Презентация по профелактике отклоняющегося поведения подростков


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ АГРЕССИВНЫМ ДЕТЯМ И ИХ РОДИТЕЛЯМ
Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Проблема агрессии и агрессивности в теоретическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Психологу – практику необходимо знать три главных момента:
1. Что такое агрессия/агрессивность;
2. Каковы возможные причины ее появления;
3. Как ее корректировать.
Прежде всего отмечается, что психологически грамотным является разведение понятий «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:
а) стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
б) повсеместная демонстрация сцен насилия;
в) нестабильная социально-экономическая обстановка;
г) индивидуальные особенности человека ( сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.);
д) социально-культурный статус семьи и т.д.
Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия – вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениями агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.
Агрессивность ребенка может быть физически и психически обусловленной:
1) агрессивные реакции характерны для детей младенческого и раннего возраста (у младенцев как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за незнания нравственных правил и норм);
2) агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функция – функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.
Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нуждается в помощи окружающих.
Причины агрессивности детей и методы их коррекции
Причина Методы коррекции
1. Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки - подвижные игры
- спортивные эстафеты
- «минутки радость» между занятиями
2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии - беседа с родителями
- направление к психологу
- наблюдение за поведением ребенка
- совместное включение в сюжетно-ролевые игры
- налаживание эмоционального контакта с ребенком
3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия) -
4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье - беседа с родителями
- направление к психологу
5. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки) - препятствовать появлению в группе таких игрушек или направлять их агрессивный потенциальный в положительное русло
- проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок
- аретопсихотерапия- ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц
- давать варианты и образцы миролюбивых способов общения
- обсуждать книги, предусмотренные программой
- перевод драк в конструктивное русло:
игры в пиратов, похитителей сокровищ
6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков - подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры на понимание эмоционального состояние
- психогимнастика, игры на мимическое сомовыражение- обучение приемам саморасслабления- разработка программ обучения коммуникативным навыкам
Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:
- внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
- обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
- организаторские способности;
- широта кругозора;
- позитивная оценка взрослого и т.д.
И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже – отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика. На того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т.д. сл стороны взрослого.
Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, оскорблениям. В этом случае в первую очередь необходимо поговорить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения. В крайнем случае, заботясь о благополучии ребенка, можно совместно с администрацией ДОУ обратиться в органы охраны прав ребенка с жалобой на действия родителей.
Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого – неудовлетворенная потребность в общении и любви.
Агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничения каких – нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности. Педагоги, которые не знают или не знают или не хотят по какой – либо причине учитывать естественную потребность ребенка в движении, не знают, что дети- дошкольники не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возраста в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т.е. ребенок по – своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.
Таким образом, первым шагом психолога в работе с агрессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребенка в группе ДОУ, дома, в общественных местах.
Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:
- изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;
- изменение стиля взаимодействия с детьми;
- расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.
Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия действий окружающих людей по отношению к нему:
1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более – к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
5. Обучать конструктивным способам выражения гнева как естественной, присущей человеку эмоции.
Задачами психокоррекционной работы с агрессивными детьми могут быть:
а) развитие умения понимать состояния другого человека;
б) развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
в) обучение ауторелаксации;
г) обучение способам снятия напряжения;
д) развитие навыков общения;
е) формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.
Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:
- подраться с подушкой;
- использовать физические силовые упражнения;
- рвать бумагу;
- нарисовать того, кого хочется побить и что – нибудь сделать с этим рисунком;
- использовать «мешочек для криков»;
- поколотить стул надувным молотком и т.д.
В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно высокую эффективность с агрессивными детьми показывает использование элементов изотерапии. Детям нравится играть с водой, с глиной. С ними необходимо применять различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями.
С целью отреагирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т.д.).
Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой. Их могут проводить и родители, и педагоги.
Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков («Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!»). Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.
После некоторого периода индивидуальной работы агрессивных детей необходимо включать в коллективную для того, чтобы ребенок (под контролем специалиста) получил позитивную обратную связь, смог научиться бесконфликтно взаимодействовать с окружающими.
Психологическая помощь детям с ЗПР
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.
Необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относится как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР требует параллельного ведения индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.
Учет таких специфических потребностей будет способствовать безболезненной социализации детей.
Работа психолога строится с учетом специфики учреждения. Если в нем есть учитель-дефектолог, психолог акцентирует свое внимание на коррекции и развитии эмоциональной сферы и поведение детей, на развитии потребности в общении. В другом случае в индивидуальную работу включаются и занятия по коррекции познавательной сферы в соответствии с результатами диагностики.
Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье и т.д.
В рисовании можно использовать следующие игры-упражнения:
- срисовывание с образца;
- работа с трафаретами;
- обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру;
- раскрашивание и штриховка.
Детям с ЗПР полезны игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности:
- в емкости с крупой (например пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка-найти ее и описать не доставая;
- сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам;
- выкладывание фигурок из круп;
- игры с кусочками различных материалов и тканей и т.д.
Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой и т.д.
Особого внимания требует развитие речевого опосредования действий детей. Можно использовать следующие приемы:
- поощрения и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки в задании;
- проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий;
- повторение ребенком задание вслух;
- вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено;
- привлечение ребенка в качестве помощника другим детям.
В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности.
Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно а работе с детьми с ЗПР.
Необходимо отметить, что выбор коррекционных мероприятий зависит прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребенка. Но не менее важным аспектом выбора является уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста.
Рекомендации родителям
Значимость налаживания тесного взаимодействия с семьей определяется тем, что именно она, как важнейший институт, обуславливает особенности социального развития ребенка.
Формирование и зоны ближайшего развития, и социальной ситуации развития определяется сложившейся в семье системой отношений ребенка с близкими взрослыми, системой ценностей, норм и правил. Поэтому родители должны стать необходимым звеном в системе коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Основными задачами работы психолога с родителями можно считать:
- помощь в осознании и принятии особенностей развития ребенка;
- обучить способам и приемам эффективного взаимодействия и коррекции познавательной сферы в соответствии с культурным уровнем родителей;
- ознакомление с направлениями и содержанием программ работы специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Начинать коррекционную работу необходимо с изучения родительских установок, их отношения к особенностям своего ребенка. Важно «стабилизировать» стиль воспитания, помочь родителям адекватно относится к проблемам своего ребенка. Такая необходимость обусловлена частыми нарушениями стиля воспитания по линии гипо-или гиперопеки в семьях, в которых есть ребенок с ЗПР. С одной стороны, родители, считая своего ребенка серьезно больным, начинают опекать его, ограничивать и так неразвитую самостоятельность, чем еще более усугубляют ситуацию. С другой, родители не замечают или не знают своеобразия своего ребенка, думают, что с возрастом ситуация улучшится сама по себе. Такие семьи обычно характеризуются низким культурным уровнем. От особенностей родителей будет зависеть стратегия работы с ними и с ребенком.
Также необходимо помнить, что полноценный коррекционный эффект достигается при переносе положительных сдвигов со специальных занятий в повседневную жизнь ребенка. А это возможно лишь тогда, когда родители знают о позитивной динамике и знают методы закрепления выработанных навыков. Поэтому основной акцент в работе психолога и родителей будет сделан на просвещении.