Проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста и их пути решения с помощью тренинговых упражнений


Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж г. Тамбова»
М. В. ПрилепскаяПроблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста и их пути решения с помощью тренинговых упражнений
Методические рекомендации

Тамбов
2016
Рецензенты:
заведующая кафедрой педагогики, психологии и частных методик ТОГАОУ СПО «Педагогический колледж г. Тамбова»
О. А. Дробышева.
Проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста и их пути решения с помощью тренинговых упражнений: Метод. Рекомендации / Автор-состав. М. В. Прилепская. – Тамбов: ТОГАОУ СПО «Педагогический колледж г. Тамбова», 2016. – с.
Методические рекомендации предназначены для родителей детей дошкольного возраста и воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………………………..4
Методики по определению уровня мышления детей дошкольного возраста...6
Методика № 1«Исключение четвёртого лишнего»……………………….…….6
Методика № 2 «Почини коврик» ………….…………………………………….7
Методика № 3 «Классификация» …………..……………………………………8
Тренинговые упражнения на развитие мышления детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...10
Упражнение №1 «Закончи предложение»…………………..…………………10
Упражнение № 2 «Найди сходства и отличия»…………………..…………....10
Упражнение № 3 «Найди лишнюю картинку»………………………………...11
Упражнение № 4 «Назови слова»……….…………….…...…………………...12
Упражнение № 5 «Вопрос - ответ»…………….……………………….............12
Упражнение № 6 «Смысловые ряды»………………………………………….13
Упражнение № 7 «Предмет - действие»……………………………………….13
Упражнение № 8 «Подбери признаки»………………………………………...14
Упражнение №9 «Закончи слово»……………………………………………...14
Упражнение № 10 «Сравнение предметов»………………………………........15
Упражнение № 11 «Определи понятия»……………………………………….16
Рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ по развитию мышления детей дошкольного возраста……………………………………………………17
Рекомендуемая литература……………………………………………………...19
Используемая литература……………………………………………………….20
Приложение………………………………………………………………………21
Пояснительная записка
Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет.
Современная концепция общего образования во главе всего ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодняшние дети умнее своих предшественников - это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано - в 3 - 4 года.
Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Как указывает известный детский психолог А.А. Люблинская, первым средством решения задач для маленького ребенка является его практическое действие. Так, например, получив в руки игрушку - вертолет, у которой неожиданно перестают вращаться пропеллер и крылышки, или закрытую на щеколду коробочку, ребенок трех - пяти лет не обдумывает пути и средства решения этой задачи. Он сразу начинает действовать: что-то тянет, крутит, дергает, трясет, стучит. Не получая желаемого результата, он обращается за помощью к взрослому или вообще отказывается от дальнейших проб. Подобное мышление получило название наглядно - действенного, или практического: задача дана наглядно и решается руками, то есть практическим действием. Согласно концепции Л.С. Выготского, в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит перестройка структуры сознания, и благодаря этому все другие психические процессы интеллектуализируются. Оценивая подсменные возможности организованного обучения, Л.С.Выгодский писал, что «обучение может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах. Приложенное к одной точке в сфере детской мысли, оно видоизменяет и перестраивает многие другие точки. Оно может иметь в развитии отдаленное, а не только ближайшие последствия».
В настоящее время большую популярность приобретают тренинговые упражнения. Термин тренинг имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. В отечественной психологии распространены определения тренинга как одного из активных методов обучения, или социально—психологического тренинга.
Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.
В связи с этим былиразработаны методические рекомендации родителям по развитию мышления у детей дошкольного возраста с помощью тренинговых упражнений.
Целью методических рекомендаций является оказание помощи родителям и воспитателям дошкольного образовательного учреждения  в развитии мышления детей с помощью тренинговых упражнений.
Методики по определению уровня мышления детей дошкольного возраста
Методика «Исключение четвёртого лишнего» для детей 4-5 лет
Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Оборудование: картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам:
1) по величине;
2) по форме;
3) по цвету;
4) по родовой категории: дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. (см. приложение 1).
Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов:
- 10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними;
- 8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут;
- 6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут;
- 4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут;
- 2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут;
- 0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.
Выводы об уровне развития: 
- 10 баллов – очень высокий;
- 8-9 баллов – высокий;
- 4-7 баллов – средний;
- 2-3 балла – низкий;
- 0-1 балл – очень низкий.
Методика «Почини коврик» для детей 4-5 лет
Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена,— определить сформированность мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения. Сформированность наглядно-образного мышления. Способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения.
Оборудование: на каждом из пяти рисунков (см. приложение 2) изображен разный орнамент, содержащий пробел.
Процедура проведения: перед ребенком кладут поочередно рисунки с вырезанными кусочками, которые раскладывают под рисунком или справа от него.
Инструкция: "Посмотри, из коврика вырезали кусочек, найди его".
После этого предлагают рисунки.
Инструкция: "Посмотри, здесь нарисованы разные кусочки. Покажи, какой подходит (или: какой вырезали)". 
Анализ результатов
Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес и понимают инструкцию. После ориентировочного этапа они начинают выполнять задание. В тех случаях, когда ребенок торопится и недостаточно внимательно анализирует изображение, исследователь использует организующую помощь (мимика удивления, несогласия, реплика "внимательнее", "не спеши"). Эта помощь эффективна. Нет нелепых выборов. Пробы целенаправленны.
Дети умственно отсталые не проявляют стойкого интереса и желания выполнить задание. На ориентировочном этапе они просто смотрят на рисунок, не анализируя его. Пробы не целенаправленны. Зрительное соотнесение нарисованных частей даже с помощью исследователя оказывается случайным.
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес и понимают инструкцию. На ориентировочном этапе нет активного рассматривания. Работа над первыми двумя рисунками идет путем проб. Там, где требуется зрительное соотнесение частей, возникают трудности и ошибочное выполнение. Требуется развернутая, детальная помощь.
При анализе результатов можно использовать следующую оценку результатов:
- 10 баллов - ребёнок справился с заданием меньше чем за 20 сек;
- 8-9 баллов - ребёнок решил правильно все 4 задачи за время от 21 до 30 сек;
- 6-7 баллов - ребёнок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек;
- 4-5 баллов - ребёнок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек;
- 2-3 балла - время работы ребёнка над заданием заняло от 51 до 60 сек;
- 0-1 балл - ребёнок не справился с заданием за время свыше 60 сек.
Выводы об уровне развития:
- 10 баллов - очень высокий;
- 8-9 баллов – высокий;
- 4-7 баллов – средний;
- 2-3 баллов – низкий;
- 0-1 балла - очень низкий.
Методика «Классификация»
Методика «Классификация» предназначена для выявления уровня развития логического мышления. 
Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений (см. приложение 3) и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации не задается, ребенок должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации, кроме указанных выше.
Инструкция: "Попробуй разложить эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом". Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают так же разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам.
Оценка выполнения: 
- невыполнение задания после всех видов помощи - 0 баллов; 
- выполнение после словесного указания оснований для классификации -1 балл; 
- выполнение после показа первых 4 карточек без словесного пояснения - 2 балла; 
- выполнение по основной инструкции - 3 балла;
- высокие результаты - 4-6 баллов - свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы, величины.
 
Трененговые упражнения на развитие мышления детей дошкольного возраста
Упражнение № 1 «Закончи предложение» для детей 6-7 лет
Цель: развитие мышления.
Ход упражнения.
Детям предлагается закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить получившуюся фразу целиком.
Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки).
Маша уколола спицей палец, так как неумела (стирать, вязать, шить).
Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая).
Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль).
Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).
Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.
Упражнение № 2 «Найди отличия и сходства»
Упражнение "Найди отличия и сходства" стимулирует логическую активность мозга. В этом задании ребенку нужно найти сходства и различия двух похожих картинок.
Цель: развитие мышления у ребенка.
Материал: распечатанные бланки методики.
Инструкция: в первых трех задания (Бланки №№ 1, 2 и 3) ребенку дают рассмотреть рисунки и предлагают среди четырех изображений выделить:
-        1 пару с одинаковыми элементами (т.е. 2 полностью идентичные картинки);
-        2 пары с одним отличающимся элементом;
-        1 пару с двумя отличающимися элементами.
Примечание к заданию "Найди отличия и сходства": ребенок должен обязательно объяснять, какие именно элементы у изображений разные. Например, в задании №2, где анализируются рисунки машинок, признаками отличия являются: форма кабины автомобиля и форма кузова. Ребенок должен найти две совершенно одинаковые машинки из четырех предложенных; две машинки, отличающиеся только формой кузова, но имеющие одинаковые кабины; две машинки, отличающиеся формой кабины, но имеющие одинаковые кузова; две машинки, имеющие как разные кабины, так и разные кузова.
В четвертом упражнении (бланк №4) задание усложняется, т.к.  надо найти еще пару с тремя отличающимися элементами.
Упражнение № 3 «Найди лишнюю картинку»
Цель: развитие мышления.
Ход упражнения.
Детям предлагается подобрать серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.
   Следует разложить перед ребенком первые четыре картинки и предложить ему лишнюю убрать. Спросить: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»
  Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.
Если вы видите, что ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка.
Упражнение № 4 «Назови слова»
Цель: развивать логическое мышление, гибкость ума.
Ход упражнения.
Детям предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:
назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина);
назови, слова, обозначающие домашних животных;
назови, слова, обозначающие диких животных;
назови, слова, обозначающие наземный транспорт;
назови, слова, обозначающие воздушный транспорт;
назови, слова, обозначающие водный транспорт;
назови, слова, обозначающие овощи;
назови, слова, обозначающие фрукты;
назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей)
Упражнение № 5 «Вопрос - ответ»
Цель: активизировать логическое мышление и речь.
Ход упражнения.
Вопросы детям:
Чем похожи стул и табуретка?
Какие слова начинаются с буквы В?
Какие вежливые слова вы знаете?
Как вы думаете чему учат в школе?
Какой день следует за вторником?
На какой свет светофора надо переходить улицу?
Чем отличается бабочка от стрекозы?
У коровы телёнок, а у лошади…
Назовите  детёныша у овцы?
Какое слово лишнее: молоко, кефир, сметана, йогурт, печенье?
Какое слово лишнее: ручка, карандаш, мелок, ластик, фломастер.
Что бывает на улице после дождя?
Какой день надели последний?
Что делают из муки?
Кто работает в магазине?
Мышь маленькая, а муравей?
Певец поёт, а балерина?
Где работает клоун?
Упражнение № 6 «Смысловые ряды»
Цель: развитие мышления.
Ход занятия.
Детям  предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово.
Волк – заяц, кошка - …;Быстро – быстрее, медленно - …;Лиса – лисенок, волк -…;Белка – орешки, медведь - …;Человек – дом, крот - …;Лес – деревья, поляна - …;Пальто – зима, шорты - …;Море – вода, суша - …;Вода – кран, свет - …;Учитель – школа, воспитатель - … .Упражнение № 7 «Предмет - действие»
Цель: развить мышление и речь.
Ход упражнения.
Педагог говорит детям: «Я буду говорить слово, обозначающее какой -нибудь предмет, а вы должны быстро придумать, что можно сделать с помощью этого предмета. Например, ножницы - резать, калькулятор -считать, лопата -копать».
Слова: грабли (собирать опавшие листья), вилка (кушать), молоток (забивать гвозди), чашка (пить), кастрюля (варить), иголка (шить), ноги (ходить), руки (брать), глаза (смотреть), нос (дышать), уши (слышать, ручка (писать), фломастер, краски (рисовать),лейка (поливать), отвёртка (закручивать шурупы), дрель (сверлить в стене дыру), сумка (носить вещи), пила (пилить), порошок (стирать), мыло (мыть), утюг (гладить), коса (косить траву), спички (разводить огонь), сковорода (жарить), клей (клеить),  забор (огораживать территорию), книга (читать),  градусник (измерять температуру), часы (узнавать время), телефон (звонить).Упражнение № 8 «Подбери признаки»
Цель: развитие логического мышления и смысловой памяти.
Ход упражнения.
Детям предлагается подобрать к словам признаки.
Игра (какая?)- интересная;
Снег (какой)- пушистый;
Вода (какая?) -холодная;
Луна (какая?)- круглая;
Дым (какой?) - густой);День (какой)- солнечный
Упражнение №9 «Закончи слово»
Цель: развить быструю скорость мышления.
Ход упражнения.
Ребенку предлагают поиграть в игру. Педагог должен будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…».
Предлагаются слоги:
·        по… ·        до…
·        на… ·        че…
·        за… ·        пры…
·        ми… ·        ку…
·        му… ·        зо…
Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, нужно предложить ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.
Следует фиксировать не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
Упражнение № 10 «Сравнение предметов»
Цель: развивать мышление.
Ход упражнения.
Для сравнения ребенку предлагаются следующие пары слов:
муха и бабочка;
дом и избушка;
стол и стулья;
книга и тетрадь;
вода и молоко;
город и деревня.
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?». После этого ребёнку предлагается их сравнить. Затем снова задаются ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?».
В конце упражнения следует проанализировать ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?
Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.
Упражнение № 11 «Определи понятия»
Цель: развивать словесно - логическое мышление.
Ход упражнения.
Ребенку предлагаются следующие наборы слов:
Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;
Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой;
Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус.
Следует попросить ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».
Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, нужно убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»
Если ребёнок затрудняется, следует помочь ему давать определения каждого слова, задавая наводящие вопросы.
Рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ по развитию мышления детей дошкольного возраста
Уважаемые родители! Для того, чтобы все, прилагаемые вами усилия по развитию мышления были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
1. Сделайте всё возможное, чтобы ребенок не скучал во время занятий. Если ребенок заинтересован в обучении, значит учеба будет идти лучше. Интерес порождает в детях творческую личность и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
 2. Старайтесь повторять упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется не только временем, но и практикой. Если какое-то упражнение не получается, нужно сделать перерыв и вернуться к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант. А,в последствии, вернуться к более сложному варианту, который до этого у ребёнка не получался.
 3. Не проявляйте в присутствие ребенка излишней тревоги по поводу недостаточных успехов. Будьте терпеливы!
 4. Не в коем случаи не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
 5. Не стоит заставлять ребенка делать упражнение, если он устал. Во всём должна быть мера.
 6. Избегайте недоброжелательной оценки в адрес вашего ребёнка, находите слова поддержки, чаще хвалите. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Помните, вы должны сформировать у него уверенность в своих силах.
 В процессе занятий с ребенком постарайтесь сами получить как можно больше удовольствия от общения. Не стоит воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд.
Успехов вам, уважаемые родители! Верьте в себя и возможности своего ребёнка!
Рекомендуемая литература
Александрова О. Развиваем память, внимание, мышление: для детей от 3 лет. – М.: изд. центр Эксмо-Пресс, 2011.
Алябьева Е. Игры для детей 5-8 лет: Развитие логического мышления. – М.: изд. центр Сфера, 2010.
Бачурина В. Н. Азбука развития. 365 новых развивающих игр для дошколят.  – М.: изд. дом. XXI век, HYPERLINK "http://www.kniga.ru/issuer/5480"Рипол Классик, 2007.
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Развиваем логическое мышление и память. – М.: изд. Дрофа, 2013.
Белопольская Н.Л. Методика образного мышления (МОМ) для детей 3-8 лет. – М.: изд. Когито-центр, 2001.
Биддалф Стив. Как развить мозг ребёнка. Что конкретно должны дать детям родители и воспитатели. – М.: изд. Когито-центр, 2011.
Губанова Г.Н. Головоломки для развития творческого мышления детей 3-5 лет. – М.: изд. АСТ, 2010.
Дружинины Ваш ребёнок от 0 до 7 лет. Как развить интеллект вашего малыша. – М.: изд.  HYPERLINK "http://www.labirint.ru/pubhouse/148/"Центрполиграф, 2008.
Ершова О. Развиваем мышление ребёнка 3-5 лет. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2008.
Используемая литература
1. Белова Е.С. Особенности диагностики творческого мышления у дошкольников // Психологическая диагностика. - 2008. - № 3.
2. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2014. - №9.
3. Немов Р. С. Психология в 3-х томах. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - № 4.
4. Путляева Л.О Развитии мышления / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5.
5. Смирнова Е. Ранний возраст: игры развивающие мышление / Е.Смирнова; Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4.
6. http://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/37-shpargalka-po-discipline-vozrastnaja-psihologija/823-osobennosti-razvitija-myshlenija-v-doshkolnom.html.
7. http://adalin.mospsy.ru/l_01a_00/l_01a031.shtml.
8. http://www.mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/uprazhneniya-i-igri-dlya-razvitiya-mishleniya-detey-1.html.
9. http://www.babylessons.ru/razvitie-myshleniya-igry-i-uprazhneniya-dlya-detej.
Приложение 1
Материал к методике «Исключение четвёртого лишнего»


Приложение 2
Материал к методике «Почини коврик»

Приложение 3
Материал к методике «Классификация»

Приложение 4
Материал к тренинговому упражнению «Найди отличия и сходства»
Бланк № 1 Бланк № 2

Бланк № 3 Бланк № 4