Мастер-класс для педагогов Шесть шагов к здоровью


Мастер-класс
«Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми
дошкольного возраста»
Тема: «Шесть шагов к здоровью».
Цель: раскрыть некоторые подходы укрепления и сохранения здоровья, как важнейшего фактора успешности образовательного процесса с детьми, профессиональной и личностной самореализации педагогов.
Задачи: расширить представления педагогов о здоровье как физическом, духовном и социальном благополучии воспитателя и детей; поделиться опытом с другими педагогами и предложить коллегам конкретные практические рекомендации для оценивания, сохранения и приумножения своего здоровья и здоровья своих воспитанников.
- Уважаемые коллеги! Наш диалог хотелось бы начать с вопроса к вам:
- Считаете ли вы необходимым контролировать свои материальные средства? (ответы участников).
- Так же обстоят дела с нашим здоровьем и здоровьем наших детей. Если его не контролировать, не подсчитывать ежедневно доход и расход (и этому не научить детей), то непременно станешь банкротом – немощным или больным человеком.
- Вы скажите, что на здоровье нужно тратить материальные средства, время, а того и другого не хватает в нашей современной жизни. Вы согласны с этим утверждением?
– Я отвечу – это не так! Все начинается с личного интереса, мотивации быть здоровым - этим мы и вдохновляем своих детей. Существуют технологии, не требующие материальных затрат и не отнимающие у нас много времени. Они наверняка вам известны, но я надеюсь, что каждый из нашего мастер-класса узнает что-то новое или вспомнит давно забытое старое, на такое важное и полезное для здоровья человека.
- Что для вас является здоровье? (это физическое, духовное и социальное благополучие). Это – ценность.
- Я приглашаю вас, уважаемые коллеги, сделать 6 шагов к здоровью, все зависит от нас! Если педагог сам познал ценность здорового образа жизни, тогда он сможет создать и для детей здоровую среду. Сегодня мы сделаем 6 шагов к здоровью на основе здоровьесберегающих технологий. В нашем детском саду воспитанники с различными дефектами в развитии (с нарушением зрения, задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата, со сложными дефектами в развитии, общеобразовательные группы), поэтому я взяла различные виды здоровьесберегающих технологий.
1. Самомассаж – один из самых простых и эффективных средств оздоровления, приемы самомассажа легко осваиваются и детьми, и взрослыми. Эта технология способна сформировать стиль утреннего пробуждения или кратковременного отдыха.
Самомассаж «Неболейка» (3 мин.)
1. Чтобы горло не болело, мы погладим его смело (поглаживают мягкими движениями ладоней шею сверху вниз).
2. Чтоб ни кашлять, ни чихать, надо нос нам растирать (указательными пальцами растирают крылья носа).
3. Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями в стороны).
4. «Вилку» пальчиками сделай и массируй ушки смело (раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки перед ушами и за ними).
5. Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна! (потирают ладони).
2. Пальчиковая гимнастика – развивает мыслительную деятельность, память, внимание, речь ребенка, тем же полезна и для взрослых (3 мин.)
Упражнение «Дружба»
1. Дружат в нашей группе девочки и мальчики (дети сжимают и разжимают пальчики).
2. Мы сейчас подружим с вами наши пальчики (ритмично соединяют пальцы обеих рук).
3. Раз, два, три, четыре, пять, снова будем мы считать (поочередно соединяют пальцы обеих рук, начиная с мизинца).
4. Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать (поочередно соединяют пальцы, встряхивают кисти).Упражнение «Змейка»
Сложить пальцы обеих рук «замком», выполнять плавные, растягивающие волнообразные движения кистями.
3. Подвижные игры - для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а также привычек и навыков жизни в коллективе. 
Игра «Зеркало».
Цель игры: дать возможность проявить активность пассивным детям.
Ход игры: выбирается один водящий, остальные дети — зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения. Педагог следит за правильностью отражения.
4. Давайте перейдём к нашему дыханию. Дыхательная гимнастика - это прекрасное средство для насыщения организма кислородом, а также профилактика и лечение простудных заболеваний у детей и взрослых. Это общая стабилизация организма человека.
Упражнение на дыхание « Подыши носом».
      Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
      И.п. – сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
      1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
      2. Как только вдох будет закончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».
    3. Левую ноздрю закрыть указательным пальцем левой руки. Правой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
      4. Как только вдох будет закончен, открыть левую ноздрю, а правую закрыть указательным пальцем правой руки – через левую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».
5. Гимнастика для глаз – важна для сохранения и улучшения зрения, профилактики близорукости и других заболеваний глаз (в удобном для участников положении) – 3 мин.
Игра «стрельба глазами».
Вы с ребенком резко двигаете глаза в стороны и громко говорите «пиф-паф». Игра очень простая, но Вам с малышом не даст соскучиться.
«Часовщик»
Часовщик прищурил глаз (закрыть один глаз),
Чинит часики для нас (закрыть другой глаз). Открыть глаза.
«Что растет на грядке?»
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем овощи искать (выполняют круговые движения глазами).
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий (посмотреть вверх – вниз).
Там редиска, там салат – (посмотреть влево, вправо).
Наша грядка просто клад! (быстро поморгать).
Посмотрели глазки вверх,
А затем немного вниз,
А теперь мы поморгаем,
Чтобы глазки не устали.
6. Кинезиологические упражнения.
И в заключение нашего мастер-класса мы с вами сделаем кинезиологическое упражнение, иначе называемое «гимнастикой мозга», эти упражнения помогут вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшат ваши достижения!
Упражнение «Колечко»
Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочерёдно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Упражнение «Ухо-нос-хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
Упражнение помогает развивать у детей функцию самоконтроля, концентрацию внимания. У детей развиваются межполушарные связи.
Пусть эти 6 шагов останутся с вами и напоминают о том, что здоровье ваше и ваших детей - главная ценность в жизни. Берегите, сохраняйте и укрепляйте здоровье!