ребенку смотреть сцены агрессии (насилия) на экране с 18 лет
д) Запретить ребенку смотреть сцены агрессии (насилия) на экране вообще
Приложение 2
Одной из диагностических процедур является опросник Басса – Дарки. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».
Для проведения нашего исследования с мальчиками младшего школьного возраста мы модифицировали опросник Баса – Дарки и взяли четыре вида реакций:
Физическую агрессию
Косвенную агрессию
Негативизм
Вербальную агрессию
Вопросник состоит из 53 утверждений, на которые испытуемые отвечают «да» или «нет».
Текст опросника
№ Вопрос Да Нет
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить, вред другим 2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю 3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь 4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы 5. Я не всегда получаю то, что мне положено 6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной 7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать 8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести 9. Мне кажется, что я не способен ударить человека 10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами 11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам 12. Если мне нравится установленное правило, мне хочется нарушить его 13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами 14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал 15. Я часто бываю не согласен с людьми 16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь 17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему 18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями 19. Я гораздо раздражителен, чем кажется 20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор 21. Меня немного огорчает моя судьба 22. Я думаю, что многие люди не любят меня 23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной 24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины 25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку 26. Я не способен на грубые шутки 27. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались 28. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится 29. Довольно многие люди завидуют мне 30. Я требую, чтобы люди уважали меня 31. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей 32. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу» 33. Я никогда не бываю, мрачен от злости 34. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь 35. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания 36. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям 37. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня 38. Когда получается не, по-моему, я иногда обижаюсь 39. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю 40. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь 41. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева 42. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ 43. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие 44. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее 45. Я ругаюсь только со злости 46. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее 47. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу 48. Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает 49. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки 50. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение 51. В споре я часто повышаю голос 52. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям 53. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить Ответы оцениваются по четырем шкалам, следующим образом:
Физическая агрессия
Да =1 - 9, 17, 37; нет = 1, 32, 40, 43, 46, 49
Косвенная агрессия
Да = 1-26, 41; нет = 2, 18, 33,38, 44, 47
Негативизм
Да = 1-35; нет = 4, 12, 20, 29
4.Вербальная агрессия
Да = 1; нет = 7, 15, 23, 30, 39, 42, 45, 50, 51, 36, 48, 52, 53
Приложение 3
Схема наблюдения: ребенок глазами взрослого
Ф. И. О. Ребенка…………………………………………………
Возраст…………………
Заполнил (родитель, психолог, педагог)………………………………..
Оцените, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка:
нет проявлений агрессивности,
проявления агрессивности, наблюдается иногда,
часто,
почти всегда,
непрерывно.
Виды проявлений агрессивности Как проявляется агрессивность Как часто наблюдается
Внешние проявления сжимает губы, кулаки, когда обижают, тревожное напряжение разрешается гневом. Длительность агрессии После агрессивной реакции успокаивается в течение 15 мин. Чувствительность к помощи взрослого замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии. Особенности отношения к собственной агрессии У ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий. Реактивность(чувствительность к агрессии) Проявляет агрессивные реакции на действия других. Вербальная агрессия Говорит обидные слова взрослым, говорит нецензурные слова одноклассникам. Агрессивность в виде угрозы Замахивается, но не ударяет одноклассника. Другие проявления агрессивности Стремится делать назло. Обработка результатов
Оценивается степень проявления различных признаков агрессивности и их сочетание.