РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции и развитию эмоционально – личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью сказкотерапии


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекции и развитию эмоционально – личностной сферы у детей
с ограниченными возможностями здоровья с помощью сказкотерапииРазработчик: педагог – психолог
Ивлиева Алёна Вячеславовна
Тамбов 2016
Пояснительная записка
Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего возраста, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Данный метод является наиболее всеохватывающим и открытым для понимания детей. Он позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения, знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.
Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.
Многократно перечитывая сказки, совместно с педагогом дети знакомятся с различными нравственными понятиями, такими как добро, долг, взаимопомощь, благодарность, справедливость, совесть, честь, смелость и др.
В младшем школьном возрасте у ребенка активно развивается механизм идентификации, потому в этот период сказкотерапия наиболее эффективна. Ребенок полностью вживается в роль персонажа, в полной мере переживает все события происходящие с его героем, присваивает ему свои личностные качества и установки. Сказочные образы ненавязчиво учат ребенка, как поступать в той, или иной сложной жизненной ситуации, соблюдая нормы нравственности и морали.
Фантазируя, ребенок переживает множество историй в различных вариациях, и в различных ролях, но к назначению ролей нужно подходить избирательно. Для детей с низкой самооценкой нужно подбирать роль народного героя, принцессы, короля или королевы, чтобы дети в ходе игры прославляли этого ребенка, тем самым повышая его самооценку. На роль трусливого зайчика нужно подбирать детей застенчивых и робких, чтобы в те, в процессе игры рассказали через движения и жесты о своих страхах, а другие дети помогли бы «трусливому зайчику» справиться со своим страхом и поверить в свои силы.
Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка. Сказкотеррапия пробуждает в детях любовь к чтению, детям будет интересно не только обыграть сказку вместе со специалистом, но и прочесть другие сказки самостоятельно, проанализировав их.
Сказкотерапия – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В социально-культурной деятельности, является одним видов и способов эмоционально-психологического, педагогического влияния, социально-нравственного формирования.
Сказкотерапия, рассчитана для детей младшего школьного возраста, с пониженным уровнем самооценки. Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.
Для лучшей адаптации, ощущения счастья и способности преодолевать трудности, ребенку необходимо иметь положительно высокую самооценку. Дети с заниженной самооценкой быстро сдаются, видят непреодолимые преграды там, где их, по сути нет. Они с трудом находят себе друзей, хуже адаптируются в социуме. Им свойственна хандра, чувство тревоги, пассивность, обидчивость, повышенная чувствительность к негативизму. Они не принимают участия в играх требующие группового участия, т.к. бояться оказаться обузой для остальных и стать предметом насмешек.
Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально – психологической помощи данной категории детей.
Сказки и сочинение историй в целях обучения и целительства применяются с глубокой древности. М. Эриксон, Н. Пезешкиан, Б. Беттелхеймс стали применять метафоры, сказки и притчи в качестве средств психотерапевтической интервенции. Н. Пезешкиан рассматривал притчи и поговорки как примеры живой образности речи, способствовавшей разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционального напряжения.
Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Ребенок не «расшифровывает» смысл рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения.
Цели программы:
Развитие самопознания через психологическую сказку.
Создание игровой доверительной атмосферы в группе.
Установление межличностных контактов между детьми.
Формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.
Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах.
Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Задачи программы:
Наглядно показать участникам, процесс перетекания одного сказочного события в другое, понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.
Показать одну и ту же сказочную ситуацию (персонажа) с нескольких сторон.
Проработать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.
Целевая аудитория: учащиеся начальных классов с нарушениями речи.
Форма работы: групповая.
Специфика и структура организации занятий
Минимальный курс рассчитан на 10 занятий. Позитивные изменения в эмоциональной сфере деток, посещавших группу, наблюдаются еще достаточно долгое время после окончания групповой работы. Если же эффект от одного цикла занятий недостаточен, то целесообразно провести повторный курс через 2-3 месяца.
            Предлагаемый минимальный курс включает в себя 3 этапа.
I Этап - подготовительный и занимает 1-2 занятия.
Цель данного этапа - объединение детей в группу, формирование доверия к психологу и другим участникам группы, принятие специфической атмосферы групповой работы.
II этап – основной, этап занимает 6-7 занятий.
На этом этапе решаются проблемы детей с помощью специальным образом подобранных сказок, психотерапевтических упражнений и арттерапии.
III этап - заключительный.
Строится по принципу предоставления детям максимальной самостоятельности.
Содержание программы и его тематическое планирование.
№ п/пЦель занятия Содержание Кол-во часов
1 Знакомство Знакомство с психологом
Игры с мячиком
Введение правил группы, их обсуждение 1
2 Знакомство. Установление доверительных отношений в группе. Игра «Ладошки»
Игра «Выборы»
Сказка про капельку (сказка-медитация)
Рисование по желанию
Завершение занятия 2
3 Занятие направленно на формирование эмпатии, чувства коллектива, групповой поддержки. Игра «Здравствуйте»
Игра со свечкой
Игра «Опора»
Сказку про веточкуПарный рисунок по договоренной теме
Завершение занятия 2
4 Занятие посвящено проблеме агрессии, силы и слабости. Игры для проявления агрессии.
Сказка про силу.
Сказка ветерок
Выполнение рисунка на тему занятия. Их обсуждение
Завершение занятия 2
5 Занятие посвящено возможности выразить свои обиды в вербальной, графической и других формах.Сказка «Про обиду»
Рисунок на тему обиды. Обсуждение рисунков
Игра «В шарики»
Подведение итогов занятия. Ритуал прощания. 1.5
6 Занятие посвящено проблеме детской неуверенности, низкой самооценки. Игра “Я”.
Игра “Пряник” (упражнение из телесно-ориентированной терапии).
Сказка про неуверенность "Храбрый лягушонок"
Сказка “Кораблик”
Работа над созданием “Книги о себе”. 
Обсуждение рисунков и своих книг-альбомов со всей группой.
Подведение итогов занятия, ритуал прощания. 1.5
7 Занятие посвящено проблеме различных чувств и эмоций. Игры и упражнения.
Упражнение «Танцы».
Сказка про чувстваРисунок.
Подведение итогов занятия, ритуал прощания. 1.5
8 Данное занятие посвящено проблеме застенчивости.
Сказка про застенчивостьРисование.
Обсуждение рисунков.
Подведение итогов занятия. Ритуал прощания. 2
9 Занятие посвящено ролевой игре 2
10 Заключительное занятие
Все дети вспоминают, какие темы занятий у них были, чему они научились, что нового узнали.
Надувание «Шаров желаний» 1
I и II занятия - вводные. Направлены на объединение участников группы, формирование доверия в группе.
Знакомство. В самом начале психолог в нескольких словах описывает то, чем группа будет заниматься во время занятий. Далее все дети, включая психолога по очереди называют свое имя. Детям младшего школьного возраста можно предложить рассказать несколько слов о себе: мои самые положительные и отрицательные качества, что я люблю и чего не люблю и т.д.
Игра с мячиком. Для того, чтобы дети лучше запомнили имена друг друга далее можно использовать игру с мячиком. Все дети и психолог встают в круг и начинают перебрасывать друг другу мячик, причем, тот, кто бросает, называет по имени того, кому бросает. В процессе этой игры психолог за тем, чтобы мячик побывал в руках у каждого ребенка.
Введение правил работы группы. Психолог говорит о том, что в игровой комнате, так же, как и в жизни, есть определенные правила, которые всем необходимо соблюдать.
Правила объясняются и записываются психологом на листе ватмана, который потом вывешивается на видном месте, и в случае необходимости психолог обращает внимание детей на эти правила. Если в группе присутствуют дети, которые еще не умеют читать, то каждая запись сопровождается символической картинкой.
Результаты, ожидаемые от реализации программы
Овладение навыками самопознания через психологическую сказку.
Создание игровой доверительной атмосферы в группе.
Овладение навыками установление межличностных контактов.
Формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.
Формирование у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах.
Формирование коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Правила:
Правило 3-х “НЕ”
не драться,
не кусаться,
не обзываться.
2) Правило “СТОП”. Заключается в том, что каждый человек в игровой комнате в праве сам о себе позаботиться и отказаться выполнять те виды деятельности или участвовать в обсуждении тех вопросов, которые ему неприятны.
3) Правило “ТАЙНЫ”. Часто принято для многих видов групповой работы и заключается в том, что вся информация, полученная о ком-либо не выносится за пределы игровой комнаты. Это правило распространяется также на рисунки детей. Все рисунки и поделки, сделанные в процессе работы в группе, являются личным достоянием ребенка, и он распоряжается ими по своему усмотрению. Введение этого правила способствует установлению атмосферы доверия в группе и дает детям возможность больше раскрыть себя, показать различные стороны своей личности.