«Эмоционально-личностное развитие подростков»


МБС(К)ОУ С(К)ОШ V вида
Программа:
«Эмоционально-личностное развитие подростков»
Исполнитель: Хворова О.В.
Педагог-психолог
Березники 2013
Пояснительная записка
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы,  особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие,  имеющих худшие адаптационные возможности. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностной сферы подростка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – актуальная проблема коррекционно-развивающей работы.  
У подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение. Разумеется, биологические факторы (гормональные изменения) не являются определяющими: важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение. Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка, при нормальном онтогенезе этот период протекает проблематично во всех отношениях, при дизонтогенезе, возможны более серьезные нарушения, отклонения.У подростков с ОВЗ отмечается: недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и  истощаемостью, может серьезно  тормозить  их  обучение  и  развитие. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера; частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, что связано с их нервно-психическими состояниями. Подростки с ОВЗ могут допускать срывы в своём поведении.
Эмоциональная поверхность приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа. Значительная часть нарушений поведения имеет и половые различия: аффективная возбудимость у мальчиков чаще проявляется в раздражительности, взрывчатости, у девочек имеет выраженный истериформный оттенок; в расторможенности влечений у мальчиков чаще выступает склонность к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек - повышенная сексуальность.
Также таких подростков отличает завышенная самооценка, при низком уровне тревожности, неадекватный уровень притязаний - слабость реакции на неуспехи, преувеличение удачности.
Программа  коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ.
Программа  направлена на обеспечение  коррекции  нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы  подростков с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории; на формирование способности к произвольной регуляции поведения, на основе подчинения системе правил, регулирующих эмоциональные проявления в межличностных отношениях, потребности в общении, развития эмпатии и адекватных навыков сотрудничества с окружающими.
Цель программы: содействие процессу эмоционально-личностного развития, улучшение субъективного самочувствия, укрепление психического здоровья, формирование навыков самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности.
Задачи программы:
Мотивировать учащихся на формирование первичных навыков самоанализа.
Дать понятие об эмоционально-личностной сфере.
Сформировать представление о формах и навыках личностного общения в группе сверстников, способов достижения взаимопонимания.
Способствовать развитию моральных качеств, проявлению толерантности.
Мотивировать учащихся на формирование потребности в саморазвитии и самопознании.
Способствовать формированию необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.
Учить применять методы аутотренинга, дыхательной гимнастики, мышечной релаксации, медитации для снятия психоэмоционального напряжения.
Программа предназначена для психологической работы с детьми подросткового возраста с особыми образовательными потребностями в возрасте 10-14 лет.


Учебно - тематический план
№ п/п Тема Кол-во часов
Раздел I. Личностное самоопределение 7
1 Представление о самом себе. 1
2 Познание своего Я. 1
3 Формирование адекватной самооценки. 1
4 Самопринятие. 1
5 Моя индивидуальность. 1
6 Я в своих глазах и глазах других людей. 1
7 Чувство собственного достоинства. 1
Раздел II. Учимся жить в современном мире. 10
1 Эмоции и чувства. 1
2 Работа с обидами. 1
3 Как справиться с гневом. 1
4 Агрессивное (конфликтное) поведение. 1
5 Навыки саморегуляции. 1
6 Мотивы наших поступков. 1
7 Взаимопомощь. 1
8 Управляем действиями и поступками. 1
9 Взаимодействие с окружающими людьми. 1
10 Будьте собой, но в лучшем виде. 1
Итого 17
Коррекция имеющихся у подростков недостатков развития проводится в малой группе, которая формируется из числа учащихся коррекционного класса. Состав подгрупп имеет подвижный характер: ученики могут быть выведены на индивидуальную коррекцию или, напротив, включаться в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи. Занятия проводятся в конце учебного дня.
         Психокоррекционный процесс рассчитан на его реализацию во втором полугодии учебного года и представляет цикл занятий 17 часов.  Продолжительность одного занятия в подгруппе учащихся 20 минут. Всего формируется 2 подгруппы. Частота занятий - 1 раз в неделю.

Содержание работы
Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:
- ритуал приветствия,
- разминку,
- основное содержание,
- рефлексию по поводу данного занятия,
- ритуал прощания.
В ходе работы используются:
- игровые методы,
- метод группового обсуждения,
- ролевые игры,
- работа в парах и тройках,
- арт-терапия в различных её видах (рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание,
- сказкотерапия,
- метод аутогенной тренировки,
- психогимнастика.
После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они чувствовали в той или иной роли, мотивируют свои поступки. Это даёт возможность развивать психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на межличностную ситуацию глазами партнёра.
Все занятия имеют одни и те же цели:
- познавательные: сделать на основе наблюдений самостоятельные выводы, зафиксировать их в знаковой и речевой форме;
- регулятивные: выделить и проговорить последовательность операций;
- коммуникативные: уметь слушать собеседника, вступать в учебный диалог, договариваться.
Основная идея занятия заключается в том, чтобы не принуждать человека к каким-либо действиям, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя. Программа направлена на формирование процесса самовоспитания и саморазвития личности детей.

Ожидаемые результаты
К педагогическим результатам в рамках реализации данной программы
относятся:
становление и развитие личности учащегося как субъекта психической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения;
умение адаптироваться в сложных современных условиях;
повышение представлений школьника о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;
развитие эмпатии как чувства сопереживания к другому человеку;
уменьшение негативных эмоциональных проявлений (негативизм, немотивированное упрямство, склонность к агрессивным проявлениям в межличностном взаимодействии с одноклассниками, замкнутость, апатичность);
воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а также критических ситуациях;
формирование навыков уверенного отказа, безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в наркотизацию;
формирование необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.

Литература
Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Психологические основы формирования личности. М., 1986.
Анн. Л. Психологический тренинг с подростками / Л. Анн. - СПб.: Питер, 2001.
Василюк, Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - Москва, 1994.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М.,1973.
Вязникова, Л.Ф. Психологические основания профессиональной переподготовки руководителей системы образования: время перемен /Л.Ф. Вязникова. - Хабаровск, 2002.
Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития // Дефектология. 1986.
Дерманова, И.Б. К вопросу о самоактуализации и самореализации в юношеском возрасте / И.Б. Дерманова. - СПб., 2004.
Карпинский, К.В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности / К.В. Карпинский. - Гродно, 2002.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: МГУ, 1981.
Лубовский B.И, Н.А.Цыпиной/ НИИ дефектологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1984.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными и аутичными детьми. М.: Генезис 2000.