Рабочая программа учебного курса Биология. Многообразие живых организмов. Животные к учебнику Н. И. Сонина


Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов. Животные.»Планируемые результаты курса биологии
Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
ценности биологических методов исследования живой и неживой природы.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
правильному использованию биологической терминологии и символики;
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать
в дискуссии;
развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют всовокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты
-создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.
Обучающиеся овладеют:
-научными методами решения различных теоретических и практических задач;
-умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,
оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Планируемые результаты (общие положения). В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы:
Личностные: раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов:
-сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления
-наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные: представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий.
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как, система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является:-овладение обучающимися основами читательской компетенции;
-приобретение навыков работы с информацией;
-участие в проектной деятельности.
Предметные:  В результате изучения курса биологии в основной школе
выпускник научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость.
-применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать. Сравнивать, выявлять взаимосвязи);-ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
-пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;
-давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;
-проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом;
-описывать биологические объекты, процессы и явления;
-ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты;
выпускник овладеет:
-системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение;
-сведениями по истории становления биологии как науки;
выпускник освоит:
-общие приемы: оказания первой помощи;
-рациональной организации труда и отдыха;
-выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
-проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
-правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
-соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приемы оказания первой помощи при укусах животных; выращивания и размножения домашних животных;
-выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально- ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о животных в научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее, и переводить из одной формы в другую;
-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
-осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
-создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Содержание программы
Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс
(70 ч, 2 ч в неделю)
Раздел 1. Царство Животные (52 ч)
Тема 1.1. Введение. Общая характеристика животных
Организм животных как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных: нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности, животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах. Трофические уровни и цепи питания.
Демонстрация
Распределение животных и растений по планете: биогеографические области.
Лабораторные и практические работы
Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки организма как целостной системы;
— основные свойства животных организмов;
— сходство и различия между растительным и животным организмом;
— что такое зоология, какова её структура.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
— представлять эволюционный путь развития животного мира;
— классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;
— применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
— объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;
— использовать знания по зоологии в повседневной жизни.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— существующую программу курса;
— учебники и другие компоненты учебно-методического комплекта;
— иллюстративный и вспомогательный учебный материал (таблицы, схемы, муляжи, гербарии и т. д.).
Учащиеся должны уметь:
— давать характеристику методам изучения биологических объектов;
— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
— находить в различных источниках необходимую информацию о животных;
— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации.
Тема 1.2. Подцарство Одноклеточные животные
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики. Споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Демонстрация
Схемы, строения амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.
Лабораторные и практические работы
Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.
Тема 1.3. Подцарство Многоклеточные животные
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
Демонстрация
Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тема 1.4. Кишечнополостные
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных. Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах.
Демонстрация
Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Лабораторные и практические работы
Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры.
Тема 1.5. Тип Плоские черви
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле. Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний.
Демонстрация
Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.
Лабораторные и практические работы
Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 1.6. Тип Круглые черви
Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза.
Лабораторные и практические работы
Жизненный цикл человеческой аскариды.
Демонстрация
Схема строения и цикл развития человеческой аскариды. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Тема 1.7. Тип Кольчатые черви
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Многощетинковые и Малощетинковые кольчатые черви, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Демонстрация
Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
Лабораторные и практические работы
Внешнее строение дождевого червя.
Тема 1.8. Тип Моллюски
Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Многообразие моллюсков. Классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
Лабораторные и практические работы
Внешнее строение моллюсков.
Тема 1.9. Тип Членистоногие
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса. Отряды насекомых с полным и неполным превращением (метаморфозом). Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Демонстрация
Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса Паукообразных. Схемы строения насекомых различных отрядов. Схемы строения многоножек.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения и многообразие членистоногих*.
Тема 1.10. Тип ИглокожиеОбщая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи. Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
Демонстрация
Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.
Тема 1.11. Тип Хордовые. Подтип БесчерепныеПроисхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные, ланцетник: особенности его организации и распространения.
Демонстрация
Схема строения ланцетника. Схема метаморфоза у асцидий.
Тема 1.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Демонстрация
Многообразие рыб. Схемы строения кистеперых и лучеперых рыб.
Лабораторные и практические работы
Особенности внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни*.
Тема 1.13. Класс Земноводные
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Демонстрация
Многообразие амфибий. Схемы строения кистеперых рыб и земноводных.
Лабораторные и практические работы
Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни*.
Тема 1.14. Класс Пресмыкающиеся
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Демонстрация
Многообразие пресмыкающихся. Схемы строения земноводных и рептилий.
Лабораторные и практические работы
Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.
Тема 1.15. Класс Птицы
Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие. Бескилевые, или Бегающие. Пингвины, или Плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Многообразие птиц. Схемы строения рептилий и птиц.
Лабораторные и практические работы
Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни*.
Тема 1.16. Класс Млекопитающие
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные).
Демонстрация
Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схемы строения рептилий и млекопитающих.
Лабораторные и практические работы
Изучение внутреннего строения млекопитающих*.
Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека*.
Тема 1.17. Основные этапы развития животных
Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных и плоских червей. Направления развития древних плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. Основные направления эволюции животных.
Лабораторные и практические работы
Анализ родословного древа Царства Животные.
Демонстрация
Схемы организации ископаемых животных всех известных систематических групп.
Тема 1.18. Животные и человек
Значение животных в природе и жизни человека. История взаимоотношений человека и животных: охота и рыбная ловля древних людей. Значение сельскохозяйственного производства для обеспечения человечества пищей. Роль животных в экосистемах. Домашние животные.
Демонстрация
Использование животных человеком.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки организма как целостной системы;
— основные свойства животных организмов;
— сходство и различия между растительными и животными организмами;
— что такое зоология, какова её структура;
— признаки одноклеточного организма;
— основные систематические группы одноклеточных и их представителей;
— значение одноклеточных животных в экологических системах;
— паразитических простейших и вызываемые ими заболевания у человека, меры профилактики;
— современные представления о возникновении многоклеточных животных;
— общую характеристику Типа Кишечнополостные;
— общую характеристику Типа Плоские черви;
— общую характеристику Типа Круглые черви;
— общую характеристику Типа Кольчатые черви;
— общую характеристику Типа Членистоногие;
— современные представления о возникновении хордовых животных;
— основные направления эволюции хордовых;
— общую характеристику Надкласса Рыбы;
— общую характеристику Класса Земноводные;
— общую характеристику Класса Пресмыкающиеся;
— общую характеристику Класса Птицы;
— общую характеристику Класса Млекопитающие;
— гипотезу о возникновении эукариотических организмов;
— основные черты организации представителей всех групп животных;
— крупные изменения в строении организма, сопровождавшие возникновение каждой группы животных;
— значение животных в природе и жизни человека;
— воздействие человека на природу;
— сферы человеческой деятельности, в которых используются животные;
— методы создания новых пород сельскохозяйственных животных и повышения эффективности сельскохозяйственного производства;
— особенности жизнедеятельности домашних животных.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
— представлять эволюционный путь развития животного мира;
— классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;
— применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
— объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;
— использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
— работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
— распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;
— раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;
— применять полученные знания в практической жизни;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
— использовать меры профилактики паразитарных заболеваний;
— характеризовать экологическую роль хордовых животных;
— характеризовать народнохозяйственное значение позвоночных;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— оказывать первую медицинскую помощь при укусе опасным или ядовитым животным;
— характеризовать основные направления эволюции животных;
— объяснять причины возникновения и вымирания отдельных групп организмов;
— описывать распространение и роль отдельных групп животных на разных этапах развития жизни;
— анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;
— выстраивать своё поведение при встрече с дикими животными в природе;
— обращаться с домашними животными;
— разрабатывать режим кормления и условия содержания для разных домашних животных;
— оказывать первую помощь при травмах и отравлениях.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— давать характеристику методам изучения биологических объектов;
— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
— находить в различных источниках необходимую информацию о животных;
— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета;
— сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;
— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;
— выявлять причинно-следственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге;
— выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны;
— находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов;
— находить в словарях и справочниках значения терминов;
— выделяют тезисы и делают конспект текста.
Раздел 2. Вирусы (2 ч)
Тема 2.1. Общая характеристика и свойства вирусов
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Демонстрация
Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;
— пути проникновения вирусов в организм;
— этапы взаимодействия вируса и клетки;
— меры профилактики вирусных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;
— объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;
— характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.);
— осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— обобщать информацию и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации и использовать возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Раздел 3. Экосистема (10 ч)
Тема 3.1. Среда обитания. Экологические факторы
Понятие о среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения.
Демонстрация
Схемы и таблицы, иллюстрирующие влияние факторов среды на организм. Распространение животных в природных биоценозах и агроценозах.
Лабораторные и практические работы
Влияние света и интенсивности полива на всхожесть семян.
Тема 3.2. Экосистема
Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.
Демонстрация
Экологические пирамиды: пирамида энергии, пирамида чисел, пирамида биомассы.
Лабораторные и практические работы
Анализ цепей и сетей питания.
Тема 3.3. Биосфера — глобальная экосистема
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы. Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления.
Демонстрация
Схемы и таблицы, демонстрирующие границы биосферы, её компоненты.
Тема 3.4. Круговорот веществ в биосфере
Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы.
Демонстрация
Схемы круговоротов веществ в природе с участием живых организмов.
Тема 3.5. Роль живых организмов в биосфере
Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава атмосферы. Возникновение осадочных пород и почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд.
Демонстрация
Виды почв, полезные ископаемые биогенного происхождения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— определение науки экологии;
— абиотические и биотические факторы среды;
— определение экологических систем;
— определение биогеоценоза и его характеристики;
— учение В. И. Вернадского о биосфере;
— биотические круговороты;
— характер преобразования планеты живыми организмами.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать взаимоотношения между организмами;
— анализировать последствия деятельности человека на животных и природу в целом;
— выявлять и описывать влияние факторов среды на животных и растения;
— приводить примеры цепей и сетей питания;
— давать определение понятию экологическая пирамида;
— характеризовать биомассу биосферы, её состав, объём и динамику обновления;
— описывать круговороты основных химических элементов и воды;
— сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;
— устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов;
— приводить примеры продуцентов, консументов и редуцентов;
— выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепей питания и пищевых цепей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы;
— находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений;
— находить значения терминов в словарях и справочниках;
— выделять тезисы и делать конспект текста;
— делать выводы из непосредственного наблюдения.
Личностные результаты обучения
— проявление учащимися чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
— осознание ответственности и долга перед Родиной;
— проявление учащимися ответственного отношения к обучению, готовности и способности к самообразованию;
— формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;
— построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;
— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
— соблюдение и пропаганда правил поведения в природе, участие в природоохранной деятельности;
— осознание учащимися сущности взаимоотношений человека и природы;
— умение реализовывать теоретические познания на практике;
— осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— проведение работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— привить учащимся любовь к природе, чувство уважения к учёным, изучающим животный мир, эстетические чувства от общения с живыми организмами;
— признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;
— проявление готовности к самостоятельным поступкам и активным
действиям на природоохранительном поприще;
— умение аргументировать и обосновано отстаивать свою точку зрения;
— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;
— осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
— формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Резервное время — 6 ч.
3. Тематическое планирование
составлено на основе
- ООП НОО ООО Песоченской СОШ для основной школы
- Авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захаровой Программа основного общего образования. 5-9 классы. Линейный курс. – М.: Дрофа. 2012. с учетом примерной основной образовательной программы, М. Просвещение, 2011
- Методического письма Департамента ЯО по биологии на 2015-2016 учебный год
- Учебного плана школы на 2016 – 2017 учебный год
С использованием УМК « Биология. Многообразие живых организмов.» (федеральный перечень учебников Приказ Минобнауки от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»)№ п/пТема Кол-во часов авт.прог. Кол-во часов раб.прогр. Практическая часть Контроль
1 Царство Животные 52 55 Пр. раб. 5
Лаб.раб. 11 8
2 Вирусы 2 2 - -
3 Экосистема 10 13 Пр.раб. 1
Лаб.раб. 1 1
Резерв 6 Итого: 70 70 Пр.раб. 6
Лаб.раб. 12 9
Тематическое планирование
№ урока Тема урока Элементы содержания Практическая часть Виды контроля Индивидуальная работа Домашнее
задание Дата
Раздел 1. Царство Животные (55 часа)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки организма как целостной системы;
— основные свойства животных организмов;
— сходство и различия между растительными и животными организмами;
— что такое зоология, какова её структура;
— признаки одноклеточного организма;
— основные систематические группы одноклеточных и их представителей;
— значение одноклеточных животных в экологических системах;
— паразитических простейших и вызываемые ими заболевания у человека, меры профилактики;
— современные представления о возникновении многоклеточных животных;
— общую характеристику Типа Кишечнополостные;
— общую характеристику Типа Плоские черви;
— общую характеристику Типа Круглые черви;
— общую характеристику Типа Кольчатые черви;
— общую характеристику Типа Членистоногие;
— современные представления о возникновении хордовых животных;
— основные направления эволюции хордовых;
— общую характеристику Надкласса Рыбы;
— общую характеристику Класса Земноводные;
— общую характеристику Класса Пресмыкающиеся;
— общую характеристику Класса Птицы;
— общую характеристику Класса Млекопитающие;
— гипотезу о возникновении эукариотических организмов;
— основные черты организации представителей всех групп животных;
— крупные изменения в строении организма, сопровождавшие возникновение каждой группы животных;
— значение животных в природе и жизни человека;
— воздействие человека на природу;
— сферы человеческой деятельности, в которых используются животные;
— методы создания новых пород сельскохозяйственных животных и повышения эффективности сельскохозяйственного производства;
— особенности жизнедеятельности домашних животных.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
— представлять эволюционный путь развития животного мира;
— классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;
— применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
— объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;
— использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
— работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
— распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;
— раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;
— применять полученные знания в практической жизни;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
— использовать меры профилактики паразитарных заболеваний;
— характеризовать экологическую роль хордовых животных;
— характеризовать народнохозяйственное значение позвоночных;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— оказывать первую медицинскую помощь при укусе опасным или ядовитым животным;
— характеризовать основные направления эволюции животных;
— объяснять причины возникновения и вымирания отдельных групп организмов;
— описывать распространение и роль отдельных групп животных на разных этапах развития жизни;
— анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;
— выстраивать своё поведение при встрече с дикими животными в природе;
— обращаться с домашними животными;
— разрабатывать режим кормления и условия содержания для разных домашних животных;
— оказывать первую помощь при травмах и отравлениях.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— давать характеристику методам изучения биологических объектов;
— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
— находить в различных источниках необходимую информацию о животных;
— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета;
— сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;
— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;
— выявлять причинно-следственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге;
— выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны;
— находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов;
— находить в словарях и справочниках значения терминов;
— выделяют тезисы и делают конспект текста.
Тема 1.1 Введение. Общая характеристика животных.
1 Среда обитания животных. Основные признаки животных Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных. Нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах. Трофические уровни и цепи питания Характеризуют животный организм как целостную систему. Распознают уровни организации живого и характеризуют каждый из них. Стр.5-8 2 Входной контроль. Тема 1.2 Подцарство Одноклеточные животные
3 Подцарство Одноклеточные. Общая характеристика. Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Тип СаркожгутиконосцыОбщая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды
Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Дают общую характеристику одноклеточных животных, отмечая структуры, обеспечивающие выполнение функций целостного организма. Стр.9-17
В 1-3 02.09
4 Тип Споровики. Тип Инфузории, или Ресничные. Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Инструктаж т.б. .Лабораторная работа № 1, 2 «Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях», «Изучение одноклеточных животных. Строение и передвижение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки»
Тип Споровики. Споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах Лабораторная работа № 1, 2 «Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях», «Изучение одноклеточных животных.Строение и передвижение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки»
Дают характеристику типа Споровики. Распознают и описывают представителей Стр.18-20 в 8 (ОВЗ) 06.09
5 Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Одноклеточные» Материал темы Тест Составляют таблицу «Сравнительная характеристика Простейших». Повт. Стр.9-20 09.09
Тема 1.3 Подцарство Многоклеточные животные
6 Подцарство Многоклеточные Общая характеристика многоклеточных животных. Типы симметрии. Клетки и ткани животных. Характеризуют многоклеточные организмы, анализируя типы симметрии животных. Объясняют значение симметрии для жизнедеятельности организмов. Объясняют значение дифференцировки клеток в многоклеточных организмах и появление первых тканей. Характеризуют многоклеточные организмы, анализируя типы симметрии животных. Стр 21-22 13.09
7 Тип Губки Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие.
Простейшие многоклеточные — Губки. Распространение и экологическое значение губок Кратко описывают представителей типа Губки, подчёркивая их значение в биоценозах и для человека. Составляют краткий конспект текста урока. Готовятся к устному выступлению Кратко описывают представителей типа Губки Стр 23-25 В 1-10 16.09
Тема 1.4. Тип Кишечнополостные8 Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Характеризуют особенности организации и жизнедеятельности Кишечнополостных. Стр 26-30, В 1,2 (ОВЗ), 3-7 20.09
9 Класс Сцифоидные. Класс Коралловые полипы. Инструктаж т.б. Лабораторная работа №3 «Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры» Многообразие и распространение кишечнополостных. Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах Лабораторная работа №3 «Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры» Приводят примеры представителей классов кишечнополостных и сравнивают черты их организации Стр 3034, В 8-11 23.09
Тема 1. 5.Тип Плоские черви
10 Тип Плоские черви. Особенности организации плоских червей. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Дают общую характеристику типа Плоские черви. Стр 36-38 27.09
11 Класс Ресничные черви Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Характеризуют представителей класса Ресничные черви Стр 38-39 30.09
12 Класс Сосальщики Класс Сосальщиков. Понятие о жизненном цикле. Цикл развития печеночного сосальщика Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие.. Характеризуют представителей класса Сосальщики. Зарисовывают жизненный цикл сосальщиков Стр 40 04.10
13 Класс Ленточные черви.
Инструктаж т.б. Лабораторная работа №4 «Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня» Класс Плоские черви. Циклы развития бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний. Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Лабораторная работа №4 «Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня» Характеризуют представителей ленточных червей. Распознают черты приспособленности к паразитизму в их организации. Стр 41-43, В. 1-3 (ОВЗ), 4-8 07.10
Тема 1.6 Тип Круглые черви
14 Тип Круглые черви Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Дают общую характеристику типа Круглые черви на примере человеческой аскариды. Стр 44-49, В 1-9 11.10
15 Экология и значение круглых червей. Инструктаж т.б. Лабораторная работа №5 «Жизненный цикл человеческой аскариды». Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза Лабораторная работа №5 «Жизненный цикл человеческой аскариды». Объясняют меры профилактики аскаридоза Стр 49 14.10
Тема 1.7 Тип Кольчатые черви
16 Тип Кольчатые черви. Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки.
Инструктаж т.б. Практическая работа №1 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение и реакция на раздражение» Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Многощетинковые и Малощетинковые кольчатые черви, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах. Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Раздражимость. Практическая работа №1 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение и реакция на раздражение» Дают общую характеристику типа Кольчатые черви. Стр 51-58, В 1-4 (ОВЗ), 5-10 18.10
17 Обобщение и систематизация знаний по темам «Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви» Тест Стр 36-58 повторить 21.10
Тема 1.8 Тип Моллюски
18 Тип Моллюски Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Дают общую характеристику типа Моллюски. Стр.59-62 25.10
19 Класс Брюхоногие моллюски Многообразие моллюсков. Класс Брюхоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Характеризуют систематику моллюсков, распознают характерные черты брюхоногих моллюсков. Стр.63-64 28.10
20 Класс Двустворчатые моллюски Многообразие моллюсков. Класс Двустворчатые моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Характеризуют систематику моллюсков, распознают характерные черты двустворчатых моллюсков. Стр.65-68 08.11
21 Класс Головоногие моллюски. Инструктаж т.б. Практическая работа № 2 «Внешнее строение моллюсков. Изучение раковин. Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.»Многообразие моллюсков. Класс Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Практическая работа № 2 «Внешнее строение моллюсков. Изучение раковин. Изучение строения моллюсков по влажным препаратам Объясняют значение моллюсков в биоценозах и их значение для человека. Стр.68-71, В 1-3 (ОВЗ), 4-9 11.11
Тема 1.9 Тип Членистоногие
22 Тип Членистоногие.
Лабораторная работа № 6 «Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.»Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Лабораторная работа № 6 «Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.»Дают общую характеристику типа Членистоногие. Стр.72-73 15.11
23 Класс Ракообразные. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Дают общую характеристику класса Ракообразных, анализируют особенности организации речного рака. Стр.74- 80 В 1-2 (ОВЗ), 3-7 18.11
24 Класс ПаукообразныеКласс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Дают общую характеристику класса ПаукообразныхСтр.81-87 В 1-3 (ОВЗ), 4-9 22.11
25 Класс Насекомые Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых. Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Дают общую характеристику класса Насекомых, анализируют особенности организации таракана. Стр.88-95 25.11
26 Размножение и многообразие насекомых Отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие насекомых в биоценозах. Отряды насекомых. Класс Многоножки Характеризуют систематику насекомых, их разнообразие, сравнивают представителей различных отрядов Стр.95-97 29.11
27 Экология и значение насекомых. Инструктаж т.б. Практическая работа № 3 «Изучение внешнего строения и многообразие членистоногих. Изучение типов развития насекомых» Экология насекомых и их роль в биоценозах и жизни человека Практическая работа № 3 «Изучение внешнего строения и многообразие членистоногих. Изучение типов развития насекомых» Оценивают роль насекомых в приводе и значение для человека. Стр.97-100, В 1 (ОВЗ), 2-7 02.12
28 Экскурсия «Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края» 06.12
Тема 1.10 Тип Иглокожие29 Тип Иглокожие. Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Дают общую характеристику типа ИглокожиеСтр.101-105 09.12
30 Многообразие и экологическое значение Иглокожих. Многообразие и экологическое значение. . Анализируют значение иглокожих в биоценозахСтр. 105-107, В 1-3(ОВЗ), 4-12 13.12
31 Промежуточный контроль. Тест Стр.59-107 повторить 16.12
Тема 1.11 Тип Хордовые
32 Тип Хордовые. Подтипы Бесчерепные, Личиночно-хордовые, Позвоночные Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространения. Дают общую характеристику хордовых на примере ланцетника Стр.108-111 20.12
Тема 1.12. Надкласс Рыбы
33 Подтип Позвоночные(Черепные). Надкласс Рыбы Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Рефлексы. Дают общую характеристику подтипа Позвоночные на примере представителей надкласса Рыбы Стр.112-115 23.12
34 Внутреннее строение рыб Особенности внутреннего строения рыб Отмечают прогрессивные черты организации рыб, сопровождавшие их возникновение Стр.115-120 27.12
35 Класс Хрящевые рыбы Класс Хрящевые (акулы и скаты) рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Инстинкты. Рефлексы. Характеризуют систематику и многообразие рыб и их происхождение. Стр.121-122 36 Класс Костные рыбы. Инструктаж т.б. Лабораторная работа № 7 «Изучение строения рыб. Особенности внешнего строения и передвижения рыб, связанные с их образом жизни». Класс Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Инстинкты.Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб Лабораторная работа № 7 «Изучение строения рыб. Особенности внешнего строения и передвижения рыб, связанные с их образом жизни». Характеризуют многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышашие и лучеперые рыбы. Стр.123-126 В 1-2 (ОВЗ), 3-10
37 Обобщение и систематизация знаний по теме «Рыбы». Экология и значение рыб Тест Повтор. стр 107 - 126 Тема 1.13 Класс Земноводные
38 Класс Земноводные, или Амфибии. Инструктаж т.б. Практическая работа № 4 «Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни». Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Практическая работа № 4 «Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни». Дают общую характеристику класса Земноводные на примере лягушки. Стр.127-134 39 Размножение, многообразие, экология и значение земноводных Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Многообразие, среда обитания и экологические особенности. Экологическая роль и многообразие земноводных Характеризуют многообразие земноводных и приспособительные особенности Стр.134- 137 В 1 (ОВЗ), 2-8 Тема 1.14 Класс Пресмыкающиеся
40 Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Инстинкты. Рефлексы. Дают общую характеристику класса Пресмыкающиеся на примере ящерицы. Стр.138-144 41 Многообразие, экология и значение пресмыкающихся. Инструктаж т.б. Лабораторная работа № 8 «Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи». Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы и Черепахи. Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся. Лабораторная работа № 8 «Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи». Характеризуют многообразие пресмыкающихся, а также особенности приспособления к разнообразным средам обитания. Стр.144-146 В 1-3(ОВЗ), 4-8 Тема 1.15 Класс Птицы
42 Класс Птицы Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие, Пингвины, или Плавающие птицы. Покровы тела, скелет и мускулатура Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Инстинкты. Поведение. Рефлексы. Дают общую характеристику класса Птицы. Стр.147-152 43 Внутреннее строение птиц Внутреннее строение птиц Описывают строение, связывают с приспособленностью к полету Стр. 152-157 44 Многообразие птиц. Экология и значение птиц. Инструктаж т.б. Лабораторная работа № 9 «Изучение строения птиц. Изучение строения куриного яйца. Особенности внешнего строения и перьевого покрова птиц, связанные с их образом жизни». Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий).
Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности Лабораторная работа № 9 «Изучение строения птиц. Изучение строения куриного яйца. Особенности внешнего строения и перьевого покрова птиц, связанные с их образом жизни». Характеризуют многообразие представителей класса, называют основные отряды и экологические группы птиц.
Стр.158-166 В 1-4 (ОВЗ), 5-10 45 Тематический контроль. Тест Повт. Стр. 127-166 Тема 1.16 Класс Млекопитающие
46 Класс Млекопитающие, или Звери. Покровы тела, скелет Происхождение млекопитающих. Настоящие звери (плацентарные). Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Инстинкты. Поведение. Рефлексы. Дают общую характеристику класса Млекопитающие Стр.167-172 47 Внутреннее строение млекопитающих. Инструктаж т.б. Лабораторная работа № 10 «Изучение строения млекопитающих. Изучение внешнего (скелета и зубной системы) и внутреннего строения млекопитающих» Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Лабораторная работа № 10 «Изучение строения млекопитающих. Изучение внешнего (скелета и зубной системы) и внутреннего строения млекопитающих» Проводят сравнительный анализ организации рептилий и млекопитающих Стр.172-178 48 Размножение и многообразие плацентарных млекопитающих. Сумчатые и Однопроходные Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Строение. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Размножение , рост и развитие. Инстинкты. Поведение. Рефлексы. Приводят примеры представителей разных групп, характеризуют особенности приспособления к разным средам обитания. Стр.178-179
49 Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Инструктаж т.б. Практическая работа № 5 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека». Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные) Практическая работа № 5 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека». Характеризуют систематику млекопитающих и их происхождение Стр.180-186 В 1-5 (ОВЗ), 6-11 50 Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие» Тест Повт. Стр.167-186 Экскурсия. «Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания» Тема 1.17 Основные этапы развития животных
51 Основные этапы развития животных. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособление к различным средам обитания. Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечно-полостных и плоских червей. Направления развития древних плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. Определяют и анализируют основные понятия: «эволюция», «естественный отбор», «наследственность», «изменчивость». Стр.187-188 52 Основные направления эволюции животных. Инструктаж т.б. Лабораторная работа № 11 «Анализ родословного древа Царства Животные». Основные направления эволюции животных Лабораторная работа № 11 «Анализ родословного древа Царства Животные». Характеризуют ароморфоз, идиоадаптацию и дегенерацию как три направления эволюции Лекция и стр.189 В 1-7 Тема 1.18 Животные и человек
53 Животные и человек. Охрана редких и исчезающих видов животных. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Значение животных для человека. История взаимоотношений человека и животных: охота и рыбная ловля древних людей. Характеризуют значение разных групп животных для человека. Стр.190-192 В 1-3 (ОВЗ), 4-8 54 Домашние животные Значение сельскохозяйственного производства для обеспечения человечества пищей. Роль животных в экосистемах. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Объясняют причины одомашнивания диких животных и возникновения животноводства. Лекция, сообщения 55 Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Хордовые» Тест Повтор стр 167-190 Раздел 2. Вирусы (2 ч.)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;
— пути проникновения вирусов в организм;
— этапы взаимодействия вируса и клетки;
— меры профилактики вирусных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;
— объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;
— характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.);
— осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— обобщать информацию и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации и использовать возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Тема 2.1 Общая характеристика и свойства вирусов
56 Общая характеристика вирусов. Вирусы – неклеточные формы. Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Дают общую характеристику вирусов и бактериофагов, знакомятся с историей их открытия Стр.194-195 57 Свойства вирусов Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.заболевания вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. Приводят примеры вирусов, вызывающих инфекционные заболевания у человека и животных Стр.195- 196
В 1-2)овз), 3-9лекция Раздел 3. Экосистема (13 часов)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— определение науки экологии;
— абиотические и биотические факторы среды;
— определение экологических систем;
— определение биогеоценоза и его характеристики;
— учение В. И. Вернадского о биосфере;
— биотические круговороты;
— характер преобразования планеты живыми организмами.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать взаимоотношения между организмами;
— анализировать последствия деятельности человека на животных и природу в целом;
— выявлять и описывать влияние факторов среды на животных и растения;
— приводить примеры цепей и сетей питания;
— давать определение понятию экологическая пирамида;
— характеризовать биомассу биосферы, её состав, объём и динамику обновления;
— описывать круговороты основных химических элементов и воды;
— сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;
— устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов;
— приводить примеры продуцентов, консументов и редуцентов;
— выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепей питания и пищевых цепей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы;
— находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений;
— находить значения терминов в словарях и справочниках;
— выделять тезисы и делать конспект текста;
— делать выводы из непосредственного наблюдения.
Личностные результаты обучения
— проявление учащимися чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
— осознание ответственности и долга перед Родиной;
— проявление учащимися ответственного отношения к обучению, готовности и способности к самообразованию;
— формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;
— построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;
— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
— соблюдение и пропаганда правил поведения в природе, участие в природоохранной деятельности;
— осознание учащимися сущности взаимоотношений человека и природы;
— умение реализовывать теоретические познания на практике;
— осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— проведение работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— привить учащимся любовь к природе, чувство уважения к учёным, изучающим животный мир, эстетические чувства от общения с живыми организмами;
— признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;
— проявление готовности к самостоятельным поступкам и активным
действиям на природоохранительном поприще;
— умение аргументировать и обосновано отстаивать свою точку зрения;
— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;
— осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
— формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Тема 3.1 Среда обитания. Экологические факторы
58 Абиотические факторы Понятие среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. Определяют и анализируют понятия «экология», «среда обитания». Стр.198-201 59 Биотические факторы. Формы взаимоотношений между организмами Взаимоотношения между организмами. Описывают биотические факторы, на конкретных примерах Стр.201-203 60 Антропогенный фактор. Инструктаж т.б. Практическая работа № 6 «Влияние света и интенсивности полива на всхожесть семян». Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения Практическая работа № 6 «Влияние света и интенсивности полива на всхожесть семян». Оценивают роль факторов среды обитания в жизнедеятельности животных Стр.203-205 в 1-4 (ОВЗ), 5-7 Тема 3.2 Экосистема
61 Структура экосистемы Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Определяют и анализируют понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз», «экологическая пирамида». Стр.206 62 Цепи и сети питания. Экологическая пирамида. Инструктаж т.б. Лабораторная работа № 12 «Анализ цепей и сетей питания». Цепи и сети питания. Экологическая пирамида. Лабораторная работа № 12 «Анализ цепей и сетей питания». Формулируют представления о цепях и сетях питания. Стр.206-209 В 1 (ОВЗ), 2-10 Тема 3.3 Биосфера – глобальная экосистема
63 Понятие о биосфере. Границы биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы. Формулируют основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере. Стр.210 64 Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления. Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления. Экологические проблемы. Характеризуют компоненты биосферы Стр.211-213 В 1-6 лекция 65 Промежуточная аттестация. Тема 3.4 Круговорот веществ в биосфере
66 Главная функция биосферы. Биотический круговороты воды и углерода. Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Определяют главную функцию биосферы как обеспечение биогенного круговорота веществ на планете.
Стр.214-215 67 Круговорот азота, серы и фосфора Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы Характеризуют круговороты: азота, фосфора и серы Стр.216-218 В 1-3 (ОВЗ), 4-7 Тема 3.5 Роль живых организмов в биосфере
68 Роль живых организмов в биосфере Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава атмосферы. Возникновение осадочных пород почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд Характеризуют преобразования планеты живыми организмами: изменение состава атмосферы, Стр.219-221 В 1-2 (ОВЗ), 3-8 69 Возникновение осадочных пород почвы. Возникновение осадочных пород почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд Объясняют причины исчезновения видов и смены экосистем 70 Итоговое занятие.