Использование музыкального фольклора в коррекции нарушенных функций детей раннего возраста с церебральной патологией


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт дополнительного образования
Факультета повышения квалификации
и переподготовки педагогических кадров
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
КУРС: «Система комплексного сопровождения детей с двигательной церебральной патологией на разных возрастных этапах»
Тема: «Использование музыкального фольклора в коррекции нарушенных функций у детей раннего возраста с церебральной патологией»
Выполнила : Иванова О.И. ,аспирант кафедры музыкознания и музыкального образования МГГУ им. М.А.Шолоховамузыкальный руководитель ГБУ «КРОЦ» ОСП «Раменки»
Руководитель:______________________________
Москва 2013 г.
ПЛАН :
Введение стр.3
1.Виды детского церебрального паралича стр.4-7
2.Актуальность ранней диагностики и ранней помощи детям с церебральным параличом. стр.8-9
3.Роль музыки в развитии нарушенных функций у детей с ДЦП стр.9-14
4.Опыт использования музыкального фольклора в коррекции нарушенных функций у детей с ДЦП стр.14-18
5.Заключение. стр.19
Список используемой литературы стр.20-21
Введение.
В последние годы в отечественной и зарубежной психологии возрос интерес к проблеме ранней диагностики нарушений развития познавательной и речевой и двигательной деятельности детей с церебральным параличом.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - тяжелое заболевание центральной нервной системы, которое проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. При этом особенно тяжело страдают двигательные структуры головного мозга, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции. Среди всех форм ДЦП наиболее часто встречающейся является спастическая диплегия, которая отмечается более чем у 50% детей, страдающих церебральным параличом
Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений нарушений двигательного, психического и речевого развития этих детей. Но ранее психологическая диагностика и начало психологической коррекционной работы, особенно в первые 3 года жизни этих детей способствует максимальному использованию компенсаторных возможностей детского организма: пластичности мозга, чувствительности к стимуляции психического и речевого развития, способности к компенсации нарушенных функций.
Наибольший вклад в изучение данной проблемы внесли работы таких исследователей, как Э.С. Калижнюк, И.Ю.Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М.Мастюкова, Н.В.Симонова и др. Изучению речевых нарушений у детей с церебральным параличом, которые занимают значительное место среди других патологических проявлений при ДЦП, посвящено также много отечественных и зарубежных исследований: Е.Ф.Архипова, Л.А.Данилова, М.В. Ипполитова, и др. В то же время недостаточно разработаны ранние диагностические критерии выявления нарушений и адекватные методы их коррекции в раннем возрасте. Также до настоящего времени особенности формирования познавательной и речевой деятельности у детей раннего возраста с церебральным параличом изучены недостаточно. Не разработана поэтапная система по развитию двигательных, психических и речевых функций, и прежде всего, в семье ребенка.
1. Виды детского церебрального паралича.
Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные структуры мозга еще не созрели.
Мастюкова Е.М. дает следующее определение детского церебрального паралича: "Термин ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц" [15].
В клинической и психологической литературе под данным термином "детские церебральные параличи" (ДЦП) понимают группу заболеваний, возникающих вследствие повреждений головного (реже спинного) мозга, во время внутриутробного развития плода, в момент родов или в раннем послеродовом периоде [22].
Так, по утверждениям Бадалян Л.О., примерно в 57% случаев заболевание является врожденным, в 40% - обусловлено патологическими родами и только у 3% детей связано с инфекционными заболеваниями, черепно-мозговой травмой или другими патологиями, развившимися уже после рождения [2].
Характерная черта детского церебрального паралича - нарушение психомоторных функций. Двигательные расстройства проявляются в виде параличей, парезов, насильственных движений, нарушений координации движений. Эти симптомы нередко сопровождаются задержкой психоречевого развития, судорожными припадками, нарушениями зрения, слуха, чувствительности и другими патологиями [17].
Детский церебральный паралич отличается большим разнообразием клинических проявлений, сопутствующих симптомов, тяжести двигательных и психических нарушений, степеней компенсации, причин, вызвавших заболевание.
В зависимости от тяжести и распространенности различают следующие формы детских церебральных параличей: спастическую диплегию, спастическую гемиплегию, двойную гемиплегию, параплегию, моноплегию, атонически-астатической синдром ("вялая" форма детского церебрального паралича), гиперкинетическую форму. Рассмотрим их подробнее.
Спастическая диплегия (синдром Литтля) - наиболее частая форма детского церебрального паралича, характеризующаяся двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях; причем ноги страдают больше, чем руки. Степень вовлечения в патологический процесс рук может быть различной - от выраженных парезов до легкой неловкости, которая выявляется при развитии у ребенка тонкой моторики. У 70 – 80% детей отмечаются нарушения речи в форме спастико – паретической дизартрии, задержки речевого развития, реже моторной алалии .
При спастической гемиплегии нарушения отмечаются преимущественно на одной стороне. В руке больше повышен мышечный тонус сгибателей, а в ноге - разгибателей. Поэтому рука согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, а кисть сжата в кулак. Нога разогнута и повернута внутрь. При ходьбе ребенок опирается на пальцы. Сухожильные рефлексы высокие с расширенной зоной на стороне пареза (иногда с двух сторон). Паретичные конечности отстают в росте от здоровых.
Двойная гемиплегия характеризуется двигательными нарушениями во всех конечностях, однако обычно руки страдают больше, чем ноги. Мышечный тонус часто асимметричен. Тяжелое поражение рук, лицевой мускулатуры и мышц верхней части туловища влечет за собой выраженную задержку речевого и психического развития. Дети не сидят, не ходят, не могут себя обслуживать. У всех детей отмечаются грубые нарушения речи по типу анартрии, тяжелой спастико – ригидной дизартрии (речь полностью отсутствует, либо больной произносит, слоги и слова). Речь может отсутствовать и в связи с тем, что у большинства детей (90 %) отмечается выраженная умственная отсталость.
При атонически - астатической форме детского церебрального паралича имеет место поражение мозжечка, в некоторых случаях сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Со стороны двигательной сферы наблюдаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и при ходьбе, тремор, гиперметрия (несоразмерность и чрезмерность движений). У большинства детей отмечаются речевые нарушения в виде задержки речевого развития, атактической дизартрии: может иметь место алалия [18].
Гиперкинетическая форма характеризуется преимущественным поражением подкорковых образований при резус-конфликтной беременности.
По данным Л.О. Бадаляна, гиперкинезы представлены следующими формами:
1)   Хореический. Быстрые сокращения разных групп мышц. Они носят неритмичный, нескоординированный характер;
2)   Атетоз. Медленные, червеобразные, вычурные движения в мышцах;
3)   Торзионный спазм. Характеризуется возникающими при ходьбе штопорообразными движениями туловища;
4)   Лицевой гемиспазм. Периодически повторяющиеся сокращения мышц половины лица;
5)   Тремор. Дрожание вытянутых рук, туловища, головы;
6)   Тик. Насильственные однообразные движения отдельных групп лицевых мышц [2].
Речевые нарушения чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект в большинстве случаев развивается удовлетворительно.
При всех формах детского церебрального паралича главной особенностью является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, диспропорциональность в формировании отдельных, главным образом высших корковых функций, ускоренное развитие одних, несформированностью, отставание других.
С особенностями патогенеза связана и особая структура интеллектуальной недостаточности — диссоциация между относительно удовлетворительным уровнем развития абстрактного мышления и недоразвитием функций пространственного анализа и синтеза, праксиса, счетных способностей и других высших корковых функций, имеющих значение для формирования интеллектуальной деятельности и развития школьных навыков [5].
Течение заболевания при всех его формах подразделяется на три стадии:
Ø   Раннюю;
Ø   Начальную резидуальную (восстановительную);
Ø   Позднюю резидуальную.
Ранняя стадия заболевания – первые 3-4 недели периода новорожденности. Уже в первые дни обнаруживается ряд симптомов, свидетельствующих о поражении головного мозга: повышенная температура, синюшность кожи лица, косоглазие дрожание конечностей, судороги, резкое повышение или, наоборот, понижение тонуса мышц.
Вторая стадия заболевания - начальная резидуальная, для которой характерны задержка и нарушение первых этапов развития двигательных навыков.Третья стадия, поздняя резидуальная, характеризуется наличием типичных изменений в опорно-двигательном аппарате, контрактурами и деформациями (как обратимыми, так и необратимыми) и диагностируется обычно после 3-4 лет жизни ребенка.При всей сложности клинических нарушений данного заболевания следует рассмотреть особенности психологического развития детей с церебральным параличом.
Так, Мамайчук И.И. выделила следующие особенности психического развития. Специфика внимания и памяти у подобных детей проявляется в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной. В тоже время в индивидуальных условиях и в обучающем эксперименте дети выявляют достаточную "зону" своего дальнейшего интеллектуального развития, проявляют своеобразное упорство, усидчивость, педантизм, что позволяет им в известной мере компенсировать нарушенную деятельность и более успешно усваивать новый материал [14].
Часто церебральные параличи сочетаются с такими отклонениями в развитии, как снижение слуха, речевые расстройства, представляющие собой различной выраженности нарушения произношения вследствие ограниченной подвижности артикуляционного аппарата (дизартрии). У детей нередко наблюдается также задержка формирования отдельных психических функций.
По мнению Мастюковой Е.М., большинство детей, страдающих указанным отклонением в развитии, пассивны, нерешительны, пугливы. Они боятся темноты, пустой комнаты, закрытой двери. У некоторых склонность к упрямству, быстрой смене впечатлений. Дети болезненно реагируют на повышение голоса, тона говорящего, на настроение окружающих. У большинства детей с ДЦП отмечается сниженная работоспособность, быстрая истощаемость всех психических процессов, трудности в сосредоточении и переключении внимания, малый объем памяти [15]
2. Актуальность ранней диагностики и ранней помощи детям с церебральным параличом.
В последние десятилетия все шире внедряется в практику ранняя диагностика ДЦП. Это связано с необходимостью проведения раннего лечения и коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими ДЦП, уже в раннем возрасте.
В исследованиях советских психологов было показано, что в развитии речи ребенка большое значение имеет доречевой период, который длится с рождения до конца первого года жизни, т.е. до появления первых слов. На втором месяце жизни ребенка у него возникает потребность в общении с окружающими, на базе которой формируется сначала эмоционально-личностное, а затем, во 2-й половине первого года жизни, ситуативно-деловое общение со взрослым. Достаточное по длительности и насыщенное по содержанию общение со взрослым является необходимым условием нормального развития детей.
В первые месяцы после рождения у ребенка развиваются зрительный, слуховой и двигательный анализаторы.
Во втором полугодии дети овладевают простейшими манипуляциями с предметами, научаются сидеть, стоять, а к 12 месяцам большинство детей начинает ходить. Развитие движений способствует деятельности органов чувств, благодаря которым у детей складываются первоначальные формы предметного восприятия.
Избирательное внимание к речи взрослого обнаруживается уже на втором месяце жизни: первоначально дети воспринимают только эмоционально-выразительную сторону речи, но с 9—10 месяцев научаются понимать первые слова. К концу младенческого возраста Дети понимают 10-12 слов и осмысленно произносят первые слова.
Ранний возраст является периодом бурного развития речи: интенсивно развивается понимание речи, на фоне которого происходит активное овладение словарем. На третьем году жизни резко возрастает речевая активность ребенка во время игр и самостоятельной деятельности, а также в процессе общения со взрослым.
Таким образом, первые годы жизни ребенка являются сензитивным периодом для усвоения родного языка, т.е. в этом возрасте он особенно чувствителен к развитию речи. Этим фактом определяется необходимость ранней коррекционно-воспитательной, и в частности логопедической, работы с детьми, страдающими ДЦП, на что указывают Е.М.Мастюкова, Л.А.Данилова, К.А.Семенова, И.И.Панченко и др.
Особенности развития детского мозга, его пластичность и способность к компенсированию нарушенных функций также обусловливает важность ранней коррекционно-воспитательной работы при ДЦП.
В настоящее время, несмотря на то что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития, логопедическая работа часто начинается после 3—4 лет и направлена на исправление уже сложившегося стойкого дефекта речи. Кроме того, замедленное и искаженное речевое развитие детей с ДЦП приводит к задержке их умственного развития.
В связи с этим встает первостепенная по своей важности задача ранней коррекционно-воспитательной работы с такими детьми, направленной на восстановление нарушенных функций в самом раннем возрасте, с тем чтобы предотвратить формирование прочного патологического стереотипа к школьному возрасту.
3.Роль музыки в развитии нарушенных функций у детей с ДЦП.
Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обучения и воспитания детей с церебральным параличом и имеет , помимо общеразвивающей, коррекционно – компенсаторную направленность.Музыкальное воспитание направлено непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия) и речевой деятельности.
Коррекционные задачи предусматривают:
-развитие способности эмоционально и адекватно воспринимать музыку разного характера,
-развитие способности различать звуки по высоте, силе, длительности и тембру,
-формирования чувства ритма, способности запоминать и воспроизводить мелодии,
-развитие музыкально-ритмических движений и целых композиций (танцы, пение с движением, игры),
-обогащение детских представлений об окружающем мире.
Эффективность осуществления общеразвивающих задач средствами музыки, в связи с выраженным у детей, страдающих церебральным параличом, нарушением движения, дыхания, голоса и слуха, обеспечивается за счет ряда коррекционных упражнений.
Специальные коррекционные упражнения направлены на развитие глубины дыхания и продолжительности речевого выдоха, интонационной выразительности , ритмичности и координации движений, пространственной ориентировки. Упражнения выполняемые под музыку, способствуют также общей коррекции движения путем мышечного расслабления, ослабления непроизвольных движений, увеличения объема произвольных движений.
Коррекционные упражнения под музыку помогают развить у детей моторную функцию, правильную осанку, движения становятся ритмичными , четкими, упражнения приобретают яркость, выразительность, развиваются творческие способности детей. Использование разнообразного музыкального материала помогает научить детей осознанно выполнять движения под музыку, своевременно переключаться на с одного движения на другое, быстро и точно тормозить его согласно музыке, планировать движения в пространстве, устанавливать связи между длительностью звучания и интенсивностью движений. Ритмический рисунок используется для расчленения движения на отдельные элементы.
Посредством музыки развиваются личностные качества, самостоятельность, познавательная активность, умение преодолевать трудности, связанные с психическими расстройствами. Музыка способствует раскрепощению детей, слишком углубленных в себя, а у расторможенных, напротив, формирует способность к концентрации
Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки.Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:
Замедляют пульс.
Увеличивают силу сердечных сокращений.
Способствуют расширению сосудов.
Нормализуют артериальное давление.
Стимулируют пищеварение.
Улучшают аппетит.
Облегчает установление контакта между людьми.
Повышают тонус коры головного мозга.
Улучшает обмен веществ.
Стимулируют дыхание и кровообращение.
Усиливают внимание.
Музыка действует избирательно, в зависимости:
от характера произведения,
от инструмента, на котором исполняется (игра на флейте влияет на кровообращение, флейта – расслабляет)
Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. (В Библии рассказывается о том, что игра на арфе уберегла от приступов безумия царя Саула)Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:-    рецептивной-    активной-    интегративнойРецептивная музыкотерапия (пассивная) существует в двух видах:
музыкопсихотерапия – решает задачи нормализации психоэмоционального состояния. Может проходить в различных формах – 1) «музыкальный сон» с последующей беседой и анализом образов (Что «снилось»?); 2) музыкально-образная медитация
музыкосоматотерапия – лечебное воздействие музыки  непосредственно на тело человека. Воздействие осуществляется в процессе прослушивания специально созданных аудиомузыкальных  программ («Антистрессовая», «Бронхиальная астма», которые помогают в лечении  соматических заболеваний.
Активная музыкотерапия – активное включение ребенка  в музыкотерапевтический процесс.Включает следующие виды:
вокалотерапия – пение (коррекция психоэмоционального состояния, лечебно-оздоровительное воздействие) – обучение основам нижнереберно-диафрагмального дыхания
кинезитерапия – танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика.
инструментальная музыкотерапия – игра на музыкальных инструментах
Интегративная музыкотериапия – интеграция физиологии, рефлексотерапии и музыкознания – синтез музыкального и зрительного восприятия:
музыкоцветотерапиямузыкоизотерапия – восприятие произведений изобразительного искусства под музыку или изображение музыки в рисунке.
На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она
подавляет нервную систему,
увеличивает содержание адреналина в крови
Наибольшим возбуждающим воздействием обладает
музыка Вагнера
оперетты Оффенбаха
«Болеро» Равеля
«Весна священная» Стравинского
«Каприз № 24» Никколо Паганини
Это связано с нарастающим ритмом. Эти мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:
музыка Франсиса Гойи
«Времена года» Чайковского
«Лунная соната» Бетховена
фонограмма пения птиц
Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста. Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:-    снятие фактора тревожности-    стимуляция двигательных функций-    развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей-    растормаживание речевой функции-    развитие чувства ритма, темпа, времени-    развитие мыслительных способностей и фантазии-    развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков-    нормализация просодической стороны речиВ дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается
в музыкальном оформлении игр
музыкальной релаксации
Музыкальная ритмика используется при лечении
тиков
заикания
нарушений координации
расторможенности
моторных стереотипов
дыхательных нарушений (в т.ч. и речевого выдоха)
брадилалии и тахилалии
Особенности использования:
-    громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо)-    использовать для прослушивания следует те произведения, которые  нравятся всем детям-    лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной)-    продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.
4. Опыт использования музыкального фольклора в коррекции нарушенных функций у детей с ДЦП в ГБОУ ЦПМСС «РАМЕНКИ».
В коррекционной работе Центра психолого-медико-социального сопровождения «Раменки» г. Москвы с детьми раннего возраста, имеющими тяжелые двигательные и сочетанные нарушения широко используется музыкальный фольклор. Центр посещают дети, у которых при двигательной патологии, имеются также интеллектуальные нарушения, системное недоразвитие речи, эпилепсия, нарушения слуха, зрения, а так же нарушения тактильных и кинестетических ощущений.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста с церебральной патологией проводятся в индивидуальной и групповой формах. На наш взгляд, групповые формы проведения музыкально-коррекционных занятий в условиях нашего центра имеют ряд преимуществ:
- возможность оказать психокоррекционную помощь наибольшему количеству детей,
- преодоление последствий длительной социальной депривации детей, приобретение ими коммуникативных навыков,
- приобретение навыков по подражанию происходит в более короткие сроки.
Ранний возраст, период наибольшей пластичности нервной системы и восприимчивости к обучению, является наиболее сенситивным для формирования психической деятельности. Его называют фундаментом дальнейшего развития ребенка. Коррекция должна осуществляться прежде всего в тех видах деятельности , которые характерны для детей раннего возраста: предметно-манипулятивной и игровой. Музыка организует деятельность детей, заражает определенным настроением, привлекает внимание, помогает приобщить к различным видам деятельности, формирует интерес, развивает музыкальные способности.
Народное творчество объединяет все виды деятельности: движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, игры, хороводы. Именно в фольклоре происходит соединение речи и движения, движения и игры на детских музыкальных инструментах, речи и игры, а иногда все сразу: речи, движения и игры. Именно поэтому в проведении занятий используются различные виды музыкального фольклора. Работа выстраивается на « основе традиционного народного опыта: подражание, подпевание, «подхватывание» ,пение «за следом», диалог, детское творчество и др.» (Е.Г.Боронина)
Ритмические движения, речевые упражнения на мотивы русских народных песен ( «Поиграй нам, Коля, в бубен» р.н.м. «Ах вы сени», «Эй, братец Федя, разбуди соседей», «Стала Маша гостей созывать»), детские потешки «Сорока-белобока», «Ладушки-ладушки», «Идет коза рогатая», сопровождаемые традиционными игровыми действиями, помогают подключить к различным видам деятельности абсолютно всех детей, независимо от тяжести заболеваний.
В комплексе коррекционных занятий особое место уделяется речевому развитию. С помощью фольклора осуществляется развитие речи от звукоподражаний до первых слов, формирование речевого выдоха, фонематического слуха, увеличение словарного запаса.
Посредством различных видов музыкальной деятельности оказывается коррекционное воздейтвие на физическое развитие детей: во время игр, хороводов, упражнений с различными предметами происходит развитие крупной и мелкой моторики, осуществляется развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем. У них исчезает вялость мышечного тонуса, напряженность. С помощью музыки можно вызвать определенное эмоциональное состояние: бодрое, задорное, ласковое, спокойное. Дети начинают улавливать выразительную интонацию, узнавать знакомые мелодии. Это же создает благоприятную почву для совершенствования таких высших психических функций, как восприятие, внимание, память, мышление.
Коррекционно-развивающие игры под музыку помогают преодолевать не только различные нарушения движения и речи , но и уменьшают возбудимость, нервозность, раздражительность.
Цели и содержание коррекционных занятий формулируются исходя из физических, психических, умственных возможностей детей, а основные элементы занятий направлены на решение значимых для ребенка проблем. В процессе подготовки и проведения занятий помимо образовательных, воспитательных, развивающих задач решаются и здоровьесберегающие задачи сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, снятие физического утомления и нервно-психических перегрузок.
Занятия проводятся два раза в неделю. Их специфика:
- усвоение материала происходит в тесном контакте детей с родителями и педагогами (помощь в передвижении по залу, выполнение заданий вместе с детьми «рука в руке»).
-многократное использование одного и того же музыкального репертуара с целью усвоения его детьми в индивидуальном темпе ,
-повышение требований к подбору музыкального сопровождения, которое должно соответствовать возрастным, физическим и психическим особенностям и возможностям детей,
-музыкальный материал со взрослыми (педагогами и родителями) разучивается заранее.
Для достижения оптимальных результатов групповых музыкально-коррекционных занятий целесообразно строить их в соответствии с календарно-тематическим планированием, равномерно распределяя психофизическую нагрузку и проводить по следующей схеме:
1. Приветствие.
2. Ритмическая разминка.
3.Упражнения для развития мелкой моторики, речевых и мимических движений.
4.Пение.
5.Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.
6.Движения под музыку.
7.Прощание.
Сохранение постоянной структуры занятий, последовательности разных видов музыкальной деятельности и музыкального репертуара создают у детей ощущение безопасности и открывают возможности к овладению новыми умениями.
Помимо занятий в Центре разработана программа досуговой деятельности детей, которая является эффективным продолжением коррекционной работы. Большим потенциалом обладают традиционные православные праздники, где соединяются гуманистические идеалы православной и народной культуры. Милосердие, добро, красота, заложенные в них, легко осваиваются ребенком благодаря присущей им простоте, доступности, целостности, природо- и человекосообразности. Это особенно важно в современном мире, который отличается эмоциональными перегрузками и снижением качества межличностного общения в семье и в обществе в целом. Работа по подготовке и проведению досуга ведется в тесном сотрудничестве педагогов и родителей. Заранее определяются методы и приемы их взаимодействия. В программу досуговой деятельности включаются традиционные народные, отшлифованные многими поколениями приемы семейного взаимодействия с маленькими детьми: колыбельные песни, народные игры с использованием игрушек, пестушки, потешки и т.д.
Главный принцип-естественность и непринужденность. Играя, двигаясь, общаясь, ребенок познает народную культуру через радость, веселье, эмоциональные переживания. В центре проводились досуги по ознакомлению детей с народными промыслами: «Золотая Хохлома», «Гжель». В течении трех лет ведется работа по подготовке и участию в фестивале «Надежда», в котором наши фольклорные номера «Горница», оркестр шумовых инструментов «Ладушки», ансамбль «Родничок», стали лауреатами.
Важным направлением в работе центра является тесное сотрудничество с Воскресной школой при храме преподобного Андрея Рублева в Раменках. Дети из Воскресной школы показывают спектакли в соответствии с годовым циклом празднования наиболее почитаемых в народе православных праздников. Это помогает снизить нагрузку на детей центра. Чтобы «проживание» праздника для детей с ОВЗ было более глубоким, проводится подготовительная работа по разучиванию песен, колядок, закличек, игр и хороводов. И в процессе проведения праздников дети активно включаются во все виды музыкальной деятельности в соответствии со своими индивидуальными возможностями. За три года совместной работы были проведены праздники, посвященные празднованию Покрова, Праздник Ангелов(Собор Архистратига Михаила), Рождества Христова(спектакли «Еж, тропинка и Рождественская звезда», «Сны в Рождественскую ночь», «Морозко»),Масленицы, Пасхи(спектакли «Царевна-Несмеяна», «Гуси-лебеди», «Пасхальные краски»).
Заканчиваются праздники совместным чаепитием с праздничным угощением.
Проведение совместных праздников имеет большое значение как для детей нашего центра , так и для детей из Воскресной школы. Это прежде всего - обогащение новыми яркими впечатлениями, накопление музыкального опыта через восприятие музыкальных произведений и все виды музыкальной деятельности, переживание радости и теплоты православного праздника. Духовно-нравственное содержание составляет суть народной культуры и представлено в произведениях фольклора проявлениями милосердия, любви, радости и добра. Для гостей участие в совместном празднике дает возможность проявить милосердие, сострадание, а для детей из ЦПМСС «Раменки»-это возможность активно вступать в контакт с окружающими, формировании способности взаимодействовать, социализироваться. Большинство неговорящих детей начинают общаться с помощью звуков, несущих смысловую нагрузку, звукоподражаний, слов, а говорящии дети преодолевают речевой негативизм.
Заключение.
Таким образом, использование музыкального фольклора имеет большое значение для коррекции нарушенных функций у детей раннего возраста с церебральным параличом. В результате коррекционной работы создаются условия, способствующие обеспечению механизма общения детей и постепенному переходу его на более высокий уровень. С помощью материалов русского народного творчества можно разрешить следующие задачи: развитие двигательной активности, координации движений, пространственной ориентировки, развития речевых функций, дыхания, чистой интонации, словарного запаса, формирования внимания, усидчивости, творческой активности, самостоятельности, чувства музыкального размера, темпа.
Несмотря на различные физические расстройства, дети с удовольствием принимают участие в игровых ситуациях, сопровождаемых народными мелодиями, что содействует их всестороннему развитию . Коррекционные игры под музыку, как подвижные, так и спокойные, помогают преодолеть ряд трудностей в связи с отставанием детей с церебральным параличом в физическом развитии. Многократно повторяемые действия способствуют улучшению подвижности суставов, способствуют приобретению некоторых двигательных навыков, но также они создают положительные эмоции, хорошее настроение.
Особое место в этой работе отводится обучению детей игре на русских народных инструментах. Игра в оркестре народных инструментов и в ансамбле ложкарей помогает развивать у детей двигательные функции, мышечную силу пальцев рук, преодолевать скованность и вялость, развивать точность движений, слуховое восприятие. Ребята учатся слушать исполнение друг друга, определять на слух допущенные ошибки, анализировать их.
Таким образом, знакомство с русским народным творчеством играет большую роль в обучении и воспитании детей с церебральным параличом, так как в процессе занятий с детьми происходит всестороннее развитие детей, коррекция двигательных, речевых функций, формируется уважение к традициям и обычаям страны, обогащаются знания о русской культуре, воспитываются личностные качества и ценностные представления детей с церебральным параличом.
Список литературы:
Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1999. – 88 с.
Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи.- Киев, 1988. – 126 с.
Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии. – М.: Просвещение,1987. – 223 с.
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.
6.Выродова И.А. «Музыкальные игры для самых маленьких», Москва, Школьная пресса, 2007.
Горягина В. А. Психология общения. - М.: Академия, 2002. – 234 с.
Дружинин В.Н. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2008. – 224 с.
Епишина Л.В. педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // "Начальная школа", 2008. – №11, С. 25
Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М.: Просвещение, 1993. – 152 с.
Колпакова Л.М. Психологическая доминанта в структуре материнского отношения к ребенку, больному ДЦП // Казанский медицмнский журнал. - 2006. - Т.87, №3. - С.221-222.
12. Котышева Е.Н. «Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями»,Спб.,2010.
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 192 с.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Академия, 2006. – 247 с.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга.- М., 1968.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2004. – 400 с.
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М : ВЛАДОС, 2007. - 304с.
Нарушение голоса звукопроизносительной стороны речи. Часть 2: ринолалия и дизартрия. / Под ред. Л.С. Волковой. М.: Владос, 2003. – 254 с.
Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом./ Под ред. М. В. Ипполитовой. – М.: Просвещение, 1989. – 241 с.
Панченко И.И., Щербакова Л.А., Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. – М.: Экзамен, 2004. – 245
19.Полевая Н.В.,Перминова Л.В., «Дружная семейка», Спб., 2010
Семёнова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах.- М.: Медицина, 1976. – 445 с.
Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 447 с.
Смирнова Е.О. "Генезис общения ребёнка от рождения до семи лет в исследованиях сотрудников психологического института"// Вопросы психологии,2004, - №2. – С. 4 – 10
Стребелева Е.А., Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания. – М.: Академия, 2004. – 321 с.
Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. М.: Просвещение, 1982. – 345 с.
Эриксон Э. Детство и общество. – Обнинск, 1993. – 291 с
Эльконин Б.Д. Психология развития. - СПб.: Академия, 2007. – 144 с.