Тезисы к дипломному проекту Сборник заданий для уроков русского языка, направленных на формирование умений ориентироваться в словарях


Сборник заданий для уроков русского языка, направленных
на формирование у учащихся 3 класса умений ориентироваться
в словарях
С. Н. ШнуряеваНаучный руководитель – К. Я. Виноградова,
преподаватель филологических дисциплин
ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Согласно Конституции Российской Федерации русский язык является государственным языком Российской Федерации и к нему предъявляются определенные требования [2] Как замечают Козырев В.А. и Черняк В.Д., «тревожное снижение общего уровня речевой культуры заставляет особенно остро осознать роль словаря как самого важного и незаменимого пособия, формирующего навыки сознательного отношения к своей речи» [1].С помощью работы со словарями на уроках русского языка можно приобщать учащихся к соблюдению основных правил устной и письменной речи, что указывает на необходимость формирования поискового умения ориентироваться в словарях [3].
Поэтому актуальность темы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании умения ориентироваться в словарях, что является познавательным требованием Федерального государственного образовательного стандарта.
На уроках русского языка при помощи работы со словарями можно: формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета [5].
Проблемой значимости самостоятельной поисковой деятельности занимались многие психологи Л.И. Айдарова, Т.В. Ахутина, Л С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, С.Д. Кацнельсон, Г.В. Колшанский, А.А. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.
Формирование умения ориентироваться в словарях должно занимать значимое место на уроках русского языка, так как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в одни из средств обучения относит печатные информационные ресурсы, к ним относятся и словари. [6].
Рассмотрев несколько понятий «словарь», видно, что они все имеют схожую структуру и содержание. Одно из таких понятий представил нам К.Ширский: «Словарь — книга, содержащая собрание слов, расположенных по определённому принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т. п. или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др. [7].
По словам профессора М.Р. Львова, «...если учитель и учащиеся имеют возможность постоянно использовать словари — орфографические, толковые, орфоэпические, этимологические, — то лексический фрагмент урока русского языка может стать постоянным», поэтому так важно формировать умения ориентироваться в этих незаменимых информационных ресурсах.
С точки зрения методологии данная тема недостаточно изучена и не имеет должного методического обеспечения. С помощью сравнительного анализа учебных пособий по русскому языку УМК «Школа России» и «Перспектива» с 1-3 классы можно сделать вывод, что на развитие умения ориентироваться в словарях направлена фрагментарная работа. Это подтверждает значимость сборника заданий для уроков русского языка, направленных на формирование умения ориентироваться в словарях, которые соответствуют специфическим видам упражнений по классификации М.Р.Львова [4]. Подобные задания позволят сделать процесс формирования умения ориентироваться в словарях более системным.
Для того чтобы оценить качество разработки заданий, направленных на формирование у учащихся 3 класса умения ориентироваться в словарях можно использовать разные методы диагностики: анкетирование, наблюдение, метод экспертных оценок.
Библиографический список
Козырев В.А. Современная языковая ситуация и речевая культура : учеб. пособие / В.А. Козырев, В.Д. Черняк. — М. : Флинта : Наука, 2012. — 184 с.;
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
Львов М.Р. «Речь младших школьников и пути её развития» - М., Просвещение, 1985 г.-280с.c.93;
Львов М. Р. Русский язык в школе: история преподавания;
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 6 октября 2009 года N 373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями на 18 мая 2015 года);
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. идоп., вступ. в силу с 01.01.2017);
Ширский К. Очерк древних славяно-русских словарей // Филологические записки. Воронеж, 1869.