Рабочая программа учебного курса Биология. Многообразие живых организмов. Растения к учебнику Н. И. Сонина

МОУ Песоченская средняя общеобразовательная школа
Рыбинского района Ярославской области



Рассмотрена Утверждаю
на методическом совете Приказ №___от «___»_____20__г.
Протокол №___от «___»________20__г.
Председатель МС__________О. Ю. Троеглазова Директор школы_______ С. А. Сенченко






Рабочая программа
учебного курса «Биология»
Многообразие живых организмов. Растения. Грибы. Растения.
7 класс






учитель Сидорова Е.В.








2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка
к рабочей программе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов. Растенияё грибы, бактерии» в 7 классе.
Планируемые результаты курса биологии
Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
ценности биологических методов исследования живой и неживой природы.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
правильному использованию биологической терминологии и символики;
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать
в дискуссии;
развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в
совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты
-создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.
Обучающиеся овладеют:
-научными методами решения различных теоретических и практических задач;
-умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,
оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Планируемые результаты (общие положения). В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы:
Личностные: раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов:
-сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления
-наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные: представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий.
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как, система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является:
-овладение обучающимися основами читательской компетенции;
-приобретение навыков работы с информацией;
-участие в проектной деятельности.
Предметные:  В результате изучения курса биологии в основной школе
выпускник научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость.
-применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать. Сравнивать, выявлять взаимосвязи);
-ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
-пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;
-давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;
-проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом;
-описывать биологические объекты, процессы и явления;
-ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты;
выпускник овладеет:
-системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение;
-сведениями по истории становления биологии как науки;
выпускник освоит:
-общие приемы: оказания первой помощи;
-рациональной организации труда и отдыха;
-выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
-проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
-правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
-соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
-выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально- ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях в научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее, и переводить из одной формы в другую;
-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
-осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
-создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Содержание программы
Биология. Многообразие живых организмов. Растения, грибы, бактерии (70 ч, 2 ч в неделю)

Раздел 1. От клетки до биосферы (10 ч)
Тема 1.1. Многообразие живых систем
Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани органы, организмы. Виды, популяции и биогеоценозы. Общие представления о биосфере.
Демонстрация
Таблицы, иллюстрирующие особенности организации клеток, тканей и органов. Организмы различной сложности. Границы и структура биосферы.
Тема 1.1. Ч. Дарвин о происхождении видов
Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости. Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений. Понятие о борьбе за существование и естественном отборе.
Демонстрация
Породы животных и сорта растений. Близкородственные виды, приспособленные к различным условиям существования.
Тема 1.2. История развития жизни на Земле
Подразделение истории Земли на эры и периоды. Условия существования жизни на древней планете. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм.
Демонстрация
Представители фауны и флоры различных эр и периодов.
Тема 1.3. Систематика живых организмов
Искусственная система живого мира; работы Аристотеля, Теофраста. Система природы К. Линнея. Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике.
Демонстрация
Родословное древо растений и животных.
Лабораторные и практические работы
Определение систематического положения домашних животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
 основные понятия и термины: «искусственный отбор», «борьба за существование», «естественный отбор»;
 основные уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный;
 подразделение истории Земли на эры и периоды;
 искусственную систему живого мира; работы Аристотеля, Теофраста; систему природы К. Линнея;
 принципы построения естественной системы живой природы.
Учащиеся должны уметь:
 в общих чертах описывать механизмы эволюционных преобразований;
 объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни;
 иметь представление о естественной системе органической природы;
 давать аргументированную критику ненаучных мнений о возникновении и развитии жизни на Земле.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
 различать объем и содержание понятий;
 различать родовое и видовое понятия в наименовании вида;
 определять аспект классификации и проводить классификацию;
 выстраивать причинно следственные связи.

Раздел 2. Царство Бактерии (4 ч)
Тема 2.1. Подцарство Настоящие бактерии
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий.
Лабораторные и практические работы
Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий.
Демонстрация
Строение клеток различных прокариот.
Тема 2.2. Многообразие бактерий
Многообразие форм бактерий. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот, их распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение. Профилактика инфекционных заболеваний.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
 строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
 разнообразие и распространение бактерий и грибов;
 роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
 методы профилактики инфекционных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
 давать общую характеристику бактерий;
 характеризовать формы бактериальных клеток;
 отличать бактерии от других живых организмов;
 объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
 работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
 разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;
 готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
 пользоваться поисковыми системами Интернета.

Раздел 3. Царство Грибы (8 ч)
Тема 3.1. Строение и функции грибов
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов.
Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора.
Демонстрация
Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
Тема 3.2 Многообразие и экология грибов
Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение грибов, их роль в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Болезнетворные грибы, меры профилактики микозов.
Демонстрация
Схемы, отражающие строение и жизнедеятельность различных групп грибов; муляжи плодовых тел шляпочных грибов, натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Тема 3.3. Группа лишайники
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников. Особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.
Демонстрация
Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
 основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;
 строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;
 особенности организации шляпочного гриба;
 меры профилактики грибковых заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
 давать общую характеристику бактериям и грибам;
 объяснять строение грибов и лишайников;
 приводить примеры распространённости грибов и лишайников;
 характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;
 определять несъедобные шляпочные грибы;
 объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
 работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
 составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
 пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;
 разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;
 готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
 пользоваться поисковыми системами Интернета.

Раздел 4. Царство Растения (34 ч)
Тема 4.1. Группа отделов Водоросли; строение, функции, экология
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли. Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация
Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида и строения водорослей.
Тема 4.2. Отдел Моховидные
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация
Схема строения и жизненный цикл мхов. Различные представители мхов.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида и строения мхов.
Тема 4.3. Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация
Схемы строения и жизненные циклы плауновидных и хвощевидных. Различные представители плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща.
Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников (на схемах).
Тема 4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.
Изучение строения хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов).
Демонстрация
Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.
Тема 4.5. Покрытосеменные (цветковые) растения
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения покрытосеменных растений*.
Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения*.
Демонстрация
Схема строения цветкового растения, строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.
Тема 4.6. Эволюция растений
Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания. Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы. Основные этапы развития растений на суше.
Лабораторные и практические работы
Построение родословного древа царства Растения.
Демонстрация
Изображение ископаемых растений, схемы, отображающие особенности их организации.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
 основные методы изучения растений;
 основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
 особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
 роль растений в биосфере и жизни человека;
 происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
 давать общую характеристику царства Растения;
 объяснять роль растений биосфере;
 характеризовать основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые);
 объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
 характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;
 объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.

Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
 выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
 сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы
на основе сравнения;
 оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
 находить информацию о растениях в дополнительных источниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Раздел 5. Растения и окружающая среда (8 ч)
Тема 5.1. Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов
Растительные сообщества  фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность. Роль отдельных растительных форм в сообществе.
Демонстрация
Плакаты и видеоролики, иллюстрирующие разнообразие фитоценозов.
Лабораторные и практические работы
Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе.
Тема 5.2. Растения и человек
Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе.
Демонстрация
Способы использования растений в народном хозяйстве и в быту.
Тема 5.3. Охрана растений и растительных сообществ
Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений.
Демонстрация
Плакаты и информационные материалы о заповедниках, заказниках, природоохранительных мероприятиях.
Лабораторные и практические работы
Разработка схем охраны растений на пришкольной территории.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
 определение понятия «фитоценоз»;
 видовую и пространственную структуру растительного сообщества, ярусность;
 роль растений в жизни планеты и человека;
 необходимость сохранения растений в любом месте их обитания.
Учащиеся должны уметь:
 определять тип фитоценоза;
 выявлять различия между естественными и искусственными фитоценозами;
 обосновывать необходимость природоохранительных мероприятий.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
 существующую программу курса;
 учебники и другие компоненты учебно-методического комплекта;
 иллюстративный и вспомогательный учебный материал (таблицы, схемы, муляжи, гербарии и т. д.);
 осознавать целостность природы; взаимосвязанность и взаимозависимость происходящих в ней процессов.
Учащиеся должны уметь:
 работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
 составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
 разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;
 готовить устные сообщения и письменные доклады на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
 пользоваться поисковыми системами Интернета;
 объяснять необходимость ведения хозяйственной деятельности человека с учётом особенностей жизнедеятельности живых организмов;
 под руководством учителя оформлять отчёт о проведённом наблюдении, включающий описание объектов наблюдения, его результаты и выводы;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
 соблюдение учащимися правил поведения в природе;
 осознание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
 умение реализовывать теоретические познания на практике;
 осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
 понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
 проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
 привить любовь к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, эстетические чувства от общения с растениями;
 признание учащимися права каждого на собственное мнение;
 готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
 умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;
 критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственность за их результаты;
 понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
 умение слушать и слышать другое мнение, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Резерв времени  6 ч

Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать/понимать
- Особенности жизни как формы существования материи;
- Фундаментальные понятия биологии;
- О существовании эволюционной теории;
-Основные группы прокариот, грибов, растений, особенности их организации, многообразие, экологическую и хозяйственную роль живых организмов, при охране окружающей среды и здоровья человека;
- Растения и грибы своего края.
Уметь
- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопических исследований;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- владеть языком предмета

3. Тематическое планирование
составлено на основе
- ООП НОО ООО Песоченской СОШ для основной школы
- Авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захаровой Программа основного общего образования. 5-9 классы. Линейный курс. – М.: Дрофа. 2012. С учетом примерной основной образовательной программы М. Просвещение, 2011
- Методического письма Департамента ЯО по биологии на 2015-2016 учебный год
- Учебного плана школы на 2016 – 2017 учебный год
С использованием УМК « Биология. Многообразие живых организмов.» (федеральный перечень учебников Приказ Минобнауки от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»)



Учебно-тематический план
Раздел
Всего часов
Количество часов авторской программы
Количество часов рабочей программы
Практическая часть
Контроль

Раздел 1. От клетки до биосферы
10 +1
10
11
1
2

Раздел 2. Царство Бактерии
4
4
4
1


Раздел 3. Царство Грибы
8+1
8
9
2
1

Раздел 4. Царство Растения
34+3
34
37
9
3

Раздел 5. Растения и окружающая среда
8+1
8
9
3
1

Резерв

6











всего
70
70
70
16
7


Календарно-тематический план


дата

Наименование разделов и тем
Содержание
Практическая часть
Вид контроля
Индивидуальная работа
Домашнее задание
Дата


Раздел 1. От клетки до биосферы (10 часов + 1 из резерва)








1.

Тема 1.1. Многообразие живых систем.
Многообразие живых организмов. Царства живой природы. Инструктаж по ТБ
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.



Введение, царства, науки,

02.09

2.
Основные свойства живых организмов.
Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани органы, организмы. Виды, популяции и биогеоценозы. Общие представления о биосфере



Свойства живых организмов. п.1 уровни, определения

06.09

3
Входной контроль.


Тест



09.09

4.

Тема 1.2. Ч. Дарвин о происхождении видов
Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости.




п.2 определения

13.09

5.

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.
Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений.



п.2 определения, положения теории

16.09

6.

Понятие о борьбе за существование и естественном отборе.




п.2 определения,

20.09

7.

Тема 1.3. История развития жизни на Земле
Подразделение истории Земли на эры и периоды. Условия существования жизни на древней планете.
Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм.



п.3 геохронологическая таблица

23.09

8.

Тема 1.3. Систематика живых организмов
Искусственная система живого мира; работы Аристотеля, Теофраста. Система природы К. Линнея.




п.4

27.09

9.

Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства.
Основные таксономические категории, принятые в современной систематике.



п.4 таксоны

30.09

10.

Инструктаж т.б. Практическая работа №1 Определение систематического положения домашних животных.

Практическая работа №1 Определение систематического положения домашних животных.


Подготовка к контролю
04.10

11.

Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме «От клетки до биосферы»


Тест

Разбор трудных заданий
07.10


Раздел 2. Царство Прокариоты (Бактерии)
– 4 часа







12.

Тема 2.1. Подцарство Настоящие бактерии
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов.
Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки.



п.5, 6

11.10

13.

Размножение бактерий. Инструктаж т.б. Практическая работа №2 Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий.

Практическая работа №2 Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий.

чтение учебника
работа по рисунку
п.6, 7, , рисунок –строение, схема размножения бактерий
14.10

14.

Тема 2.2. Многообразие бактерий
Многообразие форм бактерий.. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Особенности организации и жизнедеятельности прокариот, их распространённость и роль в биоценозах


заполнение таблицы по учебнику
п.7,8
роль в биоценозах
18.10

15.

Экологическая роль и медицинское значение. Бактерии возбудители заболеваний.Меры профилактики заболеваний, вызванных бактериями.
Значение работ Коха и Л. Пастера. Использование в биотехнологии.


заполнение таблицы по учебнику
п.8 медицинское значение

21.10


Раздел 3. Царство Грибы – 8 +1 из резерва







16.

Тема 3.1. Строение и функции грибов
Общая характеристика грибов. Происхождение и эволюция грибов.




п.9 особенности грибов

25.10

17.

Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов.




п.9 особенности клетки гриба

28.10

18.

Тема 3.2 Многообразие и экология грибов
Отдел Хитридиомикота. Отдел Зигомикота. Отдел Аскомикота. Особенности строения плесневых грибов (на примере мукора, пеницилла). Инструктаж т.б. Лабораторная работа №1 Строение гриба мукора, дрожжей. Изучение строения плесневых грибов.

Лабораторная работа №1 Строение гриба мукора, дрожжей.

использование учебника
п.10,11,12 строения плесневых грибов

08.11

19.

Отдел Базидиомикота. Отдел Оомикота. Особенности строения шляпочных грибов.инструктаж т.б. Лабораторная работа №2 Строение плодового тела шляпочного гриба.


Лабораторная работа №2 Строение плодового тела шляпочного гриба.



п.13,14,15
строения шляпочных грибов
11.11

20.

Роль в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Использование грибов в биотехнологии. Грибы паразиты, вызывающие болезни растений, человека.роль в природе и жизни человека.




п.9-15 значение грибов

15.11

21.

Правила сбора грибов. Меры профилактика заболеваний, вызываемых грибами. Приемы оказания первой помощи при отравлении грибами. Съедобные и ядовитые грибы Ярославской области.



использование рисунка и схемы
профилактика заболеваний, вызываемых грибами, оказание первой помощи при отравлении грибами.
18.11

22.

Тема 3.3. Лишайники. Понятие о симбиозе Общая характеристика лишайников. Особенности строения, типы слоевищ, жизнедеятельности.



использование учебника
п.16. характеристика лишайников, строение, типы слоевищ, жизнедеятельность
22.11

23.

Распространения и роль лишайников в природе и жизни человека.




п.16 роль в природе и для человека, подготовка к контролю
25.11

24.

Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме «Прокариоты. Грибы»


Тест

вопросы ОГЭ
29.11


Раздел 4. Царство Растения – 34 + 3 из резерва часа







25.


Тема 4.1. Общая характеристика растений Растительный организм – целостная система. Инструктаж т.б. Лабораторная работа №3 Распознавание растений разных отделов.
Клетки, ткани и органы растений. Общая характеристика царства Растения. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Особенности жизнедеятельности растений. Систематика растений.
Лабораторная работа №3 Распознавание растений разных отделов.


п.17
признаки растений
систематика
02.12

26.


Тема 4.2. Под/ царство Низшие растения Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Строение и жизнедеятельность водорослей.




использование учебника
п.18
признаки низших растений
строение водорослей, размножение
06.12

27.


Инструктаж т.б. Лабораторная работа №4 Изучение внешнего строения водорослей на примере спирогиры.

Лабораторная работа №4 Изучение внешнего строения водорослей на примере спирогиры.


строение водорослей
09.12

28.


Многообразие водорослей. Отдел Зелёные водоросли. Отдел Красные водоросли. Отдел Бурые водоросли. Инструктаж т.б. Лабораторная работа №5 Распознавание отделов водорослей. Значение водорослей.

Лабораторная работа №5 Распознавание отделов водорослей. Значение водорослей.

повторение: строение и значение водорослей
п.19, 20, 21
многообразие и значение водорослей
13.12

29.


Тема 4.3. Под/ царство Высшие растения Происхождение и общая характеристика высших растений. Споровые растения. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.




п.22 признаки высших растений
16.12

30.

Мхи. Отдел Моховидные. Строение и жизнедеятельность мхов. Инструктаж т.б. Лабораторная работа №6 Изучение внешнего строения мхов на местных видах. Распространение и роль растений отдела Моховидные в биоценозах.

Лабораторная работа №6 Изучение внешнего строения мхов. Распространение и роль растений отдела Моховидные в биоценозах.

использование учебника
п.23 признаки мхов, строение, размножение, значение
20.12

31.
.
Промежуточный контроль.


Тест



23.12

32.

Тема 4.4. Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные. Отдел Плауновидные.



Работа с учебником
строение и значение мхов
п.24, 25
многообразие и значение Плауновидных
27.12

33.

Отдел Хвощевидные. Инструктаж т.б. Лабораторная работа №7 Распознавание растений отдела Хвощевидные. Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща. изучение строения хвоща

Лабораторная работа №7 Распознавание растений отдела Хвощевидные. Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща.


п.26
многообразие и значение Хвощевидных


34.

Папоротники. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Особенности строения папоротников. Инструктаж т.б.
Лабораторная работа №8 Изучение внешнего строения папоротников.
Лабораторная работа №9 Распознавание растений отдела Папоротниковидные.

Лабораторная работа №8 Изучение внешнего строения папоротников.
Лабораторная работа №9 Распознавание растений отдела Папоротниковидные

использование учебника
п.27
признаки папоротников
строение, размножение и значение папоротников


35.

Особенности жизнедеятельности папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.




п.27 жизненный цикл папоротников
значение


36.

Тема 4.5. Семенные растения. Отдел Голосеменные. Происхождение и особенности организации голосеменных растений. Строение тела, жизненные формы.




использование учебника
п.28
признаки голосеменных, строение,


37.

Инструктаж т.б. Лабораторная работа №10 Изучение строения голосеменных растений*.


Лабораторная работа №10 Изучение строения голосеменных растений*.



признаки голосеменных, строение,


38.

Размножение Голосеменных. Инструктаж т.б. Лабораторная работа №11 Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян растений голосеменных.

Лабораторная работа №11 Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян растений голосеменных


п.28 размножение



39.

Многообразие Голосеменных. Экскурсия №1 «Изучение многообразия голосеменных».




п.28 многообразие и значение голосеменных растений


40.

Практическое значение голосеменных растений. Роль в биогеоценозах.




п.28 значение


41.

Тема 4.6. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Происхождение покрытосеменных растений. Жизненные формы.




п.29


42.

Особенности организации покрытосеменных растений; строение тела.



работа с готовой таблицей
п.29 признаки отдела
повторить 6-7 класс: строение Цветковых


43.

Инструктаж т.б. Лабораторная работа №12 Изучение строения покрытосеменных растений Изучение органов цветкового растения*.

Лабораторная работа №12 Изучение строения покрытосеменных растений*.


повторить 6-7 класс: строение Цветковых


44.

Размножение покрытосеменных растений.




повторить 6-7 класс размножение Цветковых


45.

Систематика отдела Покрытосеменные растения. Признаки классов Однодольные и Двудольные.




таблица – двудольные и однодольные растения


46.


Семейства класса Двудольные растения Розоцветные.



по плану: характеристика розоцветных растений
п.29 таблица – Розоцветные


47.


Семейства класса Двудольные растения. Мотыльковые.




п.29 таблица – Мотыльковые


48.


Семейства класса Двудольные растения Паслёновые.




п.29 таблица – Паслёновые


49.

Семейства класса Двудольные растения. Крестоцветные.




п.29 таблица - Крестоцветные.


50.


Инструктаж т.б. Лабораторная работа №13 Определение принадлежности растений к классу Двудольные


Лабораторная работа №13 Определение принадлежности растений к классу Двудольные.


п.29 многообразие двудольных растений


51.


Семейства класса Однодольные растения. Лилейные.




по плану: характеристика злаков
использование учебника


п.29 таблица – Лилейные


52.


Семейства класса Однодольные растения. Злаки.





п.29 таблица - Злаки


53.


Инструктаж т.б. Лабораторная работа №14 Определение принадлежности растений к классу Однодольные.


Лабораторная работа №14 Определение принадлежности растений к классу Однодольные.



п.29 таблица - однодольные


54.


Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Основные растительные сообщества. Многообразие покрытосеменных растений Ярославской области. Значение растений в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов растений.





подготовка к контролю по вопросам
роль в биоценозах, жизни человека

Многообразие покрытосеменных растений области и района
Повтор и подготовка к контролю .


55.


Тематический контроль.



Тест




56.


Экскурсия №2 «Важнейшие сельскохозяйственные культуры района». Ядовитые растения.





Итоги экскурсии


57.

Тема 4.7. Эволюция растений Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания.




п.30



58.

Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы.




п.30



59.

Основные этапы развития растений на суше. Усложнение растений в процессе эволюции.




п.30



60.

Инструктаж т.б. Практическая работа № 3 Построение родословного древа царства Растения.

Практическая работа № 3 Построение родословного древа царства Растения.


п.30 схема



61.

Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме «Царство Растения»



Тест





Раздел 5. Растения и окружающая среда (8 +1 из резерва)







62.

Тема 5.1. Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов




п.31-32


63.

Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность.




п.31


64.

Роль отдельных растительных форм в сообществе. Инструктаж т.б. Практическая работа № 4 Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе.

Практическая работа № 4 Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе.


п.32 таблицы


65.

Тема 5.2. Растения и человек. Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства.




п.33 Значение растений в жизни планеты и человека


66.

Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека. Инструктаж т.б. Практическая работа № 5 Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе.

Практическая работа № 5 Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе.


п.33 Значение растений в жизни планеты и человека. п.33 проекты выращивания декоративных растений на школьном дворе


67.

Промежуточная аттестация.


Тест




68.

Тема 5.3. Охрана растений и растительных сообществ. Причины необходимости охраны растительных сообществ.




п.34 сообщения или мини проекты «Природоохранительные территории»


69.

Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений.




п.34 сообщения или мини проекты «Методы и средства охраны природы»


70.

Инструктаж т.б. Практическая работа № 6 Разработка схем охраны растений на пришкольной территории.

Практическая работа № 6 Разработка схем охраны растений на пришкольной территории.


планы мероприятий по защите растений на пришкольной территории



 Знание названий систематических таксонов не является обязательным для учащихся.











Заголовок 1 Заголовок 2ђ Заголовок 315